Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМАТЕ КРУЖКА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМАТЕ КРУЖКА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / КРУЖОК / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / HISTORICAL STUDY OF LOCAL LORE / CIRCLE / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчела Инна Владимировна, Яковенко Ольга Игоревна

Образовательная среда рассматривается как ключевой фактор образовательного процесса в школе, от которого, во многом, зависит успех достижения запланированных результатов внеурочной деятельности. Статья посвящена решению проблемы проектирования образовательной среды (по модели В.А. Ясвина), с учетом многолетнего опыта организации внеурочной работы. Авторы доказывают тезис, что в условиях недостатка информационной и методической поддержки, современная образовательная среда может быть выстроена на основе имеющейся инфраструктуры, но с привлечением новых (внешних) ресурсов, а также партнеров. В статье акцентировано внимание на трех структурных компонентах по которым была спроектирована модель образовательной среды внеурочной деятельности: содержательного («предметное поле»), организационного (методы организации образовательного процесса) и коммуникативного («проектно-конструкторское поле»), что охарактеризовало учебно-методическое обеспечение, методы организации образовательного процесса, исследовательскую и проектную деятельность обучающихся; оценка результатов образовательного процесса позволила выделить технологии, которые обеспечивают успех в решении поставленных задач. Основные результаты исследования - это создание целостного представления о модели образовательной среды внеурочной деятельности в формате школьного кружка «Историческое краеведение». Созданная модель апробирована в реальных условиях образовательного процесса сельской школы. Она раскрывает стратегии организации внеурочной работы школьного кружка, позволяющие включить каждого участника в продуктивную учебную деятельность. Описанная модель позволяет использовать весь накопленный опыт внеурочной работы школы, сохранить её традиции, привлечь внешние ресурсы и потенциал партнёров для организации современной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пчела Инна Владимировна, Яковенко Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE FORMAT OF A CIRCLE ’’HISTORICAL LOCAL HISTORY”

The educational environment is viewed as a key factor in the educational process at school, on which the success of achieving the planned results of extracurricular activities largely depends. The article is devoted to solving the problem of designing an educational environment (according to the model of V.A. Yasvin), taking into account many years of experience in organizing extracurricular work. The authors prove the thesis that in conditions of a lack of information and methodological support, a modern educational environment can be built on the basis of the existing infrastructure, but with the involvement of new (external) resources, as well as partners. The article focuses on three structural components for which a model of the educational environment of extracurricular activities was designed: content ("subject field"), organizational (methods of organizing the educational process) and communicative ("design and development field"), which characterized the educational and methodological support, methods of organizing the educational process, research and project activities of students; assessment of the results of the educational process made it possible to identify technologies that ensure success in solving the assigned tasks. The main results of the research are the creation of a holistic idea of the model of the educational environment of extracurricular activities in the format of the school circle "Historical local history". The created model has been tested in real conditions of the educational process of a rural school. She reveals the strategies for organizing the extracurricular work of the school circle, allowing you to include each participant in productive learning activities. The described model makes it possible to use all the accumulated experience of extracurricular work of the school, preserve its traditions, attract external resources and the potential of partners to organize a modern educational environment.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМАТЕ КРУЖКА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 118PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Пчела И.В., Яковенко О.И. Организация образовательной среды внеурочной деятельности в формате кружка «Историческое краеведение» // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/118PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Pchela I.V., Iakovenko O.I. (2020). Organization of an educational environment for extracurricular activities in the format of a circle "Historical local history". World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/118PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 37.035.461(571.63) ГРНТИ 14.25.19

Пчела Инна Владимировна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» Филиал в г. Уссурийск, Уссурийск, Россия

Преподаватель Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=417200

Яковенко Ольга Игоревна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» Школа педагогики, Уссурийск, Россия

Магистрант E-mail: [email protected]

Организация образовательной среды внеурочной деятельности в формате кружка «Историческое краеведение»

Аннотация. Образовательная среда рассматривается как ключевой фактор образовательного процесса в школе, от которого, во многом, зависит успех достижения запланированных результатов внеурочной деятельности.

Статья посвящена решению проблемы проектирования образовательной среды (по модели В.А. Ясвина), с учетом многолетнего опыта организации внеурочной работы. Авторы доказывают тезис, что в условиях недостатка информационной и методической поддержки, современная образовательная среда может быть выстроена на основе имеющейся инфраструктуры, но с привлечением новых (внешних) ресурсов, а также партнеров.

В статье акцентировано внимание на трех структурных компонентах по которым была спроектирована модель образовательной среды внеурочной деятельности: содержательного («предметное поле»), организационного (методы организации образовательного процесса) и коммуникативного («проектно-конструкторское поле»), что охарактеризовало учебно-методическое обеспечение, методы организации образовательного процесса, исследовательскую и проектную деятельность обучающихся; оценка результатов образовательного процесса позволила выделить технологии, которые обеспечивают успех в решении поставленных задач.

https:// mir-nauki. com

Основные результаты исследования - это создание целостного представления о модели образовательной среды внеурочной деятельности в формате школьного кружка «Историческое краеведение».

Созданная модель апробирована в реальных условиях образовательного процесса сельской школы. Она раскрывает стратегии организации внеурочной работы школьного кружка, позволяющие включить каждого участника в продуктивную учебную деятельность. Описанная модель позволяет использовать весь накопленный опыт внеурочной работы школы, сохранить её традиции, привлечь внешние ресурсы и потенциал партнёров для организации современной образовательной среды.

Ключевые слова: образовательная среда; внеурочная деятельность; историческое краеведение; кружок; проектирование

На современном этапе общественного развития проблема изучения образовательной среды выходит на первый план. В условиях обновления федеральных государственных образовательных стандартов актуализируется проблема проектирования образовательной среды, так как она позволяет каждому обучающемуся активно развиваться, эффективно взаимодействовать с другими людьми, получать качественное образование.

Сегодня образовательная среда рассматривается с позиции взаимодействия личности с окружающей средой, которая представлена совокупностью различных условий - это отражено в трудах В.И. Панова, С.В. Тарасова, В.А. Ясвина [1] и других. Проектирование образовательной среды позволяет логически выстроить систему действий, увидеть и сформулировать актуальные потребности, удовлетворить их, а также выявить и предотвратить проблемы в сфере образования. Благодаря этому она превращается в единую непротиворечивую систему, которой можно управлять.

Анализ литературы (В.А. Левин, О.Б. Передреева, В.А. Ясвин и др.) показал, что проектирование образовательных сред возможно на разных уровнях - от общемирового, федерального, регионального до образовательной среды конкретного учебного заведения («локальная образовательная среда»), коллектива или творческого объединения в учреждении дополнительного образования (образовательная микросреда) [2], а также внеурочной деятельности.

Сегодня внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта, под которой понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. К одной из распространённых форм реализации этой деятельности относятся кружки.

Историческое краеведение - является направлением школьной внеурочной деятельности, которое раскрывает обучающимся место родного края в истории нашей страны, помогает почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края [3]. Формы и методы краеведческой работы могут быть самыми разнообразными: это и работа школьного музея, научно-исследовательская деятельность, археологическая работа, экскурсии и т. д. Использование таких активных методов обучения способствует осуществлению духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

Введение

Цель данной статьи - охарактеризовать образовательную среду внеурочной деятельности в формате кружка «Историческое краеведение» как эффективный способ достижения запланированных результатов. В этой связи представляется интересным:

• проанализировать опыт внеурочной работы школьного кружка «Историческое краеведение» с позиции системно-деятельностного подхода;

• выделить направления и формы деятельности кружка, которые имеют перспективы в современном образовании;

• определить ключевые характеристики образовательной среды, которые позволяют достигать запланированных результатов.

Материалы и методы

Объектом исследования стала образовательная среда кружка «Историческое краеведение» МБОУ школы с. Анучино Приморского края, основные элементы которой проектировались в соответствии с концепцией В.А. Ясвина [1].

С помощью метода векторного моделирования был определён коэффициент модальности, который показал степень использования обучающимися развивающих возможностей (ресурсов) среды. После чего используя в исследовании метод анкетирования, с целью получения более точных данных, были опрошены четыре группы участников образовательного сообщества: администрация школы, учителя, родители и обучающиеся (старшеклассники). На основе полученных данных была составлена матрица мониторинга внеурочной деятельности на основе количественных параметров (рис. 1).

широта

устойчивость

нтенсивность

безопасность

структурированность

мобильность

осознаваемость

обобщённость

эмоциональность

администрация |учителя родители ученики

активность

доминантность

когерентность

Рисунок 1. Матрица мониторинга школьной среды внеурочной деятельности на основе количественных параметров (составлена автором)

Результаты

С учётом полученных данных была спроектирована модель образовательной среды внеурочной деятельности, состоящая из трёх центральных компонентов: содержательного («предметное поле»), организационного (методы организации образовательного процесса) и коммуникативного («проектно-конструкторское поле»), согласно модели В.А. Ясвина.

Первый компонент - это предметная среда, окружающая обучающегося и учителя. Пространственно-предметный компонент формируется из 6 направлений:

1. гетерогенность и сложность (среда кружка проектируется из «микросред», которые дают ребёнку разнообразные возможности и желание всё попробовать, во всём принять участие);

2. связность (все объекты участвующие во внеурочной деятельности расположены на небольших от друг друга расстояниях (школа, районный и школьный музей, археологические памятники, памятники гражданской войны, архив и т. д.));

3. гибкость и управляемость (использование в работе «компьютерной обучающей среды», QR-кодирования, виртуальных музеев и т. п.);

4. символизм (применение в работе фотографий, таблиц, схем, муляжей, макетов; создание эмблемы школьного кружка и т. д.);

5. индивидуализированность (кружок имеет свой класс для работы; создан уголок кружка, где размещено название, эмблема, фотографии и многое другое связанное с его деятельностью);

6. аутентичность (работа кружка выстроена сообразно жизненным проявлениям (возможность заниматься в наиболее благоприятном ритме, соответствующем возрастным, половым, индивидуальным особенностям и т. д.)).

Другой компонент образовательной среды - социальный - определяется формой детско-взрослой общности. Важно, чтобы при его моделировании выполнялись следующие условия: учитель и обучающийся - единый полисубъект развития; наличие между учителем и обучающимися отношений сотрудничества; наличие коллективно-распределительной учебной деятельности; насыщение жизни детей и взрослых коммуникацией [4]. Требования к социальному компоненту:

взаимопонимание и удовлетворённость отношениями;

позитивный настрой;

авторитетность руководителей;

участие в управлении образовательным процессом;

сплочённость и сознательность;

продуктивность взаимодействий в образовательном процессе.

Третий компонент психодидактический включил в себя содержание самого образовательного процесса, осваиваемые ребёнком способы действий, организацию обучения.

Проектирование образовательной среды проходило через параметры:

• широта (установлено партнёрское сотрудничество с Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока (г. Владивосток), археологическим клубом «Резерв» (г. Уссурийск); Районным историко-краеведческим музеем (с. Анучино); осуществляются совместные проекты и исследовательская деятельность; проводятся встречи с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий; археологические экспедиции и экскурсии и т. д.);

• интенсивность (используются в работе интерактивные формы обучения, создаются лэпбуки, экспозиции, выставки и т. д.);

• осознаваемость (разработана своя символика и эмблема кружка);

• устойчивость (в работе принимает участие постоянный педагогический и ученический состав кружка, отсутствует «текучка» кадров и т. д.);

• безопасность (безопасность во взаимоотношениях с другими учащимися, сверстниками и старшими; в отношениях с внешней средой; транспортная безопасность и др.);

• обобщённость (все участники кружка являются «командой единомышленников»);

• эмоциональность (у ребят есть возможность получить эмоциональную поддержку, внимание к личным проблемам и обстоятельствам; эмоциональность оформления пространственно-предметной среды);

• доминантность (выражена в субъективной значимости кружка для обучающихся, педагогов и родителей);

• когерентность (утверждена программа сотрудничества с Институтом истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН; Администрацией Анучинского муниципального округа; программа проведения теоретических и практических мероприятий и т. д.);

• социальная активность (публикуются материалы в СМИ о его деятельности, участии в конкурсах, конференциях, фестивалях и т. д.);

• структурированность (способ организации);

• мобильность (развитие у детей функциональной грамотности; повышение квалификации руководителей кружка, участие в семинарах, конкурсах и т. д.).

При проектировании программы кружка была модернизирована имеющаяся образовательная среда и обновлены все направления внеурочной работы:

• разработано многоуровневое информационно-методическое обеспечение для организации познавательной деятельности обучающихся в соответствии с их образовательными потребностями;

• укомплектован дидактический комплекс, позволяющий формировать целостные представления об историческом наследии района, о вкладе ученых археологов и краеведов, исследовавших историческое прошлое малой Родины;

• организована коммуникативная среда путем расширения внешних связей с участниками исторических кружков края и возобновления сотрудничества с учеными;

• внедрены активные и интерактивные методы обучения, электронные образовательные ресурсы, призванные осовременить образовательный процесс;

• расширена тематика учебно-исследовательской работы за счет внедрения сюжетов, связанных с охраной и популяризацией культурно-исторического наследия района и края.

Обсуждение

Содержательный компонент («предметное поле») разрабатывалось в течение трех лет путем поиска и адаптации к возрасту обучающихся текстовых и визуальных источников

https:// mir-nauki. com

археологического, исторического, этнографического, географического и иного характера. Материалы (карты, фотографии, тексты статей) подобраны к каждой теме. Каждый раздел предваряет краткая историческая справка об истории открытия памятника и биографическая справка о жизни и деятельности исследователей, трудами которых был изучен каждый памятник.

В работе с текстами применяются три методические стратегии. Знакомясь с уникальным Орловским городищем, подростки сравнивают описание памятника Л.А. Кропоткиным (1889) и очерк М.С. Деменка, который побывал на городище век спустя. Сравниваются не только научный и художественный текст, но и изменения, которые произошли с памятником за сто лет.

Другая стратегия предполагает изучение документов, которые описывают несколько этапов изучения одного памятника разными исследователями или одним археологом на протяжении нескольких сезонов. Это требует привлечение таких материалов, которые раньше были доступны только узкому кругу специалистов [5]. В настоящий момент собрать коллекцию таких документов позволяют информационно-компьютерные технологии.

Третья стратегия позволяет организовать работу с текстами не только на ознакомительном, но и на углубленном уровне. Так, к текстам ознакомительного уровня были отнесены статьи из районной периодической печати, опубликованные интервью археологов [6; 7], отчеты участников кружка; тексты углубленного уровня составляют научно-популярные очерки и статьи научных журналов [8]. Кружковцы не только читают тексты, но и рассматривают схемы, планы, рисунки и карты, сопровождающие текст. Работа в таком «информационном (проблемном) поле» обеспечивает не только теоретическую подготовку, но и формирует познавательный интерес.

По этому принципу проектировался организационный компонент среды. Его функционирование обусловило изменение места и формы практических занятий. Вместо занятий в кабинете истории, где участники кружка читают тексты, выполняют задания, отвечают на вопросы, составляют словари новых терминов, пришли активные и интерактивные методики (кейсы, игры). Компьютер стал помощником ручкам, карандашам и тетрадям. Новый организационный компонент способствовал обновлению форм взаимодействия всех участников образовательных отношений. Раз в четверть активные практические занятия проводят специалисты из Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН г. Владивостока. Они учат ребят зарисовывать экспонаты, читать карты, основам консервации, реставрации, хранения экспонатов, готовят к работе в летней археологической экспедиции. Участие в работе научных экспедиций (археологических, этнографических, палеографических и т. п.) - это важный этап работы кружка. Работая, например, в археологических экспедициях, кружковцы знакомятся с раскопками, учатся определять культурный слой, вести полевую обработку материалов, составлять чертежи разрезов, разбивать сетку. Работая в поле, они получают хорошую закалку для дальнейших экспедиций [9].

На практических занятиях руководитель школьного кружка уступает позицию учителя своим коллегам - ученым, сохранив за собой позицию модератора или тьютора. Участники кружка ценят такие практические занятия за возможность работать в команде высокопрофессиональных специалистов.

На занятиях в музее или архиве каждый участник кружка получает индивидуальное задание, о выполнении которого отчитывается по итогам работы. Информационно-компьютерные технологии обеспечивают проведение виртуальных экскурсий не только в

музеях края и страны, но и позволяют познакомиться с личными коллекциями, собранными краеведами [10].

Одним из продуктов проектной деятельности обучающихся является экспонирование материала по принципу «Лэпбук», каждый экспонат которого снабжен QR-кодом. Участники кружка составляют тексты экскурсий для реального и виртуального музея. Они предназначены для посетителей разных возрастов и интересов.

Традиционно участники кружка пишут сообщения, выступают с докладами, защищают рефераты. Тематика определяется индивидуальными интересами. К примеру, исследование на тему «Чем смольнинцы отличаются от славян?» предполагает сравнительно-исторический анализ образа жизни, основных занятий, верований, взаимоотношений с соседями. Такие глубокие знания позволяют систематизировать базовые знания и удовлетворить познавательный интерес. Данная тематика учебно-исследовательской работы требует эрудиции и досконального знания материала по конкретной теме.

Заключение

В заключении, хочется сказать, что историческое краеведение обладает большими возможностями для развития личностного потенциала обучающихся. При проектировании работы кружка очень важно продумать все компоненты среды. Это поможет логически выстроить систему действий, увидеть актуальные потребности. Насыщение образовательной среды необходимыми ресурсами должно сочетаться с компетентностным подходом, реализуемым во внеурочной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ясвин В.А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В.А. Ясвин. - М.: Народное образование, 2019. - 448 с.

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.

3. Власова Г.В. Краеведение в системе дошкольного воспитания // Начальная школа плюс До и После. - 2003. - №5. - С. 54-57.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Вачков И. Смена приоритетов / И. Вачков // Школьный психолог - 2000. - № 44 [Электронный ресурс] // https://psy.1sept.ru/index.php?year=2000&num=44.

5. Буссе Ф.Ф. Остатки древности в долинах Лефу, Дайбихэ и Улахэ // Записки общества изучения Амурского края. - Владивосток, 1888. Т. 1. С. 1-28.

6. Васякина А. Открывая города и страны, живет известный археолог Владимир Шавкунов / А. Васякина. // Аргументы и факты. Приморье. - Владивосток. - 2011. - №23. - С. 3.

7. Федорова С. На Ауровском городище. Интервью с Э.В. Шавкуновым. / С. Федорова. // Анучинские зори. Анучино. - 1998. - №23. - 8 июня. - С. 3.

8. Шавкунов В.Э. Фортификационные особенности Ауровского городища // Россия и АТР, 2019. № 1. С. 16-23.

9. Матюшин Г.Н. Историческое краеведение - М.: Просвещение, 1987. - 205 с.

10. Клюев Н.А. Клад для археологов. / Н.А. Клюев, И.Ю. Слепцов // Анучинский район. Триумф поколений. К 80-летию Анучинского муниципального района. -Арсеньев, 2015. - С. 77-79.

Pchela Inna Vladimirovna

Far Eastern federal university Ussuriisk (branch), Ussuriisk, Russia E-mail: [email protected] PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=417200

Iakovenko Olga Igorevna

Far Eastern federal university School of pedagogy, Ussuriisk, Russia E-mail: [email protected]

Organization of an educational environment for extracurricular activities in the format of a circle "Historical local history"

Abstract. The educational environment is viewed as a key factor in the educational process at school, on which the success of achieving the planned results of extracurricular activities largely depends.

The article is devoted to solving the problem of designing an educational environment (according to the model of V.A. Yasvin), taking into account many years of experience in organizing extracurricular work. The authors prove the thesis that in conditions of a lack of information and methodological support, a modern educational environment can be built on the basis of the existing infrastructure, but with the involvement of new (external) resources, as well as partners.

The article focuses on three structural components for which a model of the educational environment of extracurricular activities was designed: content ("subject field"), organizational (methods of organizing the educational process) and communicative ("design and development field"), which characterized the educational and methodological support, methods of organizing the educational process, research and project activities of students; assessment of the results of the educational process made it possible to identify technologies that ensure success in solving the assigned tasks.

The main results of the research are the creation of a holistic idea of the model of the educational environment of extracurricular activities in the format of the school circle "Historical local history".

The created model has been tested in real conditions of the educational process of a rural school. She reveals the strategies for organizing the extracurricular work of the school circle, allowing you to include each participant in productive learning activities. The described model makes it possible to use all the accumulated experience of extracurricular work of the school, preserve its traditions, attract external resources and the potential of partners to organize a modern educational environment.

Keywords: educational environment; extracurricular activities; historical study of local lore; circle; design

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.