Научная статья на тему 'Организация образовательной среды в педвузе'

Организация образовательной среды в педвузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦЕНТР ПРОДЛЕННОГО ДЛЯ КАК КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕДВУЗА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TEACHER'S TRAINING INSTITUTE / EDUCATION ENVIRONMENT / CENTRE OF EXTENDED-DAY GROUPS AS A COMPONENT OF EDUCATION ENVIRONMENT / PEDAGOGIC ACTIVITIES DESIGNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова Н. В.

Для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров необходимо, чтобы образовательная среда имела в себе такие ресурсные условия и возможности, которые бы способствовали реализации теоретических знаний будущих специалистов в процессе их собственной творческой практической деятельности. Автор статьи анализирует опыт организации образовательной среды в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of education environment at the pedagogical institute

For training of high-qualified pedagogical personnel the education environment should include resource conditions and means which contribute to theoretical knowledge application in the course of the process of future specialists' creative practical activities. The author analyses the experience of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev in organization of education environment.

Текст научной работы на тему «Организация образовательной среды в педвузе»

Юбилей

85

Организация

Н.В. ШНОКУрОВА, панд. лед. нащ, образовательной среды

директор центра продленного дня Г г

в педвузе

Для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров необходимо, чтобы образовательная среда имела в себе такие ресурсные условия и возможности, которые бы способствовали реализации теоретических знаний будущих специалистов в процессе их собственной творческой практической деятельности.

Автор статьи анализирует опыт организации образовательной среды в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева.

Ключевые слова: образовательная среда, центр продленного для как компонент образовательной среды педвуза, проектирование педагогической деятельности.

Социально-экономические перемены, происходящие в России, требуют новых подходов в сфере политики, экономики, культуры и прежде всего - образования.

Приоритетом является формирование готовности будущего педагога жить и действовать в информационном обществе, адаптироваться в быстроменяющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта.

Формирование личностной сферы специалиста осуществляется под влиянием не только целенаправленного образовательного процесса, но и специфической профессиональной среды,в которой студент оказывается, обучаясь в высшей школе. Образовательная среда рассматривается исследователями как «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности » [1]. Образовательная среда вуза является важным психологическим условием не только приобретения личностью профессиональных знаний, умений и навыков, но и развития у нее стремления к самосовершенствованию и самореализации.

Приоритетным направлением деятельности МордГПИ является решение государственной задачи перевода образования на инновационный путь развития [2]. Построение в вузе новой образовательной си-

стемы, соответствующей современным требованиям общества, предполагает разработку технологий, реализующих учебный процесс как целостный и непрерывный, направленный на развитие и самореализацию личности.

Следует отметить, что образовательный процесс в высшей школе до сих пор носит в основном традиционный характер: преподаватель преимущественно сообщает информацию, которую студент может проработать самостоятельно. Деятельность студентов сводится по большей части к пассивному и репродуктивному усвоению материала. Сегодня задача заключается в том, чтобы активизировать самостоятельную работу студента, наполнив образовательную среду соответствующими ресурсами и организовав управление познавательной деятельностью.

86

Высшее образование в России • № 5, 2012

В соответствии с этим возникла необходимость пересмотра подходов к организации образовательной среды вуза, чтобы современный студент мог научиться:

■ гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые профессиональные знания и творчески применяя их на практике для решения разнообразных педагогических ситуаций;

■ критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;

■ практически применять приобретаемые знания;

■ генерировать новые идеи, творчески мыслить;

■ грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

■ быть коммуникабельным;

■ самостоятельно повышать свой интеллектуальный, нравственный и культурный уровень.

Немаловажную роль в этом играет организация при вузах различных вариативных форм образовательных учреждений, позволяющих профессорско-преподавательскому составу вуза реализовать свой научный и профессионально-творческий потенциал, а будущим специалистам - использовать полученные теоретические знания в процессе собственной практической деятельности.

Центр продленного дня при Мордовском государственном педагогическом институте имени М.Е. Евсевьева - один из компонентов образовательной среды вуза, на базе которого можно готовить высококвалифицированные педагогические кадры нового поколения, востребованные системой образования и мотивированные к профессиональной деятельности в условиях ее

реформирования. При его создании были учтены следующие основные механизмы построения образовательной среды:

■ включение студентов в высокоорганизованную общность посредством четкой и целесообразной организации согласованной деятельности всех студенческих организаций;

■ вовлечение педагогов в совместную деятельность со студентами;

■ четкая организация практической деятельности студентов, ее содержательная насыщенность;

■ включение студентов в учебный процесс в качестве равноправных членов педагогического коллектива;

■ качественный анализ, сравнение, обобщение наблюдаемых педагогических явлений, корректировка на этой основе практической деятельности;

■ повышение интенсивности эмоциональных, поведенческих, интеллектуальных компонентов совместной деятельности.

Основными функциями центра являются:

• реализация инновационных и прикладных научных исследований сотрудников и студентов института в практике обучения детей дошкольного и школьного возрастов;

• организация педагогической и преддипломной практики студентов;

• проведение семинаров и консультаций для педагогов дополнительного образования, воспитателей ГПД, воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, дефектологов;

• организация индивидуальных консультаций родителей по вопросам обучения, воспитания и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи деятельности центра:

■ выработка эффективных форм дополнительного обучения, а также научной, учебной, производственной, предпринимательской деятельности в интересах вуза и трудового коллектива центра;

■ организация и проведение поиско-

Юбилей

87

вых, инновационных и прикладных научных исследований полного цикла - с выпуском наукоемкой продукции;

■ эффективное использование интеллектуального потенциала сотрудников института;

■ оказание дополнительных образовательных услуг;

■ подготовка студентов к определенной области профессиональной деятельности;

■ проведение студентами и преподавателями научных исследований;

■ реализация программ дополнительного образования, подготовленных преподавателями вуза.

На базе центра функционируют группы развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста - с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей детям при поступлении в общеобразовательные учреждения. В группахреализуются соответствующие дополнительные образовательные программы, разработанные преподавателями института. В центре есть все необходимые материально-технические условия для осуществления учебно-воспитательного процесса: предметно-развивающая среда для дошкольников, образовательная среда для школьников, компьютерный класс, сенсорная комната, спортивный зал.

Создание центра позволило организовать непрерывную (еженедельные лабораторно-практические занятия) практическую деятельность студентов, в ходе которой происходит закрепление полученных на занятиях теоретических знаний, формируются умения качественно проектировать и организовывать профессиональную (методическую) и научно-исследовательскую деятельность по развитию детей пред-

школьного возраста. Благодаря данной модели организации обучения проведение занятий максимально приближено к условиям профессиональной деятельности воспитателя, педагога дополнительного образования. Студентам предоставляется возможность проведения занятий с детьми дошкольного или младшего школьного возраста. Так, например, после изучения курса теории и методики развития детского изобразительного творчества студентам было предложено разработать и провести цикл занятий по данному направлению деятельности.

Своевременную и квалифицированную помощь студентам оказывают педагоги центра - преподаватели института, успешно совмещающие занятия научно-исследовательской и практической деятельностью. Следует отметить, что при этом меняется сам характер деятельности преподавателя: он не только передает студентам знания, но и организует совместную деятельность с целью формирования у них педагогических способностей, а также совместно со студентом проектирует его будущую профессиональную деятельность. Для эффективности образовательной среды преподаватели института проводят мастер-классы в группах предшкольной подготовки. Активное участие в работе центра по всем запланированным направлениям принимают и студенты.

Внедрение подобного обучения в соответствии с требованиями рынка позволяет

88

Высшее образование в России • № 5, 2012

успешно решать проблему трудоустройства выпускников. Центр предполагает создание мест профессиональной занятости студентов с целью выполнения ими реальных задач по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов.

Таким образом, центр продленного дня является для студентов первой профессиональной средой, формирующей набор актуальных профессиональных компетенций.

Литература

1. Кулюткин Ю., Тарасов С. Образователь-

ная среда и развитие личности // Новые знания. 2001. № 1. С. 6-7.

2. Шукшина Т.И. Development of innovation

infrastructure in pedagogical university (Развитие инновационной инфраструктуры педагогического вуза) // Перспективы науки. 2011. № 10. С. 262-264.

VINOKUROVA N. ORGANIZATION OF EDUCATION ENVIRONMENT AT THE PEDAGOGICAL INSTITUTE

For training of high-qualified pedagogical personnel the education environment should include resource conditions and means which contribute to theoretical knowledge application in the course of the process of future specialists’ creative practical activities.

The author analyses the experience of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev in organization of education environment.

Key words: education environment, teacher’s training institute, Centre of extended-day groups as a component of education environment, pedagogic activities designing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.