ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.096
И.Л. Клименко
И.М. Елкина
Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов при обучении иностранному языку
В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, способствующей самостоятельной работе студентов экономических специальностей в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, самостоятельная работа студентов, традиционный (когнитивный) подход, компетентностный подход, лич-ностно ориентированный подход, экономические специальности.
Современный выпускник-экономист, начиная профессиональную карьеру, зачастую сталкивается с рядом задач, решение которых требует не только знаний и умений в профессиональной сфере, но и исследовательских умений, способности к саморазвитию, самостоятельному освоению новых видов деятельности. При этом весьма полезными оказываются навыки самостоятельной работы, поэтому в период обучения в вузе следует обращать на их формирование особое внимание.
Переход на двухуровневую систему высшего образования значительно повысил требования к самостоятельной работе студентов, которая осуществляется в соответствующей образовательной среде и образовательном пространстве в целом.
В официальном глоссарии федеральных государственных образовательных стандартов образовательная среда определяется как совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы (можно расширить это определение для любого учебного заведения): материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат [9]. Новиков А.М. соотносит образовательное пространство с организационной структурой и участниками образовательного процесса, а образовательную сре-
© Клименко И.Л., Елкина И.М., 2014
94
Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...
ду — с условиями и потенциалом данной организационной структуры. «Образовательное пространство — совокупность всех субъектов и объектов, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах, либо заинтересованных в них, либо влияющих на них» [6]. «Образовательная среда — система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [там же, 6].
По мнению Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой, «внутренняя среда данной образовательной системы (семьи, школы, иного образовательного учреждения) составляет внешнюю среду для любой развивающейся в ней личности. Именно она и называется образовательной средой» [1]. Многие исследователи полагают, что образовательная среда оказывает большое влияние как на обучающегося, так и на сам процесс обучения. Таким образом, образовательная среда способствует гармоническому развитию личности. Такую цель ставит перед собой личностно ориентированный подход, который отличается тем, что субъектом процесса обучения становится не педагог (как в традиционной педагогике), а обучающийся, и само обучение строится так, чтобы обучающийся мог максимально полно раскрыть свои способности, усовершенствовать свою личность. При этом подходе в образовательном процессе широко используется самостоятельность и самоуправление. При отсутствии внешнего принуждения широкое применение творческих заданий создает необходимую атмосферу как для совместной, так и самостоятельной творческой работы обучающихся. Поэтому и образовательная среда должна быть более насыщенной и разнообразной, чем при традиционном подходе к обучению.
Меськов В.С. рассматривает следующие виды сред: нормированные — такие, в которых субъект может трансформироваться, но сами среды закрыты для данного субъекта, и он не может на них повлиять (их можно соотнести с ситуацией, складывающейся при традиционном подходе к обучению); субъектные среды — такие, в которых субъект может трансформироваться сам и наделить субъектностью среду: субъектно-ориентированные — ориентированные на субъекта и способные трансформироваться вместе с ним (здесь прослеживается соответствие целям и задачам лич-ностно ориентированного подхода к обучению) и субъект-субъектные — открытые, ориентированные на взаимодействие субъектов и их взаимную трансформацию [5].
Рассматривая проблему организации образовательной среды при самостоятельной работе при обучении студентов-экономистов иностранному языку, следует отметить, что самостоятельная работа студентов может быть эффективно организована в случае субъектно-ориентированной среды или субъект-субъектной среды. Субъект-субъектная среда способствует максимальному открытию личностного потенциала обучающегося, что также соответствует представлениям о процессе обучения в постмодерниз-
95
Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...
ме. Как показывает в своей монографии «Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст» С.В. Иванова, анализируя различные подходы к обучению в педагогике: технократический, гуманистический и подход с точки зрения постмодернизма, при последнем подходе «цели возникают в ходе обучения и ставятся учащимся, не планируются заранее учителем или кем-то свыше, это подвижная обсуждаемая в ходе обучения субстанция. Реализация потенциала учащегося. Содержание — индивидуальное построение содержания. Опора на опыт ученика... Отказ от универсального содержания в пользу множественности (отказ от стандартов). Синтетичность. Междисциплинарность. Отказ от тоталитарного влияния каких-либо главенствующих идей и концепций...» [2, с. 32—33]. При этом все три субъекта оказывают влияние друг на друга: педагог, обучающийся и среда. Самостоятельная работа обучающегося становится основной формой учебной деятельности. Ее можно рассматривать как одну из высших форм учебной деятельности, формой самообразования, где самоконтроль и самоорганизация обучающегося на основе глубокой внутренней мотивации к обучению играют первостепенную роль.
Меськов В.С. считает, что именно ответственность самого студента является основой успешного обучения. Как мотивировать студента на самостоятельную работу? Этому и должна способствовать среда. Она должна включать в себя средства мотивации исходя из ее побуждающих и смыслообразующих функций, сформулированных А.Н. Леонтьевым [4]. Такая мотивационная структура лежит в основе познавательной самостоятельной деятельности, формирование которой должно стать сутью образовательного процесса, при этом самостоятельная учебная работа становится ее ключевым звеном.
Самостоятельная работа обеспечивает прочность усвоения, способствует более быстрой адаптации в профессиональной среде, формирует навыки получения и обработки информации, которые являются основой профессиональной деятельности для экономиста (обработка данных, построение моделей и разработка концепций на основе интерпретированных данных). Самостоятельная работа позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. В процессе подготовки создаются условия для развития мотивации к изучению иностранного языка, расширяются фоновые знания студента, его кругозор и информативность, а также развиваются интеллектуальные функции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, формируется логика мышления.
Необходимость самостоятельной работы студентов заложена в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения для высшего профессионального образования, сформулированных в терминах компетентностного подхода к обучению. Самостоятельность способствует формированию ответственного отношения к процессу обучения (это согласуется с утверждениями В.С. Меськова), а размышления над соб-
96
Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...
ственными учебными достижениями способствуют формированию рефлексивной компетенции. Рефлексия на данную тему помогает становлению самосознания обучающегося, что является одной из задач гармоничного развития личности при личностно ориентированном подходе к обучению.
Рассмотрим подробнее особенности организации образовательной среды при обучении студентов-экономистов иностранному языку. Исследователи выделяют три уровня сложности самостоятельной работы в процессе обучения иностранным языкам (уровни сложности даются по [7]):
1. «Приобщение к взаимодействию», по сути, представляет собой воспроизводящий (репродуктивный или тренировочный) уровень самостоятельной работы, на котором закладываются основы для других уровней и формируется вербальная лексико-грамматическая база. На данном уровне идет усвоение и закрепление нового материала.
2. «Имитация социального и профессионального взаимодействия» предполагает (переходный или квазитворческий) уровень самостоятельной работы и является следствием предыдущего. На данном уровне анализ учебного материала сочетается с его последующим синтезом. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на аналогичные ситуации. Этот уровень в гораздо большей степени предполагает креативность студентов при самостоятельной работе.
3. «Аутентичное взаимодействие» реализуется на творческом (креативном) уровне самостоятельной работы. Оно связано с поисковой деятельностью при решении более сложных коммуникативных задач. Именно здесь формируется творческая личность и профессиональная самостоятельность. Например, при работе с иноязычным текстом студент на разных этапах обучения переходит от пересказа к его реферированию, а на более высоком уровне — к подготовке аналитической справки с опорой на большой объем иноязычного материала. Поэтому в процессе обучения иностранному языку все эти уровни следует применять либо поэтапно, либо одновременно, в зависимости от конкретных успехов студента в изучении иностранного языка [3].
При изучении иностранного языка организация самостоятельной работы для студентов-экономистов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: аудиторная самостоятельная работа; внеаудиторная самостоятельная работа; творческая, в том числе и научно-исследовательская.
Эти уровни сложности и многообразие форм работы должны быть обеспечены образовательной средой, организация которой зависит также от конкретных задач, которые ставит перед собой и решает учебное заведение по профессиональной подготовке студентов. Образовательная среда также влияет на выбор средств, с помощью которых будут решаться эти задачи:
а) учебные программы самостоятельной работы для студентов экономических специальностей;
б) организация учебной деятельности;
в) тип взаимодействия педагога с обучающимися;
97
Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...
г) система оценивания результатов обучения;
д) взаимоотношения между студентами в процессе учебной деятельности;
е) материально-техническое оснащение учебного заведения и т.п.
Рассмотрим на конкретных примерах, какова специфика организации
образовательной среды при самостоятельной работе студентов экономических специальностей.
При разработке программ самостоятельной работы следует руководствоваться следующими принципами отбора:
— определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем, вопросов и заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При изучении иностранного языка на первой ступени — это тематика и лексико-грамматический материал, необходимые для ежедневного общения (семья, интересы, хобби, учеба, спорт, путешествия и т.д.). Для второй ступени отбор определяется направлением профессиональной подготовки. Для будущих экономистов необходимо включать задания по ведению деловой документации, сбору и обработке информации по специальности, ее анализ и оценку;
— определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые относятся к самостоятельной работе;
— отбор методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения.
Уже на этапе отбора содержания учебных программ прослеживаются особенности, характерные для каждого конкретного направления. При обучении иностранному языку студентов-экономистов используется программа, составленная на основе Примерных программ по иностранному языку для неязыковых вузов в рамках федеральных государственных стандартов третьего поколения. Используются учебники, сочетающие и обучение иностранному языку и необходимую теорию экономики. Отбор тем осуществляется таким образом, чтобы охватить и лексические, и грамматические, и профессиональные аспекты. При обучении подключаются учебные пособия, грамматические практикумы, аудио- и видеоматериалы, газеты и журналы, интернет-источники (сайты издательств Macmillan, Pearson Longman, ВВС и т.д.). При обучении в небольших группах (от 4 до 8 человек) возможно применение личностно ориентированного подхода, тогда как разработка учебно-методических программ и комплексов может базироваться на компетентностном подходе. Будущая профессия также находит свое отражение в содержании таких разделов, как деловая переписка и ее оформление, составление факсов, электронных сообщений, подготовка и проведение телефонных переговоров, составление сценариев проведения деловых встреч и т.д. Практические задания по этим разделам как нельзя лучше подходят для самостоятельной работы студентов-экономистов,
98
Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...
поскольку их можно составлять на основе реально используемых в бизнесструктурах документов.
В настоящее время владение иностранным языком необходимо не только для хорошего трудоустройства в будущем, но и для дальнейшего достижения высокой квалификации в области своей профессиональной деятельности. Одних знаний, полученных в вузе, недостаточно. Знакомство с мировыми достижениями в своей области подразумевает работу с научной литературой на иностранном языке, которая доступна и в электронном виде, и в Интернете. Владение иностранным языком плюс умение самостоятельно искать и обрабатывать информацию позволяет добиться больших успехов. При этом содержание материала, отобранного для самостоятельной работы, способствует усилению мотивации к обучению.
В плане организации учебной деятельности самостоятельная работа, отвечая уровням сложности, должна включаться в процесс обучения своевременно и последовательно. К основным видам, требующим организации самостоятельной работы студентов, можно отнести следующие:
— работа с текстовым источником информации;
— упражнения;
— выполнение практических работ;
— проверочные самостоятельные, контрольные работы, тесты, диктанты, сочинения;
— подготовка докладов, рефератов;
— выполнение творческих работ, проектов, подготовка к конференциям, ролевым играм, обсуждениям «круглого стола», презентациям.
На начальном этапе обучения включение самостоятельной работы в учебный процесс требует непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студентов, в организации каждого их действия на этапах восприятия, переработки и усвоения учебной информации. Задачей преподавателя должно быть не только исправление ошибок, но и объяснение причины их появления. При этом задания для самостоятельного выполнения должны быть несложными. Для студентов экономических специальностей можно предложить первые четыре вида: самостоятельный перевод отрывков текста, связанных с экономикой, и ряд упражнений и тестов на распознавание, понимание и применение изученных лексических единиц и грамматических структур.
На последующих этапах обучения иностранному языку управление самостоятельной работой преподавателем осуществляется через учебные материалы по самостоятельной работе, а в дальнейшем задания для самостоятельной работы переходят в вариативные творческие работы. На этом этапе свою эффективность доказывают активные методы обучения и творческие задания, которые играют особую роль как фактор, стимулирующий самостоятельную работу студентов в выполнении творческих работ — проектов, презентаций, участие в дебатах, конкурсах, круглых столах,
99
Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...
особенно если их тема связана с актуальными вопросами будущей специальности студентов (то есть два последних выделенных нами вида самостоятельной работы). Например, при подготовке конференции «Russian Thinkers: Kondratyev, Leontyev, Stolypin, Lenin» («Русские мыслители: Кондратьев, Леонтьев, Столыпин, Ленин») дается задание для самостоятельной работы написать небольшую статью для журнала (выпуска стенной газеты) об одном из великих мыслителей по следующему плану: 1) кто этот человек и чем он знаменит; 2) биографическая информация, наиболее важные события в жизни; 3) какова его концепция; 4) нашли ли его идеи практическое применение в современности. При изучении тем «Традиционная экономика», «Рыночная экономика», «Плановая экономика» и «Смешанная экономика» студентам предлагается написать эссе, в котором рассматриваются достоинства и недостатки этих видов экономик, а также обосновывается выбор, по мнению студента, наиболее эффективной из них. По окончании изучения курса иностранного языка студенты пишут свое «идеальное» резюме, и эта самостоятельная творческая работа может послужить основой для настоящего резюме при устройстве на работу. Выполнение подобных творческих заданий обогащает словарный запас, расширяет лингвистические навыки и их применение в различных областях, то есть позволяет охватить задачи, поставленные в программе обучения профессионально ориентированному иностранному языку.
Рассматривая типы взаимодействия педагога с обучающимися, еще раз подчеркнем: выбирая оптимальные формы организации самостоятельной работы, преподаватель должен учитывать психологические особенности и индивидуальные возможности студентов. В соответствии с этим он должен выбирать тип и объем заданий, рассчитать оптимальное время, необходимое каждому студенту для его выполнения. Непосильный объем заданий и завышенные требования резко снижают мотивацию обучения. Педагог-фасилитатор, применяющий личностно ориентированный подход при обучении студентов-экономистов иностранному языку, должен не только хорошо знать уровень подготовленности каждого студента, но и наладить своего рода обратную связь, для того чтобы оперативно менять и подстраивать процесс обучения для нужд каждого конкретного студента. Для этой цели могут служить опросники, связанные с определением ожиданий студентов от изучаемой дисциплины, и их самооценки в начале и в конце каждого из этапов обучения (например, семестра). Такие анкеты были разработаны группой преподавателей для системы дистанционного образования в Московском государственном индустриальном университете, однако их можно применять в работе со студентами-экономистами дневного отделения [8].
Говоря об организации системы оценивания самостоятельной работы студентов экономических специальностей, необходимо учитывать две составляющие этой системы: определение форм и методов контроля выполнения самостоятельных заданий студентами и разработку критериев оценки резуль-
100
Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...
татов внеаудиторной самостоятельной работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных федеральными государственными образовательными стандартами для высшего профессионального образования.
В современной педагогической практике используются самые разнообразные методы оценивания результатов обучения, например, балльнорейтинговая система оценивания успеваемости студентов. При контроле самостоятельной работы по иностранному языку преподаватель проверяет и оценивает усвоенную студентами информацию, создает психологическую установку на усвоение новой и закрепление усвоенной информации, проверяет эффективность предлагаемых студентам организационных форм и средств самостоятельной работы. В этой работе самооценка студентов окажет существенную помощь, подробнее об этом уже говорилось при описании типа взаимодействия педагогов и студентов. Сами способы осуществления оценивания могут быть оформлены по-разному. Помимо традиционной сдачи рефератов в письменном виде или устных собеседований текстовые задания преподаватель может получать от студентов в электронном виде через Интернет, общаться лично на видеоконференциях, осуществлять оценивание на вебинарах и т.д.
Одним из самых важных элементов образовательной среды являются взаимоотношения между студентами в процессе учебной деятельности. Именно доброжелательный настрой, а также адекватная самооценка и уровень притязаний, преобладающая мотивация к учебе и стремление к самостоятельному приобретению знаний, сформированная на высоком уровне компетентность в общении, грамотное поведение в конфликтных ситуациях, общее интеллектуальное развитие — все это способствует достижению образовательных целей, будь они сформулированы согласно государственным стандартам или возникли в процессе обучения. Такая доверительная атмосфера является важной составляющей образовательной среды. Дать студенту право на ошибку, не критиковать его за это, а помогать в поиске правильного решения — такое отношение способствует саморазвитию обучающегося, приобретению ответственности за свои действия, в том числе и в процессе обучения.
Материально-техническое оснащение учебного заведения, хотя и упоминается последним, имеет немаловажное значение в организации образовательной среды. Современные технические средства обучения (обучающие программы, оборудование для аудирования и просмотра видеоносителей информации на иностранном языке, интерактивные доски, компьютерное тестирование и т.п.), безусловно, обогащают среду и предоставляют дополнительные возможности студентам для успешного обучения и самостоятельного выполнения многих видов работ. Возможность стажировки за рубежом для студентов-экономистов в рамках совместной деятельности в партнерских программах (например, участие в Международной программе студенческого обмена Global UGRAD) является мощным мотиви-
101
Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...
рующим стимулом в обучении и выполнении самостоятельной работы по иностранному языку.
В заключение следует еще раз отметить, что создание в вузе такой образовательной среды, которая не только обеспечивала бы эффективный процесс овладения общенаучными и профессиональными компетенциями, но и стимулировала собственную активность студентов, обучающихся по экономическим специальностям, в их профессиональном и личностном развитии и саморазвитии, должно осуществляться целенаправленно, совместными усилиями и педагогов, и обучающихся. Усиление роли самостоятельной работы студентов-экономистов означает необходимость принципиального пересмотра организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Его необходимо строить так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний способами адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, повышению конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда.
Литература
1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. 223 с.
2. Иванова С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме // Ценности и смыслы. 2013. № 1. С. 4—8.
3. Иванова С.В. Проблемы развития дидактических систем: философскометодологический контекст: Монография. М.: ФГНУ ИТИП РАО, издательский центр ИЭТ, 2012. 160 с.
4. Клименко И.Л. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов в процессе самостоятельной работы. Материалы Девятой международной научно-практической конференции «Новейшие достижения европейской науки». 2013. Т. 12. Педагогические науки. Музыка и жизнь. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. С. 17—23.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
6. Меськов ВС. Лекции для аспирантов. № 3—4 дата обращения 24 апреля 2013, open-content.ru/docs/2012/lek-aspir-3-4.pdf.
7. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
8. Пичкова Л.С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Л.С. Пичкова. Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации. Материалы конференции. МГИМО (У) МИД РФ. М.: МГИМО-Университет, 2008.
9. Преснухина И.А., Елкина И.М., Фетисова Л.И. Учет самооценки и ожиданий студентов от изучаемой дисциплины при разработке программ по
102
Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...
иностранному языку в неязыковом вузе в системе дистанционного образования // Ценности и Смыслы. № 4(26). 2013.
10. ФГОС — Глоссарий. Дата обращения 29 октября 2013, standart.edu.ru/ catalog. aspx? CatalogId=296.
References
1. Gusinskiy E.N., Turchaninova Yu.I. Vvedenie v filosofiyu obrazovaniya [Introduction to the philosophy of education]. M.: Logos, 2000. (In Russian).
2. Ivanova S.V. On the Methodological Problems of Education in Modern Society. Tsennosti i smysly [Values and meanings], 2013, no.1, pp.4-8. In Russian
3. Ivanova S.V. Problemy razvitiya didakticheskikh sistem: filosofsko-metodologiches-kiy kontekst [Development Problems of Didactic Systems: Philosophical and Methodological Context]. Moscow. IET Publ., 2012, p. 160 (In Russian).
4. Klimenko I.L. Formirovanie inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov tehnicheskih vuzov v processe samostoyatel’noy raboty. [Forming foreign language communicative competence of students of technical higher schools in the process of individual work]. Materialy 9 mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Noveyshie dostizheniya evropeyskoy nau-ki» [Latest Achievements of European Science], 2013. Vol. 12. «Bjal GRAD-BG» OOD, p. 72. pp.17-23. (In Russian).
5. Leontyev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. M., 1975. (In Russian).
6. Mes’kov V.S. Lekcii dlya aspirantov, №3-4. [Lectures for doctoral students]. Available at: open-content.ru/docs/2012/lek-aspir-3-4.pdf. (accessed 24 April 2013)
7. Novikov A.M. Pedagogika: slovar’ sistemy osnovnyh ponyatiy. [Pedagogy: Dictionary of the System of Basic Concepts]. M.: IET Publ., 2013. p. 268. (In Russian).
8. Pichkova L.S. Organizatsiya samostoyatel’noy raboty studentov kak faktor formirovaniya professional’no znachimyh kompetenciy / L.S. Pichkova // Puti povysheniya konkurentosposobnosti ekonomiki Rossii v usloviyah globalizat-sii, Materialy konferentsii. MGIMO (U) MID RF. M.: MGIMO-Universitet, 2008. (In Russian).
9. Presnukhina I.A., Elkina I.M., Fetisova L.I. Uchet samootsenki i ozhidaniy studentov ot izuchaemoy discipliny pri razrabotke programm po inostranno-mu yazyku v neyazykovom vuze v sisteme distantsionnogo obrazovaniya [Consideration of students’ self-esteem and expectations from learning by working out foreign languages programmes at non-linguistic university in the system of distant education] // “Tsennosti i Smysly” [Values and Meanings], №4(26), 2013. (In Russian).
10. FGOS — Glossariy. [Federal State Educational Standards — Glossary]. Available at: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=296. (accessed 29 October 2013).
103