Научная статья на тему 'Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов при обучении иностранному языку'

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов при обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
286
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDIVIDUAL WORK OF STUDENTS / ТРАДИЦИОННЫЙ (КОГНИТИВНЫЙ) ПОДХОД / TRADITIONAL (COGNITIVE) APPROACH / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE-BASED APPROACH / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / STUDENT-CENTERED APPROACH / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ECONOMIC SPECIALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клименко Ирина Леонтьевна, Елкина Ирина Михайловна

В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, способствующей самостоятельной работе студентов экономических специальностей в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клименко Ирина Леонтьевна, Елкина Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR INDIVIDUAL WORK OF STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALITIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The authors consider various types of educational environments and factors necessary for the organization of such an educational environment that would favour individual work of the students of university departments of Economics.

Текст научной работы на тему «Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов при обучении иностранному языку»

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.096

И.Л. Клименко

И.М. Елкина

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов при обучении иностранному языку

В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, способствующей самостоятельной работе студентов экономических специальностей в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: образовательная среда, образовательное пространство, самостоятельная работа студентов, традиционный (когнитивный) подход, компетентностный подход, лич-ностно ориентированный подход, экономические специальности.

Современный выпускник-экономист, начиная профессиональную карьеру, зачастую сталкивается с рядом задач, решение которых требует не только знаний и умений в профессиональной сфере, но и исследовательских умений, способности к саморазвитию, самостоятельному освоению новых видов деятельности. При этом весьма полезными оказываются навыки самостоятельной работы, поэтому в период обучения в вузе следует обращать на их формирование особое внимание.

Переход на двухуровневую систему высшего образования значительно повысил требования к самостоятельной работе студентов, которая осуществляется в соответствующей образовательной среде и образовательном пространстве в целом.

В официальном глоссарии федеральных государственных образовательных стандартов образовательная среда определяется как совокупность факторов, формируемых укладом жизнедеятельности школы (можно расширить это определение для любого учебного заведения): материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат [9]. Новиков А.М. соотносит образовательное пространство с организационной структурой и участниками образовательного процесса, а образовательную сре-

© Клименко И.Л., Елкина И.М., 2014

94

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...

ду — с условиями и потенциалом данной организационной структуры. «Образовательное пространство — совокупность всех субъектов и объектов, прямо или косвенно участвующих в образовательных процессах, либо заинтересованных в них, либо влияющих на них» [6]. «Образовательная среда — система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [там же, 6].

По мнению Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой, «внутренняя среда данной образовательной системы (семьи, школы, иного образовательного учреждения) составляет внешнюю среду для любой развивающейся в ней личности. Именно она и называется образовательной средой» [1]. Многие исследователи полагают, что образовательная среда оказывает большое влияние как на обучающегося, так и на сам процесс обучения. Таким образом, образовательная среда способствует гармоническому развитию личности. Такую цель ставит перед собой личностно ориентированный подход, который отличается тем, что субъектом процесса обучения становится не педагог (как в традиционной педагогике), а обучающийся, и само обучение строится так, чтобы обучающийся мог максимально полно раскрыть свои способности, усовершенствовать свою личность. При этом подходе в образовательном процессе широко используется самостоятельность и самоуправление. При отсутствии внешнего принуждения широкое применение творческих заданий создает необходимую атмосферу как для совместной, так и самостоятельной творческой работы обучающихся. Поэтому и образовательная среда должна быть более насыщенной и разнообразной, чем при традиционном подходе к обучению.

Меськов В.С. рассматривает следующие виды сред: нормированные — такие, в которых субъект может трансформироваться, но сами среды закрыты для данного субъекта, и он не может на них повлиять (их можно соотнести с ситуацией, складывающейся при традиционном подходе к обучению); субъектные среды — такие, в которых субъект может трансформироваться сам и наделить субъектностью среду: субъектно-ориентированные — ориентированные на субъекта и способные трансформироваться вместе с ним (здесь прослеживается соответствие целям и задачам лич-ностно ориентированного подхода к обучению) и субъект-субъектные — открытые, ориентированные на взаимодействие субъектов и их взаимную трансформацию [5].

Рассматривая проблему организации образовательной среды при самостоятельной работе при обучении студентов-экономистов иностранному языку, следует отметить, что самостоятельная работа студентов может быть эффективно организована в случае субъектно-ориентированной среды или субъект-субъектной среды. Субъект-субъектная среда способствует максимальному открытию личностного потенциала обучающегося, что также соответствует представлениям о процессе обучения в постмодерниз-

95

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...

ме. Как показывает в своей монографии «Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст» С.В. Иванова, анализируя различные подходы к обучению в педагогике: технократический, гуманистический и подход с точки зрения постмодернизма, при последнем подходе «цели возникают в ходе обучения и ставятся учащимся, не планируются заранее учителем или кем-то свыше, это подвижная обсуждаемая в ходе обучения субстанция. Реализация потенциала учащегося. Содержание — индивидуальное построение содержания. Опора на опыт ученика... Отказ от универсального содержания в пользу множественности (отказ от стандартов). Синтетичность. Междисциплинарность. Отказ от тоталитарного влияния каких-либо главенствующих идей и концепций...» [2, с. 32—33]. При этом все три субъекта оказывают влияние друг на друга: педагог, обучающийся и среда. Самостоятельная работа обучающегося становится основной формой учебной деятельности. Ее можно рассматривать как одну из высших форм учебной деятельности, формой самообразования, где самоконтроль и самоорганизация обучающегося на основе глубокой внутренней мотивации к обучению играют первостепенную роль.

Меськов В.С. считает, что именно ответственность самого студента является основой успешного обучения. Как мотивировать студента на самостоятельную работу? Этому и должна способствовать среда. Она должна включать в себя средства мотивации исходя из ее побуждающих и смыслообразующих функций, сформулированных А.Н. Леонтьевым [4]. Такая мотивационная структура лежит в основе познавательной самостоятельной деятельности, формирование которой должно стать сутью образовательного процесса, при этом самостоятельная учебная работа становится ее ключевым звеном.

Самостоятельная работа обеспечивает прочность усвоения, способствует более быстрой адаптации в профессиональной среде, формирует навыки получения и обработки информации, которые являются основой профессиональной деятельности для экономиста (обработка данных, построение моделей и разработка концепций на основе интерпретированных данных). Самостоятельная работа позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. В процессе подготовки создаются условия для развития мотивации к изучению иностранного языка, расширяются фоновые знания студента, его кругозор и информативность, а также развиваются интеллектуальные функции: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, обобщение, формируется логика мышления.

Необходимость самостоятельной работы студентов заложена в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения для высшего профессионального образования, сформулированных в терминах компетентностного подхода к обучению. Самостоятельность способствует формированию ответственного отношения к процессу обучения (это согласуется с утверждениями В.С. Меськова), а размышления над соб-

96

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...

ственными учебными достижениями способствуют формированию рефлексивной компетенции. Рефлексия на данную тему помогает становлению самосознания обучающегося, что является одной из задач гармоничного развития личности при личностно ориентированном подходе к обучению.

Рассмотрим подробнее особенности организации образовательной среды при обучении студентов-экономистов иностранному языку. Исследователи выделяют три уровня сложности самостоятельной работы в процессе обучения иностранным языкам (уровни сложности даются по [7]):

1. «Приобщение к взаимодействию», по сути, представляет собой воспроизводящий (репродуктивный или тренировочный) уровень самостоятельной работы, на котором закладываются основы для других уровней и формируется вербальная лексико-грамматическая база. На данном уровне идет усвоение и закрепление нового материала.

2. «Имитация социального и профессионального взаимодействия» предполагает (переходный или квазитворческий) уровень самостоятельной работы и является следствием предыдущего. На данном уровне анализ учебного материала сочетается с его последующим синтезом. Здесь осуществляется перенос приобретенных знаний, навыков и умений на аналогичные ситуации. Этот уровень в гораздо большей степени предполагает креативность студентов при самостоятельной работе.

3. «Аутентичное взаимодействие» реализуется на творческом (креативном) уровне самостоятельной работы. Оно связано с поисковой деятельностью при решении более сложных коммуникативных задач. Именно здесь формируется творческая личность и профессиональная самостоятельность. Например, при работе с иноязычным текстом студент на разных этапах обучения переходит от пересказа к его реферированию, а на более высоком уровне — к подготовке аналитической справки с опорой на большой объем иноязычного материала. Поэтому в процессе обучения иностранному языку все эти уровни следует применять либо поэтапно, либо одновременно, в зависимости от конкретных успехов студента в изучении иностранного языка [3].

При изучении иностранного языка организация самостоятельной работы для студентов-экономистов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм: аудиторная самостоятельная работа; внеаудиторная самостоятельная работа; творческая, в том числе и научно-исследовательская.

Эти уровни сложности и многообразие форм работы должны быть обеспечены образовательной средой, организация которой зависит также от конкретных задач, которые ставит перед собой и решает учебное заведение по профессиональной подготовке студентов. Образовательная среда также влияет на выбор средств, с помощью которых будут решаться эти задачи:

а) учебные программы самостоятельной работы для студентов экономических специальностей;

б) организация учебной деятельности;

в) тип взаимодействия педагога с обучающимися;

97

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...

г) система оценивания результатов обучения;

д) взаимоотношения между студентами в процессе учебной деятельности;

е) материально-техническое оснащение учебного заведения и т.п.

Рассмотрим на конкретных примерах, какова специфика организации

образовательной среды при самостоятельной работе студентов экономических специальностей.

При разработке программ самостоятельной работы следует руководствоваться следующими принципами отбора:

— определение и обоснование необходимого минимума разделов, тем, вопросов и заданий для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. При изучении иностранного языка на первой ступени — это тематика и лексико-грамматический материал, необходимые для ежедневного общения (семья, интересы, хобби, учеба, спорт, путешествия и т.д.). Для второй ступени отбор определяется направлением профессиональной подготовки. Для будущих экономистов необходимо включать задания по ведению деловой документации, сбору и обработке информации по специальности, ее анализ и оценку;

— определение содержания и объема теоретической учебной информации и практических заданий по каждой теме, которые относятся к самостоятельной работе;

— отбор методов и форм самостоятельной работы студентов в соответствии с современными технологиями обучения.

Уже на этапе отбора содержания учебных программ прослеживаются особенности, характерные для каждого конкретного направления. При обучении иностранному языку студентов-экономистов используется программа, составленная на основе Примерных программ по иностранному языку для неязыковых вузов в рамках федеральных государственных стандартов третьего поколения. Используются учебники, сочетающие и обучение иностранному языку и необходимую теорию экономики. Отбор тем осуществляется таким образом, чтобы охватить и лексические, и грамматические, и профессиональные аспекты. При обучении подключаются учебные пособия, грамматические практикумы, аудио- и видеоматериалы, газеты и журналы, интернет-источники (сайты издательств Macmillan, Pearson Longman, ВВС и т.д.). При обучении в небольших группах (от 4 до 8 человек) возможно применение личностно ориентированного подхода, тогда как разработка учебно-методических программ и комплексов может базироваться на компетентностном подходе. Будущая профессия также находит свое отражение в содержании таких разделов, как деловая переписка и ее оформление, составление факсов, электронных сообщений, подготовка и проведение телефонных переговоров, составление сценариев проведения деловых встреч и т.д. Практические задания по этим разделам как нельзя лучше подходят для самостоятельной работы студентов-экономистов,

98

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...

поскольку их можно составлять на основе реально используемых в бизнесструктурах документов.

В настоящее время владение иностранным языком необходимо не только для хорошего трудоустройства в будущем, но и для дальнейшего достижения высокой квалификации в области своей профессиональной деятельности. Одних знаний, полученных в вузе, недостаточно. Знакомство с мировыми достижениями в своей области подразумевает работу с научной литературой на иностранном языке, которая доступна и в электронном виде, и в Интернете. Владение иностранным языком плюс умение самостоятельно искать и обрабатывать информацию позволяет добиться больших успехов. При этом содержание материала, отобранного для самостоятельной работы, способствует усилению мотивации к обучению.

В плане организации учебной деятельности самостоятельная работа, отвечая уровням сложности, должна включаться в процесс обучения своевременно и последовательно. К основным видам, требующим организации самостоятельной работы студентов, можно отнести следующие:

— работа с текстовым источником информации;

— упражнения;

— выполнение практических работ;

— проверочные самостоятельные, контрольные работы, тесты, диктанты, сочинения;

— подготовка докладов, рефератов;

— выполнение творческих работ, проектов, подготовка к конференциям, ролевым играм, обсуждениям «круглого стола», презентациям.

На начальном этапе обучения включение самостоятельной работы в учебный процесс требует непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студентов, в организации каждого их действия на этапах восприятия, переработки и усвоения учебной информации. Задачей преподавателя должно быть не только исправление ошибок, но и объяснение причины их появления. При этом задания для самостоятельного выполнения должны быть несложными. Для студентов экономических специальностей можно предложить первые четыре вида: самостоятельный перевод отрывков текста, связанных с экономикой, и ряд упражнений и тестов на распознавание, понимание и применение изученных лексических единиц и грамматических структур.

На последующих этапах обучения иностранному языку управление самостоятельной работой преподавателем осуществляется через учебные материалы по самостоятельной работе, а в дальнейшем задания для самостоятельной работы переходят в вариативные творческие работы. На этом этапе свою эффективность доказывают активные методы обучения и творческие задания, которые играют особую роль как фактор, стимулирующий самостоятельную работу студентов в выполнении творческих работ — проектов, презентаций, участие в дебатах, конкурсах, круглых столах,

99

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...

особенно если их тема связана с актуальными вопросами будущей специальности студентов (то есть два последних выделенных нами вида самостоятельной работы). Например, при подготовке конференции «Russian Thinkers: Kondratyev, Leontyev, Stolypin, Lenin» («Русские мыслители: Кондратьев, Леонтьев, Столыпин, Ленин») дается задание для самостоятельной работы написать небольшую статью для журнала (выпуска стенной газеты) об одном из великих мыслителей по следующему плану: 1) кто этот человек и чем он знаменит; 2) биографическая информация, наиболее важные события в жизни; 3) какова его концепция; 4) нашли ли его идеи практическое применение в современности. При изучении тем «Традиционная экономика», «Рыночная экономика», «Плановая экономика» и «Смешанная экономика» студентам предлагается написать эссе, в котором рассматриваются достоинства и недостатки этих видов экономик, а также обосновывается выбор, по мнению студента, наиболее эффективной из них. По окончании изучения курса иностранного языка студенты пишут свое «идеальное» резюме, и эта самостоятельная творческая работа может послужить основой для настоящего резюме при устройстве на работу. Выполнение подобных творческих заданий обогащает словарный запас, расширяет лингвистические навыки и их применение в различных областях, то есть позволяет охватить задачи, поставленные в программе обучения профессионально ориентированному иностранному языку.

Рассматривая типы взаимодействия педагога с обучающимися, еще раз подчеркнем: выбирая оптимальные формы организации самостоятельной работы, преподаватель должен учитывать психологические особенности и индивидуальные возможности студентов. В соответствии с этим он должен выбирать тип и объем заданий, рассчитать оптимальное время, необходимое каждому студенту для его выполнения. Непосильный объем заданий и завышенные требования резко снижают мотивацию обучения. Педагог-фасилитатор, применяющий личностно ориентированный подход при обучении студентов-экономистов иностранному языку, должен не только хорошо знать уровень подготовленности каждого студента, но и наладить своего рода обратную связь, для того чтобы оперативно менять и подстраивать процесс обучения для нужд каждого конкретного студента. Для этой цели могут служить опросники, связанные с определением ожиданий студентов от изучаемой дисциплины, и их самооценки в начале и в конце каждого из этапов обучения (например, семестра). Такие анкеты были разработаны группой преподавателей для системы дистанционного образования в Московском государственном индустриальном университете, однако их можно применять в работе со студентами-экономистами дневного отделения [8].

Говоря об организации системы оценивания самостоятельной работы студентов экономических специальностей, необходимо учитывать две составляющие этой системы: определение форм и методов контроля выполнения самостоятельных заданий студентами и разработку критериев оценки резуль-

100

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...

татов внеаудиторной самостоятельной работы, с учетом требований к уровню подготовки студентов, определенных федеральными государственными образовательными стандартами для высшего профессионального образования.

В современной педагогической практике используются самые разнообразные методы оценивания результатов обучения, например, балльнорейтинговая система оценивания успеваемости студентов. При контроле самостоятельной работы по иностранному языку преподаватель проверяет и оценивает усвоенную студентами информацию, создает психологическую установку на усвоение новой и закрепление усвоенной информации, проверяет эффективность предлагаемых студентам организационных форм и средств самостоятельной работы. В этой работе самооценка студентов окажет существенную помощь, подробнее об этом уже говорилось при описании типа взаимодействия педагогов и студентов. Сами способы осуществления оценивания могут быть оформлены по-разному. Помимо традиционной сдачи рефератов в письменном виде или устных собеседований текстовые задания преподаватель может получать от студентов в электронном виде через Интернет, общаться лично на видеоконференциях, осуществлять оценивание на вебинарах и т.д.

Одним из самых важных элементов образовательной среды являются взаимоотношения между студентами в процессе учебной деятельности. Именно доброжелательный настрой, а также адекватная самооценка и уровень притязаний, преобладающая мотивация к учебе и стремление к самостоятельному приобретению знаний, сформированная на высоком уровне компетентность в общении, грамотное поведение в конфликтных ситуациях, общее интеллектуальное развитие — все это способствует достижению образовательных целей, будь они сформулированы согласно государственным стандартам или возникли в процессе обучения. Такая доверительная атмосфера является важной составляющей образовательной среды. Дать студенту право на ошибку, не критиковать его за это, а помогать в поиске правильного решения — такое отношение способствует саморазвитию обучающегося, приобретению ответственности за свои действия, в том числе и в процессе обучения.

Материально-техническое оснащение учебного заведения, хотя и упоминается последним, имеет немаловажное значение в организации образовательной среды. Современные технические средства обучения (обучающие программы, оборудование для аудирования и просмотра видеоносителей информации на иностранном языке, интерактивные доски, компьютерное тестирование и т.п.), безусловно, обогащают среду и предоставляют дополнительные возможности студентам для успешного обучения и самостоятельного выполнения многих видов работ. Возможность стажировки за рубежом для студентов-экономистов в рамках совместной деятельности в партнерских программах (например, участие в Международной программе студенческого обмена Global UGRAD) является мощным мотиви-

101

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...

рующим стимулом в обучении и выполнении самостоятельной работы по иностранному языку.

В заключение следует еще раз отметить, что создание в вузе такой образовательной среды, которая не только обеспечивала бы эффективный процесс овладения общенаучными и профессиональными компетенциями, но и стимулировала собственную активность студентов, обучающихся по экономическим специальностям, в их профессиональном и личностном развитии и саморазвитии, должно осуществляться целенаправленно, совместными усилиями и педагогов, и обучающихся. Усиление роли самостоятельной работы студентов-экономистов означает необходимость принципиального пересмотра организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении. Его необходимо строить так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний способами адаптации к профессиональной деятельности в современном мире, повышению конкурентоспособности российских специалистов на мировом рынке труда.

Литература

1. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учебное пособие. М.: Логос, 2000. 223 с.

2. Иванова С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме // Ценности и смыслы. 2013. № 1. С. 4—8.

3. Иванова С.В. Проблемы развития дидактических систем: философскометодологический контекст: Монография. М.: ФГНУ ИТИП РАО, издательский центр ИЭТ, 2012. 160 с.

4. Клименко И.Л. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов в процессе самостоятельной работы. Материалы Девятой международной научно-практической конференции «Новейшие достижения европейской науки». 2013. Т. 12. Педагогические науки. Музыка и жизнь. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. С. 17—23.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

6. Меськов ВС. Лекции для аспирантов. № 3—4 дата обращения 24 апреля 2013, open-content.ru/docs/2012/lek-aspir-3-4.pdf.

7. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

8. Пичкова Л.С. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессионально значимых компетенций // Л.С. Пичкова. Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации. Материалы конференции. МГИМО (У) МИД РФ. М.: МГИМО-Университет, 2008.

9. Преснухина И.А., Елкина И.М., Фетисова Л.И. Учет самооценки и ожиданий студентов от изучаемой дисциплины при разработке программ по

102

Организация образовательной среды при самостоятельной работе студентов-экономистов...

иностранному языку в неязыковом вузе в системе дистанционного образования // Ценности и Смыслы. № 4(26). 2013.

10. ФГОС — Глоссарий. Дата обращения 29 октября 2013, standart.edu.ru/ catalog. aspx? CatalogId=296.

References

1. Gusinskiy E.N., Turchaninova Yu.I. Vvedenie v filosofiyu obrazovaniya [Introduction to the philosophy of education]. M.: Logos, 2000. (In Russian).

2. Ivanova S.V. On the Methodological Problems of Education in Modern Society. Tsennosti i smysly [Values and meanings], 2013, no.1, pp.4-8. In Russian

3. Ivanova S.V. Problemy razvitiya didakticheskikh sistem: filosofsko-metodologiches-kiy kontekst [Development Problems of Didactic Systems: Philosophical and Methodological Context]. Moscow. IET Publ., 2012, p. 160 (In Russian).

4. Klimenko I.L. Formirovanie inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentsii studentov tehnicheskih vuzov v processe samostoyatel’noy raboty. [Forming foreign language communicative competence of students of technical higher schools in the process of individual work]. Materialy 9 mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Noveyshie dostizheniya evropeyskoy nau-ki» [Latest Achievements of European Science], 2013. Vol. 12. «Bjal GRAD-BG» OOD, p. 72. pp.17-23. (In Russian).

5. Leontyev A.N. Deyatel’nost’. Soznanie. Lichnost’ [Activity. Consciousness. Personality]. M., 1975. (In Russian).

6. Mes’kov V.S. Lekcii dlya aspirantov, №3-4. [Lectures for doctoral students]. Available at: open-content.ru/docs/2012/lek-aspir-3-4.pdf. (accessed 24 April 2013)

7. Novikov A.M. Pedagogika: slovar’ sistemy osnovnyh ponyatiy. [Pedagogy: Dictionary of the System of Basic Concepts]. M.: IET Publ., 2013. p. 268. (In Russian).

8. Pichkova L.S. Organizatsiya samostoyatel’noy raboty studentov kak faktor formirovaniya professional’no znachimyh kompetenciy / L.S. Pichkova // Puti povysheniya konkurentosposobnosti ekonomiki Rossii v usloviyah globalizat-sii, Materialy konferentsii. MGIMO (U) MID RF. M.: MGIMO-Universitet, 2008. (In Russian).

9. Presnukhina I.A., Elkina I.M., Fetisova L.I. Uchet samootsenki i ozhidaniy studentov ot izuchaemoy discipliny pri razrabotke programm po inostranno-mu yazyku v neyazykovom vuze v sisteme distantsionnogo obrazovaniya [Consideration of students’ self-esteem and expectations from learning by working out foreign languages programmes at non-linguistic university in the system of distant education] // “Tsennosti i Smysly” [Values and Meanings], №4(26), 2013. (In Russian).

10. FGOS — Glossariy. [Federal State Educational Standards — Glossary]. Available at: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=296. (accessed 29 October 2013).

103

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.