Научная статья на тему 'Организация образовательной деятельности обучающихся облачными средствами'

Организация образовательной деятельности обучающихся облачными средствами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / СЕРВИСЫ ЗАМЕТОК / SIMPLENOTE / REMEMBER THE MILK / SPRINGPAD / EVERNOTE / GOOGLE KEEP / ONE NOTE ONLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевчук М.В., Шевченко В.Г.

В статье разбираются вопросы применения облачных средств для организации и контроля учебного процесса; содержится методический обзор возможностей облачных приложений на конкретных примерах, наиболее функционально подходящих для организации учебной и самостоятельной деятельности учащихся в современной образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация образовательной деятельности обучающихся облачными средствами»

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 77

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЛАЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ

© Шевчук М.В.* *, Шевченко В.Г.*

Московский государственный областной университет, г. Москва

В статье разбираются вопросы применения облачных средств для организации и контроля учебного процесса; содержится методический обзор возможностей облачных приложений на конкретных примерах, наиболее функционально подходящих для организации учебной и самостоятельной деятельности учащихся в современной образовательной среде.

Ключевые слова облачные технологии, учебная деятельность, контроль знаний, сервисы заметок, Simplenote, Remember The Milk, Spring-pad, Evemote, Google Keep, One Note Online.

Продуктивность учебной деятельности в современной образовательной среде напрямую зависит от эффективности ее организации, а также от своевременности выполнения определенных учебных действий с минимальными дополнительными затратами времени и ресурсов на их подготовку и осуществление. Уже продолжительное время педагоги исследуют и внедряют новые формы организации учебного процесса, направленные на эффективное и успешное решение учебных задач. Подобная организация процесса обучения должна подчиняться системному подходу, который, в том числе, позволит определить порядковую последовательность осуществления основных этапов учебной деятельности, направленных на решение поставленных задач.

Анализируя возможные решения повышения эффективности организации учебной деятельности учащихся, особое внимание следует уделить ее формальным средствам организации с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Традиционно к основным формам организации учебной деятельности относятся фронтальная, индивидуальная и групповая. Фронтальная форма организации во главу учебного процесса ставит преподавателя, под чьим руководством осуществляется совместная деятельность с учащимися. В случае индивидуальной формы предполагается делать акцент на самостоятельную деятельность всех учащихся. В групповой форме преобладает работа учащихся в небольших организованных группах.

* Доцент кафедры Вычислительной математики и методики преподавания информатики, кандидат физико-математических наук.

* Аспирант кафедры Вычислительной математики и методики преподавания информатики.

78

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Учитывая особенности вышеперечисленных форм организации учебной деятельности, для ее эффективного осуществления в образовательной среде адекватно предъявляемым требованиям подходит класс облачных приложений, основными задачами которых являются визуальная организация, хранение, синхронизация и совместное использование текстовых и мультимедийных заметок. Использование основных возможностей сервисов хранения, синхронизации и совместного использования заметок в учебной деятельности, как правило, не предусматривается методической литературой и редко практикуется при организации деятельности учащихся, однако, данные облачные сервисы могут оказаться довольно полезными для педагогов в их повседневной работе с учащимися. Сервисы заметок могут помочь и оказаться незаменимыми помощниками в самых различных ситуациях: от ведения простого блокнота для планирования учебных или внеклассных дел до планирования содержания практических и теоретических занятий, а также централизованного сбора отчетов учащихся по выполненным заданиям на занятиях или по самостоятельным и домашним работам. Такие облачные сервисы предназначены не только для хранения, синхронизации, поиска и совместного использования текстовых заметок, но и, в том числе, для хранения, синхронизации и совместного использования веб-страниц, списков задач, изображений и многого другого.

Рассмотрим примеры использования таких сервисов для организации учебной деятельности обучающихся. Наиболее распространенными и функциональными для образовательных целей, на наш взгляд, являются облачные сервисы заметок Simplenote, Google Keep, Springpad и Evernote. Для того чтобы воспользоваться возможностями данных сервисов, необходимо зарегистрировать учетную запись на соответствующих веб-ресурсах или с помощью программных клиентов для различных платформ, в том числе, и мобильных.

Облачный сервис заметок Simplenote [3] является простейшим блокнотом, позволяет вводить и сохранять только текстовую информацию и не поддерживает вставку изображений. Однако не стоит считать подобную функциональность данного сервиса недостатком, так, например, если говорить об использовании данного сервиса для учебной деятельности младших школьников, то подобные ограничения в функциональности при работе с мультимедийной информацией будут являться скорее положительным моментом, и позволят не отвлекаться от процесса обучения на перегруженную функциональность приложения, которая свойственна большинству современного программного обеспечения.

Помимо отсутствия функциональной перегруженности, облачный блокнот имеет такие полезные для учебы функции, как организация совместного доступа и печать напрямую из приложения. К недостаткам сервиса следует отнести отсутствие русскоязычного интерфейса, однако, простота внешнего

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 79

вида сервиса и его минимальная функциональность полностью покрывают этот недостаток и могут быть компенсированы минимальными пояснениями преподавателя, так что в работе с данным сервисом разберется даже ребенок.

Облачный сервис заметок Google Keep [2] обладает наиболее расширенными функциональными возможностями по сравнению с упомянутыми ранее сервисами. Сервис заметок Google Keep позволяет создавать простые текстовые заметки, текстовые заметки с изображениями, списки задач и голосовые заметки, которые распознаются и сохраняются как в виде текстового файла, так и в виде аудиофайла в одной заметке, хранятся в облаке и доступны на любом устройстве и из любого места, где есть сеть Интернет. Использование простых текстовых заметок позволит, если вдруг под рукой не окажется листа бумаги и ручки, быстро сделать важные пометки. Текстовые заметки с изображениями позволят «налету» запечатлеть выполненное учащимся задание у доски и отметить под изображением тему урока, задание, а также фамилию, имя и класс (группу) учащегося. Собранный материал может послужить в дальнейшем для анализа процесса выполнения задания учащимися, отметить ранее упущенные особенности полученных учениками результатов, что позволит внести необходимые корректировки в дальнейшем в учебный процесс.

Ведение голосовых заметок с возможностью преобразования голоса в текстовую информацию может стать незаменимой функцией для многих участников учебного процесса. Каждому преподавателю когда-либо приходилось посещать различные заседания или научные конференции, на которых есть такие моменты, которые хотелось бы записать, но такой возможности либо нет, либо докладчик говорит слишком быстро и, кроме беглых пометок, ничего сделать не удается, а данная функция позволяет не просто записать речь докладчика, но и приемлемо распознать его голос в текстовый файл, чтобы в дальнейшем можно было использовать полученный материал. Кроме того, можно записывать свой голос в качестве комментариев к заметкам, а затем использовать такие заметки при анализе полученного материала, а функция распознавания печатного текста с изображениями позволит оперативно распознать и преобразовать необходимый документ в текст, не тратя время на его перепечатывание.

Облачный сервис заметок Springpad [4] имеет наиболее широкие возможности по отношению к упомянутым выше сервисам. Сервис позволяет создавать несколько видов блокнотов: публичные, личные, совместные. Помимо текстовой информации, в блокнот можно добавлять изображения, видео- и аудиозаписи, метки месторасположения, контакты, задачи и другие файлы с персонального компьютера.

Использовать данный сервис в обучении и при контроле знаний учащихся можно более продуктивно по сравнению с предыдущими сервисами. Например, учащиеся могут выполнять различные задания, полученные на

80

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

дом, оформлять отчеты по лабораторным работам, причем писать не только текстовые заметки, но и прикреплять к ним копии экрана результатов выполненных заданий или даже видео файлы с демонстрацией выполнения заданий. Проверка отчетов также будет осуществляться удаленно, после того, как учащийся предоставит соответствующую возможность преподавателю при помощи функции организации совместного доступа.

Данный сервис имеет англоязычный интерфейс, что возможно затруднит его использование в обучении, однако, базовые знания английского языка, интуитивно понятный интерфейс и сервисы перевода могут помочь решить данную проблему. Использовать данный сервис для текущего и промежуточного контроля учебной деятельности учащихся рекомендуется в старших классах школы или в вузе, что позволит в полной мере использовать предлагаемый современными облачными технологиями мультимедийный потенциал для организации соответствующей деятельности учащихся.

Облачный сервис заметок Evemote [1] такой же многофункциональный, как и предыдущий сервис заметок Springpad, и имеет наиболее широкие возможности по редактированию текста внутри блокнота. Кроме того, в сервисах Evemote и Springpad можно сформировать электронные списки успеваемости учащихся и открыть к ним доступ для других преподавателей, родителей и для самих учащихся, используя возможности совместной работы. Использование блокнотов и заметок с общим доступом позволит достаточно быстро и безопасно передавать соответствующий учебный материал и любую другую полезную информацию учащимся, их родителям и другим преподавателям.

Использование мультимедийной информации на платной основе в заметках, например, вставка изображений, аудио- или видеоматериала и сопровождение их необходимыми текстовыми материалами, и дальнейшая организация доступа к ним, позволяет познакомить с темой и содержанием занятий учащихся, которые по каким-либо причинам отсутствовали на данных занятиях или хотели бы изучить соответствующий материал повторно, а также для подготовки к промежуточной или итоговой отчетности.

Кроме вышеперечисленных вариантов с возможной организацией контроля деятельности учащихся, сервисы заметок будут полезны также и во внеклассной работе. Например, если преподаватель принимает участие в организации каких-либо проектов или научных исследований, то можно использовать сервисы заметок для хранения в них информации о полученных результатах работы и другие данные, а также делиться мнениями и полученными результатами с другими с использованием функции совместного доступа.

Рассмотренные возможности облачных технологий помогают быстро и эффективно организовывать учебную и самостоятельную работу учащихся, а также контроль над их учебной деятельностью без риска существенных временных и финансовых потерь, а также оптимизируют расход фонда учеб-

Современные информационные технологии в образовательной деятельности 81

ного времени преподавателей и учащихся. Применение данных технологий будет полезно учащимся, у которых по разным причинам нет возможности регулярно посещать занятия, но им так же, как и остальным, необходимо своевременное получение учебной информации по прошедшим занятиям, а у преподавателя в данном случае есть возможность контролировать выполнение работ таких учащихся удаленно.

Выше были рассмотрены лишь некоторые, наиболее интересные и популярные сетевые сервисы, основанные на облачных технологиях, которые помогают осуществлять учебную деятельность учащихся, а также соответствующий контроль знаний. Все рассмотренные сервисы имеют свои достоинства и недостатки, что позволяет ориентировать их на различные виды деятельности учащихся с учетом своих особенностей.

Список литературы:

1. Сервис заметок Evernote [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.evemote.com/.

2. Сервис заметок Google Keep [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://keep.google.com/.

3. Сервис заметок Simplenote [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://simplenote.com/.

4. Сервис заметок Springpad [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://springpad.com/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.