Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
941
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ / ЗАКУПКА / ХРАНЕНИЕ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афонин Дмитрий Николаевич

В статье подробно рассматриваются особенности материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации техническими средствами таможенного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афонин Дмитрий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROVISION OF CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL

The article discusses in detail the features of the logistics of the customs authorities of the Russian Federation with technical means of customs control.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ»

БИТ 2021 Том 5 № 4 (20) УДК 629.06

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Афонин Д.Н.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

ORGANIZATION OF PROVISION OF CUSTOMS AUTHORITIES

OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH TECHNICAL MEANS OF CUSTOMS CONTROL

Afonin D.N.

St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье подробно рассматриваются особенности материально-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации техническими средствами таможенного контроля.

Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, таможенные органы Российской Федерации, технические средства таможенного контроля, закупка, хранение, распределение, управление.

Abstract

The article discusses in detail the features of the logistics of the customs authorities of the Russian Federation with technical means of customs control.

Keywords: logistics, customs authorities of the Russian Federation, technical means of customs control, procurement, storage, distribution, management.

В рамках действующего законодательства обеспечение материально-техническими ресурсами ФТС России в основном осуществляется двумя способами: централизованным и децентрализованным, а также через четыре основные функции: закупка, хранение, распределение и управление. (рис. 1).

Материально-техническое обеспечение (далее - МТО) ФТС России осуществляется

централизованно и децентрализовано путем размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации [1, 2], на основании государственных контрактов, заключаемых в пределах бюджетных обязательств и сметных расходов. расходы и доходы [3, 4].

МТО осуществляется на основании программы закупок продукции (централизованные закупки), утвержденной Главным таможенным управлением Российской Федерации и таможенным органом (децентрализованные закупки, а также транспортных средств, специальных транспортных средств и погрузочно-разгрузочного оборудования (программа закупок). План закупок утверждается ФТС России в соответствии с единой классификацией закупок продукции.

Централизованная поставка продукции, отвечающей потребностям таможенных органов Российской Федерации, регулируется ГУТО, который:

- в соответствии с материально-техническими ресурсами

Рис. 1. Способы и функции МТО ФТС России

региональных таможенных органов общие потребности таможенных органов определяются в форме единой заявки, принадлежащей таможенным органам, а также специализированным РТУ, непосредственно связанным с российскими таможенными органами;

- определяет форму разового ежегодного запроса таможенного органа в области логистики, в составе отчета главного таможенного управления Российской Федерации в области логистики, в составе сборника форм, собранных таможенным органом Российской Федерации в области логистики, утвержденного приказом ФТС России;

В рамках Единой информационной системы финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов автоматически учитываются потребности подразделений таможенной службы Российской Федерации в виде подсистемы МТО, автоматически учитываются сбор и сбор потребностей подразделений ФТС России;

- проводит создание годового плана закупок;

- опираясь на законодательство Российской Федерации регламентируется порядок формирования заказов на централизованное приобретение материально-технических ресурсов;

- государственный контракт на поставку и хранение центральной продукции оформляется по требованию таможенных органов Российской Федерации;

- проводит учет продукции, централизованно поставляемой в таможенные органы России.

Таможенные органы Российской Федерации в соответствии с утвержденным планом закупают продукцию в соответствии с текущими потребностями и учитывают централизованную поставку продукции, независимый доступ к материально-техническим ресурсам. В Общей таможенной службе Российской Федерации планирование логистики осуществляется отделом логистики и/или таможенным органом по логистике.

Финансовое обеспечение доступа к материально-техническим ресурсам регулируется основными финансово-экономическими секторами ФТС России [5] и финансово-экономическими секторами ФТС России.

Центральный МТО структурной части ФТС России осуществляется на основании утвержденного плана закупок один раз в год, его разработка и контроль возложены на ГУТО.

В ГУТО направляется ежегодное заявление, непосредственно от РТУ, Центрального экспертно-криминалистическое таможенное управление (далее - ЦЭКТУ), а также Центральная энергетическая таможня (далее - ЦЭТ) и Центральная акцизная таможня (далее - ЦАТ), в форме единого заявления управления ФТС России (таможня, криминалистические службы-ре-гиональные филиалы Таможенного центра

Рис. 2. Направления плана приобретения материально-технической базы структурными подразделениями

ФТС России

БИТ 2021 Том 5 № 4 (20)

ЦЭКТУ, энергетические и также акцизные таможенные посты).

РТУ и специализированные таможни, непосредственно связанные с ФТС России, самостоятельно подают отдельные ежегодные заявки в ГУТО.

МТО таможенного органа новой организации осуществляется в соответствии с условиями регламента организации, процедурами и программами МТО, распределенными по типу продукции, по марке, типу, размеру, показателям роста и другим характеристикам. На рис. 2 представлены направления плана приобретения материально-технической базы структурными подразделениями ФТС России [6].

После утверждения плана приобретения и объема финансирования в исключительных случаях рассматриваются дополнительные заявки на приобретение МТС по поручению Департамента Главного таможенного управления Российской Федерации при условии обязательного согласования источника финансирования с ГУТО и государственным финансовым агентством и, при необходимости, перераспределения средств.

МТО подразделений ФТС России осуществляется децентрализовано и централизованно путем размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основе государственных контрактов, заключенных в рамках смет доходов и расходов и бюджетных обязательств [7] (рис. 3).

МТО ФТС России осуществляется на основании программы закупки продукции, утвержденной ФТС России (централизованное приобретение) и таможенными органами России (децентрализованное приобретение), в исключение входят специальные транспортные средства, транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, а другая продукция закупается на

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

основании программы закупки продукции, утвержденной таможенными органами Российской Федерации (децентрализованное приобретение) и ФТС России (централизованное приобретение).

План закупок товаров и услуг основывается на единой классификации продукции, закупаемой для перерабатывающего сектора Главного таможенного управления Российской Федерации (далее - единая классификация продукции), и едином графике закупок продукции, закупаемой из многосторонней торговой системы для перерабатывающего сектора главного таможенного управления Российской Федерации, с учетом планирования централизованных и децентрализованных планов закупок продукции на основе бюджетных ассигнований в пределах установленных лимитов бюджетных обязательств и бюджетных смет.

Таможенные органы Российской Федерации, согласно утвержденному плану, закупают продукцию в соответствии с текущими потребностями и учитывают централизованные поставки продукции, самостоятельно получая материально-технические

Рис. 3. Порядок проведения организации размещения заказа таможней

ресурсы. В таможенных органах РФ планирование логистики осуществляется тыловыми и/или тыловыми таможенными органами.

Необходимость децентрализованной закупки МТС определяется, утверждается и представляется таможней Российской Федерации в соответствии с нормативными актами.

Центральная базовая таможня (далее -ЦБТ) систематизировано формулирует потребности структурного подразделения центрального аппарата Федеральной таможенной службы РФ в МТС, в основу которой положен единый классификатор продукции, а также сводный табель учета (в случае оборудования Федеральной таможенной службы России).

Организация централизованной закупки товаров и услуг для нужд подразделений ФТС России осуществляется ГУТО.

Планирование и организация централизованного и/или децентрализованного предоставления специализированных МТС, используемых различными подразделениями Федеральной таможенной службы Российской Федерации, такими как криминалистические подразделения, судебно-медицинские службы, подразделения пресс-службы, кинологические подразделения и т.д. Это осуществляется на основании отдельных нормативных правовых актов Федеральной таможенной службы Российской Федерации и рекомендаций соответствующих ведомств, на основании нормативного обозначения многосторонней торговой системы, обоснованных оснований и функциональных функций конкретного предприятия.

Сбором, обобщением и анализом информации для того, чтобы сформировать сводную годовую заявку на МТУ и РТУ таможенных органов региона ТСК и работе, предоставляемой таможенным органам региона, занимается департамент (отдел) МТУ, являющийся службой соответствующего РТУ [8].

Таможня (электронный и физический контроль) вправе направлять в вышестоящие таможенные органы предложения по оснащению подразделений Главного таможенного управления Российской Федерации конкретными видами ТСТК [9].

Необходимость включения отдельных элементов ТСТК в годовой план поставки определяется по формуле:

П^^тп-ЯНГ + С , (1)

где П/ - потребность в технических средствах i-го типа, ед.;

Ытп - норма обеспечения по расписанию, рассчитанная с учетом численности работников на конец года, ед.;

Ннг - наличие технических средств на начало года;

С - подлежит амортизации в течение года в связи с физическим и (или) моральным устареванием.

Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688 утверждены требования к физическому и техническому оснащению и оборудованию зданий, сооружений и сооружений, необходимых для пограничного и таможенного контроля, карантинного, фитосанитарного, ветеринарного, карантинного и транспортного надзора на пограничных пунктах пропуска в ЕС для целей таможенного контроля Главное таможенное управление определяет техническое оснащение пунктов пропуска и пунктов временного хранения [10]. Необходимое количество ТСТК каждого типа определяется на основе следующих предварительных данных: планируемый поток товаров; планируемый поток пассажиров; характер перевозимых товаров; ожидаемая технология таможенного контроля; режим работы (смены); состав и количество досмотровых групп.

Региональные таможенные органы формулируют планы обеспечения материальными ресурсами с учетом своих особых потребностей и требований своих таможенных органов.

Ожидаемые (планируемые) потребности ТСТК затем используются для расчета необходимых денежных затрат, связанных с ними. Финансовая поддержка предоставляется со стороны таможенной службы Российской Федерации, с учетом ограничений бюджетных обязательств, налагаемых таможенной службой Российской Федерации, в соответствии с исходной статьей, используемой для закупки продукции в соответствии с потребностями государства, финансовая поддержка предоставляется со стороны таможенной службы Российской Федерации [11]. В последнем выделяются основные виды и группы материально - технических ресурсов с учетом их функционального и технического назначения. Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ве-

дется в электронном виде на главной странице официального сайта ЕИС zakupki.gov.ru.

Затраты на приобретение ТСТК (Зтстк) определяются с учетом нормативов по формуле:

Зтстк ^ Qí тстк * тстк (2)

где Q/ тстк - количество /-х технических средств таможенного контроля;

Р/ тстк - цена комплекта /-го технического средства таможенного контроля. Иные предметы, не включенные в указанный перечень, могут быть закуплены по итогам решения руководителя таможенного органа в течение финансового года в пределах средств, предусмотренных на указанные цели

Аналогично рассчитываются затраты на приобретение ТСТК делящихся и радиоактивных материалов, модернизацию технологического оборудования ИДК и т.д.

Главное таможенное управление Российской Федерации также планирует и организует научно-исследовательские работы по разработке ТСТК, планирует и организует его проектирование, статусные испытания, приемку и МТО.

Оплата стоимости услуги по определению технического состояния (диагностике) неисправного ТСТК, выявлению нерабочих составных частей и приведению рекомендаций по целесообразности ремонта (Здиагн) определяются непосредственно по формуле:

Здиагн = EQí Х Рь (3)

где Q/ - количество /-х услуг таможенного органа, по мере необходимости, но не более двух услуг в год;

РI - цена одной ьй услуги не превышает 3% от балансовой стоимости технических средств.

Таким образом, материально-техническое обеспечение таможенных органов представляет собой сложную многофакторную задачу, одной из важных составляющих которой является обеспечение подразделений ФТС техническими средствами таможенного контроля. В следующей главе нами будет проведено исследование особенностей материально-технического обеспечения таможенных органов техническими средствами таможенного контроля.

Список литературы

1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-Ф3 (ред. от 05.04.2021) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru

3. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru

4. Приказ Федеральной таможенной службы от 14.03.2012 № 476 «Об утверждении Положения о порядке планирования, организации и схеме обеспечения таможенных органов Российской Федерации материально-техническими средствами» [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/docu ment/902179848

5. Приказ ФТС России от 09.06.2014 № 1057 «О действиях должностных лиц при проведении таможенного досмотра после выпуска товаров, ввезенных на территорию ТС» [Электронный ресурс] // Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/14pr1057/

6. Геращенко Г.П., Дианова В.Ю., Андрейчук Е.Л. Экономика таможенного дела. Учебник и практикум / Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (2-е изд., испр. и доп). 288 с.

7. Приказ ФТС России от 31.10.2008 № 1349 (ред. от 31.05.2012) «Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2009 № 13126) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8 4651/

8. Приказ Северо-Западного таможенного управления РФ от 13.02.2006 № 50 «Об утверждении Положения о тыловой службе Северо-Западного таможенного управления и подразделениях службы» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru

9. Приказ ФТС России от 27.06.2019 № 1055 «Об утверждении Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций ФТС России, таможенных органов Российской Федерации, представительств (представителей) таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждений, находящихся в ведении ФТС России» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru

10. Приказ ФТС России от 26.12.2019 № 2131 «Об отверждении методик расчета показателей результативности деятельности, показателей эффективности деятельности и индикативных показателей регионарных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России».

http://bitjournal.ru 19

Бюллетень инновационных технологий

[Электронный ресурс] // Альта-Софт. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/19pr1968/

11. Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 (ред. от 30.06.2020) «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государ-

ственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru.

Поступила в редакцию 28.10.2021

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Сведения об авторе:

Афонин Дмитрий Николаевич - профессор кафедры таможенного дела Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии, доктор медицинских наук, доцент, e-mail: dnafonin@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.