Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ АРМИИ США'

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ АРМИИ США Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
487
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРЮЧЕЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЛОГИСТИКА / АРМИЯ / США / PETROLEUM / OIL AND LUBRICANTS (POL) / ORGANIZATION / SUPPLIES / LOGISTICS / ARMY / USA

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Иванов Алексей Викторович

Рассмотрены основные направления деятельности учреждений министерства обороны и формирований логистики по организации обеспечения горючим армии США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING FUEL DELIVERIES IN THE US ARMY

The paper looks at the main trends in the work of DoD establishments and logistic formations to organize supplies of fuel to the US Army.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРЮЧИМ АРМИИ США»

Организация обеспечения горючим армии США

Подполковник в отставке А.В. ИВАНОВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены основные направления деятельности учреждений министерства обороны и формирований логистики по организации обеспечения горючим армии США.

The paper looks at the main trends in the work of DoD establishments and logistic formations to organize supplies of fuel to the US Army.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Горючее, организация, обеспечение, логистика, армия, США.

Petroleum, oil and lubricants (POL), organization, supplies, logistics, army, USA.

РАСЧЕТЫ аналитиков показывают, что в зависимости от размеров театров военных действий и целей современных операций потребуется поставка, надежное складирование и своевременная заправка техники боевых частей кондиционным горючим в объеме от 3 до 10 тыс. м3 (от 2,5 до 8 тыс. т) в сутки. Поэтому актуальной задачей воюющих государств является выработка и оперативная реализация системных и технических идей в интересах отвечающей требованиям обстановки организации обеспечения войск горючим на основе заблаговременного изучения всех возможных вариантов развития боевых действий на предполагаемых театрах военных действий (ТВД), достижение большей гибкости и оперативности управления.

Армию США характеризует комплексный подход к решению этой задачи: своевременно актуализируются основополагающие программные документы, разрабатываются процедуры, регламенты, технологии и алгоритмы действий подразделений обеспечения войск горючим различных уровней, принимаются меры обеспечения энергетической безопасности армии, совершенствуется организация применения, сохранения и контроля качества топлив, смазочных материалов и специаль-

ных жидкостей, повышается уровень технического оснащения системы обеспечения горючим, целенаправленно проводятся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на высокий уровень поставлена организация подготовки специалистов.

Существующая в настоящее время система обеспечения горючим армии США имеет более чем 70-летнюю историю, которая берет начало от момента вступления США во Вторую мировую войну. На основе

опыта ведения боевых действий верховное командование армии США стало пересматривать применявшиеся ранее архаичные способы планирования обеспечения войск горючим, контроля качества и доставки его войскам, что сопровождалось совершенствованием конструкции технических средств транспортирования, хранения и перекачки горючего1. На базе опыта участия армии в боевых действиях в Корее (1950—1953), Вьетнаме (1961—1973), Доминиканской республике (1965) и Лаосе (1964—1970) в октябре 1968 года была опубликована первая редакция руководства БМ 10-67 «Обеспечение войск горючим на ТВД». В этом документе сформулированы основы организации обеспечения войск горючим на оборудованных и необорудованных ТВД, разработаны вопросы планирования и организации поставок горючего, намечены планы модернизации трубопроводного транспорта, сформирована организационно-штатная структура подразделений обеспечения войск горючим, а также определены стандарты сохранения и контроля его качества. Вторая редакция этого документа2 увидела свет почти через 15 лет — в феврале 1983 года, когда вооруженные силы США вели боевые действия в Ливане (1982—1984). Позднее были опубликованы руководства от 1993 года БМ 10-27 «Материально-техническое обеспечение войск на ТВД»3 и от 1998 года БМ 10-67-1 «Концепция и технические средства операций обеспечения горючим»4. Разрабатывались и другие руководящие документы по организации обеспечения войск горючим, которые позднее были пересмотрены и переизданы с учетом опыта боевых действий армии США в Боснии (1995), Югославии (1999), Ираке (2003—2011) и Афганистане (2001 — по н. в.).

Система обеспечения горючим армии любой страны формируется на основе взглядов командования на характер ведения боевых действий в тех или иных условиях, а также ее боевого или иного применения. Географическое положение страны, ее внешнеполитические цели и военная доктрина ориентируют армию США на участие в операциях исключительно вне территории страны. Для выполнения этих задач руководство США в начале 2000-х годов приступило к модернизации армии, конечной целью которой является доминирующее военно-политическое превосходство США в любом регионе мира. Важнейшими направлениями деятельности командования армии США применительно к проблеме организации обеспечения войск горючим являются5:

• оптимизация организационно-штатной структуры сухопутных войск с преобразованием традиционных дивизий в бригады модульного типа;

• реализация концепции создания модульных формирований материально-технического обеспечения модульных сил.

Как модульные силы сухопутных войск создавались в ответ на требование превращения армии в исключительно экспедиционную, так и формирования материально-технического обеспечения, в состав которых входят органы и подразделения обеспечения горючим, строились в модульном варианте в ответ на требование единства, устойчивости и гибкости управления всеми процессами логистики. Развитие новой концепции логистики приводит в соответствие с этими требованиями существовавшие ранее традиционные способы управления и контроля процесса. Организация обеспечения горючим модульных сил экспедиционного типа, способных

к быстрой переброске, развертыванию на удаленных ТВД, немедленному началу боевых действий и ведению их в течение длительного времени без дополнительного усиления и обеспечения, также должна соответствовать этим требованиям6.

С учетом опыта проведения кампаний в Ираке и Афганистане министерством обороны США были разработаны директивы от 12.06.2002 года№ 4140.25-М уо\. 1, ск. 1 «Политика министерства обороны в области управления энергетическими запасами»7 и от 12.04.2004 года № 4140.25 «Политика министерства обороны в области управления запасами источников энергии и соответствующей инфраструктурой»8, определяющие систему мероприятий в области использования источников энергии и сопутствующих ресурсов. Опыт данной работы был аккумулирован в документе под названием «Доктрина обеспечения войск горючим и водой» в редакции 2010 года9, в которой были впервые сформулированы концепция и основные принципы организации обеспечения современной экспедиционной армии горючим. Концепция организации обеспечения горючим армии США сформулирована в форме слогана:

своевременная доставка кондиционного горючего в требуемом количестве в указанный район.

По мнению командования армии США, практическая реализация этого слогана включает:

• заблаговременное определение потребности войск в горючем в мирное и военное время;

• создание и складирование стратегических и оперативных запасов, проработку способов перемещения их внутри театров военных действий в ходе проведения операций;

В «Доктрине обеспечения войск горючим и водой» в редакции 2010 года были впервые сформулированы концепция и основные принципы организации обеспечения современной экспедиционной армии горючим.

• заключение контрактов на закупку и поставку горючего;

• организацию сохранения, контроля качества и учета горючего;

• организацию своевременной доставки горючего войскам;

• своевременную закупку и доставку на ТВД оборудования и технических средств нефтепродукто-обеспечения, их обслуживание и поддержание в постоянной готовности к применению.

Последним документом определены три основных принципа, которые необходимо учитывать при организации практической работы, а именно: принципы стандартизации, гибкости и взаимозаменяемости.

Принцип стандартизации (Standardization policy). Заключается в том, что командование всех видов вооруженных сил должно стремиться планировать поставки войскам только наиболее доступных на данном ТВД марок горючего, принимая меры к сокращению их количества, а также отказываться от техники, требующей применения горючего с уникальными свойствами, например, дизельного топлива с ультранизким содержанием серы. Эти меры позволяют реализовать концепцию «единого топлива», а именно использование авиационного керосина JP-8 в двигателях как авиационной, так и наземной техники. Хотя такой под-

ход и позволяет значительно увеличить оперативную гибкость управления запасами, в настоящее время пока еще невозможно полностью отказаться от применения в военной технике нескольких марок топлив.

Принцип гибкости (Flexibility policy). Означает, что во всех случаях применения топлив в двигателях военной техники и вспомогательного оборудования, находящихся на ТВД должна быть предусмотрена возможность использования и альтернативных топлив.

Принцип взаимозаменяемости (Interoperability policy). Предполагает наличие переходных устройств для беспрепятственной стыковки топливного оборудования различных видов вооруженных сил и топливного оборудования вооруженных сил союзников, что позволяет сократить время операций слива-налива и заправки военной техники, уменьшить количество развертываемых на ТВД технических средств нефтепродукто-обеспечения.

Реализация концепции и принципов обеспечения войск горючим в целом является основным направлением и главным содержанием деятельности всех структур министерства обороны США, которые организуют повседневную деятельность системы обеспечения войск горючим и поддерживают ее в постоянной готовности к ведению современной войны.

В министерстве обороны США не существует какого-либо единого административного органа, осуществляющего централизованное управление всеми учреждениями, организациями, формированиями, подразделениями, процессами и процедурами сложной многоуровневой системы бесперебойного обеспечения войск горючим. Эти функции распределены между различными учреждениями министерства обороны,

министерств видов вооруженных сил и едиными боевыми территориальными командованиями армии США.

Директива министра обороны США от 21.12.2010 года № 5100.01. «Функции министерства обороны и его основных структур» DOD Directive № 5100.01. Functions of the Department of Defense and Its Major Components10 определяет обязанности, содержание и порядок деятельности центрального аппарата, департаментов, агентств, управлений и служб министерства обороны. На основании анализа этой директивы и ряда других руководящих документов армии США11 была разработана принципиальная схема его структур, в функции которых в той или иной степени входят вопросы поддержания системы обеспечения войск горючим в постоянной готовности к боевым действиям на том или ином ТВД (рис. 1).

Министр обороны США (Secretary of Defense) организует деятельность этих структур через ряд подчиненных ему учреждений: своего заместителя по новым технологиям, закупкам и логистике — Under Secretary of Defense for Acquisition, Technology and Logistics (USD (AT&L)), министерство сухопутных войск — Department of the Army (DA), министерство военно-воздушных сил — Department of the Air Force (DAF), министерство военно-морского флота — Department of the Navy (DN), корпус морской пехоты — Marine Corps (MC), начальников штабов видов вооруженных сил — Chiefs of Staff\ председателя объединенного комитета начальников штабов армии США — Chief Joint Chiefs of Staff (CJCS) и единые боевые территориальные командования (USCENTCOM, USEUCOM и др.). Корпус морской пехоты Marine Corps (МС) в последнее время часто позиционируется как самостоятельный вид вооруженных сил США, поэто-

му в интересах данного исследования на рисунке 1 он показан отдельно от ВМФ.

Заместитель министра обороны по новым технологиям, закупкам и логистике USD (AT&L), в свою очередь, организует деятельность агентства логистики министерства обороны

США — Defense Logistics Agency (DLA), в состав которого входит агентство логистики энергетических ресурсов Defense Logistics Agency Energy (DLA Energy), которое непосредственно занимается стратегическими проблемами логистики обеспечения войск горючим12.

DOD (Department of Defense) — министерство обороны США; Office of DOD — офис (штаб) министра обороны США;

CJCS (Chief Joint Chiefs of Staff) —председатель объединенного комитета начальников штабов армии США);

USD (AT&L) — Under Secretary of Defense for Acquisition, Technology, and Logistics — заместитель министра обороны США по закупкам, новым технологиям и логистике; DLA (Defense Logistics Agency) — агентство логистики; DLA Energy — агентство по логистике энергоносителей; DA (Department of the Army) — министерство сухопутных войск; DAF (Department of the Air Force) — министерство BBC; DN (Department of the Navy) — министерство ВМФ; MC (Marine Corps) — корпус морской пехоты; Chief of Staff — начальник штаба;

Chief of Naval Operations — начальник морских операций, или начальник штаба ВМФ;

Commandant — командующий корпусом морской пехоты;

Army — сухопутные войска;

Air Force — военно-воздушные силы;

Navy — военно-морской флот;

Marines — морская пехота;

US CENTCOM и др. — единые боевые территориальные командования.

Рис. 1. Принципиальная схема структур министерства обороны США, в функции которых входят вопросы организации обеспечения войск горючим

Объединенный комитет начальников штабов является консультативным органом, осуществляющим разработку стратегических и мобилизационных планов, программ формирования вооруженных сил, создания вооружений и военно-политического сотрудничества. В частности, по указанию CJCS разрабатываются руководящие документы по организации обеспечения войск горючим. Он рекомендует USD (AT&L) размеры запасов горючего, необходимых для проведения тех или иных операций войск, дает военным министерствам и командующим войсками общие указания по планированию обеспечения войск горючим, определяет форму докладов по состоянию горючего и содержание стратегической информации, необходимой для оценки достаточности обеспечения горючим войск, участвующих в операциях на ТВД13.

Объединенный комитет начальников штабов является консультативным органом, осуществляющим разработку стратегических и мобилизационных планов, программ формирования вооруженных сил, создания вооружений и военно-политического сотрудничества.

Единые боевые территориальные командования ([/5СЕЫТСОМ, ШЕиСОМ и др.) организуют обеспечение войск горючим в рамках оперативного командования войсками.

Наиболее крупным учреждением министерства обороны США, которое выполняет подавляющее большинство задач по организации обеспечения горючим всех видов

вооруженных сил США, является министерство сухопутных войск, в состав которого входит центр горючего сухопутных войск the US Army Petroleum Center (центр APC). Военно-воздушные силы и военно-морской флот решают задачи обеспечения своих войск горючим в гораздо меньших объемах и в основном действуют только в собственных интересах через специальные учреждения. В военно-воздушных силах (ВВС) это офис горючего the US Air Force Petroleum Office — AFPET (офис AFPET), а в ВМФ это офис энергообеспечения управления материально-технического обеспечения (МТО) ВМФ Naval Supply Systems Command Energy (офис NAVSUP Energy).

Весь спектр деятельности всех этих учреждений в значительной степени описывается одним термином — «логистика обеспечения войск горючим». «Доктрина обеспечения войск горючим и водой»14 выделяет три уровня логистики обеспечения войск горючим, соответствующие уровням ведения войны: стратегический, оперативный и тактический.

Не касаясь деятельности высшего эшелона руководства министерства обороны, куда следует отнести председателя объединенного комитета начальников штабов (CJCS) и заместителя министра обороны по закупкам, новым технологиям и логистике ( USD (AT&L), которые занимаются стратегическим планированием и определяют политику министерства обороны в этой области, можно выделить три наиболее крупных учреждения, непосредственно функционирующих на стратегическом уровне логистики обеспечения экспедиционной армии горючим в мирное время и при проведении операций15:

• агентство DLA Energy;

• главные управления обеспечения горючим театров военных действий — Joint Petroleum Office (JPO);

• направления обеспечения горючим видов вооруженных сил на ТВД — Service Control Points (SCPs).

Агентство DLA Energy непосредственно отвечает за коммерческую, организационную и информационную поддержку закупок горючего министерством обороны у поставщиков в любом районе дислокации войск армии США по всему миру, организует хранение этого горючего, обеспечивает управление запасами, распределение, транспортирование, учет, обеспечение и контроль его качества16.

Согласно директиве министра обороны от 12.06.2002 года № 4140.25-М vol. I, ch. I17 главные управления JPO учреждаются командующими едиными боевыми территориальными командованиями с целью организации обеспечения войск горючим на соответствующем ТВД и осуществления штабных функций управления и контроля (С2), а именно: планирования, координации и наблюдения за всеми стадиями организации обеспечения горючим войск (в том числе, управления запасами горючего, контроля его качества и др.), развертываемых или планируемых к развертыванию в районах проведения операций, осуществляемых в зонах их ответственности.

Согласно директиве № 4140.25-М, voll, ch. Р* направления SCPs учреждаются видами вооруженных сил для централизованного управления обеспечением своих войск горючим, технической поддержки и координации действий с агентством DLA Energy. В сухопутных войсках функцию такого направления выполняет центр АРС, в военно-воздушных силах — офис AFPET, в военно-морском флоте — офис NAVSUP Energy.

Основными функциями учреждений стратегического уровня являются планирование, разработка процедур, согласование и координация

действий всех звеньев цепи логистики обеспечения войск горючим.

Главная задача формирований и подразделений оперативного уровня логистики состоит в создании мобильных запасов кондиционного горючего, обеспечении надежного и своевременного их продвижения к подразделениям тактического уровня, или согласно военной терминологии США распределении горючего на ТВД. Подразделения тактического уровня логистики непосредственно организуют заправку боевой техники бригад, т. е. осуществляют поддержку ее действий горючим. Практически все эти формирования имеют модульную структуру и действуют на театре военных действий в составе формирований материально-технического обеспечения, которые также имеют модульную организацию. Такая организация предполагает как наличие штатных структур, входящих в их состав на постоянной основе, так и придаваемых или временно подчиненных подразделений, количество и состав которых может изменяться в зависимости от поставленной задачи.

Для того чтобы представить себе объем и сложность операций по обеспечению войск на театре военных действий горючим, необходимо иметь в виду, что расчетный суточный расход горючего различными соединениями и частями действующей армии составляет19:

• корпус (5 дивизий) — 7300 т (9100 тыс. л.);

• тяжелая дивизия (Heavy Division) — 1500 т (1900 тыс. л.);

• легкая дивизия (Light Division) — 200 т (250 тыс. л.);

• штурмовая авиадивизия (Air Assault Division) — 920 т (1150 тыс. л.);

• артиллерийская бригада (Fire Brigade) — 90 т (113 тыс. л.);

• тяжелая бригада НВСТ (Heavy ВСТ) — 450 т (560 тыс. л.);

• разведывательный полк (.Armored Cavalry Regiment) — 760 т (950 тыс. л.).

На рисунке 2 приведена принципиальная схема организации модульных формирований матери-

ально-технического обеспечения, в состав которых входят подразделения обеспечения войск горючим оперативного уровня логистики на

твд.

+ +1

ESC

з

Sust

V <%

Отдел

2

¿4 -*-~f-А

Sust

Г ■

> v3I>cssb4;

I------I---

I ' I 1

V ose <]Г V (.

II I

«У-----Г--

II I

11 I

PPTO

P SB

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г Г - - Г 1

V <

1 ■ 1 1

ж /<ХЛ

TSC (Theater Support Command) — управление MTO театра военных действий; ESC (Expeditionary Support Command) — экспедиционное управление MTO; Sust (Sustainment Brigade) — бригада MTO;

CSSB (Combat Sustainment Support Battalion) — батальон материально-технического обеспечения и поддержки боевых действий войск;

РРТО (Petroleum Pipeline and Terminal Operating Battalion) — квартирмейстерский батальон эксплуатации и обслуживания трубопроводов и складов горючего;

PSB (Petroleum Supply Battalion) — квартирмейстерский батальон подвоза горючего; QSC (Quartermaster Supply Company) — квартирмейстерская рота перевалки грузов

Рис. 2. Принципиальная схема организации модульных формирований обеспечения войск горючим оперативного уровня логистики на ТВД

Как видно из рисунка 2, управление МТО театра военных действий — Theater Support Command (TSC) является старшим членом иерархии. Как правило, ему подчиняются несколько бригад МТО — Sustainment Brigade (Sust) и несколько экспедиционных управлений МТО — Expeditionary Support Command (управление ESC), которым, в свою очередь, могут быть

приданы одна или несколько бригад МТО (Sust)20. Фактически управление TSC по характеру его задач следует отнести к оперативно-стратегическому уровню логистики, тогда как все остальные формирования действуют на оперативном уровне логистики.

В штат управления TSC входит группа ГСМ — Petroleum Group с подчиненной ей квартирмей-

стерской группой горючего — the Quartermaster Group Petroleum21. Управлению TSC могут быть непосредственно подчинены специализированные подразделения горючего: квартирмейстерские батальоны эксплуатации и обслуживания трубопроводов и складов горючего — (QM) Petroleum Pipeline and Terminal Operating Battalions (PPTO) и квартирмейстерские батальоны подвоза горючего — (QM) POL Supply Battalions (PSB). Специально для выполнения конкретных задач, например, для оказания помощи войскам при открытии театра операций (Theater Opening) они могут быть временно приданы бригаде МТО (Sust). Батальонам материально-технического обеспечения и поддержки боевых действий войск — Combat Sustainment Support Battalion (CSSB), обычно подчиненным бригадам МТО (Sust), придаются квартирмейстерские роты перевалки грузов — Quartermaster Support Companies (QSC) и квартирмейстерские роты поддержки войск горючим — Quartermaster POL Support Company (PSC), действующие в районах дислокации дивизий, и роты транспорта горючего, выполняющие специфические задачи.

На тактическом уровне логистики задача обеспечения войск горючим сводится к организации получения горючего для заправки техники подразделений боевых модульных сил в составе модульных боевых бригад — Brigade Combat Team (ВСТ). Для выполнения этой задачи бригада ВСТ имеет батальон материально-технического обеспечения — Brigade Support Battalion (BSB) с ротами МТО подразделений переднего края — Forward Support Companies (FSC) и ротами распределения Distro Со22, которые непосредственно обеспечивают горючим боевые подразделения. Эти роты могут быть подчинены батальо-

ну BSB, приданы или переданы ему в оперативное управление.

На рисунке 3 приведена схема, иллюстрирующая работу управления TSC, бригад МТО (Sust), батальонов CSSB и BSB с ротами FSC в интересах распределения горючего на театре военных действий23. Несмотря на то что управление TSC выполняет задачи оперативно-стратегического уровня логистики, подчиненные и приданные ему подразделения способны при необходимости оказать поддержку заблаговременно развертываемым на тактическом уровне батальонам МТО BSB боевых бригад.

Для выполнения задачи обеспечения войск горючим бригада ВСТ имеет батальон материально-технического обеспечения — Brigade Support Battalion

с ротами МТО подразделений переднего края — Forward Support

Companies и ротами распределения Distro Со.

Анализ рисунка 3 свидетельствует о том, что, во-первых, поставщики горючего на стратегическом уровне имеют задачу обеспечивать им подразделения всех уровней логистики, в том числе и тактический, а во-вторых, управление TSC, дислоцируясь в определенном районе, называемом базой МТО — Sustainment Base, действует на всем театре операций посредством приданных и подчиненных ему подразделений: бригад МТО (Sust) и CSSBs как в случае открытия театра — Theatre Opening (ТО), так и в процессе распределения материально-технических средств на театре

Theater Base + +

S

Theater

Sustain

TSC (Theater Support Command) — управление MTO театра военных действий; ESC (Expeditionary Support Command) — экспедиционное управление MTO; Sust (Sustainment Brigade) — бригада MTO;

CSSB (Combat Sustainment Support Battalion) — батальон материально-технического обеспечения и поддержки боевых действий войск;

FSC (Forward Support Companies) —роты MTO подразделений переднего края; BSB (Brigade Support battalion) — батальон материально-технического обеспечения бригады;

Theater Base — база MTO театра военных действий; Theater Opening — открытие театра военных действий;

Theater Distribution — здесь распределение горючего на театре военных действий; Strategic and National Providers — поставщики горючего стратегического уровня логистики и местные поставщики горючего

Рис. 3. Схема работы формирований материально-технического обеспечения театра военных действий по распределению горючего на ТВД и поддержке действий войск горючим

операций — Theatre Distribution (TD). На оперативном и высшем тактическом уровнях логистики обеспечение войск горючим организуют бригады MTO (Sust) и батальоны CSSB, а на тактическом — батальоны BSB.

Схема, приведенная на рисунке 4, помогает проследить движение горючего от подразделений оперативного до подразделений тактического уровня логистики вплоть до боевых подразделений24.

Так, горючее, поступающее на ТВД, передается подразделениями управления TSC на накопительно-распределительный узел (Distribution Hub) и в дальнейшем распределяется по районам дислокации корпуса, дивизий и/или бригад. При этом квартирмейстерским подразделениям транспортирования горючего бригаде MTO (Sust) может быть поставлена задача получения горючего непосредственно от нефтеперерабатывающих

¡CONUSp

TSC (Theater Support Command) — управление MTO театра военных действий; BSB (Brigade Support Battalion) — батальон материально-технического обеспечения бригады;

FSC (Forward Support Companies) — рота MTO подразделений переднего края; Sust — бригада МТО;

CSSB (Combat Sustainment Support Battalion) — батальон материально-технического обеспечения и поддержки боевых действий войск; CONUS (Continental USA) — территория США;

Sustainment Base — район материально-технического обеспечения ТВД; Distribution Hub — узел распределения запасов горючего на ТВД

Рис. 4. Схема работы формирований обеспечения войск горючим на театре военных действий

заводов, прибрежных терминалов горючего, трубопроводов и доставка его напрямую батальонам BSB с ротами Е$С. Выдвижение бригад МТО ближе к районам дислокации дивизий и бригад позволяет им быстрее реагировать на запросы боевых частей и своевременно осуществлять цикл «заправка техники — пополнение запасов».

Подвижные запасы горючего на складах театра операций могут создавать также квартирмейстерские

батальоны подвоза горючего PSB, которые затем передают его подразделениям обеспечения горючим бригад МТО (Яш*), находящимся на высшем тактическом уровне и выполняющим задачу распределения горючего в районе операций, а также квартирмейстерским ротам подвоза горючего, доставляющим горючее батальонам В8В для заправки техники боевых бригад ВСТ. Квартирмейстерские роты подвоза горючего, приданные батальонам С55Б5 бригад

На оперативном уровне операции по распределению

горючего включают также и значительные по объему перевозки горючего автотранспортом —

автомобильными ротамиу оснащенными автотопливоцистернами большой вместимости, способными перевозить горючее на большие расстояния.

МТО (Sust), при выполнении задач открытия театра операций или распределения горючего в районе операций дислоцируются вблизи от частей и соединений с целью заправки боевой техники горючим, которая организуется на основе приоритетов, определяемых командиром бригады ВСТ25. На оперативном уровне операции по распределению горючего включают также и значительные по объему перевозки горючего (в том числе, тарных нефтепродуктов) автотранспортом — автомобильными ротами, оснащенными автотопливо-цистернами большой вместимости, способными перевозить горючее на большие расстояния.

Управление TSC, бригады МТО (Sust) и подразделения уровня дивизии имеют возможность получать сведения о запасах горючего, имеющегося во всех формированиях МТО, и потребном количестве горючего пунктов заправки и боевых бригад в режиме реального времени, используя каналы прямой связи с подразделениями, которые предоставляет автоматизированная система управления и контроля операций МТО в районе боевых действий — Battle Command Sustainment Support System (BCS3), позволяющая быстро и точно устанавливать статус любых, в том

числе и отдельных операций материально-технического обеспечения26. Система BCSЗ позволяет в значительной степени реализовать один из важнейших принципов работы системы распределения горючего — ее прозрачность. Прозрачность работы системы распределения включает наблюдение за цепью логистики распределения горючего, за работой всех подразделений, соблюдение ими всех необходимых процессов и алгоритмов, осуществление контроля за местоположением технических средств нефтепродуктообеспечения. Соблюдение принципа прозрачности гарантирует, что организация системы распределения горючего на ТВД в любой момент времени отвечает реальным потребностям войск.

Один из вариантов дислокации и действий модульных формирований горючим оперативного и тактического уровней логистики приведен на рисунке 527.

Приведенный выше анализ деятельности комплекса учреждений и формирований армии США, действующих в цепи логистики обеспечения войск горючим, позволяет выделить специфические особенности организации всей системы, определяющие надежность, устойчивость и гибкость ее функционирования.

Министерством обороны США постоянно разрабатываются и актуализируются концептуальные проблемы организации обеспечения войск горючим в тех или иных условиях ведения боевых действий, планы стратегических операций логистики, а также руководящие документы, определяющие обязанности, порядок, алгоритмы действий и взаимодействие всех структур обеспечения горючим войск, действующих на театре военных действий.

Несмотря на то что учреждения стратегического уровня логистики обеспечения войск горючим, кро-

MODULAR FUEL DISTRIBUTION IN THE THEATER

Sustainment base — район МТО операций, проводимых на ТВД; OPDS — система подачи горючего из танкеров ВМФ; ASB — батальон МТО авиационной бригады; ВСТ — боевые модульные бригады;

BSB — батальон материально-технического обеспечения бригады; FSC — рота МТО подразделений переднего края; MSO — одна из операций логистики;

РРТО — poma эксплуатации трубопроводов и складов горючего; RO — район дозаправки техники; SBCT — боевая бригада Stryker; SUST — бригада МТО (Susi);

TSC — управление МТО театра военных действий

Рис. 5. Схема дислокации и действий модульных формирований горючим оперативного и тактического уровней логистики

Министерством обороны США постоянно разрабатываются и актуализируются концептуальные проблемы организации обеспечения войск горючим в тех или иных условиях ведения боевых действий.

ме управлений JPO, постоянно дислоцируются на территории США и основной задачей данных учреждений является стратегическое планирование, организация взаимодействия, координация и контроль, при необходимости они способны посредством формирований обеспечения войск горючим, дислоцирующихся непосредственно на ТВД, оказать поддержку горючим подразделений тактического уровня. С одной стороны, это позволяет исключить перебои в поставке горючего войскам, избежать дублирования действий формирований и повысить общую эффективность работы системы, а с другой стороны, это обусловливает значительные сложности, с которыми встречаются формирования логистики оперативного уровня в их работе по интеграции большого количества поставщиков и потребителей горючего при планировании поставок, распределения и поддержки действий войск горючим на ТВД. На оперативно-стратегическом, оперативном и высшем тактическом уровнях логистики обеспечения войск горючим действуют модульные формирования, входящие в состав управлений TSC и ESC, бригад МТО (Sust) и батальонов CSSB, а на тактическом уровне действуют батальоны BSB с ротами Bistro Со и FSC.

Анализ показывает, что организация обеспечения горючим войск на театре военных действий представ-

ляет собой глубокоэшелонирован-ную систему формирований, которые постоянно создают и распределяют запасы горючего на оперативно-стратегическом, оперативном и тактическом уровнях проведения военных операций от баз материально-технического обеспечения до передовых позиций войск. Модульная организация формирований обеспечения войск горючим в целом обеспечивает сокращение эшелонирования его запасов и позволяет увеличить мобильность технических средств не-фтепродуктообеспечения. Административное руководство модульными формированиями обеспечения войск горючим низшего уровня, оказание им медицинской помощи, выделение дополнительного транспорта и техническое обслуживание осуществляют подразделения высшего уровня логистики. Необходимость постоянно пополнять запасы горючего и снова «проталкивать» их вперед вплоть до баков боевых машин определяет цикличность действий подразделений обеспечения войск горючим всех уровней логистики. Наличие автоматизированной системы управления и контроля операций МТО в районе боевых действий — Battle Command Sustainment Support System (BCS3) позволяет быстро и точно устанавливать статус отдельных операций по снабжению войск горючим, обеспечивая прозрачность работы всей системы.

Командование армии США обязано принимать меры к тому, чтобы она (система) находилась в постоянной боевой готовности к проведению военных операций. Одной из таких мер является достижение высокой организации обеспечения горючим различных по характеру и замыслу операций на подготовленных и неподготовленных театрах военных действий, будь то участие в локальных конфликтах, противодействие

повстанческим движениям, проведение антитеррористических мероприятий, сдерживание военных угроз на Ближнем Востоке или оказание гуманитарной помощи.

Таким образом, действующая в настоящее время система обеспечения армии США горючим, судя по руководящим документам, должна обеспечить надежную и своевременную доставку войскам кондиционного горючего в требуемом количестве в указанный район. Достичь этого предполагается решением триединой задачи:

во-первых, созданием постоянно совершенствуемой, хорошо управляемой, прозрачной, эшелонированной, высокомобильной цепи логистики;

во-вторых, развитием прогрессивной высокотехнологичной техни-

ческой поддержки системы обеспечения войск горючим;

в-третьих, осуществлением слаженной работы организующих, поддерживающих и развивающих систему обеспечения горючим учреждений министерства обороны, действующих в интересах обеспечения ее новыми интегрированными техническими решениями с применением передовых технологий.

Надежной бесперебойной работе всех элементов системы обеспечения горючим армии США способствует наличие постоянно актуализируемых с учетом боевого опыта руководящих документов, подробно определяющих обязанности учреждений, формирований и должностных лиц, способы, процедуры и алгоритмы принятия ими решений.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Akers A. Fuel Supplies in Time of War // Air University Review. March-April. 1977. www.airpower.maxwell.af.mil/.. ./akers.html (дата обращения: 02.08.2012).

2 Headquarters, Department of the Army, FM 10-67 Petroleum Supply in Theaters of Operations. Washington, D.C.: 18.02.1983. 354 p. URL: https://www.globalsecurity. org/military/library/policy/army/fm/10-67/ (дата обращения: 21.01.2018).

3 Headquarters, Department of the Army. FM 10-27 General Supply in the Theatres of Operations. Washington, D.C.: 20.04.1993. 287 p. URL: https://archive.org/details/ milmanual-fm-10-27-general-supply-in-the-theater-of-operations (дата обращения: 21.01.2018).

4 Headquarters, Department of the Army, Field Manual 10-67-1 Petroleum Operations and Equipment. Washington, D.C.: 02.04.1998.

5 Association of the United States Army. Revolution in Army doctrine: The 2008 Field Manual 3-0, Operations. February 2008. URL: https://www.ausa.org/sites/ default/files/TBIP-2008-Revolution-in-

Army-Doctrine-The-2008-Field-Manual-3-O-Operations.pdf. (дата обращения: 21.01.2018); Headquarters, Department of the Army. 2008 Army modernization strategy. Washington, D.C.: 25.07.2008. 88 p. URL: http://www.defence.org.cn/ UploadFiles/Army_Mod_Strat_2008.pdf/13.

C.W. (дата обращения: 21.01.2018);

6 Kibben Ch.W. The Future of Modular Logistics in Force Projection operations : monograph / School of Advanced Military Studies. 29.04.1999. 50 p. URL: http://www. dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a370223.pdf. (дата обращения: 21.01.2018).

7 Department of Defense, DoDD № 4140.25-M. Volume I, Chapter 1 «DoD Energy Management Policy». Washington,

D.C.: 12.06.2002. URL: http://www.dtic. mil/whs/directives/corres/pdf/414025-m-voll-chapterl.pdf. (дата обращения: 19.01.2018).

8 Department of Defense, DoDD №4140.25 «DoD Management Policy for Energy Commodities and Related Services». Washington, D.C.: 12.04.2004. 10 p. URL: http://www.dtic.mil/whs/directives/corres/

pdf/4140.25p.pdf. (дата обращения: 21.01.2018).

9 Joint Chiefs of Staff, Joint Publication 4-03, Joint Bulk Petroleum and Water Doctrine. Washington, D.C.: 09.12.2010. 116 p. URL: http://www.dtic.mil/doctrine/ new_pubs/jp4_03.pdf. (дата обращения: 21.01.2018).

10 Department of Defense, DOD Directive № 5100.01. Functions of the Department of Defense and its major components. Washington, D.C.: 21.12.2010. 41 p. URL: http://www.dtic.mil/whs/directives/corres/ pdf/510001p.pdf. (дата обращения: 19.01.2018).

11 Department of Defense, DoDD № 4140.25-M. Volume I. Chapter 1 «DoD Energy Management Policy». Washington, D.C.: 12.06.2002. URL: http://www.dtic. mil/whs/directives/corres/pdf/4140.25-m-voll-chapterl.pdf. (дата обращения: 19.01.2018); Department of Defense, DoDD № 4140.25 «DoD Management Policy for Energy Commodities and Related Services». Washington, D.C.: 12.04.2004 10 p. URL: http://www.dtic.mil/whs/directives/ corres/pdf/4140.25p.pdf. (дата обращения: 21.01.2018); Joint Chiefs of Staff, Joint Publication 4-03, Joint Bulk Petroleum and Water Doctrine, Washington, D.C.: 09.12.2010.116 p. URL: http://www.dtic.mil/ doctrine/new_pubs/jp4_03.pdf. (дата обращения: 20.01.2018).

12 Министерство обороны США. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/MHHHCTep-ство_обороны_США. (дата обращения: 21.01.2018).

13 Department of Defense, DoDD № 4140.25 «DoD Management Policy for Energy Commodities and Related Services». Washington, D.C.: 12.04.2004. 10 p. URL: http://www.dtic.mil/whs/directives/corres/ pdf/4140.25p.pdf. (дата обращения: 21.01.2018).

14 Joint Chiefs of Staff, Joint Publication 4-03, Joint Bulk Petroleum and Water Doctrine, Washington, D.C.: 09.12.2010. 116 p.

15 Department of Defense, DoDD №4140.25 «DoD Management Policy for

Energy Commodities and Related Services». Washington, D.C.: 12.04.2004. 10 p. URL: http://www.dtic.mil/whs/directives/corres/ pdf/4140.25p.pdf. (дата обращения: 21.01.2018).

16 Department of Defense, DoDD № 4140.25-M. Volume I, Chapter 1 «DoD Energy Management Policy». Washington, D.C.: 12.06.2002. URL: http://www.dtic.mil/ whs/directives/corres/pdf/414025-m-vol 1 -chapterl.pdf. (дата обращения: 19.01.2018).

17Там же.

18 Там же.

19 Joint Military Operations. Reference Guide. «Forces/Capabilities Handbook!». The United States Naval War College. Washington, D.C.: 03.07.2011. p. 60. URL: https://www.usna.edu/TrainingZ_ files/do cuments/Reference s/lC% 20 MQS%20References/JMO%20Forces%20 Capabilities%20Handbook.pdf. (дата обращения: 31.08.2017).

20 Headquarters, Department of the Army, FM 4-94 The Theater Sustainment Command.

21 Headquarters, Department of the Army, FM 4-94 The Theater Sustainment Command.

22 Headquarters, Department of the Army, FM 4-90. Brigade Support Battalion. Washington, D.C.: 13.08.2010. 88 p. URL: http://www.globalsecurity.org/military/ library/policy/army/fm/4-90/fm4-90.pdf. (дата обращения: 19.01.2018).

23 Headquarters, Department of the Army, FM 4-94 The Theater Sustainment Command.

24 Headquarters, Department of the Army, FM 4-94. The Theater Sustainment Command.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Headquarters, Department of the Army, FM 4-94. The Theater Sustainment Command.

26 Там же.

27 Joint Chiefs of Staff, Joint Publication 4-03, Joint Bulk Petroleum and Water Doctrine. Washington, D.C.: 09.12.2010. 116 p. URL: http://www.dtic.mil/doctrine/ new_pubsAjp4_03.pdf. (дата обращения: 21.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.