Научная статья на тему 'Организация объединённых систем энергетического менеджмента: структура, полномочия, ответственность'

Организация объединённых систем энергетического менеджмента: структура, полномочия, ответственность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / СИСТЕМА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тульчинская Яна Ильинична

В статье даётся ответ на вопрос «Зачем электроэнергетикам нужно бороться за энергосбережение у потребителей?», анализируется существующая нормативно-законодательная база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также приводятся основные этапы построения объединённой системы энергетического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тульчинская Яна Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

United energy management systems: structure, authority, responsibility

Reducing energy intensity of gross domestic product can be achieved not only through technological upgrading, but also through the development of institutional mechanisms of manage of energy efficiency in the frame of creation and maintenance the energy management system based on the international standard ISO 50001:2011 in organizations. Considering the number of features existing in the electricity sector, the article answeres the question, "Why should power energy industry strive for energy savings by consumers?" The existing legal and regulatory framework in the field of energy conservation and energy efficiency is analyzed in the article. The article describes the main stages formulate a unified energy management system in the power energy complex, unifying generation, network and distribution companies, as well as other energy companies and consumers.

Текст научной работы на тему «Организация объединённых систем энергетического менеджмента: структура, полномочия, ответственность»

шнЕРашРЕтурснтБЕШШЕтишшэнЕРШшэФФЕШШВЮшшЬ 13

УДК 338.46:621.31

Организация объединённых систем энергетического менеджмента: структура, полномочия, ответственность

Я. И. Тульчинская,

НИУ МЭИ, кафедра инженерного менеджмента, кандидат экономических наук

В статье даётся ответ на вопрос «Зачем электроэнергетикам нужно бороться за энергосбережение у потребителей?», анализируется существующая нормативно-законодательная база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также приводятся основные этапы построения объединённой системы энергетического менеджмента.

Ключевые слова: электроэнергетический комплекс, энергоэффективность, энергосбережение, система энергетического менеджмента.

В настоящее время первоочередной задачей энергетических стратегий развитых и развивающихся стран являются повышение энергетической эффективности хозяйственной деятельности государства и снижение энергоёмкости валового внутреннего продукта. Это подтверждается опубликованным Международным энергетическим агентством IEA обзором мировой энергетики [1]: страны Европейского Союза поставили цель - сократить спрос на энергоресурсы в 2020 году на 20 %, Китай - сократить энергоёмкость на 16 % к 2015 году, Япония - сократить потребление электроэнергии на 10 % к 2030 году.

В Российской Федерации также установлены ориентиры в области энергоэффективности: снижение энергоёмкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40 % по отношению к уровню 2007 года [2]. Утверждена Государственная программа РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» [3], в которой основной целью является снижение энергоёмкости ВВП на 13,5 % за 2011-2020 годы. Для достижения этой цели планируется реализация ряда технических мероприятий, большая часть денежных средств направляется на разработку и внедрение инновационных технологий в области энергоэффективности и развитие законодательной базы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. К сожалению, развитию организационных механизмов управления энергоэффективностью уделяется очень мало внимания. Данные механизмы можно развивать в рамках создания и поддержания в рабочем состоянии в организациях системы энергетического менеджмента на базе международного стандарта ISO 50001:2011 [4].

В электроэнергетическом комплексе существует ряд особенностей (процессы производства и потребления электроэнергии синхронизированы во времени, потребитель в процессе потребления может влиять на качество электроэнергии), не позволяющих оптимально решить задачу повышения энергоэффективности электроэнергетического комплекса за счёт построения невзаимоувязанных систем энергоменеджмента отдельных энергокомпаний. Для этого

в [5] для управления энергоэффективностью энергокомплекса предложено строить единую отраслевую систему энергетического менеджмента в электроэнергетике, взаимоувязывающую соответствующие системы генерирующих, сетевых и сбытовых компаний, а также других энергокомпаний и потребителей электроэнергии.

На данном этапе необходимо разобраться с вопросом «Зачем электроэнергетикам нужно бороться за энергосбережение у потребителей?». В первую очередь, всем энергетическим компаниям необходимо разработать и внедрить систему энергоменеджмента у себя в организации, чтобы обеспечить непрерывное повышение энергоэффективности при реализации своей деятельности (будь то генерация, распределение или сбыт электроэнергии, а также другие вспомогательные процессы). Нужно минимизировать потери электроэнергии, особенно в сетях. Однако энергоэффективность (в том числе экономичность) работы сетевых компаний зависит как от организации деятельности внутри организации, так и от процесса потребления электрической энергии. Последнее объясняется тем, что конечные потребители могут влиять на качество электроэнергии, в частности, загружать электрическую сеть высшими гармониками напряжения и тока, а также реактивной мощностью. Чтобы этого избежать, необходимо на законодательном уровне обязать потребителей корректно потреблять электроэнергию и установить (где это необходимо) компенсаторы реактивной мощности и фильтры высших гармоник напряжения и тока. Таким образом, потребители также будут вовлечены в процесс энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Тем самым уменьшится себестоимость их продукции, что может привести к увеличению спроса на эту продукцию, а значит и на выпуск большего объёма. В итоге это будет выгодно всем: и конечным потребителям, получающим дополнительную выручку, и энергетическим компаниям, поскольку потребление электрической энергии не уменьшится, а фактические потери электроэнергии снизятся.

Анализ существующей нормативно-законодательной базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности позволяет сделать следующие выводы.

1. Отсутствуют функционирующие организационные механизмы повышения энергоэффективности со стороны государства. Основным мотивирующим фактором к энергосбережению (в основном для потребителей электроэнергии) являются относительно высокие тарифы на электроэнергию.

2. Системообразующий Федеральный закон № 261-ФЗ от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении...» в основном направлен на сферу потребления электроэнергии. Обязательным стало проведение энергетических обследований и энергетической паспортизации, что может стать составной частью более регулярных энергоаудитов.

3. Действующие в настоящее время государственные стандарты в области энерго- и ресурсосбережения, а также повышения энергетической эффективности в целом также направлены на потребителей электрической энергии, так как регламентируют энергетические показатели промышленного оборудования, требования к упаковке и обращение с отходами.

4. В соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» выполнение требований стандартов является добровольным. К сожалению, в нашей стране большинство предприятий предпочитают выполнять только обязательные минимальные требования. Поэтому в настоящее время очень слабо развит государственный контроль над предприятиями и конечными потребителями за выполнением требований в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

5. Как видно, больший объём законодательных документов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится к сфере потребления, требования к системе учёта - к сфере сбытовой деятельности. В таких же сферах, как производство и передача электрической энергии, практически отсутствует правовая база, стимулирующая к энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Учитывая, что самые существенные искажения показателей качества электроэнергии происходят непосредственно у потребителя, объединённую систему энергоменеджмента логично строить от потребителя. Общая схема на примере электросетевого комплекса представлена на рис. 1.

Рис. 1. Общая схема объединённой системы энергоменеджмента

шнЕРашРЕтУРСШШБЕШШЕтишшэнЕРШшэФФЕШШВютишЬ 15

Построение объединённой системы нужно начинать с отдельных энергокомпаний, поставляющих электроэнергию потребителям. В первую очередь это территориальные сетевые организации, обслуживающие муниципальные районы и городские округа, и районные электросетевые компании, являющиеся дочерними компаниями ОАО «Холдинг МРСК», имеющие в собственности линии электропередач 10/0,4 кВ. Создание данных функционирующих локальных объединённых систем энергоменеджмента будет базироваться на взаимоотношениях данных сетевых компаний с их потребителями и связанными с ними сбытовыми компаниями. Руководителями данных систем назначаются заместители директоров РЭС и ТСО по энергетическим вопросам. В их полномочия должны входить возможности изменения договоров энергоснабжения потребителей с целью обеспечения реализации мероприятий по повышению соб ф и сглаживанию высших гармоник напряжения и тока как со стороны потребителей, так и со стороны сетевой компании (и/или совместная реализация проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности).

Следующим этапом будет взаимная увязка локальных объединённых систем энергоменеджмента под управлением объединённых систем областных электросетевых компаний, производственных отделений филиалов межрегиональных сетевых компаний (ПОФ МРСК) и самих филиалов МРСК, дочерних компаний ОАО «Холдинг МРСК», к которым присоединены сети РЭС и ТСО. Руководителями назначаются заместители директоров ОЭСК и филиалов МРСК по энергетическим вопросам. Они, в свою очередь, уже обеспечивают реализацию мероприятий по повышению cos ф и сглаживанию высших гармоник напряжения и тока в линиях электропередач 20, 35 и 110 кВ.

За реализацию программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по федеральным округам и в городах федерального значения (сюда входит не только повышение энергоэффективности за счёт работы с потребителями, но и техническое и технологическое обновление сетевого хозяйства) должны отвечать объединённые системы энергоменеджмента основных дочерних компаний ОАО «Холдинг МРСК»: МРСК Волги, Северного Кавказа, Северо-Запада, Сибири, Урала, Центра, Центра и Приволжья, Юга, Московская объединённая электросетевая компания, Тюменьэнерго, Ленэнерго, Янтарьэнерго, Кубаньэнерго.

Главенствующую роль в обеспечении функционирования объединённой системы энергоменеджмента электросетевого комплекса играет система энергоменеджмента ОАО «ФСК ЕЭС», руководитель которой ответственен за обеспечение энергосбережения и повышение энергоэффективности функционирования Единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Во взаимоотношения энергосбытовых компаний и потребителей необходимо внедрить механизмы управления энергоэффективностью в производство электрической энергии, т. е. построить локальные

системы энергоменеджмента генерирующих компаний и интегрировать их с объединённой. И далее в уже построенную объединённую систему необходимо интегрировать механизмы управления энергоэффективностью вспомогательных процессов (системы энергоменеджмента энергокомпаний, оказывающих ремонтные и сервисные услуги, Системного оператора ЕНЭС, Некоммерческого партнёрства «Совет рынка», включая дочерние компании ОАО «Администратор торговой системы» и ЗАО «Центр финансовых расчетов»).

Руководству объединённой системы необходимо разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии энергетическую политику. На текущий момент законодательно сформулирована только «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» [6], но для соответствия требованиям [7] необходимо создать отдельный документ, законодательно закрепляющий политику в области энергетического менеджмента (энергетическую политику) и описывающий основные намерения и направления деятельности всей совокупности предприятий в отношении энергетической эффективности. Также в энергетической политике за Минэнерго России должны быть закреплены обязанности регулярно обновлять данный документ и на его основе разрабатывать и пересматривать при необходимости энергетические цели и задачи в области энергетического менеджмента.

Здесь стоит также отметить, что вследствие различных факторов, в первую очередь природно-эко-логических, регионы России значительно отличаются друг от друга, что требует разработки региональных энергетических стратегий и региональных энергетических политик на базе законодательно утверждённых данных документов для страны с учётом индивидуальных особенностей регионов.

Со стороны руководства РФ должны осуществляться популяризация энергоменеджмента среди граждан и распространение важности и значения энергетического менеджмента для энергокомплекса и для страны в целом.

В настоящее время в соответствии с [2, 7, 10] создан Технический комитет по стандартизации «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент». Автором предлагается законодательно закрепить за данным Техническим комитетом функции рабочей группы по объединённой системе энергоменеджмента в энергокомплексе. Здесь же имеет смысл определить и задокументировать область применения и границы данной системы: совокупность всех предприятий комплекса в географических границах Российской Федерации.

Одним из главных процессов в [5] выделено «управление энергоэффективностью развития электроэнергетики (организация и реализация программ и планов по энергоэффективности в области развития электроэнергетики)». Здесь необходимо учитывать взаимное развитие энергетических предприятий всей технологической цепочки: разработка и внедрение энергоэффективных технологий и оборудования; проектирование и строительство электри-

ческих станций и электрических сетей с учётом инноваций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; оптимальное размещение объектов энергокомплекса с учётом региональных особенностей и близости к источникам первичных энергоресурсов, комплексная модернизация объектов.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 67 от 20 февраля 2010 г., за соблюдение требований энергетической эффективности (в том числе требований оснащённости приборами учёта используемых энергетических ресурсов) при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте всех зданий, строений, сооружений отвечает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Также к требованиям [7] относится установление требований к энергетической эффективности оборудования (услуг), которые закупает (заказывает) организация. В целях эффективного использования энергии организация должна определять и документировать спецификации на закупку энергии. В настоящее время в соответствии с [8] требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации только при размещении заказов для государственных или муниципальных нужд, т. е. бюджетными учреждениями и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности. В рамках поддержания в рабочем состоянии объединённой системы энергоменеджмента необходимо, чтобы требования энергетической эффективности товаров, работ, услуг устанавливались при всех закупках с участием энергетических компаний в границах данной системы.

С учётом вышесказанного получается следующая укрупнённая процессная модель:

- верхний уровень: управление энергоэффективностью развития электроэнергетического комплекса в целом, осуществляющееся посредством органов государственной власти;

- средний уровень: управление энергоэффективностью основных технологических процессов производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии. Для этого необходимы организация и внедрение систем энергоменеджмента в генерирующих, сетевых и сбытовых компаниях (с последующей интеграцией в объединённую систему), а также организация корректного потребления электрической энергии со стороны потребителей (с несением ответственности за влияние на её качество);

- нижний уровень: управление энергоэффективностью вспомогательных процессов (ремонтных и сервисных услуг, оперативно-диспетчерского управления объектами энергокомплекса, организации функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии и взаимодействия их участников).

Для построения и эффективной работы такой сложной объединённой системы необходимы чёткое задокументированное распределение полномочий и ответственности в сфере энергопотребления между субъектами энергетического комплекса, а также организация всеобъемлющей информационной системы, открывающей доступ заинтересованным сторонам и руководству объединённой системы энергоменеджмента к мониторингу энергопотребления и оценке энергосбережения в реальном времени. Это создаст возможности для проведения предупреждающих и корректирующих действий для достижения энергетических целей, поставленных в энергетической политике, а также анализа объединённой системы энергоменеджмента со стороны руководства и постоянного улучшения энергоэффективности её работы.

Литература

1. World Energy Outlook 2012 [Электронный ресурс]. Код доступа: www.iea.org/publications/freepublica-tions/publication/Russian.pdf.

2. Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

3. Государственная программа Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 244б-р).

4. ISO 50001:2011 «Energy management systems - Requirements with guidance for use» [Electronic resource] / International Organization for Standartization. - Geneva, Switzerland, 2011. - 22 p. - Mode of access: http://www.iso.org/iso/catalogue_detail?csnumber=51297.

5. Паули В. К. Построение отраслевой системы энергетического менеджмента - одно из направлений повышения надежности и энергоэффективности электроэнергетики России / Паули В. К., Тульчинская Я. И. // Вестник Московского энергетического института. - 2012. - № 5. - С. 3б-41.

6. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р).

7. ГОСТ Р ИСО 50001-2012. Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению.

8. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд».

United energy management systems: structure, authority, responsibility

Ya. I. Tul'chinskaya,

MPEI, engineering management department, PhD. in Economics

Reducing energy intensity of gross domestic product can be achieved not only through technological upgrading, but also through the development of institutional mechanisms of manage of energy efficiency in the frame of creation and maintenance the energy management system based on the international standard ISO 50001:2011 in organizations. Considering the number of features existing in the electricity sector, the article answeres the question, "Why should power energy industry strive for energy savings by consumers?" The existing legal and regulatory framework in the field of energy conservation and energy efficiency is analyzed in the article. The article describes the main stages formulate a unified energy management system in the power energy complex, unifying generation, network and distribution companies, as well as other energy companies and consumers.

Keywords: power energy complex, energy efficiency, energy economy, energy management system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.