Научная статья на тему 'Организация научных исследований при выполнении диссертационных работ по направлению вагоностроение'

Организация научных исследований при выполнении диссертационных работ по направлению вагоностроение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
283
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ДИССЕРТАЦИЯ / КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / НАУЧНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бороненко Юрий Павлович, Третьяков Александр Владимирович

В статье представлены материалы о проводимых исследованиях в рамках подготовки к защите докторских и кандидатских диссертаций на кафедре Вагоны и вагонное хозяйство Петербургского государственного университета путей сообщения за многолетнюю историю ее существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бороненко Юрий Павлович, Третьяков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научных исследований при выполнении диссертационных работ по направлению вагоностроение»

Проблематика транспортных систем

25

6. Чипига Н. П. Бюджетирование на железнодорожном транспорте в условиях акционерной формы собственности / Н. П. Чипига // Экономика железных дорог. -2005. - № 3. - С. 10.

7. Билоха А. В. Современные методы управления текущими затратами в путевом хозяйстве / А. В. Билоха // Экономика железных дорог - 2004. - № 5 - С. 39.

8. Аксенов Б. А. Новые принципы формирования и реализации инвестиционной программы ОАО РЖД / Б. А. Аксенов // Экономика железных дорог. - 2005. - № 2. -С. 26.

УДК 629.463

Ю. П. Бороненко, А. В. Третьяков

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ВАГОНОСТРОЕНИЕ”

В статье представлены материалы о проводимых исследованиях в рамках подготовки к защите докторских и кандидатских диссертаций на кафедре “Вагоны и вагонное хозяйство” Петербургского государственного университета путей сообщения за многолетнюю историю ее существования.

научные исследования, диссертация, кадры высшей квалификации, научная школа.

Кафедра “Вагоны и вагонное хозяйство” была основана в 1954 году. Ее первым заведующим стал доктор технических наук, профессор, впоследствии заслуженный деятель науки и техники РСФСР Иван Иванович Челноков. В 1959 году им была организована отраслевая научноисследовательская лаборатория “Динамика вагонов”, научным руководителем которой он был в течение 20 лет.

Основным направлением деятельности лаборатории стала разработка гидравлических гасителей колебаний вагонов, а первой крупной работой -создание совместно с вагоностроительным заводом г. Калинина гасителя колебаний КВЗ-ЛИИЖТ, который выпускается серийно около 40 лет.

В дальнейшем направление работ расширилось:

разрабатывались новые гасители колебаний для высокоскоростных поездов, вагонов метрополитена, тепловозов, путевых машин;

создавались и внедрялись технологии ремонта и обслуживания гидравлических гасителей колебаний;

разрабатывались рациональные схемы рессорного подвешивания тележек пассажирских и грузовых вагонов, электропоездов и локомотивов.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/4

26

Проблематика транспортных систем

По этим направлениям защитили кандидатские диссертации первые аспиранты кафедры А. А. Эстлинг, А. А. Мальцев, Г. В. Левков, В. А. Кошелев.

Научные исследования в области динамики вагонов велись на протя -жении всего времени существования кафедры и продолжаются в настоящее время. Наиболее значимыми работами были исследования в области оценки динамических качеств высокоскоростных электропоездов ЭР-200 и “Сокол”.

В последние годы основными направлениями научных исследований являются:

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию существующих и созданию новых конструкций вагонов;

выполнение нормативных расчетов и проведение статических, ходовых, ресурсных и эксплуатационных испытаний подвижного состава всех типов;

разработка и внедрение технологии капитального ремонта и техниче -ского диагностирования вагонов с целью продления срока их службы;

оказание научно-технических услуг в области железнодорожного транспорта для железнодорожных администраций и собственников вагонов стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.

Подготовка к проведению ходовых испытаний вагонов (на фотографии слева направо: В. Н. Цехон, аспирант Е. И. Артамонов и ст. преподаватель кафедры Г. Е. Сорокин)

Техническое диагностирование вагонов метрополитена Санкт-Петербурга проводит аспирант кафедры С. В. Борисов

При выполнении этих научно-исследовательских работ накапливался большой опыт, возрастал научно-технический потенциал коллектива кафедры. И практически по каждому из перечисленных выше направлений работы подготавливались и успешно защищались докторские и кандидатские диссертации. За все время существования кафедры было подготовле-

2006/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем

27

но и защищено более 20 докторских и 80 кандидатских диссертаций. Докторантами и аспирантами были не только выпускники кафедры, но и представители вузов и транспортных организаций со всех уголков нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья (Китая, Германии, Польши, Сирии). В их числе известные ученые - высококлассные специалисты ж.-д. транспорта - В. И. Варава, Е. П. Дудкин, В. А. Ивашов, Л. А. Кальницкий, М. Б. Кельрих и В. М. Бубнов (Украина), Шень Чжи Июнь и Ян Цзюнь Мио (Китай).

Большой вклад в подготовку научных кадров внесли преемники И. И. Челнокова, впоследствии ставшие заведующими кафедрой “Вагоны и вагонное хозяйство”: доктор технических наук, профессор Михаил Матвеевич Соколов, подготовивший 16 докторов и более 40 кандидатов технических наук, и доктор технических наук, профессор Юрий Павлович Боро-ненко, подготовивший 2 докторов и 10 кандидатов технических наук.

Успешно работают и готовят кадры высшей квалификации доктора технических наук Н. А. Чурков, А. А. Битюцкий, А. В. Третьяков. Продолжают трудиться и ветераны кафедры, кандидаты технических наук В. А. Кошелев, Г. В. Левков, В. А. Дубинский, оказывая неоценимую помощь молодым аспирантам, передавая им свой большой научный, производственный и жизненный опыт.

Таким образом, можно утверждать, что на кафедре “Вагоны и вагонное хозяйство” нашего Университета сформировалась научная школа “Динамика и прочность подвижного состава”, основанная И. И. Челноковым и продолжающая заложенные им методы и традиции в подготовке научных кадров.

Иван Иванович считал, что новые конструкции вагонов и их узлов ввиду особых, жестких требований к их надежности должны создаваться на основе разработанного им расчетно-модельно-экспериментального метода. Суть метода в следующем.

На первом этапе новые идеи и результаты теоретических исследований и расчетов должны проверяться на физических моделях с использованием теории подобия.

На втором этапе новые идеи должны реализовываться в опытных и макетных образцах, которые подвергаются комплексным испытаниям на стендах и катковой станции.

И только после их успешного завершения следует приступать к третьему этапу - проведению комплексных ходовых и эксплуатационных испытаний на сети железных дорог.

Заложенные И. И. Челноковым принципы и методология научного творчества актуальны и сегодня. Отвечая реалиям сегодняшнего дня, они творчески модифицируются, сохраняя свой первоначальный смысл, и реализуются в практике подготовки научных кадров высшей квалификации, реализуемой на нашей кафедре.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/4

28

Проблематика транспортных систем

В аспирантуру принимаются либо выпускники кафедры, еще в период обучения в вузе проявившие склонность к научной работе и принимавшие участие в научных исследованиях, которые впоследствии были отражены в дипломных, бакалаврских и магистерских проектах и диссертациях, либо специалисты, работающие на предприятиях ж.-д. транспорта, также склонные к научной деятельности, что выражается у них стремлением к новациям на транспорте, наличием оригинальных идей, воплощением в жизнь которых они хотели бы заняться.

Успешно сдавшие вступительные экзамены и поступившие в аспиран -туру принимаются на временную работу в НИЛ “Динамика вагонов” или в созданный в 1995 году при кафедре “Вагоны и вагонное хозяйство” научно-внедренческий центр “Вагоны”, который возглавляет д-р техн. наук, профессор Ю. П. Бороненко.

Аспирантам поручается конкретная работа, которую они должны выполнить последовательно - от идеи, теоретического ее обоснования, математического моделирования, конструкторской проработки, авторского надзора за изготовлением опытного образца до проведения всесторонних экспериментальных исследований, включающих статические, динамические, ударные и эксплуатационные испытания и внедрения в производство. Наше глубокое, сформированное практикой мнение, что только таким образом на выходе можно получить высококлассного специалиста, ученого высшей квалификации - кандидата технических наук.

В течение работы над диссертацией аспирантам оказывается помощь не только их научными руководителями, но и начальниками отделов, в которых они работают. На этапе создания и исследования математических моделей аспирантов консультируют и им оказывают помощь опытные расчетчики конструкторских отделов. Они же “ведут” аспиранта и при конструкторской проработке предложенных им технических решений. На последующем этапе проведения экспериментальных исследований аспиранты тесно взаимодействуют с сотрудниками испытательного центра и отдела технического диагностирования НВЦ “ Вагоны”.

В результате, используя общий подход, который можно выразить фор -мулой “теория - эксперимент - внедрение”, большинству аспирантов удается выполнить и защитить диссертационную работу за 3-4 года. На наш взгляд, предложение правительственной реформы высшей школы увели -

Канд. техн. наук Е. А. Рудакова (слева) проводит консультацию с аспирантами кафедры Е. А. Жаровой и В. Л. Пюннененом

2006/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Проблематика транспортных систем 29

чить время обучения в аспирантуре с 3 до 4 лет представляется разумным и отвечающим реалиям сегодняшнего дня.

Аспирантам кафедры “Вагоны и вагонное хозяйство” ПГУПС предоставлены современные технические средства для работы над диссертациями. Каждый из них имеет свое рабочее место в классе для самостоятельной работы докторантов и аспирантов, оснащенное компьютером и другими графическими и телекоммуникационными средствами, включая Интернет. В распоряжении докторантов, аспирантов и соискателей - катковая станция, неосуществленная мечта И. И. Челнокова, которая была построена и внедрена в действие его учеником, доктором техн. наук, профессором М. М. Соколовым в 1980 году, а также современный, мощный испытательный центр на ст. Предпортовая Октябрьской железной дороги, созданный в начале 90-х годов XX века.

Испытательный центр НВЦ «Вагоны» Общий вид катковой станции кафедры

на станции Предпортовая Октябрьской «Вагоны и вагонное хозяйство» ПГУПС ж. д.

Кафедра “Вагоны и вагонное хозяйство” с оптимизмом смотрит в будущее и продолжает работу по перспективному плану развития кафедры, где одним из важнейших направлений является научная работа и подго -товка высококвалифицированных научных кадров.

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2006/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.