Проблематика транспортных систем
25
6. Чипига Н. П. Бюджетирование на железнодорожном транспорте в условиях акционерной формы собственности / Н. П. Чипига // Экономика железных дорог. -2005. - № 3. - С. 10.
7. Билоха А. В. Современные методы управления текущими затратами в путевом хозяйстве / А. В. Билоха // Экономика железных дорог - 2004. - № 5 - С. 39.
8. Аксенов Б. А. Новые принципы формирования и реализации инвестиционной программы ОАО РЖД / Б. А. Аксенов // Экономика железных дорог. - 2005. - № 2. -С. 26.
УДК 629.463
Ю. П. Бороненко, А. В. Третьяков
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ВАГОНОСТРОЕНИЕ”
В статье представлены материалы о проводимых исследованиях в рамках подготовки к защите докторских и кандидатских диссертаций на кафедре “Вагоны и вагонное хозяйство” Петербургского государственного университета путей сообщения за многолетнюю историю ее существования.
научные исследования, диссертация, кадры высшей квалификации, научная школа.
Кафедра “Вагоны и вагонное хозяйство” была основана в 1954 году. Ее первым заведующим стал доктор технических наук, профессор, впоследствии заслуженный деятель науки и техники РСФСР Иван Иванович Челноков. В 1959 году им была организована отраслевая научноисследовательская лаборатория “Динамика вагонов”, научным руководителем которой он был в течение 20 лет.
Основным направлением деятельности лаборатории стала разработка гидравлических гасителей колебаний вагонов, а первой крупной работой -создание совместно с вагоностроительным заводом г. Калинина гасителя колебаний КВЗ-ЛИИЖТ, который выпускается серийно около 40 лет.
В дальнейшем направление работ расширилось:
разрабатывались новые гасители колебаний для высокоскоростных поездов, вагонов метрополитена, тепловозов, путевых машин;
создавались и внедрялись технологии ремонта и обслуживания гидравлических гасителей колебаний;
разрабатывались рациональные схемы рессорного подвешивания тележек пассажирских и грузовых вагонов, электропоездов и локомотивов.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/4
26
Проблематика транспортных систем
По этим направлениям защитили кандидатские диссертации первые аспиранты кафедры А. А. Эстлинг, А. А. Мальцев, Г. В. Левков, В. А. Кошелев.
Научные исследования в области динамики вагонов велись на протя -жении всего времени существования кафедры и продолжаются в настоящее время. Наиболее значимыми работами были исследования в области оценки динамических качеств высокоскоростных электропоездов ЭР-200 и “Сокол”.
В последние годы основными направлениями научных исследований являются:
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию существующих и созданию новых конструкций вагонов;
выполнение нормативных расчетов и проведение статических, ходовых, ресурсных и эксплуатационных испытаний подвижного состава всех типов;
разработка и внедрение технологии капитального ремонта и техниче -ского диагностирования вагонов с целью продления срока их службы;
оказание научно-технических услуг в области железнодорожного транспорта для железнодорожных администраций и собственников вагонов стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.
Подготовка к проведению ходовых испытаний вагонов (на фотографии слева направо: В. Н. Цехон, аспирант Е. И. Артамонов и ст. преподаватель кафедры Г. Е. Сорокин)
Техническое диагностирование вагонов метрополитена Санкт-Петербурга проводит аспирант кафедры С. В. Борисов
При выполнении этих научно-исследовательских работ накапливался большой опыт, возрастал научно-технический потенциал коллектива кафедры. И практически по каждому из перечисленных выше направлений работы подготавливались и успешно защищались докторские и кандидатские диссертации. За все время существования кафедры было подготовле-
2006/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем
27
но и защищено более 20 докторских и 80 кандидатских диссертаций. Докторантами и аспирантами были не только выпускники кафедры, но и представители вузов и транспортных организаций со всех уголков нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья (Китая, Германии, Польши, Сирии). В их числе известные ученые - высококлассные специалисты ж.-д. транспорта - В. И. Варава, Е. П. Дудкин, В. А. Ивашов, Л. А. Кальницкий, М. Б. Кельрих и В. М. Бубнов (Украина), Шень Чжи Июнь и Ян Цзюнь Мио (Китай).
Большой вклад в подготовку научных кадров внесли преемники И. И. Челнокова, впоследствии ставшие заведующими кафедрой “Вагоны и вагонное хозяйство”: доктор технических наук, профессор Михаил Матвеевич Соколов, подготовивший 16 докторов и более 40 кандидатов технических наук, и доктор технических наук, профессор Юрий Павлович Боро-ненко, подготовивший 2 докторов и 10 кандидатов технических наук.
Успешно работают и готовят кадры высшей квалификации доктора технических наук Н. А. Чурков, А. А. Битюцкий, А. В. Третьяков. Продолжают трудиться и ветераны кафедры, кандидаты технических наук В. А. Кошелев, Г. В. Левков, В. А. Дубинский, оказывая неоценимую помощь молодым аспирантам, передавая им свой большой научный, производственный и жизненный опыт.
Таким образом, можно утверждать, что на кафедре “Вагоны и вагонное хозяйство” нашего Университета сформировалась научная школа “Динамика и прочность подвижного состава”, основанная И. И. Челноковым и продолжающая заложенные им методы и традиции в подготовке научных кадров.
Иван Иванович считал, что новые конструкции вагонов и их узлов ввиду особых, жестких требований к их надежности должны создаваться на основе разработанного им расчетно-модельно-экспериментального метода. Суть метода в следующем.
На первом этапе новые идеи и результаты теоретических исследований и расчетов должны проверяться на физических моделях с использованием теории подобия.
На втором этапе новые идеи должны реализовываться в опытных и макетных образцах, которые подвергаются комплексным испытаниям на стендах и катковой станции.
И только после их успешного завершения следует приступать к третьему этапу - проведению комплексных ходовых и эксплуатационных испытаний на сети железных дорог.
Заложенные И. И. Челноковым принципы и методология научного творчества актуальны и сегодня. Отвечая реалиям сегодняшнего дня, они творчески модифицируются, сохраняя свой первоначальный смысл, и реализуются в практике подготовки научных кадров высшей квалификации, реализуемой на нашей кафедре.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/4
28
Проблематика транспортных систем
В аспирантуру принимаются либо выпускники кафедры, еще в период обучения в вузе проявившие склонность к научной работе и принимавшие участие в научных исследованиях, которые впоследствии были отражены в дипломных, бакалаврских и магистерских проектах и диссертациях, либо специалисты, работающие на предприятиях ж.-д. транспорта, также склонные к научной деятельности, что выражается у них стремлением к новациям на транспорте, наличием оригинальных идей, воплощением в жизнь которых они хотели бы заняться.
Успешно сдавшие вступительные экзамены и поступившие в аспиран -туру принимаются на временную работу в НИЛ “Динамика вагонов” или в созданный в 1995 году при кафедре “Вагоны и вагонное хозяйство” научно-внедренческий центр “Вагоны”, который возглавляет д-р техн. наук, профессор Ю. П. Бороненко.
Аспирантам поручается конкретная работа, которую они должны выполнить последовательно - от идеи, теоретического ее обоснования, математического моделирования, конструкторской проработки, авторского надзора за изготовлением опытного образца до проведения всесторонних экспериментальных исследований, включающих статические, динамические, ударные и эксплуатационные испытания и внедрения в производство. Наше глубокое, сформированное практикой мнение, что только таким образом на выходе можно получить высококлассного специалиста, ученого высшей квалификации - кандидата технических наук.
В течение работы над диссертацией аспирантам оказывается помощь не только их научными руководителями, но и начальниками отделов, в которых они работают. На этапе создания и исследования математических моделей аспирантов консультируют и им оказывают помощь опытные расчетчики конструкторских отделов. Они же “ведут” аспиранта и при конструкторской проработке предложенных им технических решений. На последующем этапе проведения экспериментальных исследований аспиранты тесно взаимодействуют с сотрудниками испытательного центра и отдела технического диагностирования НВЦ “ Вагоны”.
В результате, используя общий подход, который можно выразить фор -мулой “теория - эксперимент - внедрение”, большинству аспирантов удается выполнить и защитить диссертационную работу за 3-4 года. На наш взгляд, предложение правительственной реформы высшей школы увели -
Канд. техн. наук Е. А. Рудакова (слева) проводит консультацию с аспирантами кафедры Е. А. Жаровой и В. Л. Пюннененом
2006/4
Proceedings of Petersburg Transport University
Проблематика транспортных систем 29
чить время обучения в аспирантуре с 3 до 4 лет представляется разумным и отвечающим реалиям сегодняшнего дня.
Аспирантам кафедры “Вагоны и вагонное хозяйство” ПГУПС предоставлены современные технические средства для работы над диссертациями. Каждый из них имеет свое рабочее место в классе для самостоятельной работы докторантов и аспирантов, оснащенное компьютером и другими графическими и телекоммуникационными средствами, включая Интернет. В распоряжении докторантов, аспирантов и соискателей - катковая станция, неосуществленная мечта И. И. Челнокова, которая была построена и внедрена в действие его учеником, доктором техн. наук, профессором М. М. Соколовым в 1980 году, а также современный, мощный испытательный центр на ст. Предпортовая Октябрьской железной дороги, созданный в начале 90-х годов XX века.
Испытательный центр НВЦ «Вагоны» Общий вид катковой станции кафедры
на станции Предпортовая Октябрьской «Вагоны и вагонное хозяйство» ПГУПС ж. д.
Кафедра “Вагоны и вагонное хозяйство” с оптимизмом смотрит в будущее и продолжает работу по перспективному плану развития кафедры, где одним из важнейших направлений является научная работа и подго -товка высококвалифицированных научных кадров.
ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС
2006/4