Научная статья на тему 'Организация научного исследования'

Организация научного исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17873
1842
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА / ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Едронова В.Н., Овчаров А.О.

Молодые ученые не всегда знакомы с методами и технологией организации научного исследования, не могут четко формулировать актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования. Это приводит к увеличению временных и трудовых затрат, снижает качество научной работы. В статье раскрыто содержание подготовительного, исследовательского и заключительного этапов исследования, его актуальности, цели и задач, объекта и предмета, научной гипотезы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация научного исследования»

3(306) - 2013

Наука каКоОсобый вид деятельности

УДК 303.82

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОгО ИССЛЕДОВАНИЯ

В. Н. ЕДРОНОВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем

финансовых расчетов E-mail: v. n. edronova@mail. ru

А. О. ОВЧАРОВ,

доктор экономических наук, профессор кафедры компьютерных информационных систем

финансовых расчетов E-mail: anton19742006@yandex. ru Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет

Молодые ученые не всегда знакомы с методами и технологией организации научного исследования, не могут четко формулировать актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования. Это приводит к увеличению временных и трудовых затрат, снижает качество научной работы. В статье раскрыто содержание подготовительного, исследовательского и заключительного этапов исследования, его актуальности, цели и задач, объекта и предмета, научной гипотезы.

Ключевые слова: научное исследование, научно-исследовательская программа, этапы исследования, научный результат.

Для качественного научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнить в определенной последовательности. Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Если оно проводится в инженерно-технической сфере, то вначале разрабатывается основной предплановый документ - технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические и экспериментальные ис-

следования, составляется научно-технический отчет, и результаты работы внедряются в производство.

В гуманитарной сфере может быть другая последовательность действий. Например, в прикладной социологии часто выделяют пять стадий научного исследования: подготовка программы, социологическое наблюдение (сбор первичной эмпирической информации), обработка и обобщение информации разными статистическими и социологическими методами, научный анализ и объяснение данных, изложение итогов.

В научной работе студентов, магистров, аспирантов можно выделить четыре этапа научного исследования: подготовительный, этап теоретических и эмпирических исследований (работа с литературой, проведение экспериментов и т. д.), оформление результатов научного исследования (составление доклада, написание статьи, отчета, курсовой или дипломной работы), представление результатов научного исследования (защита диплома, выступление на конференции или семинаре).

Организация научного исследования вместе с последовательностью его этапов образует научно-исследовательскую программу. Она представляет

собой систематизированное изложение теоретико-методологических положений и общей концепции научных исследований в соответствии с основными целями и задачами работы. Программа описывает методические и процедурные основы ее выполнения, содержание выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки. Программа должна отвечать на вопросы: что и как надо делать, как достигнуть запланированного научного результата, каким кадровым потенциалом, на основании каких научных заделов и научно-технических средств осуществить задуманное?

Основными функциями научно-исследовательской программы являются:

- методологическая - теоретическое обоснование направлений научных исследований; она реализуется путем выявления исходных теоретических подходов (принципов, установок), которые выполняют регулирующую роль в процессе сбора, обработки и анализа информации, обеспечивая научный уровень исследования;

- методическая - определение процедуры (способов) сбора, обработки и анализа информации; она предполагает взвешенный, обоснованный выбор наиболее эффективных приемов, способов, средств информационного обеспечения научной деятельности;

- организационно-экономическая - координация деятельности участников исследовательского процесса и осуществление финансирования исследования; она направлена на оптимизацию объективных и субъективных факторов (условий), обеспечивающих качественное и эффективное решение поставленных задач исследования. Научно-исследовательская программа может

составляться как на уровне конкретного исследования, так и на уровне отдельных научных учреждений и отраслей наук. В качестве примера такой программы, имеющей важнейшее значение для российской науки, можно привести Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы. Она призвана решить следующие основные задачи:

- конкурсный отбор работ мирового уровня, реализация которых обеспечит получение результатов, имеющих фундаментальное научное и практическое значение;

- укрепление научных связей между государственными академиями наук, обеспечение координации фундаментальных научных иссле-

дований, осуществляемых государственными академиями наук, а также не входящими в их состав организациями, ведущими фундаментальные научные исследования;

- стимулирование интеграционных процессов академической и вузовской науки;

- подготовка и закрепление научных кадров, в том числе высшей квалификации, в академической науке, снижение среднего возраста персонала, занятого фундаментальными научными исследованиями в организациях, развитие ведущих научных школ;

- интеграция российской фундаментальной науки в мировое научное пространство посредством ее участия в реализации международных программ и проектов, проведении международных научных мероприятий и др.;

- модернизация экспериментальной базы научных организаций государственного академического сектора науки;

- повышение престижа науки в обществе и популяризация научных достижений фундаментальных научных исследований.

В рамках этой программы осуществляется финансирование шести государственных академий, ведущую роль среди которых занимают Российская академия наук и ее региональные отделения. План фундаментальных исследований РАН охватывает девять отраслей наук и 88 соответствующих им конкретных научных направлений. Те из них, которые имеют отношение к экономической науке, представлены в табл. 1.

По каждому направлению фундаментальных исследований определяются ожидаемые результаты, конкретизирующие их содержание. В частности, среди основных ожидаемых результатов направления «Методологические проблемы экономической теории и становления экономики, основанной на знаниях» можно выделить следующие результаты:

- разработка современной экономической теории и методологии на основе исследований новой социально-экономической реальности;

- разработка общей теории социально-экономической эффективности мезо- и микроэкономических процессов и систем;

- совершенствование инструментария регулирования социального и экономического развития;

- разработка модели мультипликатора в экономике, основанной на знаниях;

- разработка теоретических основ механизма управления знаниями;

Таблица 1

Финансирование из федерального бюджета фундаментальных исследований Российской академии наук в области экономической науки в 2008-2012 гг., млн руб.

Направление исследований 2008 2009 2010 2011 2012

Методологические проблемы экономической теории и становления экономики, основанной на знаниях 160,794 170,195 177,57 177,57 177,57

Теория и методы экономико-математического моделирования сценариев социально-экономического и инновационного развития РФ 179,598 186,99 196,905 196,905 196,905

Комплексное социально-экономическое прогнозирование развития РФ 148,196 153,66 158,608 158,608 158,608

Проблемы и механизмы обеспечения экономической, социальной и экологической безопасности РФ 163,6 169,341 174,763 174,763 174,763

Научные основы региональной политики и устойчивое развитие регионов и городов 283,164 294,461 309,954 309,954 309,954

Место РФ в мировом хозяйстве, особенности интеграции РФ в мировое экономическое сообщество 92,376 102,419 106,549 106,549 106,549

- разработка концепции развития экономики, основанной на знаниях, в частности методологических аспектов, основных направлений и тенденций, индикаторов, моделирования, сценариев динамики, межстранового сопоставления, синтеза институционального подхода и математических методов на основе концепции реальных опционов.

Программа отдельного научного исследования состоит из разделов, образующих последовательность этапов этого исследования, в которых излагаются основные принципы и методы (способы, процедуры) предстоящего исследования. Количество этапов научного исследования может быть различным, поскольку оно зависит от масштабов и специфики научной деятельности. Однако универсальные стадии любого научного исследования включают подготовительный, исследовательский и заключительный этапы.

Обоснование актуальности темы, постановка цели и задач исследования, определение его объекта и предмета можно рассматривать как подготовительный, но необходимый этап научного исследования.

Обоснование актуальности темы - оценка своевременности и социальной значимости исследования, характеристика его научной необходимости в данный момент времени. Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач. Поэтому описание сути проблемной

ситуации позволяет осознать актуальность всего исследования.

Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т. е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Осознание актуальности научного исследования открывает возможность ученому определить цель и задачи исследования. Цель - это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска, конечный результат научного исследования. Целью научного исследования может быть получение новых знаний об объекте исследования, его структуре, взаимодействии с другими объектами. В качестве цели исследования нередко выступают прогнозы основных направлений развития изучаемых явлений или процессов.

Конкретизация общей цели достигается путем выработки системы исследовательских задач. Научная задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное (искомое), которое рассчитано на совершение определенных действий, на приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы. Задачи исследования могут быть различных типов: основные (наиболее существенные) и неосновные (частные, дополнительные). К первым относят те, которые прямо направлены на достижение цели исследования. Назначение вторых - конкретизация, уточнение основных задач, получение побочных, второстепенных выводов.

По научной направленности задачи исследования подразделяются на фундаментальные (выработка или анализ природных и социальных законов и закономерностей) и прикладные (выработка методик, методов, приемов, средств разрешения научной проблемы в конкретных условиях).

По типу логической связи с объектом исследования задачи бывают:

- поисковые (выявление проблемной ситуации);

- описательные (констатация имеющихся противоречий);

- объяснительные (установление причинно-следственных зависимостей);

- экспериментальные (проверка выводов в искусственно созданных условиях);

- внедренческие (внедрение теоретических и практических рекомендаций).

Каждая самостоятельная наука, так же, как и отдельное научное исследование имеет свой объект и предмет исследования. В первом случае объектом выступают целостные природные и социальные явления, а предметом - отдельные стороны и свойства этих явлений, их «проекции» в человеческом сознании. Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении существующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные направления заняты изучением специфических срезов исследуемых объектов. В биологии - это морфология и физиология, в изучении языка - лингвистика, фонетика, синтаксис и т. д. Предметом экономической науки является проблема оптимального распределения ограниченных ресурсов1. Многообразие всевозможных срезов исследования объектов порождает многопредметность научного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.

Объект отдельного научного исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет научного исследования - это то, что находится в рамках (в границах) объекта. Другими словами, объект есть то, на что направлен процесс исследования, а предмет - это стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект

1 Многие современные теоретические дискуссии (особенно в свете мирового экономического кризиса) ставят под сомнение данный тезис. По мнению ряда западных экономистов, подобная трактовка предмета сводит всю экономическую науку к изучению оптимальных решений в рамках четко поставленной задачи выбора. В этом случае упускается из виду сложная динамика экономических систем и присущая им нестабильность.

и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Специфика социально-гуманитарного знания заключается в том, что здесь в качестве объекта научных исследований выступают группа или общность людей, социальный институт, социальная система, социальное явление, любая область социальной действительности. Объект социологии, экономики, права и других общественных наук - это социальная реальность, проявляющаяся в разных формах. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социального познания, осмыслены и выделены. При этом социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Так, экономист выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для исследования процессов хозяйственной деятельности, изучения становления, функционирования и развития экономических систем.

Предмет социальных научных исследований -существенные свойства и отношения объекта исследования, изучение которых необходимо для решения теоретической и практической общественной проблем. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед ученым, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает.

В рамках подготовительного этапа научного исследования осуществляется выдвижение гипотезы исследования, т. е. предположения о структуре исследуемых объектов, механизмах их внутренней динамики, взаимодействии с внешними факторами или другими объектами. Формулирование гипотезы в сознании исследователя - сложный процесс, в котором наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию значительную роль играют проблемное видение, альтернативный характер мышления и даже интуиция.

Гипотеза - это своего рода стержень исследования, проводимого в любой сфере науки. В форме гипотезы возникают и развиваются новое знание, новая теория и методология. Именно в гипотезе синтетически представлены содержание и процессуальная сторона творческого поиска: исходная концептуальная основа, идея и замысел ее реализации. Возможны различные типы гипотез:

- описательные (дают общую характеристику изучаемого объекта), объяснительные (предположения о причинно-следственных связях объекта исследования), прогностические (предсказания на основе анализа объективных тенденций развития изучаемого объекта);

- первичные (выдвигаемые на начальных этапах исследования), вторичные (повторные, уточняющие первичные), рабочие (служащие в качестве исходных, предварительных положений);

- основные (важнейшие, определяющие логику исследования, его основные задачи), неосновные или второстепенные (связанные с частными задачами и имеющие выход на промежуточные или дополнительные результаты);

- гипотезы основания (базовые) и гипотезы следствия (результат выводов от общих теоретических посылов к частным, эмпирически интерпретируемым следствиям).

К научным гипотезам предъявляются определенные требования. Так, гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования и опираться на известные теории, истинность которых доказана. Кроме того, они должны не противоречить проверенным, научно подтвержденным эмпирическим фактам и проверяться методами и средствами, не выходящими за рамки теоретических и практических возможностей исследователя.

Основной (исследовательский) этап включает теоретические и эмпирические исследования и зависит от специфики самого исследования и области науки, в рамках которой это исследование проводится. Это может быть работа с литературой, нормативными и архивными материалами, сбор и обработка статистической информации, проведение экспериментов и полевых исследований, участие в экспедициях и конференциях.

Важнейшим критерием качества исследования являются его аналитическое наполнение, обоснованность и достоверность принятых физических, математических, экспериментальных моделей. Для экономических исследований особо важна обоснованность применения математического аппарата, поскольку математические модели широко используются для описания и прогнозирования экономических процессов. Иногда математика присутствует в исследовании для придания наукообразного оформления, хотя основное содержание и результаты исследования никак с ней не связаны или связаны очень слабо.

В научных работах, где основу составляют экспериментальные исследования, должно быть отражено, как уровень экспериментов соответствует современному состоянию экспериментальных возможностей. Необходимо использование экспериментальных методов, основанных на новых физических принципах и использующих современную вычислительную технику и программные средства для автоматизации эксперимента.

Результатом научного исследования (заключительный этап) всегда являются обобщение и анализ полученных данных, объяснение новых научных фактов, формулирование положений, выводов, практических рекомендаций и предложений. Другими словами, заключительный этап всегда приводит к какому-либо научному результату, имеющему определенную форму и содержание.

В связи с этим следует отметить, что Минобрна-уки России разработало примерный классификатор наименований научных результатов, используемых при создании научной и научно-технической продукции. Согласно рекомендациям Минобрнауки России необходимо указывать сформулированное в лаконичной форме наименование результата, отражающее его существо. В начале указывается термин, отражающий назначение результата (например, способ, методика, технология, комплекс и т. д.)2, а далее - область применения результата. Например, способ оценки экологических рисков для рекреационных территорий.

В заключительный этап исследования включаются многие аспекты, связанные с оформлением и структурированием научных результатов. У любого результата должны быть свои сущностная сторона и композиция построения, т. е. определены его внутренняя структура и содержание. Если, например, научный результат представлен в виде монографии, то очевидно, что у нее должны быть свое название, определенное число глав и параграфов, в которых раскрываются полученные результаты. Рукопись должна быть подготовлена, вычитана и отредактирована, иметь список литературы и приложения.

Проблема правильного раскрытия и формулирования научных результатов особо остро стоит перед соискателями ученых степеней. В комментариях руководства Высшей аттестационной комиссии (ВАК) к проблемам организации деятельности диссертацион-

2 Рекомендуемый классификатор наименований результатов включает 55 терминов. Кроме перечисленных это алгоритм, конструкция, макет, материал, механизм, модель, препарат, система, схема, устройство, элемент и т. д.

ных советов говорится, что в заключениях советов не всегда четко и в полном объеме отражаются наиболее существенные научные результаты проведенного исследования, не дается оценка их достоверности и новизны, значения для теории и практики. В ряде случаев заключения по диссертациям составляются формально, в них не раскрывается личный вклад соискателя в решение научной проблемы.

Следует четко понимать, что результат научного исследования не тождествен самой научной проблеме, т. е. он не может быть подменен информацией по самому исследованию. Научный результат, как справедливо отмечают представители ВАК, - это ответы на вопросы: в чем отличие нового знания от имевшегося, в чем его новизна для науки и полезность для практики? Если научный результат представлен только в общем виде, например говорится о том, что разработаны критерии, разработана новая концепция, но не сказано, что это за критерии и в чем суть концепции, то эти слова не отражают сути научного результата. Необходимы конкретизация, раскрытие специфики созданного нового научного продукта. При этом должен использоваться общепонятный язык, без злоупотреблений словами, понятными лишь узким специалистам. Многие термины, которые можно выразить обычным языком, не следует заменять наукообразными словами (например, вместо «разработан метод» в диссертациях можно встретить «разработан многомерный аналитический инструментарий»). Очень часто они создают только видимость результата, а на самом деле просто скрывают его отсутствие.

Любой научный результат должен стать известен в научной среде посредством опубликования статей, монографий, написания диссертаций и научных отчетов. Так, при проведении исследований в рамках научных грантов ученый обязан представить отчет, содержащий определенный комплект документов и оформленный в соответствии с требованиями грантообразующей организации (научного фонда). В частности, Российский гуманитарный научный фонд, предоставляющий гранты в области гуманитарных наук, включая и экономику, требует отчеты, структура которых зависит от вида конкурса. Например, годовые отчеты по индивидуальным и коллективным научно-исследовательским проектам (так называемый конкурс «а»), включают следующие формы:

- титульный лист, содержащий общую информацию по исследованию;

- отчет по научно-исследовательскому проекту (основная форма), включающий содержание фактически проделанной за год работы, краткую аннотацию полученных результатов, а также ряд количественных показателей результативности проведенного исследования: количество опубликованных и подготовленных к печати работ, количество экспертных заключений по теме исследования, количество привлеченных к проекту студентов, аспирантов и иностранных ученых и т. д.;

- данные о руководителе и основных исполнителях проекта, содержащие сведения об их квалификации, публикациях, научных интересах и контактах;

- финансовый отчет, содержащий информацию о плановом объеме финансирования исследования и о фактических расходах в отчетном периоде (заработная плата, транспортные и коммунальные услуги, аренда, расходы на организацию и проведение работ и мероприятий в рамках текущей деятельности и т. д.);

- библиографический список публикаций по итогам года с приложением одного экземпляра оттисков или ксерокопий опубликованных статей, книг, распечатки электронных публикаций, ксерокопий опубликованных тезисов докладов, принятых к печати рукописей статей;

- заявка и смета расходов на следующий год (для продолжающихся проектов), включающие план будущей работы и ожидаемые конкретные научные результаты, а также предполагаемые объемы финансирования;

- итоговый научный отчет по проекту (для завершившихся проектов), включающий содержание фактически проделанной работы (по годам), полученные результаты за предыдущие годы и отчетный год, основные итоги, а также количественные показатели исследования за весь период. Таким образом, любое научное исследование

включает три этапа (подготовительный, исследовательский и заключительный), каждый из которых может быть детализирован посредством конкретизации этих этапов и выделения состава работ по данному исследованию. В качестве примера перечень таких работ на каждом этапе исследования представлен в табл. 2.

Организация эффективного выполнения научных исследований - чрезвычайно важная задача, требующая больших средств, затрат времени и квалифицированных кадров. В современном менеджменте

Таблица 2 Этапы научного исследования

Этап Примерный состав работ

Подготовительный этап Выбор темы, определение цели, задач, предмета, объекта, гипотезы исследования

Учет требований заказчиков исследования

Анализ результатов фундаментальных и поисковых исследований в данной области

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формулирование возможных направлений решения задач, их сравнительная оценка

Выбор и обоснование принятого направления исследований и способов решения задач

Оценка ориентировочной экономической и научной эффективности исследования

Разработка общей методики проведения исследований

Основной этап (теоретические и экспериментальные исследования) Изучение литературы, статистической информации, архивов, патентной документации и т. д.

Разработка рабочих гипотез, построение моделей объекта исследования, обоснование допущений

Разработка методики экспериментальных исследований, подготовка моделей (макетов, экспериментальных образцов), а также испытательного оборудования

Проведение экспериментов для подтверждения отдельных положений теоретических исследований или для получения конкретных значений параметров, необходимых для проведения расчетов

Обработка полученных экспериментальных данных

Сопоставление результатов эксперимента с теоретическими исследованиями

Корректировка теоретических моделей объекта

Проведение при необходимости дополнительных экспериментов

Составление промежуточного отчета

Заключительный этап Обобщение результатов предыдущих этапов работ и получение конечного научного результата

Оценка полноты решения задач и общей эффективности исследования

Разработка рекомендаций по дальнейшим исследованиям в данной области

Составление итогового отчета и при необходимости его приемка комиссией

Публикация результатов

существует целое направление - менеджмент НИ-ОКР, под которым понимается управление научными исследованиями в постоянно меняющихся условиях, непрерывное рассмотрение научно-исследовательских проектов и переоценка их в целом и составных частей. Управление научными исследованиями

имеет много общего с инвестиционным проектированием, методы которого активно используются в менеджменте НИОКР. В частности, оцениваются потребность рынка в научных проектах, уровень цен на аналогичные продукты и время вывода их на этот рынок. Поскольку портфель НИОКР может содержать разнообразные проекты (крупные и мелкие, близкие к завершению и находящиеся на начальной стадии, рискованные и безрисковые и т. д.), большое внимание уделяется планированию научных исследований. Оно включает такие аспекты, как распределение ресурсов и создание организационных структур, определение бюджета и программы работ, выявление возможных проблем или критических точек, увязка графика работ с критическими точками и т. д. Например, в рамках выделения бюджета на научные исследования возникает вопрос о дополнительных источниках финансирования. Таким источником очень часто становятся венчурные компании, финансирующие проекты с высокой степенью риска, но и с возможностью получения значительного дохода.

Очевидно, что научно-техническая сфера требует повышенного внимания со стороны государства и руководителей предприятий, нацеленных на развитие инновационной деятельности. Ситуация на рынке научно-технической продукции постоянно меняется, появляются новые продукты и услуги, совершенствуются технологии. Поэтому любая система планирования и управления НИОКР должна быть достаточно гибкой, а динамичность ситуации требует большего управленческого внимания, чем любая другая сфера деятельности.

Список литературы

1. Коландер Д. и др. Финансовый кризис и провалы экономической науки // Вопросы экономики. 2010. № 6.

2. Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы: распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 № 233-р.

3. Рекомендуемый классификатор наименований результатов // Государственный учет научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения. URL: http://intelpro. extech. ru/docs/recom_naimen_rez. php.

4. Сабитов Р. А. Основы научных исследований: учеб. пособие. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2002.

5. Условия представления отчетов за 2012 год по поддержанным проектам // Российский гуманитарный научный фонд. URL: http://grant. rfh. ru/rfh/index. php/ru/ konkursy/usloviya-predostavleniya-otchetov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.