международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
Список использованной литературы:
1. Ахметов С. М. Теоретико-методологическая концепция преобразования процесса подготовки
специалистов по физической культуре в системе среднего профессионального образования / С. М. Ахметов // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 12. - С. 58 - 63..
2. Балл Г.О. Сучасний гумашзм i освгта. Сощально-фшософсью та психолого-педагопчш аспекти / Г.О.
Балл. - Рiвне: Молодють, 2003. - 231 с.
3. Безрукова В.С. Педагогика: Проективная педагогика : учеб. пособ. для инженерно-педагогических
институтов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 344 с.
4. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте: общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 806 с.
5. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование / В. В. Сериков // Педагогика. - 1994. - № 5. - С. 16-21.
© А.В. Сидорук, 2015
УДК 378.184
Стальная Марина Ильинична
канд. с.-х. наук, доцент ФГБОУ ВПО «МГТУ» г. Майкоп, РФ, E-mail: marina.stalnaja@yandex.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Аннотация
Рассматриваются вопросы организации научно-исследовательской работы студентов вузов путём реализации программы курсов повышения квалификации преподавателей.
Ключевые слова
Научно-исследовательская работа студентов, организация НИРС.
На современном этапе развития системы высшего профессионального образования одной из эффективных форм реализации творческой деятельности студентов является научно-исследовательская работа студентов (НИРС), которая приобретает все большее значение и становится важным компонентом профессиональной подготовки будущих конкурентоспособных специалистов. Овладение студентами навыками научного исследования имеет немаловажное значение в повышении качества образования [3, с.108; 4, С. 91].
Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов: учебная научно-исследовательская, предусмотренная действующими учебными планами (курсовые, дипломные работы, рефераты и др.), и исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Второй вид НИРС является наиболее эффективным для развития исследовательских и научных способностей у студентов [1, с. 118].
НИРС включает в себя следующие элементы: обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков; выполнение научных исследований под руководством преподавателей. В связи с этим успех научно-исследовательской работы студентов зависит во многом от готовности самих преподавателей, выступающих в качестве научных руководителей, к организации научной деятельности студентов.
В связи с этим с целью повышения эффективности организации НИРС необходимы программы курсов повышения квалификации преподавателей. Целью освоения таких курсов является повышение теоретического и практического уровня подготовки преподавателей в организации научноисследовательской работы студентов вузов, включающей:
- создание благоприятных условий для раскрытия и самореализации личностных научно-творческих способностей студентов, их мотивации к научно-исследовательской деятельности;
228
международный научный журнал «символ науки»
№5/2015
ISSN 2410-700X
- совершенствование форм, механизмов организации научно-исследовательской работы студентов с целью привлечения абсолютного большинства студентов к научно-исследовательской деятельности;
- формирование у будущих специалистов владения основами методологии научно-исследовательской работы;
- популяризация научных знаний и достижений науки и техники среди студентов посредством повышения результативности участия студентов в организационных и методических формах, мероприятиях НИРС, в том числе и научной работе производственных коллективов с целью привлечения внимания работодателей.
При реализации курсов рекомендуется использовать образовательные технологии: лекционносеминарский модуль с применением практических занятий, круглых столов, семинаров по обмену опытом. В содержании курсов повышения квалификации преподавателей основное внимание должно уделяться системе научно-исследовательской работы студентов в целом, вопросам организации научноисследовательской работы студентов, процессу научного исследования, типам и уровням научных исследований [2, с. 42].
В организации НИРС важность приобретает общая схема последовательности проведения исследований, формулирование объекта, предмета, целей, задач и гипотезы исследования, разграничение общенаучных и специальных (частных) методов исследования. Следует отметить, что в процессе научноисследовательской работы должна формироваться информационная культура студентов, в связи с этим студенты должны иметь навыки работы с информационными ресурсами исследования, владеть средствами и алгоритмами информационного поиска, технологией подготовки научно-аналитического обзора.
В программе курсов должно быть уделено внимание общим требованиям к структуре и правилам оформления НИРС, в том числе и оформлению библиографических источников. По итогам выполнения научно-исследовательской работы студентам необходимо подготовить продукты НИР: научный доклад, тезисы, научная статья и др., поэтому требования к представлению их содержания и оформлению тоже имеют место быть.
Таким образом, эффективность подготовки будущих специалистов зависит от степени вовлеченности в научноисследовательскую работу, обеспечения научно-исследовательской базы, знаний методики научной работы.
Список использованной литературы:
1. Стальная М.И. Социальные аспекты организации работы студенческого научного кружка в вузе // Международный научный журнал «Инновационная наука». № 3. - Уфа, 2015.
2. Стальная М.И., Стальная В.В. Исследование антирадикальной активности настоев чая // Наука и образование в XXI веке: теория, практика, инновации. Ч. I. М.: «АР-Консалт», 2014.
3. Стальная М.И., Стальная В.В. Исследование суточного накопления дубильных веществ в курильском чае кустарниковом // Успехи современного естествознания. № 8. - М., 2014.
4. Стальная М.И. Исследование элементного состава растений // Новые технологии. Вып. 3. Майкоп, 2007.
© М.И. Стальная, 2015
УДК 37.03
Телина Ирина Анатольевна, канд. пед. наук, доцент, методист МОАУДОД «Дворец пионеров и школьников г. Орска», г. Орск, РФ
E-mail: irinaleto79@bk.ru
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Создание системы поддержки талантливых детей является одним из главных направлений стратегического развития российского образования. В учреждении дополнительного образования
229