Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ МЕТОДОМ БИОТЕСТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ТЕСТ-СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ МЕТОДОМ БИОТЕСТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ТЕСТ-СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Нанотехнологии»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / БИОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЯ / БИОТЕСТИРОВАНИЕ / ТЕСТ-ОБЪЕКТ / КРЕСС-САЛАТ / ХЛОРЕЛЛА / ДАФНИЯ / ПОЧВА / ТЭЦ

Аннотация научной статьи по нанотехнологиям, автор научной работы — Гибадуллина Н.Б., Новикова Е.О., Фазлутдинова А.И., Сафиуллина Л.М.

В данной статье представлены методы биотестирования с использованием семян Lepidium sativum и Daphnia magna , применяемые в научно-исследовательских работах при изучении курса биологии и экологии, факультативных занятий, лабораторных работ, в системе дополнительного образования учащихся. Рассмотрены методы биотестирования с помощью Chlorella vulgaris, которые могут использовать как в современных оснащенных лабораториях, так и в школах сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по нанотехнологиям , автор научной работы — Гибадуллина Н.Б., Новикова Е.О., Фазлутдинова А.И., Сафиуллина Л.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS BY THE METHOD OF BIOTESTING USING A MULTICOMPONENT TEST SYSTEM FOR ENVIRONMENTAL MONITORING

This article presents the methods of biotesting using seeds of Lepidium sativum and Daphnia magna, used in research work in the study of biology and ecology, elective classes, laboratory work, in the system of additional education of students. Methods of biotesting using Chlorella vulgaris, which can be used both in modern equipped laboratories and in rural schools, are considered.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ МЕТОДОМ БИОТЕСТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ТЕСТ-СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

УДК 373.1

Психолого-педагогические науки

1 2 Наркас Байрасовна Гибадуллина , Екатерина Олеговна Новикова ,

Альфия Ильсуровна Фазлутдинова3, Лилия Мунировна Сафиуллина4

12,3, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Уфа, Россия

1narkas.gibadullina2013@mail.ru 2rinal99846@gmail. com 3alfi05@mail. ru 4saflilya@mail. ru

Автор, ответственный за переписку: Гибадуллина Наркас Байрасовна, narkas.gibadullina2013@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ МЕТОДОМ БИОТЕСТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ ТЕСТ-СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ МОНИТОРИНГА

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация. В данной статье представлены методы биотестирования с использованием семян Lepidium sativum и Daphniamagna, применяемые в научно-исследовательских работах при изучении курса биологии и экологии, факультативных занятий, лабораторных работ, в системе дополнительного образования учащихся. Рассмотрены методы биотестирования с помощью Chlorella vulgaris, которые могут использовать как в современных оснащенных лабораториях, так и в школах сельской местности.

Ключевые слова. Научно-исследовательская работа, биология, экология, биотестирование, тест-объект, кресс-салат, хлорелла, дафния, почва, ТЭЦ

12 3

Narkas B. Gibadullina , Ekaterina O. Novikova , AVfiya I. Fazlutdinova , Liliya M. Safiullina4

1234Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla Ufa, Russia

1narkas.gibadullina2013@mail.ru

2rina199846@gmail.com

3alfi05@mail.ru

4saflilya@mail.ru

Corresponding author: Narkas B. Gibadullina, narkas.gibadullina2013@mail.ru

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC RESEARCH WORK OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS BY THE METHOD OF BIOTESTING USING A MULTICOMPONENT TEST SYSTEM FOR ENVIRONMENTAL MONITORING

Abstract. This article presents the methods of biotesting using seeds of Lepidium sativum and Daphnia magna, used in research work in the study of biology and ecology, elective classes, laboratory work, in the system of additional education of students. Methods of biotesting using Chlorella vulgaris, which can be used both in modern equipped laboratories and in rural schools, are considered.

Keywords: Research work, biology, ecology, biotesting, test object, watercress, chlorella, daphnia, soil, CHP.

©ГибадуллинаН.Б., НовиковаЕ.О., Фазлутдинова А.И., СафиуллинаЛ.М., 2022

Введение. На современном этапе большое внимание уделяется внедрению исследовательских методов обучения в образовательный процесс. Первоначальные навыки исследовательской работы школьники получают на уроках, выполняя лабораторные и практические работы, на экскурсиях в природу, летних полевых практикумах. Но, как показывает опыт, для проведения глубоких и серьезных исследований в природе этого недостаточно. На первом занятии необходимо показать значение исследовательских умений и навыков для дальнейшего обучения, создать условия для мотивации к самообразованию и саморазвитию личности. Для исследовательских работ характерно использование научной методики, собственного экспериментального материала. В работах содержатся обязательные элементы научного исследования: постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы), презентация полученных результатов. Главная особенность исследовательских работ: получение новых, заранее неизвестных результатов [4, с. 39].

Методы биотестирования находят широкое применение в разных областях науки, связанных с проблемами охраны и рационального использования природных ресурсов.

Биотестирование грунта проводят с целью определения содержания токсичности взятых образцов. Это процедура мониторинга состояния почвы, воды и других составляющих экосистемы востребована для различных отраслей народного хозяйства. Методика биотестирования почвы выполняется для определённой культуры организмов в лабораторном эксперименте методом моделирования ситуации, происходящей в реальной экосистеме [3, с. 106].

Основная сложность биотестирования почвы заключается в том, что токсичные отходы многообразны и нестабильны. Сегодня число только известных соединений, загрязняющих среду, превысило миллион позиций, при этом ежегодно это количество возрастает примерно на 250000 наименований. В природной среде эти вещества взаимодействуют друг с другом, образуя новые комплексы, токсичность которых может быть выше исходных компонентов - загрязнителей.

Методы биотестирования почвы сегодня являются единственным типом анализа, который позволяет определить уровень загрязнения экосистемы. Исследование проводится с помощью групп тестовых организмов, призванных обеспечить следующие параметры:

• скорость и экономическую целесообразность исследования;

• воспроизводимость;

• высокую чувствительность тестовых организмов к небольшим дозам токсических соединений;

• достоверную экстраполяцию. Данные смоделированного в лаборатории процесса должны быть легко перенесены в реальную экосистему.

Биотестирование почвы с помощью тестовых организмов позволяет игнорировать детальный состав поллютантов и их комбинаций в экосистеме, и при этом дать достоверную оценку степени токсичности. Заключение о потенциальной опасности распространяется как на группу загрязняющих веществ, так и на продукты их метаболизма.

В качестве тестовых объектов могут быть взяты бактерии, простейшие водоросли, культуры дрожжей, пиявки и др., а также отдельные органы или клетки. В ходе анализа фиксируются морфологические нарушения, отмечается время гибели организмов, отклонения в поведении, перемена в двигательной активности и другие функциональные изменения. По совокупности результатов определяется уровень токсичности исследуемого образца.

Разработанные методы биотестирования с использованием многокомпонентной тест-системы в целях мониторинга окружающей среды могут быть успешно применены для организации научно-исследовательской работы школьников (при изучении курса биологии и экологии, факультативных занятий, лабораторных работ, в системе дополнительного

образования учащихся). Данные методики можно использовать при оценке токсичности снежного и почвенного покровов, атмосферного воздуха, химических препаратов [2, с. 234]. Цель: апробировать метод биотестирования с использованием многокомпонентной тест-системы в целях мониторинга окружающей среды для организации НИР школьников и студентов при изучении курса биологии и экологии.

Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

1. Разработать методику биотестирования с использованием многокомпонентной тест-системы для проведения научно-исследовательской работы школьников и студентов, в системе дополнительного образования учащихся.

2. Провести биотестирование почвенных и снежных образцов, взятых с территории Затонской ТЭЦ.

3. Сделать выводы по результатам биотестирования.

Методика. Первым этапом является отбор почв и снега. Пробы почв и снега отбирали на однотипно загрязненных участках со всех сторон света на разном удалении (нулевая точка, 1 км и 4 км) от ТЭЦ. Ниже приведен список мест отбора проб почв и снега и обозначения (табл. 1)

Таблица 1

Места отбора проб почвы и снега_

№ пробы Место отбора

С0 Нулевая точка, вблизи ТЭЦ

С1 1 км севернее от ТЭЦ, начало д. Вавилово

С4 4 км севернее от ТЭЦ, конец с. Михайловка

Ю0 Нулевая точка, вблизи ТЭЦ

Ю1 1 км южнее от ТЭЦ, начало с. Миловка

Ю4 4 км южнее от ТЭЦ, конец с. Миловка

30 Нулевая точка, вблизи ТЭЦ

31 1 км западнее от ТЭЦ, начало с. Дмитриевка

34 4 км западнее от ТЭЦ, конец с. Дмитриевка

В0 Нулевая точка, вблизи ТЭЦ

В1 1 км восточнее от ТЭЦ, начало мкр. Затон

В4 4 км восточнее от ТЭЦ, конец мкр. Затон

На втором этапе была приготовлена почвенная вытяжка: 10 г почвы интенсивно размешивали стеклянной палочкой с 30 мл дистиллированной воды. Полученную суспензию оставляли на 1 час. После чего, суспензию отфильтровывали в чистые склянки через складчатый фильтр. Отфильтрованные прозрачные почвенные вытяжки разливали в стерильные пробирки и закрывали пробками. Каждую пробирку пронумеровывали в соответствии с номером почвенной и снежной пробы. В качестве контроля использовали водопроводную воду.

Третий этап — биотестирование с использованием многокомпонентной тест-системы.

По результатам исследования определяют индекс токсичности оцениваемого фактора (ИТФ) по отношению к каждому тест-объекту.

Для проведения биотестирования нами были выбраны такие объекты, как семена кресс-салата (Lepidium sativum L), одноклеточная зеленая водоросль хлорелла (Chlorella vulgaris) и дафния (Daphnia magna).

Биотестирование с использованием Lepidium sativum L. При проведении исследования было взято по 50 штук семян растения кресс-салат, сорт «Дукат». В чашки Петри с двумя слоями фильтровальной бумаги посеяли семена кресс-салата, после чего увлажняли 5 мл исследуемой водой, затем закрывали крышкой. На 5 сутки все чашки были дополнительно увлажнены 2 мл жидкости, т.к. происходило испарение. Эксперимент

проводили в трех повторностях. Результатом считалась длина прорастания корня и побега, которые снимались на 7 сутки. Данные были занесены в таблицы с 2 по 5.

Биотестирование с использованием Daphnia magna. Для проведения эксперимента дафнии были взяты из Центра лабораторного анализа и технических измерений Республики Башкортостан.

Исследуемую воду разливают в заранее подготовленную посуду, затем при помощи стеклянной трубки внутренним диаметром 5-7 мм помещают молодых особей, в количестве 10 штук. Продолжительность биотестирования составляет 72 часа. Во время исследования дафний не кормят. Итогом биотестирования является количество выживших особей в исследуемой воде. Результаты были занесены в таблицу 6.

Биотестирование с использованием Chlorella vulgaris. Для приготовления вытяжки хлореллы необходимо приготовить в плоскодонной колбе 1 л питательной среды Болда. Ее приготовление начинается с подготовки маточных растворов макро- и микроэлементов.

Растворы макроэлементов (по 400 мл каждый):

1) NaNO3 - 10 г

2) KH2PO4 - 7,0 г

3) K2HPO4 - 3,0 г

4) MgSO4 x 7H2O - 3,0 г

5) CaCl2 x 2H2O - 1,0 г

6) NaCl - 1,0 г

Растворы микроэлементов (по 1 л каждый):

1) ЕДТА - 50,0 г; KOH - 31,0 г

2) Fe SO4 x 7H2O - 4,98 г (999 мл H2O и 1 мл концентрированной H2SO4)

3) H3BO3 - 11,42 г

4) ZnSO4 x 7H2O - 8,82 г; MnCh x 4H2O - 1,44 г; M0O3 - 0,71 г; CUSO4 x 5H2O -1,57 г; Co(NO3)2 x 6H2O - 0,49 г (999 мл H2O и 1 мл концентрированной H2SO4).

Для приготовления питательной среды к 940 мл дистиллированной воды добавили по 10 мл каждого из шести растворов макро- и по 1 мл каждого из четырех растворов микроэлементов [1].

Стерильную колбу со средой простерилизовали в автоклаве при температуре 120 оС в течение 20 мин. В предварительно остуженную после стерилизации питательную среду добавили 15 мл культуральной жидкости Chlorella vulgaris. Культуру водорослей проращивали в течение 7 дней.

В пробирки разлили по 5 мл исследуемой воды и 1 мл вытяжки хлореллы. В качестве контроля использовали водопроводную воду. Далее пробирки с опытными и контрольными растворами были закрыты ватными пробками и помещены в штатив на выдержку, на срок 14 дней.

1 метод: в последний день инкубации был произведен визуально сравнительный анализ прироста биомассы. Результаты были занесены в таблицу 7.

2 метод: готовые растворы измерялись на фотоэлектрическом фотометре, при длине волны 615нм. Фотометр предназначен для измерения в отдельных участках диапазона длин волн 315-980 нм, он позволяет производить измерения коэффициентов пропускания рассеивающих взвесей, эмульсий и коллоидных растворов в проходящем свете, а также активности раствора. В последний день инкубации также были получены показатели оптической плотности растворов.

Для определения влияния фактора токсичности, нашли средние значения и ошибку средней длины корня и побега проростков в каждой пробе.

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что самая низкая всхожесть семян была отмечена в пробе Ю1, а самая высокая - наблюдалась в образцах Ю4, 30 и В1 (табл. 2) У проростков семян кресс-салата, выращенных на почвенных вытяжках, отобранных в точке 30 отмечалось увеличение длины корневой системы по сравнению с контролем и остальными пробами почв.

Таблица 2

Результаты измерений по пробам почвы_

Пробы почвы Всхожесть Среднее значение

П К

1 2 3 4

Продолжение табл. 2

1 2 3 4

Контроль 94 30±1,20 49±3,93

СО 92 37±0,33 70±5,17

С1 94 36±1,20 75±6,43

С4 94 38±1,20 67±2,85

ЮО 94 36±1,33 74±7,21

Ю1 81 35±1,00 73±6,33

Ю4 95 37±1,53 73±3,53

30 95 38±1,76 88±1,53

31 94 35±1,86 79±8,19

34 90 36±3,18 77±1,45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВО 93 33±1,15 81±8,57

В1 95 35±0,67 85±8,95

В4 91 40±5,04 85±1,76

Примечание: П - длина побега, мм; К - длина корня, мм.

По шкале токсичности было выявлено к какому классу относятся пробы почв (табл. 3).

Таблица 3

ИТФ по всхожести и длине корня и побега

Пробы почвы ИТФ

П К Всхожесть

Контроль * * *

СО 1,26 1,41 0,98

С1 1,20 1,52 1

С4 1,27 1,35 1

ЮО 1,22 1,50 1

Ю1 1,18 1,47 0,86

Ю4 1,25 1,49 1,01

ЗО 1,29 1,78 1,01

31 1,17 1,60 1

34 1,22 1,55 0,96

ВО 1,11 1,65 0,99

В1 1,17 1,73 1,01

В4 1,36 1,72 0,97

Примечание: П - длина побега, мм; токсичности.

< - длина корня, мм. Цветом обозначена шкала

Стимуляция Норма Низкая токсичность

ИТФ длины побега и корня кресс-салата показал, что пробы почв относятся к VI классу (стимуляция), т.е. фактор оказывает стимулирующее воздействие на тест-объект, величина тест-функции в опыте превышает контрольные значения. ИТФ по всхожести - V класс (норма), фактор не оказывает существенного влияния на развитие тест-объекта, величина тест-функции находится на уровне контроля, кроме пробы Ю1, которая соответствует IV классу (низкая токсичность), происходит снижение величины тест-функции в опыте по сравнению с контролем.

Для сравнения с образцами почвенной вытяжки были взяты пробы снега на тех же участках.

В ходе исследования было выявлено, что самая низкая всхожесть семян была отмечена в пробе В0, а самая высокая - наблюдалась в образцах Ю4. У проростков семян кресс-салата, выращенных на снежных образцах, отобранных в точке 30 отмечалось увеличение длины корневой системы по сравнению с контролем и остальными пробами почв (табл. 4).

Таблица 4

Результаты измерений по пробам снега_

Пробы снега Всхожесть Среднее значение

П К

Контроль 94 30±1,20 49±3,93

СО 89 35±1,53 70±5,03

С1 90 35±2,03 66±6,57

С4 90 33±1,15 63±2,73

ЮО 87 30±2,73 53±8,37

Ю1 93 35±0,58 66±4,33

Ю4 95 34±0,33 55±12,53

30 94 37±0,33 78±3,21

31 93 33±0,33 66±3,48

34 91 34±0,33 61±1,45

ВО 82 27±0,58 40±5,55

В1 92 34±0,88 70±1,53

В4 93 32±0,88 70±6,89

Примечние: П - длина побега, мм; К - длина корня, мм.

По шкале токсичности было выявлено к какому классу относятся пробы почв (табл. 5).

Таблица 5

ИТФ по всхожести и по длине корня и побега_

Пробы почвы ИТФ

П К Всхожесть

Контроль * * *

СО 1,18 1,42 0,95

С1 1,18 1,34 0,96

С4 1,11 1,28 0,96

Ю0 1,01 1,07 0,93

Ю1 1,18 1,34 0,99

Ю4 1,15 1,11 1,01

30 1,25 1,58 1,00

31 1,11 1,34 0,99

34 1,15 1,24 0,97

В0 0,91 0,81 0,87

В1 1,15 1,42 0,98

В4 1,08 1,42 0,99

Примечание: П - длина побега, мм; К - длина корня, мм. Цветом обозначена шкала токсичности

Стимуляция Норма Низкая токсичность

ИТФ по всхожести - V класс (норма), фактор не оказывает существенного влияния на развитие тест-объекта, величина тест-функции находится на уровне контроля, кроме пробы В0, которая соответствует IV классу (низкая токсичность), происходит снижение величины тест-функции в опыте по сравнению с контролем. ИТФ длины побега и корня кресс-салата показал, что пробы снега относятся к VI классу (стимуляция), т.е. фактор оказывает стимулирующее воздействие на тест-объект, величина тест-функции в опыте превышает контрольные значения, кроме проб Ю0 (по обоим показателям), ВО и В4 (по длине побега), которые соответствуют V классу (норма) - фактор не оказывает существенного влияния на развитие тест-объекта, величина тест-функции находится на уровне контроля, а проба ВО по длине корня относится к IV классу (низкая токсичность) - снижение величины тест-функции в опыте по сравнению с контролем.

Степень влияния ТЭЦ на почвенный и снежный покров в районе Затонской ТЭЦ определяли по выживаемости дафний в пробах почвенной вытяжки и талого снега (табл. 6).

Таблица 6

Результаты исследований по выживаемости дафний, значения ИТФ

Почва ИТФ Снег ИТФ

24ч 36ч 72ч 24ч 36ч 72ч 24ч 36ч 72ч

Контроль 10 10 10 * 10 10 10 * * *

С0 0 0 0 0 9 8 6 0,9 0,8 0,6

С1 0 0 0 0 8 6 5 0,8 0,6 0,5

С4 0 0 0 0 7 7 6 0,7 0,7 0,6

Ю0 0 0 0 0 8 7 7 0,8 0,7 0,7

Ю1 0 0 0 0 6 4 2 0,6 0,4 0,2

Ю4 0 0 0 0 7 7 6 0,7 0,7 0,6

30 0 0 0 0 9 8 7 0,9 0,8 0,7

31 0 0 0 0 7 6 6 0,7 0,6 0,6

34 0 0 0 0 9 7 7 0,9 0,7 0,7

В0 0 0 0 0 7 4 3 0,7 0,4 0,3

В1 0 0 0 0 8 8 7 0,8 0,8 0,7

В4 0 0 0 0 9 7 6 0,9 0,7 0,6

Примечание: цветом обозначена шкала токсичности

VI класс Стимуляция

V класс Норма

IV класс

Низкая

токсичность

III класс

Средняя

токсичность

II класс

Высокая

токсичность

I класс

Сверхвысокая

токсичность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В пробах почвенной вытяжки выявили сверхвысокую токсичность, т.к. через 24ч после пересадки произошло обесцвечивание клеток тест-организма, их полная гибель во всех образцах, что относит к I классу токсичности.

ИТФ проб с талым снегом показал, что в точке Ю1 и ВО высокая токсичность, что соответствует II классу, так как в этих пробах на 36ч и 72ч наблюдалось снижение выживаемости дафний. В остальных точках отмечена средняя и низкая токсичность, т.е. происходит снижение величины тест-функции в опыте по сравнению с контролем.

Выращенную на питательной среде, позднее в исследуемых образцах биомассу Chlorella vulgaris использовали для определения токсичности почвенного и снежного покрова в районе Затонской ТЭЦ (табл. 7).

В зависимости от результатов опыта пробам присваивали один из четырех уровней загрязнения:

1. Загрязнение отсутствует: пробы имеют темно-зелёный цвет. Эти признаки характерны для контроля, с которым следует сравнивать опытные образцы.

2. Слабое загрязнение: пробы чуть светлее контроля. Среднее загрязнение: пробы имеют светло-зелёный цвет.

Сильное загрязнение: пробы прозрачные или имеют еле заметный зеленый

3.

4.

оттенок.

Оценка токсичности проб по цвету биомассы Chlorella vulgaris

Таблица 7.

Оценка токсичности проб по цвету биомассы Chlorella vulgaris

7 день 14 день

Почва сентябрь 2019г Снег февраль 2020г Почва сентябрь 2019г Снег февраль 2020г

Контроль

СО

С1

С4

ЮО

Ю1

Ю4

30

31

34

ВО

В1

В4

примечание:Ц ветом обозначена шкала токсичности

Сильное Среднее Слабое Загрязнение

загрязнение загрязнение загрязнение отсутствует

В ходе работы при визуальном сравнении с контрольным образцом, было установлено, что в пробах СО почвенной вытяжки и Ю4 талого снега загрязнение отсутствует, так как цвет суспензии на 14 день остался таким же как и на 7 день.

В пробах почвы в точке В1 на 7 и 14 дни, в точке 30 в пробах почвы и снега на 7 и 14 дни, в точке З1 талого снега на 14 день отмечено сильное загрязнение, т.к. пробы были прозрачными. На 7 день в пробах почвы ЮО и В4 и в пробах снега С1 также наблюдали сильное загрязнение, но на 14 день цвет суспензии стал бледнее, где отмечается сильное загрязнение.

Слабое загрязнение установлено в точках почвенного образца С4 на 7 день, С1 на 7 и 14 дни, а в пробах талого снега в точке СО на 7 день.

В остальных пробах наблюдали среднее загрязнение.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Разработана и апробирована методика биотестирования с использованием многокомпонентной тест-системы в целях мониторинга окружающей среды для организации НИР школьников и студентов при изучении курса биологии и экологии, факультативных занятий, лабораторных работ, в системе дополнительного образования учащихся.

2. Были рассмотрены 2 метода биотестирования с помощью Chlorella vulgaris, который позволяет провести исследования как в современных оснащенных лабораториях, так и в школах сельской местности.

3. Исследования показали, что самая низкая всхожесть семян была отмечена в пробе почвы Ю1 и в пробе снега ВО. Значения ИТФ по всхожести семян кресс-салата относятся к V классу (норма), кроме ранее перечисленных проб, они относятся к IV классу (низкая токсичность).

4. Также в пробах почвы на 24ч была выявлена полная гибель дафний, что по шкале токсичности относится I классу (сверхтоксичность). В пробах снега наблюдалась высокая токсичность на Ю1 и ВО, остальные относятся к III и IV классам, что соответствует средней и низкой токсичности.

5. При визуальной оценке токсичности проб почвы и снега по цвету биомассы Chlorella vulgaris было зафиксировано сильное загрязнение на 7 и 14 дни в точке ЗО в обеих пробах почв, в точке В1 в образце почвы на 7 и 14 дни.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Кабиров Р.Р. Альготестирование и альгоиндикация (методические аспекты, практическое использование). - Изд-во Баш. гос. пед. ин-та. Уфа. 1995. -124 с.

2. Кабиров Р.Р., Сагитова А.Р., Суханова Н.В. Разработка и использование многокомпонентной тест-системы для оценки токсичности почвенного покрова городских территорий // Экология. - 1997. - № 6. - С. 4О8-411.

3. Кабиров Р.Р., Суханова Н.В., Хайбуллина Л.С. Оценка токсичности атмосферного воздуха с помощью микроскопических водорослей // Экология. - 2000. - №3. - С. 231-232.

4. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.

5. Хазиев Ф.Х., Кабиров Р.Р. Количественные методы почвенноальгологических исследований. - Уфа: БФАН СССР, 1986. - 172 с. Научные междисциплинарные исследования 21

6. Ушаков С.А. Экологическое состояние территории России / С.А. Ушаков, Я.Г. Кац. - М.: Издательский центр «Академия», 2ОО2. - 128 с.

REFERENCES

1. Kabirov R.R. Algotesting and algoindication (methodological aspects, practical use). -Publishing house of Bash. gos. ped. in-ta. Ufa. 1995. -124 p.

2. Kabirov R.R., Sagitova A.R., Sukhanova N.V. Development and use of a multicomponent test system for assessing the toxicity of soil cover of urban areas // Ecology. - 1997. - No. 6. - pp. 408-411.

3. Kabirov R.R., Sukhanova N.V., Khaibullina L.S. Assessment of atmospheric air toxicity using microscopic algae // Ecology. - 2000. - No. 3. - pp. 231-232.

4. Ponomareva I.N., Solomin V.P., Sidelnikova G.D. General methodology of teaching biology: A textbook for students of pedagogical universities. - M.: Publishing Center "Academy", 2003. - 272 p .

5. Khaziev F.H., Kabirov R.R. Quantitative methods of soil-algological research. - Ufa: BFAN USSR, 1986. - 172 p. Scientific interdisciplinary research 21

6. Ushakov S.A. Ecological state of the territory of Russia / S.A. Ushakov, Ya.G. Katz. -M.: Publishing center "Academy", 2002. - 128 p.

Информация об авторах Н.Б. Гибадуллина - магистрант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

Е.О. Новикова - магистрант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.

А.И. Фазлутдинова - кандидат биологических наук, доцент. Л.М. Сафиуллина - кандидат биологических наук, доцент.

Information about the authors N.B. Gibadullina - master's student of bashkir state pedagogical university named after M. Akmulla.

E.O. Novikova - master's student of bashkir state pedagogical university named after m. akmulla.

A.I. Fazlutdinova - candidate of biological science, docent. L.M. Safiullina - candidate of biological science, docent.

Вклад авторов

Гибадуллина Н.Б. — научное руководство; концепция исследования; развитие методологии; участие в разработке учебных программ и их реализации; написание исходного текста; итоговые выводы.

Новикова Е.О., Фазлутдинова А.И., Сафиуллина Л.М. — участие в разработке учебных программ и их реализации; доработка текста; итоговые выводы. Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors Gibadullina N.B. — scientific management; research concept; methodology development; participation in development of curricula and their implementation; writing the draft; final conclusions.

Novikova E.O., Fazlutdinova A.I., Safiullina L.M. - participation in development of curricula and their implemen-tation; follow-on revision of the text; final conclusions. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.