Научная статья на тему 'Организация научно-исследовательском работы студентов на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии медицинского вуза'

Организация научно-исследовательском работы студентов на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
436
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ / ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ / ВИРУСОЛОГИИ / ИММУНОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS / AIMS / OBJECTIVES / FORMS OF ORGANIZATION AT THE DEPARTMENT OF MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаталова Е.В., Парахина О.В.

В данной статье рассматривается вопрос повышение качества подготовки выпускников через организацию научно-исследовательской работы на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологиимедицинского вуза, раскрываются цели и задачи, предлагаются формы организации данной работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаталова Е.В., Парахина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF THE MEDICAL UNIVERSITY

This article discusses the question of improving the quality of training of graduates through the organization of research work at the Department of a Medical University, describes the aims and objectives proposed forms of organization of the work with students.

Текст научной работы на тему «Организация научно-исследовательском работы студентов на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии медицинского вуза»

УДК: 378.147.88: 378.661[470.323) ШАТАЛОВА E.B.

доктор биологических наук, профессор кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии, Курский государственный медицинский университет E-maiI:mikrobel @yandex. ru ПАРАХИНА O.B.

кандидат педагогических наук, ассистент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии, Курский государственный медицинский университет E-maihparahina-1970@mail.ru

UDC 378.147.88: 378.661(470.323) SHATALOVA E.V.

Doctor of Biological Sciences, professor, Department of Microbiology, Virology, Immunology, Kursk State Medical

University E-maihmikrobel@yandex.ru PARAHINA O.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, assistant professor, Department ofMicrobiology, Virology, Immunology, Kursk

State Medical University E-maihparahina-1970@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS AT THE DEPARTMENT

OF THE MEDICAL UNIVERSITY

В данной статье рассматривается вопрос повышение качества подготовки выпускников через организацию научно-исследовательской работы на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологи им едиц и н с кого вуза, раскрываются цели и задачи, предлагаются формы организации данной работы со студентами.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, цели, задачи, формы организации на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологиимедицинского вуза.

This article discusses the question of improving the quality of training of graduates through the organization of research work at the Department of a Medical University, describes the aims and objectives proposedforms of organization of the work with students.

Keywords: scientific-research work of students, aims, objectives, forms of organization at the department of medical university.

В соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего медицинского образования по различным направлениям подготовки научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные задачи. НИРС формирует готовность будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть основами методологии научной деятельности, обрести исследовательский опыт. Университет, таким образом, был и остается центром научной работы, который одновременно служит делу подготовки не только профессионалов своего дела, но и ученых, исследователей [5].

Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их потенциал для решения актуальных проблем в различных отраслях медицинской науки, способствует не только более глубокому усвоению знаний у студентов, но и формированию компетенций [3

Основной целью организации НИРС является повышение качества подготовки выпускников через освоение студентами по учебным планам и сверх

них основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному творчеству, самостоятельности, инициативы в учебе и будущей жизнедеятельности. Основные задачи НИРС:

- формирование у студентов навыков научно-исследовательской работы в профессиональной области и на их основе углубленное и творческое освоение учебного материала основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности);

- освоение методологии и методов научной деятельности, формирование системы профессиональных знаний о специфике научного знания, критериях научности и научных методах познания;

- формирование навыков реферирования, обзора и анализа научных источников, обобщения и критической оценки результатов научно-теоретических и эмпирических исследований;

- формирование навыков планирования теоретических и экспериментальных исследований;

- формирование навыков практической реализации теоретических и экспериментальных исследований на основе приобретаемых в учебном процессе компетенций;

© Шаталова Е.В.. Парахина О.В. © Shatalova E.V.. Parahina O.V.

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

- формирование навыков качественного и количественного анализа результатов исследований, их обобщения и критической оценки в свете существующих теоретических подходов и современных эмпирических исследований;

- формирование навыков оформления и представления результатов научной работы в устной (доклады, сообщения, выступления) и письменной (рефераты, научно-исследовательские аналитические обзоры, курсовые работы, эссе, статьи, выпускная квалификационная работа и т.д.) форме;

- приобретение опыта работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы;

- непосредственное участие в решении научных и научно-практических задач в соответствии с основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры [6].

На кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета (КГМУ) НИРС подразделяется на научно-исслсдоватсльскуго работу, запланированную в основной образовательной программе высшего образования подготовки специалистов и выполняемую дополнительно к ней [1].

Планируемая НИРС на кафедре является частью учебного процесса, и осуществляться в следующих формах:

- компонент учебного занятия, предусмотренный учебными планами и программами: участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей;

- индивидуальное задание исследовательского характера. например, в ходе самостоятельной работы или производственной практики;

- раздел курсовой работы, который может включать элементы НИРС или полностью базироваться на научных исследованиях.

НИРС, выполняемая дополнительно к основной образовательной программе на кафедре реализуется через:

- выполнение заданий и курсовых работ научно-исследовательского характера;

- участие в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых другими кафедрами, преподавателями, научными сотрудниками;

- участие в работе студенческого нау чного общества, кафедрального научного кружка, конференциях, семинарах;

- участие в договорных и госбюджетных научно-исследовательских работах, грантах.

Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Курсовые работы на кафедре выполняются вне учебного плана и осуществляются совместно с такими

кафедрами как акушерства и гинекологии, оперативной хирургии, гистологии, эмбриологии, цитологии, фармацевтической химии, фармакогнозии, фармакологии и другими. Подготовка индивидуальных заданий исследовательского характера осуществляется в тесном сотрудничестве с практическим здравоохранением. Так, научные исследования кафедры по изучению иммунитета у имму носу премированных больных осуществлялись на базе ожогового отделения «Курской областной клинической больницы», анализ структуры гнойной микрофлоры проводился в отделениях ОБУЗ Курской городской клинической больницы скорой медицинской помощи, чувствительность клинически значимой микрофлоры к антибиотикам определялась в бактериологических лабораториях многопрофильных стационаров г. Курска и др.

Структурной единицей системы научно исследовательской работы является студенческий предметный научный кружок, назначение которого - формирование у студентов технологии исследовательской работы [2]. Ежемесячно на кафедре проводятся заседания студенческого научного кружка различной тематики: «Микробиологи - лауреаты Нобелевской премии», «Космическая микробиология», «Использование гно-тобиотов в различных областях экспериментальной медицины», «Микроорганизмы - основа существования жизни на Земле» и др. Традиционными являются совместные заседания студенческих научных кру жков кафедры и факультета ветеринарной медицины Курской государственной сельскохозяйственной академии им. профессора И.И. Иванова, отделения лабораторной диагностики медико-фармацевтического колледжа КГМУ. Презентации студенческих докладов гармонично дополняют и визуализируют их текстовое содержание. Совместная работа студенческих научных кружков по микробиологии дает студентам возможность глубже изучит предмет, способствует развитию навыков самостоятельной творческой работы, формированию профессионального мышления.

Научная работа нуждается в постоянном обновлении информации и информационной поддержке. Важным источником информационного обеспечения являются научные труды, такие как доклады, и их обсуждение на форумах, семинарах, конференциях [4]. Наиболее успешные разработки студентов публикуются в форме статей, лучшие работы награждаются грамотами и дипломами, что является важным фактором мотивации студентов к дальнейшим научным разработкам.

В заключение, хотелось бы отметить, что работа в данном направлении позволяет не только студенту, но и педагогу повысить уровень своих профессиональных компетенций.

Библиографический список

1. Андреев E.A. Научно-исследовательская работа студентов // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(28). URT: http://sibac.info/archive/ guman/l(28).pdf

2. Воложина Т.А. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности СПО/ http://brmtit. ra/sites/default/files/doc/ped_SOUZ_zhumal/prof/volozliina.pdf

3. КоломинаЭ.А.Оргажзацдянаучно-исследовательскойрабо™студентовЛ1йр://пзрогЫ.^ library

4. МопсюкЛ.А., Руфуяпаева С.Э., Максютова З.Г. Роль НИРС в условиях глобализации//Научная статья. 2010. [Электронный ресурс] —Режим доступа. —URT: http://niip.sii/phocadownload/articles/%20-%20%20.pdf

5. Научно-исследовательская работа студента педагогического вуза: методическое пособие / Авторы-составители: Болотина Ю.П., Дешеулина JLH., Костарева H.JL, Муртазаева М.М., Филиппова С.Г., Фомин А.П. СПб.: изд. ЛЕМА, 2016. 73 с. С.5

6. Урынбаева Г.Н. Положение о научной деятельности КРМУ - Актобе: КРМУ, 2014. 13 с.

References

1. Andreev Е. A. Scientific-research work of students // Scientific community of students XXI century. HUMANITIES: collection of articles on the Mat. XXVIII intern.stud, scientific.-pract. conf. № 1(28). URT: http://sibac.info/archive/guman/l(28).pdf

2. Volozhina T. A. Methodical recommendations on organization of research activities SPO/ http://bnntit.ru/sites/default/files/doc/ ped_SOUZ_zhumal/prof/volozhina.pdf

3. Colombia E. A. The organization of scientific-research work of students / http://nsportal.ru/slikola/korrektsionnaya-pedagogika/ library

4. Moistw L. A., Riihutfaeva S. E., Maksudova Z. G. The Role of NIRS in the context of globalization // Scientific article. 2010. [Electronic resource] — URT: http://niip.su/phocadownload/articles/%20-%20%20.pdf

5. Research work of students of pedagogical University; Handbook / Authors-compilers: BolotinaU. P., Desolina Г. N., Kostareva N. Г., Murtazayeva M. M., Filippova S. G., Fomin A. P. - SPb.: ed. ГЕМА, 2016. 73 P. 5

6. Urynhcteva G.N. The regulations on scientific activities of KRMU - Aktobe: KRMU, 2014. 13 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.