Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
687
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНЫЙ ОБОРОТ / НАЛИЧНЫЕ ПЛАТЕЖИ / БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ / СИСТЕМА БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полозкова Н. Ф.

Рассматриваются актуальные проблемы участия банков в повышении результативности организации налично-денежного обращения. В текущей ситуации, несмотря на рост объемов и доли безналичных расчетов, спрос на наличные денежные средства характеризуется стабильностью. Обращается внимание на особенности, достоинства и недостатки сокращения налично-денежного обращения. Отмечается, что первостепенное влияние на налично-денежное обращение оказывают расчеты, осуществляемые физическими лицами. В связи с этим в исследовании ставятся акценты на принципиальных изменениях в этом направлении, происходящих в банковской сфере. Подчеркивается, что одним из основных направлений, определяющих ликвидность и прибыльность банка, является регулирование остатков наличных денежных средств. В условиях сокращения количества банков, функционирующих в экономике, все острее ощущается борьба за клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» ISSN 2410-700X № 7 / 2021 -

УДК-33

Полозкова Н.Ф.

Магистрант, НГУЭУ г. Новосибирск, РФ

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РОССИИ

Аннотация

Рассматриваются актуальные проблемы участия банков в повышении результативности организации налично-денежного обращения. В текущей ситуации, несмотря на рост объемов и доли безналичных расчетов, спрос на наличные денежные средства характеризуется стабильностью. Обращается внимание на особенности, достоинства и недостатки сокращения налично-денежного обращения. Отмечается, что первостепенное влияние на налично-денежное обращение оказывают расчеты, осуществляемые физическими лицами. В связи с этим в исследовании ставятся акценты на принципиальных изменениях в этом направлении, происходящих в банковской сфере. Подчеркивается, что одним из основных направлений, определяющих ликвидность и прибыльность банка, является регулирование остатков наличных денежных средств. В условиях сокращения количества банков, функционирующих в экономике, все острее ощущается борьба за клиентов.

Ключевые слова:

Денежный оборот; денежная масса; налично-денежный оборот, наличные платежи, безналичные расчеты, система быстрых платежей.

Одним из ключевых направлений организации налично-денежного обращения в России выступает оптимизация соотношения наличных и безналичных платежей. Мировые тенденции показывают, что роль налично-денежного оборота в платежных системах неуклонно снижается. Это связано со стремлением многих стран существенно сократить роль теневых оборотов наличных денег, снизить уровень коррупции, которая напрямую связана с наличностью.

Для этого используется не только прямое воздействие государства на оборот наличных денег, но и широкое применение цифровых технологий: использование банковских карт, дистанционных расчетов в системе интернет-банкинга, бесконтактных платежей на основе мобильных устройств, различных сервисов в системе быстрых платежей (СБП). Основная цель государственного регулирования - контроль за движением денежных потоков всех контрагентов финансовой системы: корпораций, компаний и населения. Все это можно осуществить в том случае, если подавляющая часть платежей будет осуществляться на основе безналичных расчетов [1, с. 82].

В соответствии с данными ЦБ России удельный вес наличных средств в обращении в России снижается (рис. 1), тем не менее в развитой экономике доля наличных денежных средств в обороте составляет 2...9%.

30

25,6 24 5 отт 25 . Ii5 237 22,4 22,7 20,6

20 £ 15 10 5 0

1111 ..........

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Рисунок 1 - Доля наличных денежных средств в обращении в России за 2011-2020 годы, % [12] Источник: разработано автором

-( > )-

Несмотря на снижение доли наличных денежных средств в обращении в России с 25,6% до 17,8%, объем наличных денег в обращении растет (рис. 2).

12000 10000 ю 8000 ч 6000

s 4000 2000 0

Рисунок 2 - Объем наличных денег в обращении в России за 2013-2020 годы, млрд руб. [12]

Источник: разработано автором

Велика негативная роль налично-денежного оборота в коррупционных сделках. К сожалению, взятки, всевозможные «откаты», злоупотребление служебным положением, систематические нарушения в госзакупках, ценовые сговоры, обналичивание - непременный современный атрибут государственного управления и бизнес-сообщества. В орбиту теневых схем попал даже материнский капитал, «серые зарплаты» и НДС. Чуть ли не ежедневно в СМИ проходят сообщения о задержании крупных чиновников федерального или регионального уровня с уже привычной для всех формулировкой «задержан в подозрении в получении взятки в особо крупных размерах». Не случайно международное антикризисное движение «Transparency International» в рейтинге восприимчивости коррупции отдает России 138-е место из 180 стран [13].

В странах мира одним из способов борьбы с коррупцией используется ограничение или прекращение выпуска купюр высокой номинальной стоимости. В 2019 г. Европейский центральный банк (ЕЦБ) прекратил эмиссию банкнот в 500 евро, как купюры, провоцирующей незаконную деятельность [1, с. 83].

Возможно, что именно эта общемировая тенденция к выведению из оборота крупных купюр предотвратила эмиссию в России банкнот в 10 000 руб. В настоящее время в общей сумме банкнот, эмитируемых ЦБ, 76% - это пятитысячные купюры, 15% - тысячные. На купюры достоинством 2000, 500 и 100 руб. приходится 5%, 3% и 1% соответственно. В количественном отношении пятитысячные и тысячные купюры распределяются поровну - по 26%, на сторублевые купюры приходится 18%. Остальные 30% распределяются между двухтысячными купюрами (4%), пятисотрублевыми (8%), двухсотрублевыми (3%). На купюры в 50 руб. приходится 9%. На 10-рублевые купюры, которые находятся в обращении, приходится 6% [5, с. 134]. По европейским меркам купюра в 5000 руб. сумма небольшая - немногим более 70 евро (по среднегодовому курсу 2019 г.). Но с точки зрения коррупционной сделки эта купюра весьма привлекательна. Достаточно сказать, что в 10 пачках (в пачке 100 купюр) толщиной 12,5 см умещается 5 млн руб. Компактно и удобно.

Еще одним направлением по ограничению наличных платежей в европейских и других странах являются официальные или неофициальные ограничения, или запреты на расчеты наличными деньгами сверх установленного лимита [7, с. 181]. Приведем ряд данных по некоторым странам мира (таблица 1).

Таблица 1

Лимиты на осуществление наличных платежей в некоторых странах мира

Страна Лимит Страна Лимит

ЮАР 425 долл. США Южная Корея 4000 долл. США

Индия 450 долл. США США 5000 долл. США

Португалия 1000 евро Словакия 5000 евро

Италия 1000 евро Венгрия 5000 евро

Франция 1000 евро Болгария 5000 евро

10912 11216

01.01.13 01.01.14 01.01.15 01.01.16 01.01.17 01.01.18 01.01.19 01.01.20 01.01.21

Страна Лимит Страна Лимит

Греция 1500 евро Китай 7400 долл. США

Бельгия 3000 евро Великобритания 9000 фунт. ст.

Испания 2500 евро Польша, Чехия 15 000 евро

Хорватия, 15 000 евро Румыния 2500 евро

Источник: составлено автором по: Ограничение наличных расчетов: сколько можно тратить в разных странах [Электронный ресурс]. URL: https://grosh-blog.ru/%DO%BE%DO%B3%D1%80%DO %BD%B)%B8D (дата обращения: 26.06.2021).

В представленной таблице отсутствует Россия. Попытки Минфина вынести проблему лимитирования расчетов наличными на обсуждение успеха не имела ни в Правительстве, ни в Государственной Думе Российской Федерации. Законодательство не устанавливает жестких лимитов, но определяет норму при отправлении платежа в 600 тыс. руб., когда отправитель платежа обязан подтвердить легальность полученных доходов по мотивированному запросу ФНС [13].

Лимиты по платежам и переводам банки устанавливают сами, причем сугубо индивидуально. Причем лимиты устанавливаются не только на количество переводов в сутки, но и на сумму суточного и месячного платежа. Так, Сбербанк, например, по карте Мир, Visa, MasterCard устанавливает суточный и месячный лимиты в 201 тыс. руб. и 5,0 млн руб. соответственно. При этом количество переводов не более 100 в сутки. Аналогичные схемы действуют и в других банках. [5, с. 134].

Регулирующие и контролирующие органы Российской Федерации оказывают реальное давление на теневой и коррупционный рынок. Федеральная налоговая служба - на фирмы-однодневки, ФСБ - на коррупционные сделки. Центральный банк России ориентирован на борьбу с теневыми наличными денежными потоками, а также с незаконными переводами денег за рубеж. Прежде всего, он ужесточает контроль за проведением сомнительных платежей и переводов через банковскую систему, финальным результатом которых является санация, отзыв лицензии или ликвидация кредитной организации [2, с. 58].

Вытеснение наличных денег из денежного оборота регулятор пытается осуществить за счет крупномасштабного наступления на проблемные банки и переводы денежных средств в «отмывочные» страны. Начиная с 2013 г. были отозваны лицензии у более 400 банков - почти половины банков страны. Только в 2019 г. ЦБ отозвал лицензии и ликвидировал 43 банка, а в предшествующие годы таких банков было гораздо больше (рис. 3).

90 80 70 60

m

о 50

го 40 ю

30 20 10 0

78

63

43

38

27

2017

2018

2019

2020

26.06.2021

Рисунок 3 - Количество банков с отозванными лицензиями и ликвидированных банков в РФ

за 2017-2021 годы [12]

Источник: разработано автором

Санация банковской системы не замедлилась и в 2020 г. За первый месяц 2020 г. было отозвано лицензий у четырех банков и два банка были ликвидированы. И это далеко не предел. Многие лицензии были отобраны вследствие проведения сомнительных операций с наличными денежными средствами и

транзитными операциями, нарушениями законодательства в противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Действуя таким образом, ЦБ стремится свести к минимуму противоправные действия банков по обороту наличных денег, активно развивая при этом безналичные формы оплаты товаров и услуг. Как подчеркивает ряд исследователей «страны с большим числом безналичных трансакций, как правило, имеют более низкое восприятие коррупции и, наоборот» [9]. С этим нельзя не согласиться.

В теоретико-практическом отношении преимущества безналичных платежей по сравнению с наличными платежами общеизвестны [4; 6]. Безналичные платежи выгодны всем: государству, банкам, компаниям и населению. Кому не выгодны: коррупционерам, террористам и мошенникам. Поэтому общественно-позитивный резонанс от расчетов в безналичной форме очевиден. Однако на это потребуется время, так как цифровизация платежей требует немалых затрат на изменение законодательства, прежде всего, на формирование национальной системы платежных карт, обеспечение безопасности платежных инструментов, создание необходимой инфраструктуры, программного обеспечения, изменение психологии и мышления российских граждан, привыкших в течение многих десятилетий расплачиваться исключительно наличными деньгами.

Выгоды общества от роста доли безналичных расчетов в общем объеме платежей связаны с прозрачностью денежных потоков, обеспечением предсказуемости и достоверности расчетов между контрагентами. Появляется возможность контролировать финансовые потоки государственными контролирующими органами. Улучшится финансовая дисциплина во всех сегментах экономики. Как следствие, повысятся налоговые отчисления в федеральный и региональный бюджеты [3, с. 45]. Успешный пример прозрачности информации для общества и бизнеса показывает Минфин, деятельность которого высоко оценил МВФ в 2019 г. в докладе «Обновленная оценка прозрачности в налогово-бюджетной сфере». В то же время, по оценке той же организации, в России весьма проблематичной остается прозрачность отношений с государственными корпорациями и в сфере государственно-частного партнерства.

Еще одним позитивным моментом для государства является то, что с ростом безналичных расчетов снижаются издержки на поддержание наличного оборота. Достаточно сказать, что организация наличного денежного оборота с каждым годом растет и обходится Центральному банку в последние годы почти в 10 млрд руб. [4, с. 90].

Немалые выгоды получат торговые предприятия как непосредственные контрагенты покупателей. Использование современных технологий (касс самообслуживания покупателей без участия кассиров, биометрической системы оплаты покупок при помощи считывателя отпечатков пальцев, электронных ценников, складских беспроводных сетей и с десяток новейших электронных технологий) позволит предприятиям торговли не только повысить динамичность и конкурентоспособность, но и кардинально изменить логистику отрасли. В результате это приведет к сокращению затрат и уровня потерь при использовании торговых площадей, оборудования и складов, уменьшению количества обслуживающего персонала, повышению производительности труда персонала, упрощению инвентаризации и складского учета, автоматизации процесса покупок, успешной борьбе с воровством и злоупотреблениями [5, с. 136].

Для банков рост электронных платежей означает не только сверхскорость передачи информации, но и избавление от таких рутинных процессов обработки информации, сокращение затрат на поддержание инфраструктуры по обработке налично-денежного оборота, работу в режиме 365/24/7 [11].

Безусловную выгоду от использования безналичных платежей получат потребители. На смену бумажных денег приходят дебетовые и кредитные карты, по которым оплачиваются услуги и покупки по безналичному расчету [6, с. 1045].

По сути дела, многие платежи: счета за услуги ЖКХ, электроэнергию, налоги и штрафы, право на управление транспортными средствами, переводы денежных средств между физическими лицами, платежи в адрес юридических лиц за приобретение товаров и услуг, банковские кредитные продукты (вклады, кредиты) в режиме онлайн можно осуществлять, не выходя из дома. Мобильные банки, которые в том или ином виде, доступны практически во всех системных банках, позволяют контролировать баланс денежных доходов и расходов физических лиц. Это наиболее простой путь к финансовой грамотности населения. Это,

безусловно, удобно и экономит немало времени и нервов. И, скорее всего, это только начало стремительной цифровизации нашего быта [7, с. 180].

В январе 2019 г., следуя за мировыми тенденциями, ЦБ инициировал систему быстрых платежей (СБП). В данном случае ЦБ интегрировал в единое целое усилия, непосредственно ЦБ, как оператора и расчетного центра, НСПК, как операционного платежного центра и ассоциации развития финансовых технологий («Фин-Тех»), как инициатора и разработчика новых технологических решений в цифровизации банковской сферы и экономики страны в целом. При этом при переводе используется минимум информации: номер телефона получателя, наименование кредитной организации, которая должна быть участником СБП [11].

Данный платежный механизм будет осуществляться поэтапно. На первом этапе приоритет отдается физическим лицам. Прежде всего, это мгновенные переводы (Р2Р) между физическими лицами в режиме 24/7/365 по номеру мобильного телефона вне зависимости принадлежности отправителя или получателя платежа к тому или иному банку. К этой же платформе можно отнести переводы между счетами физических лиц, имеющих счета в разных банках (Ме2Ме). Далее предполагается реализовать платформу С2В/С2G, позволяющую физическим лицам осуществлять платежи за товары и услуги, оплачивать коммунальные и налоговые квитанции, пополнять пенсионные и иные счета, не выходя из дома и не посещая отделения банка. Это безусловные плюсы для клиентов СБП. Экономия времени очевидна.

С развитием рынка платежных услуг к СБП подключатся юридические лица и индивидуальные предприниматели (платформа В2В). Для доступа к СБП необходимо, чтобы банки были подключены к СБП, а у клиента был идентификатор - любое электронное устройство - персональный компьютер, планшет, смартфон или мобильный телефон [8, с. 90].

Каждая страна выбирает свой механизм минимизации доли наличных денег в платежном обороте. Одни страны пытаются достичь этого с использованием банковских карт и вводя различные запреты и ограничения по расчетам наличными [9]. В этом направлении идут практически все страны Европы, США, Канады. Другие страны, например, Китай, Япония, Южная Корея и пр. азиатские страны видят «полное» избавление от наличности на основе использования цифровых технологий на базе QR-кодов. Опыт Китая показывает, что физические лица при помощи QR-кода могут провести любой платеж. Достаточно иметь смартфон или мобильный телефон с камерой. Данная технология впервые появилась в 1994 г. в Японии и использовалась в достаточно узкой сфере. Однако с появлением смартфонов и планшетов область ее применения распространилась на все сферы экономики и государственного управления. Здесь можно провести аналогию с переходом мировой экономики от одного технологического уклада к другому. На одном технологическом укладе создается инновация, а на последующем происходит ее массовое использование [10].

Развитие СБП и, в частности, платформы В2В (переводы/платежи между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) ускорит процесс осознанного перехода предприятий на систему мгновенных платежей. Простота и высокая скорость взаиморасчетов непосредственно влияют на прибыль и рентабельность производства.

Тенденции развития мировой платежной системы показывают стремление многих стран к ограничению налично-денежного оборота. Однако вряд ли наличные деньги в ближайшее время превратятся в пережиток прошлого или исчезнут в качестве законного средства платежа. Психологически фетиш бумажных денег настолько силен, что потребуется, по крайней мере, поколение, чтобы перейти к принципиально новой модели денежных расчетов - к модели безналичного государства [2, с. 63 ].

Таким образом, уже сегодня в развитии налично-денежного оборота просматриваются две тенденции: цифровая экономика наступает на преступность в широком смысле слова, от незаконной обналички до коррупции, цифровизация банковской системы и экономики в целом предоставляет потребителям неоспоримые преимущества в производственной деятельности и повседневной жизни в режиме 365/24/7. И здесь главное не только в удобстве и простоте переводов денежных средств, но и в скорости и безопасности расчетов.

Список использованной литературы

1. Аббасов А.М. Цифровизация банковского сектора: новые вызовы и перспективы / А.М. Аббасов, З.Ф. Мамедов, С.А. Алиев // Экономика и управление. 2019. № 6 (164). С. 81-89.

2. Баженов Ю.Н. Влияние цифровизации банковской системы на трансформацию налично-денежного обращения в Российской Федерации / Ю.Н. Баженов, С.Т. Румянцева // Управленческое консультирование. 2021. № 2. С. 55-68.

3. Карякина И.Е. Анализ современного состояния российского рынка платежных систем и направления его развития / И.Е. Карякина, Е.М. Тян // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-3. С. 41-49.

4. Морозов Ю.В. Наличное денежное обращение в России: современные тенденции и проблемы / Ю.В. Морозова, Е.В. Травкина. - Текст: непосредственный // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2020. - № 2. - С. 88-92.

5. Прокофьева Е.Н. Актуальные аспекты управления кассовой ликвидностью банка в условиях минимизации налично-денежного обращения / Е.Н. Прокофьева // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 2. С. 133-139.

6. Рабаданова Д.А. Современное состояние и тенденции развития рынка банковских карт в РФ / Д.А. Рабаданова, Л.А. Нурмагомедова // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С. 1044-1047.

7. Рязанова А.В. Новации платежных технологий / А.В. Рязанова, К.М. Мовсисян // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3-2 (61). С. 179-183.

8. Самойлова Я.В. Тенденции развития финансовых инноваций в банковском бизнесе / Я.В. Самойлова, Н.Д. Молчанов // Ученые записки Международного банковского института. 2020. № 1 (31). С. 88-99.

9. Россию признали мировым лидером по числу бесконтактных платежей через смартфон [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomikal/6957904 (дата обращения: 24.06.2021).

10. Тарифы на эквайринг и рейтинг банков 2020 года + условия для ИП и ООО [Электронный ресурс]. URL: https://rko-tarify.ru/acquiring/jekvajring-v-sberbanke.html (дата обращения: 24.06.2021).

11. ЦБ требует от банков ускорить подключение своих сервисов к СБП [Электронный ресурс]. URL: https://www.business.ru/news/22204-tsb-trebuet-ot-bankov-uskorit-podklyuchenie-svoih-servisov-k-sbp (дата обращения: 24.06.2021).

12. Центральный банк Российской Федерации: [Электронный ресурс]. URL: www.cbr.ru (дата обращения: 24.06.2021).

13. Ограничение наличных расчетов: сколько можно тратить в разных странах [Электронный ресурс]. URL: https://grosh-blog.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0 %BD%В)%B8D (дата обращения: 26.06.2021).

© Полозкова Н.Ф., 2021

УДК 330

Юхо Ю.А.

студент,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Санкт-Петербургский Политехнический университет Петра Великого,

г. Санкт-Петербург, РФ

АНАЛИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННЫМ ФИНАНСОВЫМ ОПЕРАЦИЯМ, СВЯЗАННЫЙ С ВЫВОДОМ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ЗА РУБЕЖ

Аннотация

Данная статья показывает сложившиеся тенденции в области противодействия незаконным финансовым операциям, связанным с выводом денежных средств за рубеж. Проблема оттока каптала стоит

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.