Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНДОНЕЗИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНДОНЕЗИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / РЕСПУБЛИКА ИНДОНЕЗИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ / ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курышева Маргарита Викторовна, Тариган Мерри Йовита

Описана организация системы образования в Республике Индонезия. Особое внимание обращается на учебный процесс в индонезийской начальной школе. Актуальность темы обусловлена неоднозначным отношением общества к реформам российской системы образования, к роли учителя, предметному содержанию учебного процесса, в том числе в начальной школе. В соответствии со стандартами компетенции выпускников и стандартами содержания обучения Республики Индонезия, рассмотрены основные принципы обучения, на основе которых происходит развитие трех областей компетенций: отношения, знания и навыки. Проанализировано влияние базовых возрастных характеристик детей начальной школы на образовательные модели, разрабатываемые и используемые в практической деятельности учителями в Индонезии. Описаны задачи развития детей младшего школьного возраста согласно Дж. Хейвигхерсту и основанные на этих задачах направления деятельности учителей начальной школы в Республике Индонезия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курышева Маргарита Викторовна, Тариган Мерри Йовита

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PRIMARY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF INDONESIA

The article is devoted to the description of the organization of the education system in the Republic of Indonesia. The authors pay special attention to the educational process in the Indonesian primary school. The relevance of this topic is due to the ambiguous attitude of society to the reforms of the Russian education system, to the role of teachers, to the subject content of the educational process, including in primary schools. We believe that the experience of foreign teachers will be useful in developing primary education programs. The law on education and the decree of the government of the Republic of Indonesia introduce standards of competence of graduates and standards of educational content for primary, secondary and senior secondary schools. In accordance with the standards of competence of graduates and the standards of educational content of the Republic of Indonesia, the article describes the basic principles of training, on the basis of which the development of three areas of competence takes place: relationships, knowledge and skills. Relevant competencies are formed through various activities related to the psychological, moral and social spheres of a child’s life. The authors consider the influence of basic age characteristics of primary school children on educational models developed and used in practice by teachers in Indonesia. The article describes the development tasks of children of primary school age in accordance with the concept of J. Haywighurst and the directions of activities of primary school teachers in the Republic of Indonesia, based on these tasks.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНДОНЕЗИЯ»

УДК 37 (4/9)

й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-183-189

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ИНДОНЕЗИЯ

М. В. Курышева, Тариган Мерри Йовита

Томский государственный педагогический университет, г. Томск

Описана организация системы образования в Республике Индонезия. Особое внимание обращается на учебный процесс в индонезийской начальной школе. Актуальность темы обусловлена неоднозначным отношением общества к реформам российской системы образования, к роли учителя, предметному содержанию учебного процесса, в том числе в начальной школе. В соответствии со стандартами компетенции выпускников и стандартами содержания обучения Республики Индонезия, рассмотрены основные принципы обучения, на основе которых происходит развитие трех областей компетенций: отношения, знания и навыки. Проанализировано влияние базовых возрастных характеристик детей начальной школы на образовательные модели, разрабатываемые и используемые в практической деятельности учителями в Индонезии. Описаны задачи развития детей младшего школьного возраста согласно Дж. Хейвигхерсту и основанные на этих задачах направления деятельности учителей начальной школы в Республике Индонезия.

Ключевые слова: система образования, Республика Индонезия, начальная школа, организация учебного процесса, принципы обучения младших школьников, цели обучения, задачи развития младших школьников, учебный предмет.

Система образования Российской Федерации столкнулась с серьезной проблемой реформирования учебного процесса. Последнее время не утихают споры о путях развития современной школы, о содержании образования, о роли и месте учителя. Именно поэтому интересен опыт организации учебного процесса в других странах [1]. В предлагаемой статье описываются подходы к организации начального обучения в Республике Индонезия.

В 1945 г. была провозглашена независимость Республики Индонезия и в том же году принята ее Конституция [2], в которой просвещение народа объявлялось приоритетной областью, определяющей будущее нации. В настоящее время Республика Индонезия - крупнейшая многонациональная страна: в ней насчитывают более 300 народов и более 700 живых языков (диалектов), при том что государственный язык - индонезийский [3]. По словам А. Ю. Дугова [4], российского дипломата, долгое время работавшего в Индонезии, в начале XXI в. произошло изменение общественной психологии индонезийцев от патриархальной к более реалистичной и прагматичной. Новая модель развития республики учитывает то, что прогресс или упадок страны определяется качеством людских ресурсов, особенно в условиях ограниченности этого ресурса. В силу этого государство обращает особое внимание на развитие и достойное образование подрастающего поколения.

Статья № 1 Закона № 20 2003 г. о национальной системе образования Республики Индонезия гласит, что образование - это осознанное и спланированное усилие по созданию атмосферы обучения и учебного процесса с целью активного развития учащимися своего потенциала, итогом которого должно быть наличие у выпускников духовной силы, благородного характера, высокого интеллекта, навыков самоконтроля, личностных качеств, необходимых самому молодому человеку, обществу, нации и государству [5].

В 2005 г. было принято Постановление правительства № 19 [6] о национальных стандартах образования, а в 2013 г. Постановлением правительства № 32 [7] в него внесены изменения, касающиеся стандартов процесса обучения (Стандарты компетенции выпускников и Стандарты содержания обучения).

Руководство системой образования в Республике Индонезия осуществляется Генеральной дирекцией по дошкольному образованию и общинному образованию и Генеральным директоратом начального и среднего образования по приказу министра образования и культуры. Нынешний министр образования и культуры Республики Индонезия - Надим Анвар Макарим - выполняет также обязанности министра религии. Религиозная компонента в содержании образования молодых индонезийцев значительна. Такие исламские духовные ценности, как честность, справедливость, солидарность и др. [8], считаются базой формирования личности достойного гражданина республики. Около 88 % жителей республики исповедуют ислам.

По данным Министерства образования и культуры Республики Индонезия на 20182019 гг., в стране на 269,6 млн жителей приходится 246 034 школы всех уровней и видов образования. Школы в Индонезии делятся на три ступени: начальная школа (срок обучения 6 лет), первая средняя школа (3 года) и старшая средняя школа (3 года). Первые две ступени являются обязательными. Каждый уровень школы представляет собой отдельную образовательную единицу. Начальная школа дает базовое образование. В первой средней школе, помимо основных дисциплин, изучаются прикладные, в частности предмет ремесла (машиностроение / ремесла / аквакультура / обработка). Старшая средняя школа (профессиональная средняя школа, куда поступают с 15-летнего возраста) соответствует колледжам и профессионально-техническим училищам российской системы профессионального образования, где, помимо углубленного изучения основных дисциплин, обучающиеся получают профессию, в частности осуществляется специализация в области технологий и техники; в области информационных и коммуникационных технологий; в сфере здравоохранения; в области агробизнеса и агротехники; в области рыболовства и морских дел; в сфере бизнеса и управления; в сфере туризма; специализация по исполнительскому искусству и специализация в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. По окончании каждого типа школы обучающиеся получают аттестат (диплом), необходимый для поступления в школу более высокой ступени.

Количество начальных школ составляет 148 673 (131 850 государственных и 16 813 частных). В начальную школу принимают детей, достигших 7-летнего возраста, однако могут принять и 6-летнего ребенка, если он психически готов, интеллектуально развит или талантлив, что должно быть подтверждено профессиональными психологами. На выбор «правильного» возраста начала обучения обращается особое внимание [9, с. 73]. Начальные школы в Индонезии обычно невелики, рассчитаны на 200-300 учеников; школьные здания последнее время строят согласно принципу природосообразности (рисунок).

Обязательными к изучению предметами в начальной школе являются:

- религия и характер;

- образование и гражданство;

- математика;

- индонезийский язык;

- естественные науки;

- общественные науки;

- культура и искусство (включая местный контент);

- физическое воспитание и здоровье (включая местный контент);

Начальная школа в Индонезии на 300 учеников, построенная из кирпича, бамбука и соломы

- региональные языки (в соответствии с правилами каждой школы).

Учебный процесс осуществляется в интерактивном, вдохновляющем, стимулирующем режиме, мотивирует обучающихся к активному в нем участию, а также обеспечивает достаточное пространство для инициативы, творчества и независимости в соотв- етствии с талантами, интересами и физическим и психологическим развитием самих учеников. По этой причине каждое учебное заведение самостоятельно разрабатывает план обучения, реализует учебный процесс и оценивает его для повышения эффективности и результативности каждого выпускника.

В соответствии со стандартами компетенции выпускников и стандартами содержания используются следующие принципы обучения:

1. Принцип «учись учиться» - универсальный, базовый.

2. Принцип использования многообразия учебных ресурсов: учитель не должен быть единственным источником знаний.

3. Принцип перехода от контентного обучения к компетентно стному предполагает формирование у обучающихся, прежде всего, навыков полезной деятельности.

4. Принцип перехода от текстового подхода (теоретического) к процессу как подкрепление использования научных подходов тесно связан с предыдущим.

5. Принцип многомерности истины: переход от обучения, которое предполагает единственно верные ответы на вопросы, к обучению, показывающему возможность вариантов правильных ответов.

6. Принцип баланса между физическими (трудовыми) навыками и интеллектуальным развитием.

7. Принцип перехода от обучения частным дисциплинам к интегрированному обуче-

8. Принцип приоритета культуры и расширения прав обучающихся на образование предполагает возможность учиться на протяжении всей жизни.

9. Принцип развития творческого потенциала обучающихся на примере общенациональных ценностей.

10. Принцип многомерности образовательного пространства: обучение происходит дома, в школе и общине.

11. Принцип обучения «все, всегда и везде»: субъект может быть и учителем, и учеником, классом может быть и школа, и дом, и природный объект.

12. Использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности и результативности обучения.

13. Принцип признания приоритета индивидуальных различий и культурных традиций обучающихся и другие принципы.

В связи с вышеуказанными принципами разработан стандартизированный алгоритм, который включает в себя планирование процесса обучения, его реализацию, оценку результатов обучения и мониторинг процесса обучения.

В соответствии со стандартами компетенции выпускников, цели обучения включают развитие трех областей компетенций: отношения, знания и навыки, которые разрабатываются для каждого типа школы. Формирование области «отношения» достигается через действия «принятия, выполнения, оценки, переживания и практики». Знания приобретаются посредством деятельности «запоминания, понимания, применения, анализа, оценки, создания». Навыки обретаются через деятельность «наблюдать, спрашивать, пробовать, рассуждать, представлять и создавать».

В образовательном процессе должен соблюдаться баланс между педагогической нагрузкой и возможностями и потребностями обучающихся. При этом, по мнению Дж. Хэй-вигхерста, общее развитие ребенка невозможно без развития психологической, моральной и социальной сферы (цит. по: [10]). Касательно начальной школы, Дж. Хэйвигхерст утверждает, что в моральном плане при поступлении в начальную школу дети изначально эгоцентричны, их мир достаточно узок и ограничивается кругом семьи и ближайших друзей, оказывающих на ребенка социальное влияние. В психологическом плане дети часто обладают низкой самооценкой и слабой концентрацией внимания. Именно в школе у детей развиваются более сложные навыки мышления, вера в себя, свои силы (этап «я могу сделать это сам»). Эта стадия также включает рост количества самостоятельных действий, сотрудничества с группами и действий, приемлемых для их среды (социальная адаптация). В это же время младшие школьники начинают судить себя, сравнивая с другими. Такое использование социальных сравнений, особенно для оценки себя по социальным нормам, пригодности определенных типов поведения и оценки своих способностей, способствует личностному росту ребенка.

Педагоги Индонезии при разработке образовательных моделей опираются на базовые возрастные характеристики детей начальной школы:

1. Дети начальной школы любят играть. Эта характеристика требует, чтобы учителя начальной школы проводили образовательные мероприятия с играми, особенно в младших классах. Преподаватель должен разработать серьезную, научно обоснованную, но в то же время «расслабленную» модель обучения.

2. Дети начальной школы любят двигаться. Взрослые могут сидеть часами, в то время как дети начальной школы могут сидеть спокойно не более 30 минут. Поэтому учителя должны разрабатывать модели обучения, которые позволяют детям активно двигаться на уроке, менять виды деятельности.

3. Дети начальной школьной возраста любят работать в группах. В отношениях со сверстниками младшие школьники изучают важные аспекты процесса социализации, такие

как учиться соблюдать правила группы, учиться быть верными друзьями, учиться принимать ответственность, учиться конкурировать с другими здоровым (спортивным) образом.

4. Детям начальной школы нравятся непосредственные ощущения, прямое восприятие объектов. Поэтому большое внимание уделяется практической работе, в которой задействованы различные органы чувств, в том числе работа с природными объектами.

5. Дети начальной школы вступают в конкретную операционную стадию развития мыслительных способностей: они учатся соединять новые понятия со старыми, формируют понятия о числах, пространстве, времени, функциях тела, тендерных ролях, морали и т. д. Однако оперирование понятиями - сложный мыслительный процесс, который должен базироваться на деятельностном подходе к обучению. Учитель должен разработать такую модель обучения, которая позволяет детям принимать непосредственное участие в процессе.

На основе данных характеристик Дж. Хэйвигхерст выделил следующие задачи развития детей младшего школьного возраста:

1. Овладение физическими навыками, необходимыми в играх, физическая активность.

2. Организация здорового образа жизни, сохранение окружающей среды.

3. Построение гармоничных отношений со сверстниками, формирование умения работать в группах.

4. Формирование умения играть социальные и гендерные роли.

5. Развитие базовых навыков чтения, письма и арифметики, чтобы иметь возможность участвовать в жизни общества.

6. Разработка жизненной концепции развития, формулировка целей и путей их достижения.

7. Формирование совести, нравственности и моральных ценностей как руководящих принципов поведения.

Эти задачи развития побуждают индонезийских учителей начальной школы:

1) создавать среду общения, которая учит практическим социальным навыкам;

2) осуществлять обучение, которое дает учащимся возможность научиться ладить и работать со сверстниками для развития навыков социального взаимодействия;

3) включать в программы такие виды учебной деятельности, которые формируют конкретные практические умения и навыки;

4) реализовывать такие программы обучения, которые могут сформировать у младших школьников общественные ценности, способствующие правильному жизненному выбору.

Таким образом, организация обучения младших школьников в Республике Индонезия направлена на формирование таких базовых компетенций, без которых жизнь в современном обществе как минимум затруднительна, на развитие умений и навыков практического характера, на успешное взаимодействие выпускников в социальной среде. Образование в Республике Индонезия рассматривается как сознательное усилие, предпринимаемое самим учеником, его семьей, обществом и правительством и направленное на подготовку учащихся к жизни в обществе, к самодостаточности и способности трудиться ради себя, своей семьи и государства.

Список литературы

1. Савина А. К., Долгая О. И., Дудко С. А., Куровская Ю. Г. Опыт интеграции дошкольного и начального образования за рубежом: сб. науч. тр. М.: Изд. Центр ИЭТ, 2013. 326 с.

2. Конституция Республики Индонезия. URL: http://luk.tsipil.ugm.ac.id/atur/UUD1945.pdf (дата обращения: 25.07.2020).

3. Индонезия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Индонезия (дата обращения: 07.10.2020).

4. Дугов А. Ю. Индонезия на грани столетий (1997-2006 гг.). М.: Ин-т стран Востока, 2011. 308 с.

5. Закон № 20 о национальной системе образования Республики Индонезия (2003 г.). URL: https://jdih. kemdikbud.go.id/arsip/UU_tahun2003_nomor020.pdf (дата обращения: 25.07.2020).

6. Постановление Правительства Республики Индонезия. 2005. № 19. URL: https://jdih.kemdikbud.go.id/arsip/ PP_tahun2005_nomor19%20(Standar%20Nasional%20Pendidikan).pdf (дата обращения: 25.07.2020).

7. Постановление Правительства Республики Индонезия. 2013. № 32. URL: https://jdih.kemdikbud.go.id/arsip/ pp_tahun2013_nomor32.pdf (дата обращения: 25.07.2020).

8. Шарипова Р. М. Исламские концепции образования (теория и практика). М.: Ин-т востоковедения РАН, 2010. 176 с.

9. Писарева Л. И. Начальное образование - стартовая площадка в мировом образовательном пространстве // Проблемы современного образования. 2016. № 6. С. 72-87.

10. Пономарев В. В., Уколов А. В., Рябинина С. К. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты. [Б.и.], 2013. 125 с. URL: https://rucont.ru/efd/261046 (дата обращения: 07.10.2020).

Курышева Маргарита Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: marcur@yandex.ru

Тариган Мерри Йовита, магистрант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: Merriyuke17@gmail.com

Материал поступил в редакцию 14.10.2020

DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-183-189

ORGANIZATION OF PRIMARY EDUCATION IN THE REPUBLIC OF INDONESIA

M. V. Kurysheva, M. Y. Tarigan

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

The article is devoted to the description of the organization of the education system in the Republic of Indonesia. The authors pay special attention to the educational process in the Indonesian primary school. The relevance of this topic is due to the ambiguous attitude of society to the reforms of the Russian education system, to the role of teachers, to the subject content of the educational process, including in primary schools. We believe that the experience of foreign teachers will be useful in developing primary education programs. The law on education and the decree of the government of the Republic of Indonesia introduce standards of competence of graduates and standards of educational content for primary, secondary and senior secondary schools. In accordance with the standards of competence of graduates and the standards of educational content of the Republic of Indonesia, the article describes the basic principles of training, on the basis of which the development of three areas of competence takes place: relationships, knowledge and skills. Relevant competencies are formed through various activities related to the psychological, moral and social spheres of a child's life. The authors consider the influence of basic age characteristics of primary school children on educational models developed and used in practice by teachers in Indonesia. The article describes the development tasks of children of primary school age in accordance with the concept of J. Haywighurst and the directions of activities of primary school teachers in the Republic of Indonesia, based on these tasks.

Keywords: education system, Republic of Indonesia, primary school, organization of the educational process, principles of teaching primary school children, learning goals, development objectives of primary school children, academic subject.

References

1. Savina A. K. Opyt integratsii doshkol'nogo i nachal'nogo obrazovaniya za rubezhom [Experience of integrating preschool and primary education abroad]. Moscow, Izdatel'skiy Tsentr IET Publ., 2013. 326 p. (in Russian).

2. Konstitutsiya Respubliki Indoneziya [Constitution of The Republic of Indonesia] (in Russian). URL: http://luk. tsipil.ugm.ac.id/atur/UUD1945.pdf (accessed 25 July 2020).

3. Indoneziya [Indonesia] (in Russian). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (accessed 7 October 2020).

4. Dugov A. Yu. Indoneziya na grani stoletiy (1997-2006 gg.) [Indonesia on the edge of centuries (1997-2006)]. Moscow, Oriental Institute Publ., 2011. 308 p. (in Russian).

5. Zakon o natsional'noy sisteme obrazovaniya Respubliki Indoneziya [Act on the national education system of the Republic of Indonesia (2003)]. 2003, no. 20 (in Russian). URL: https://jdih.kemdikbud.go.id/arsip/UU_tahun2003_ nomor020.pdf (accessed 25 July 2020).

6. Postanovleniye Pravitel'stva Respubliki Indoneziya [Decree of the government of the Republic of Indonesia]. 2005, no. 19 (in Russian). URL: https://jdih.kemdikbud.go.id/arsip/PP_tahun2005_nomor19%20(Standar%20 Nasional%20Pendidikan).pdf (accessed 25 July 2020).

7. Postanovleniye Pravitel'stva Respubliki Indoneziya [Decree of the government of the Republic of Indonesia]. 2013, no. 32 (in Russian). URL: https://jdih.kemdikbud.go.id/arsip/pp_tahun2013_nomor32.pdf (accessed 25 July 2020).

8. Sharipova R. M. Islamskiye kontseptsii obrazovaniya (teoriya i praktika) [Islamic concepts of education (theory and practice)]. Moscow, Institute of Oriental Studies RAS Publ., 2010. 176 p. (in Russian).

9. Pisareva L. I. Nachal'noye obrazovaniye - startovaya ploshchadka v mirovom obrazovatel'nom prostranstve [Primary education - a launching pad in the global educational space]. Problemy sovremennogo obrazovaniya -Problems of Modern Education, 2016, no. 6, pp. 72-87 (in Russian).

10. Ponomarev V V, Ukolov A. V., Ryabinina S. K. Formirovaniye motivatsii zanyatiya sportom shkol'nikov: teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty [Formation of motivation for school sports: theoretical and practical aspects]. 2013. 125 p. (in Russian). URL: https://rucont.ru/efd/261046 (accessed 7 October 2020).

Kurysheva M. V., Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: marcur@yandex.ru

Tarigan M. Y., Master's Degree Student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: Merriyuke17@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.