учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2006. 464 с.
4. Спиркина И. К. Методика формирования физической подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 24 с.
5. Баландин В. А, Чернышенко Ю. К. и др. Возрастные особенности динамики показателей физического развития, физической подготовленности и психических процессов детей 6-10 лет в период подготовки и адаптации к обучению в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 3. С. 39-42; Богина Т, Рунова М. Преемственность воспитания и образования в дошкольном учреждении и начальной школе // Дошкольное воспитание. 1999. № 6. С. 58-61.
6. Запорожец А. В. Указ. соч.
7. Спиркина И. К. Указ. соч.
8. Каданцева Г. А. Взаимосвязь познавательной и двигательной активности детей шести лет // Теория и практика физической культуры. 1993. № 11-12. С. 4041.
9. Баландин В. А. Развитие познавательных процессов детей 6-10 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2000. № 1. С. 24-26.
10. Дворкин А. С., Чернышенко Ю. К. и др. Возрастные особенности развития психических процессов детей 3-6 лет средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 2. С. 32-34.
11. Степаненкова Э. Я. Указ. соч.
12. Колидзей Э. А. Указ. соч.
13. Решетняк О. В., Банникова Т. А. Указ. соч.
14. Сладкова Н. Физическая культура и спорт для лиц с умственной отсталостью // Теория и практика физической культуры. 1998. № 1. С. 39-40.
15. Богина Т., Рунова М. Указ. соч.
16. Сиротюк А. Обучение без стресса: психофизиологическая подготовка // Дошкольное воспитание. 2005. № 1. С. 76-85.
17. Теория и методика физической культуры дошкольников / под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. СПб.: Детство-Пресс, 2008. 656 с.
18. Лесгафт П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П. Ф. Лесгафт; под ред. М. П. Ивановой. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 416 с.; Маланов С. В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001. 160 с.; Матвеев А. П. Очерки по теории и методике образования школьников в сфере физической культуры. М., 1997. 120 с.
19. Пегов В. А. Указ. соч.; Решетняк О. В., Банникова Т. А. Указ. соч.; Николаев Ю. М. Физическая культура: Человеческое измерение // Теория и практика физической культуры. 1999. № 7. С. 2-7; Озеров В. П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс +, 2002. 320 с.
20. Сладкова Н. Указ. соч.
21. Решетняк О. В., Банникова Т. А. Указ. соч.
22. Каданцева Г. А. Указ. соч.
23. Спиркина И. К. Указ. соч.
24. Дворкин А. С., Чернышенко Ю. К. и др. Указ. соч.
25. Стародубцева И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2004. 141 с.
26. Пегов В. А. Указ. соч.
27. Шлемин А. М. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. М.: Просвещение, 1988.
28. Колидзей Э. А. Указ. соч.; Каданцева Г. А. Указ. соч.; Баландин В. А. Указ. соч.
29. Селиверстова И. Н. Указ. соч.; Рунова М. А. Указ. соч.; Дворкин А. С, Чернышенко Ю. К. и др. Указ. соч.
30. Пегов В. А. Указ. соч.; Спиркина И. К. Указ. соч; Шлемин А. М. Указ. соч.
31. Пегов В. А. Указ. соч.; Спиркина И. К. Указ. соч; Дворкин А. С., Чернышенко Ю. К. и др. Указ. соч.; Стародубцева И. В. Указ. соч.; Шлемин А. М. Указ. соч.
УДК 373.29
Е. Н. Кузнецов
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ГОТОВНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К АДАПТАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (В УСЛОВИЯХ НАДМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОКРУГА)
В статье рассматриваются вопросы организации мониторинга в условиях надмуниципального образовательного округа. Дается характеристика надмуниципального образовательного округа. Рассматривается мониторинг как эффективный инструмент подготовки и принятия оптимальных управленческих решений, а также оценки качества на уровне субъекта федерации подготовки выпускников той или иной ступени образования.
In this article we treat the questions of monitoring arrangements in the over municipal educational district. We give the characterization of the over municipal educational district. We define monitoring as an effective instrument for training and making optimal administrative decisions, and also for quality assessment of educational training of graduates of different stages of education at the level of the federal subject.
Ключевые слова: надмуниципальный образовательный округ, мониторинг, комплексно-целевая программа действий, инструментарий обследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Keywords: the over municipal educational district, monitoring, complex special-purpose programmer of work, tooling of monitoring of readiness of the first formers to schooling.
Управление процессом образования в регионах, имеющих ярко выраженную этническую и природно-климатическую специфику, должно обеспечивать выявление объективных и неформальных показателей качества и эффективности
© Кузнецов Е. Н., 2011
результатов совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса в ходе подготовки выпускника начальной школы с обязательным учетом государственной политики в сфере образования. Потребность в совершенствовании системы управления региональным образованием возникает и в результате необходимости переосмысления подхода к контролю качества начального образования. Указанный контроль должен стать не целью, но средством, обеспечивающим развитие образовательной системы. Необходимость постоянного обновления теории и инновационной практики управления образовательным процессом в регионах и качеством его результата обусловливается и возникающими противоречиями в управленческом воздействии на структурно-организационные и содержательно-целевые компоненты образовательной системы, обеспечивающем повышение ее эффективности. В связи с тем что в системе образования объектом контроля является специфическое качество - личность, то это требует проведения систематического педагогического мониторинга, то есть постоянного отслеживания результатов образования и проверки их соответствия промежуточным или конечным операционально поставленным целям, прогнозам, нормам, требованиям, стандартам.
Учет региональных особенностей обусловил организацию надмуниципального образовательного округа в Чукотском регионе, позволившего создать такой уровень управления региональным образованием, который дал возможность укрупнить масштабность объектов управляемой системы, уменьшая промежуточное количество субъектов управления и приближая государственный орган управления образованием (со всеми его функциями или их частью) непосредственно к образовательным учреждениям, что создает условия для более эффективного использования финансовых, кадровых, информационных и иных ресурсов системы управления образованием. В условиях надмуниципального образовательного округа появилась возможность эффективного использования мониторинга как инструмента подготовки и принятия оптимальных управленческих решений, так и оценки качества на уровне субъекта федерации подготовки выпускников той или иной ступени образования. Созданный с учетом региональных особенностей надмуниципаль-ный образовательный округ выступает как управленческая система, способная обеспечить качество образовательных услуг, предусматривая специфику региона, развитие муниципальных систем образования на основе современных подходов к контролю качества образования.
В системе управления качеством образования контроль выступает одной из функций руковод-
ства. Он предполагает наличие системы, стройно организованной структуры, обеспечивающей прямую и обратную связь между всеми ее составляющими. Именно контроль, который понимается сегодня как помощь и побуждение субъектов управления на достижение качества образования (Ильина Л. П. Педагогические основы регулирования и корректирования профессионализма управленческой деятельности директора общеобразовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1998), обеспечивает постоянное сравнение заданной программы, модели с фактическим ее достижением. В системе управления сложилось два основных метода оценивания: количественные и качественные способы, где первые предполагают наличие точки отсчета, единицы измерения, а вторые определяют качественный характер результатов образовательного процесса и управления им.
В связи с этим мониторинг может выступать формой контроля качества обучения. Так как педагогический мониторинг - это совокупность средств и методов разработки, проведения, анализа и обобщения результатов деятельности образовательной системы, то уместно говорить о технологиях отслеживания и управления образовательным процессом. Поэтому в педагогическую практику входит понятие технологии педагогического мониторинга, под которой понимается последовательность действий и система процедур, используемых службой мониторинга для экспертизы качества деятельности системы образования или ее отдельных аспектов. Мы используем технологию внешнего мониторинга готовности учащихся 1-х классов к освоению программы начального образования. Считаем, что в определении качества образования необходимо ориентироваться на субъективные характеристики, или, как говорят, «коэффициент весомости», и устанавливать корреляционные зависимости между спрогнозированным желаемым результатом - характеристиками выпускника ДОУ, и фактическими данными уровня обученности указанных выпускников.
Мониторинг рассматривается в теории социального управления как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле и понимается как система сбора, обработки, анализа и хранения информации о функционировании педагогической системы, обеспечивающей непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную корректировку и прогнозирование развития. Следовательно, педагогический мониторинг позволяет получить, упорядочить и систематизировать информацию о деятельности системы образования, поступающую из различных источников. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведен-
ных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям. То, что конечные цели всегда не соответствуют заданным, планируемым (в той или иной степени), - ситуация обычная, но не всегда учитываемая практическими работниками образования. Задача состоит в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения. Эти отклонения вызываются влиянием на педагогическую систему различных внешних и внутренних факторов.
Ведущим элементом мониторинга выступает изучение готовности первоклассников к обучению в школе. Без получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к школьному обучению невозможно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принимать обоснованные решения, связанные с обеспечением качества школьного образования. Это определяет актуальность проводимого мониторинга по изучению готовности первоклассников к обучению в школе.
Мониторинг качества обучения в начальной школе выступает как целостное явление, в котором основные элементы находятся в определенной и значимой системообразующей последовательности, чувствительны к происходящим внутренним и внешним воздействиям, изменениям и способны переводить системы в более высокое качественное состояние, обеспечивать повышение эффективности управления и качество образования. Каждая подсистема организации представляет собой в иерархической целостности автономию на своем уровне и направлена на выполнение присущих ей функций.
Следует учитывать, что мониторинг результатов образовательного процесса в начальной школе направлен на анализ выполнения требований стандарта общего начального образования, отслеживание формирования предметных знаний, умений и способов учебной деятельности учащихся. Он решает следующие задачи:
- выявить соответствие качества образования обязательному минимуму содержания начального образования;
- соответствие знаний учащихся требованиям к уровню подготовки обучающихся в начальной школе;
- эффективность организации учебного процесса, его методического обеспечения;
- степень объективности оценивания знаний (умений) учащихся со стороны учителя;
- уровень сформированности общеучебных умений и навыков с 1-го по 4-й классы;
- динамику проходящих изменений в развитии учащихся;
- проблемы в знаниях детей по разным разделам программного материала.
Систематическое отслеживание, сравнительный анализ, проводимый по различным предметам, позволяет проследить эффективность процесса обучения и развития, своевременно определить дальнейшие шаги по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, коррекцию развития их личностной культуры.
Главной целью является обеспечение повышения эффективности управления процессом обеспечения качества обучения в начальной школе на основе педагогического мониторинга.
В соответствии с целью организовать мониторинг - значит решить следующие задачи:
- создать аппарат мониторинга, т. е. точно определить отдельных лиц и (или) коллективный орган, отвечающих за выявление отклонений и адекватную их оценку;
- построить систему, обеспечивающую непосредственно процесс проведения мониторинга (определение механизма проведения мониторинга, его участников, места сбора и обработки информации);
- выбрать методику диагностики (во-первых, отбор тех направлений и аспектов, по которым будут проводиться исследования и анализы; во-вторых, разработку критериев оценки каждого из аспектов и способов их измерений; в-третьих, проведение отслеживания качества функционирования образовательной системы по каждому критерию);
- осуществить обобщенный анализ полученных данных и принятие решения.
Организация проведения мониторинга в условиях надмуниципального образовательного округа осуществляется на базе департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, учреждений образования муниципальных районов Чукотского автономного округа, реализующих программы начального образования, государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации.
Каждый участник проведения мониторинга выполняет определенно заданные функции, зафиксированные в разработанной нами комплексно-целевой программе действий (см. таблицу), призванные обеспечить системность и направленные на обеспечение деятельности по достижению результата мониторинга качества обучения в начальной школе.
В рамках данного мониторинга осуществляется:
- разработка и операционализация показате- - разработка и апробация инструментария лей готовности первоклассников к обучению в обследования готовности первоклассников к обу-школе; чению в школе;
Комплексно-целевая программа действий участников проведения мониторинга
Участник проведения мониторинга Цели Функции Действия Сроки
Департамент образования и молодежной политики ЧАО Создание условий для реализации государственной политики в сфере начального образования и обеспечения развития региональной системы образования Управленчес-ко-обеспечительная Создание нормативной базы проведения мониторинга; финансовое обеспечение; контроль над ходом проведения; анализ результатов; принятие управленческих решений; организация социального партнерства; взаимодействие с организациями и учреждениями ЧАО Март-май; Август -октябрь
Муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования Создание условий для обеспечения реализации принятых решений на территории муниципального образования; установление устойчивых отношений с социумом, обеспечивающих поддержку предпринимаемых действий Реализация принятых решений на муниципальном уровне, участие в аналитической деятельности. Внесение предложений по принятию управленческих решений Обеспечивают условия проведения мониторинга в разрезе каждого ОУ на территории муниципального образования, взаимодействуют с представителями АКМНС на местах, осуществляют контроль в пределах делегированных полномочий, вносят предложения по принятию решений и контролируют их исполнение В течение учебного года
Учреждения образования, реализующие программу начального общего образования Создание условий для непосредственного проведения мониторинга и внедрения принятых решений Проведение мониторинга. Реализация принятых решений Осуществляют непосредственное проведение мониторинга: ведут учет учащихся, предоставляют помещения соответствующие требованиям, создают ресурсное обеспечение Август -октябрь В течение учебного года
ГОУ ДПО (ПК) «Чукотский институт развития образования и повышения квалификации» Создание условий для методического и технологического обеспечения проведения мониторинга Методическое обеспечение проведения. Технологическая поддержка и автоматизированная обработка итоговых работ учащихся. Организация проверки работ учащихся, участие в анализе Подбор диагностических материалов. Контроль за подготовкой, эксплуатацией аппаратно-программных средств и сопутствующего оборудования, обработка материалов мониторингового исследования. Формирование и рассылка пакетов диагностических заданий. Сбор материалов, формирование экспертных групп, проверка заданий. Участие в аналитической деятельности
Ассоциация коренных и малочисленных народов Севера Создание условий для обеспечения социальной поддержки принимаемых в регионе мер по повышению качества начального обучения Социальное партнерство Участие в проведении мониторинга в качестве общественных наблюдателей. Работа с семьями. Участие в анализе результатов, их публичных обсуждениях и принятии решений В течение всего периода проведения
- разработка форм представления результатов на различных уровнях системы образования;
- формирование рекомендаций для организации целенаправленной индивидуальной работы учителя и школьного персонала с учащимися первых классов.
Для определения готовности к обучению в школе целесообразно использование комплексного адаптационного ресурсного подхода, ставящего конечной целью на основе проведенных обследований разработку рекомендаций для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе. Аналитические материалы, полученные в ходе проведения анализа результатов мониторинга, предназначены для обсуждения указанных результатов и определения направлений совершенствования подходов к оценке готовности к обучению в школе, а также принятия управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне учреждений образования.
Разработанный инструментарий может содержать:
- рекомендации по проведению эксперимента по изучению готовности первоклассников к обучению в школе, включающие описание используемых методик, особенностей их проведения и системы оценивания ответов учащихся;
- раздаточный материал для выполнения работ (бланки ответов);
- таблицы для фиксации результатов обследования;
- анкету для учителя начальной школы;
- анкету для родителей;
- карту первоклассника;
- формы для списков школ, учителей и учащихся;
- электронные формы для ввода и первичной обработки результатов обследования учащихся. При разработке инструментария рекомендуется использование авторских методик и материалов, а также материалов международных сравнительных исследований качества общего образования (РШЬБ, ТМББ). Обследование готовности первоклассников к обучению в школе рекомендуется проводить на 2-3-й неделе учебного года. Организацию и проведение эксперимента в образовательных учреждениях муниципального образования могут осуществлять муниципальные координаторы. Образовательное учреждение в данном случае получает все экспериментальные материалы от муниципального координатора. Обследование проводится во всех первых классах каждого образовательного учреждения, участвующего в исследовании.
Проведение обследования учащихся, а также анкетирование родителей осуществляется учителями совместно со школьным психологом либо самостоятельно (при отсутствии психолога).
При проведении исследования важно обеспечить уникальную идентификацию всех участников эксперимента, для того чтобы при обработке данных соединить результаты обследования учащихся с ответами их родителей и учителей. Для этого целесообразна разработка специальной системы идентификации участников эксперимента.
Работы первоклассников могут оцениваться учителями школы, ведущими соответствующие классы. Также на уровне муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, могут быть сформированы экспертные группы, что позволит обеспечить объективность оценки.
Для получения информации об особенности организации учебного процесса в школе, а также о подготовке класса к обучению в школе проводилось анкетирование учителей.
Анкетирование родителей осуществляется с целью получения информации по широкому кругу вопросов, касающихся установок семьи относительно обучения ребенка в школе, подготовки ребенка к школе, оказания помощи ребенку в начале обучения, а также для получения информации по изменению поведения ребенка в первый период обучения в школе. Оно может быть организовано в ходе родительского собрания. Дополнительно на каждого ученика заполняется Карта первоклассника, в которую заносится информация о состоянии здоровья ученика, оценочные суждения учителя о степени готовности к школе и особенностях поведения данного ученика в школе. В заполнении Карты первоклассника принимают участие учитель, ведущий данный класс, и медицинский работник. При проведении работы в образовательном учреждении обязательно строгое соблюдение конфиденциальности информации, получаемой в результате исследования. После завершения всех работ в школе полученные материалы проходят проверку (очистку и исправление ошибок, допущенных при вводе данных), сливание (при необходимости) и первичную обработку. После этого формируется единая база данных результатов. База данных эксперимента по муниципальному образованию включает следующие элементы: список школ, принимающих участие в тестировании; список учителей, принимающих участие в тестировании; данные обследования учащихся 1-х классов начальной школы; данные анкетирования учителей начальной школы; данные анкетирования родителей учащихся 1-х классов начальной школы. Результаты представляются в обобщенном виде (по классу, муниципалитету и по всем учреждениям образования), а также по каждому учащемуся, принимавшему участие в обследовании. Это обеспечивает в дальнейшем возможность отсле-
живать влияние различных факторов на качество образовательных достижений учащихся. В мониторинге, как правило, не ставится задача обеспечения полноты охвата различных показателей или отдельных элементов готовности к обучению в начальной школе. Основной задачей является определение оптимального набора показателей, позволяющего осуществлять эффективное управление качеством обучения в начальной школе, надежный прогноз успешности обучения первоклассника в начальной школе, а также выстраивать индивидуальную программу психолого-педагогической поддержки ребенка в начале обучения в школе. Комплексный анализ различных сторон готовности первоклассника к обучению в школе с использованием многомерных методов статистики (позволяющих учесть при анализе вклад каждой составляющей из всего множества характеристик учащегося) дает возможность применять в практике более точные и разнообразные модели показателей готовности к обучению в школе. На основании полученных показателей можно прогнозировать образовательные успехи и поведение ребенка, а также выделять типичные «профили» адаптации/дезадаптации первоклассников к обучению в школе.
В ходе подготовки к проведению мониторинга следует сформировать основные группы показателей готовности к обучению в начальной школе.
Осуществляя формирование, показатели можно разделить на два блока:
- показатели готовности первоклассников к обучению в школе;
- контекстные показатели, связанные с индивидуальными особенностями учащихся, спецификой учебного процесса, особенностями класса и образовательного учреждения, характеристиками семей учащихся.
В свою очередь показатели готовности первоклассников к обучению в школе можно разделить на три группы.
Первая группа показателей относится к рассмотрению общего развития ребенка и включает определение психофизиологической и интеллектуальной зрелости, сформированности предпосылок овладения грамотой и математикой (т. е. конкретных механизмов, обеспечивающих усвоение школьной программы), а также наличие у ребенка учебных навыков, полученных до школы.
Вторая группа показателей относится к внут-риличностным особенностям детей и позволяет выделить базовые отношения ребенка к самому себе и ситуации школьного обучения, к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. К этой группе относятся личностная, социальная, эмоциональная зрелость. Индивидуально-психологические особенности ребенка, определяемые в этом блоке, реализуются в индивидуальной стратегии преодоления трудностей (реакции на вызовы социального окружения и внешнего мира). Полученные данные могут учитываться учителями при формировании отношений учащихся в коллективе.
Третья группа - это показатели, характеризующие адаптационные ресурсы ребенка: здоровье первоклассника, семья как ресурс школьной успешности ребенка и цена адаптации.
Совокупность предложенных показателей позволяет провести системный анализ факторов, влияющих на успешность вхождения ребенка в школьное обучение и особенности протекания адаптационного процесса.
После проведения обследования в образовательном учреждении и обработки полученных данных оправдано сформирование профиля готовности первоклассника (каждого ученика) к обучению в школе и профиль готовности класса в целом.
Наличие профиля позволяет обеспечить учителей и школьных психологов результатами обследования каждого ученика и всего класса, родителям учащихся - сравнить данные своих детей с данными класса. Для организации консультаций следует разработать рекомендации по интерпретации результатов, а также рекомендации по проведению консультаций с учителями и родителями.
Результаты представляются в обобщенном виде по классу, региону и по всем учреждениям образования, а также по каждому учащемуся, принимавшему участие в обследовании. Это обеспечивало в дальнейшем возможность отслеживать влияние различных факторов на качество образовательных достижений учащихся.
Таким образом, мониторинг качества обучения в начальной школе, организованный с учетом специфики надмуниципального образовательного округа, способен выступать механизмом повышения эффективности управления качеством образования как в регионе, так и в отдельно взятом муниципалитете, учреждении образования.