Научная статья на тему 'Организация многоканального финансирования инвестиционных проектов субъектов инновационной деятельности'

Организация многоканального финансирования инвестиционных проектов субъектов инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕХАНИЗМЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИИ / МНОГОКАНАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кушелева Ирина Андреевна

Рассмотрены основные механизмы многоканального финансирования инвестиционных проектов для субъектов инновационной деятельности. Показано: инновационные интересы бизнеса и государства могут быть разнонаправлены, что потенциально порождает конкуренцию на рынке покупателей инновационных услуг, которая усложняет задачи государственного регулирования инвестиционной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the basic mechanisms of multi-channel financing of investment projects for the subjects of in-novation. The paper shows that innovative business interests and the state may be different aim, which potentially gives rise to competition in the buyers' market of innovative services. The resultant competition complicates the task of state regulation of investment activity, with the support. Relevant findings and recommendations.

Текст научной работы на тему «Организация многоканального финансирования инвестиционных проектов субъектов инновационной деятельности»

УДК 336.64

И.А. Кушелева

ОРГАНИЗАЦИЯ МНОГОКАНАЛЬНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СУБЪЕКТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Особенность развития экономики Российской Федерации заключается в доминирующем положении сырьевого, в том числе нефтегазового, секторов и вытеснении из структуры потребления российской продукции традиционных отраслей импортными товарами, особенно это касается продукции инновационных, высокотехнологичных производств. Избыточная зависимость экономики от конъюнктуры мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и металлов, мирового финансового рынка, а также от импорта товаров и оборудования ставит под вопрос экономическую безопасность России. В такой ситуации абсолютно необходимой становится целенаправленная государственная политика по диверсификации и модернизации экономики в целях повышения ее конкурентоспособности, обеспечения устойчивого экономического роста

страны и отдельных регионов, а также повышения благосостояния граждан.

Задача изменения вектора развития и перехода на инновационный путь не является новой для экономики страны. Об острейшей необходимости ее решения научное сообщество России говорило еще при обсуждении проблем функционирования экономики в ходе кризиса 1998 г., и в настоящее время концепции и рекомендации, сформированные в тот период, остаются актуальными [1].

Однако на практике признаки перехода к инновационному пути развития не только не обнаруживаются, но и, напротив, статистика свидетельствует об относительном сворачивании инновационной деятельности. В табл. 1 представлены некоторые показатели, подтверждающие этот вывод.

Таблица 1

Показатели инновационной активности [3, с. 354]

Показатель 2000 2005 2006 2007 2008 2009

Число организаций, выполнявших исследования и разработки: 4099 3566 3622 3957 3666 3710

научно-исследовательские организации 2686 2115 2049 2036 1926 1987

конструкторские бюро 318 489 482 497 418 438

проектные и проектно-изыскательские организации 85 61 58 49 42 42

опытные заводы 33 30 49 60 58 59

высшие учебные заведения 390 406 417 500 503 511

научно-исследовательские, проектно-конструкторские подразделения в организациях 284 231 255 265 239 241

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс. чел. 887,7 839,3 813,2 807,1 801,1 812,4

Средняя численность персонала одной организации, выполнявшей исследования и разработки 217 230 228 223 202 214

Таблица 2

Структура инвестиций в нефинансовые активы (без субъектов малого предпринимательства), % [3, с. 435]

Инвестиции в нефинансовые активы 2005 2006 2007 2008 2009

Всего 100 100 100 100 100

Основной капитал 98,2 98,7 98,8 98,6 98,7

Нематериальные активы 0,8 0,6 0,5 0,5 0,4

Другие нефинансовые активы 0,7 0,4 0,4 0,6 0,5

Затраты на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4

Как следует из данных табл. 1, за период с 2000 по 2009 гг. количество организаций, выполнявших исследования и разработки, снизилось на 389, что составляет -10,5 % от уровня 2000 г. В течение 2007 и 2009 гг. наблюдался рост количества инновационных организаций, однако численность персонала, занятого научными исследования и разработками, стабильно снижалась на протяжении всего анализируемого периода (за исключением 2004 г.) и сократилась на 75,3 тыс. чел., что составляет -9,8 % от уровня 2000 г.

Вышеуказанные факторы указывают на то, что в последние годы не было стимулов для создания крупных научно-исследовательских центров и/или расширения уже существующих. Не подверглись изменениям и принципы финансирования инвестиционных проектов субъектов инновационной деятельности, о чем свидетельствует стабильно невысокая доля инвестиций по данному направлению (табл. 2).

Из данных табл. 2 следует, что даже в 2009 г., когда необходимость инновационного развития экономики была осознана на всех уровнях управления, доля затрат на научно-

исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы осталась неизменной и не превысила уровня 2005 г.

Более того, статистика свидетельствует об относительном снижении инвестиций в основной капитал организаций, осуществляющих инновационную деятельность (табл. 3). Если в период с 1995 по 2003 гг. наблюдалось увеличение доли инвестиций в основной капитал по направлению «научные исследования и разработки», то начиная с 2004 г. происходило ее постепенное снижение.

Схожая ситуация (с учетом разницы в продолжительности периода роста, который продолжался с 2000 по 2007 гг.) наблюдается и по направлению «образование».

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что в России существует тотальная нехватка финансовых средств, направляемых на развитие финансирования инвестиционных проектов субъектов инновационной деятельности на всех уровнях их актуализации - от федерального до муниципального. В условиях дефицита финансирования устойчивое развитие инновационных субъектов рынка возможно

Таблица 3

Доля инвестиций в основной капитал организаций инновационной направленности,

в % к итогу [3, с. 438]

Инвестиции в основной капитал 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

Научные исследования и разработки 0,4 0,5 0,7 0,6 0,5 0,5 0,4 0,5 0,7

Образование 0,8 0,3 0,5 0,8 0,9 0,1 0,2 0,9 0,8

с помощью различных каналов финансирования, которые должны включать:

- гранты, предоставляемые федеральными органами исполнительной власти;

- гранты и субсидии, предоставляемые региональными органами власти;

- средства государственных фондов и общественных организаций;

- средства частных инвесторов, в том числе иностранных;

- собственные средства инновационного предприятия - нераспределенная прибыль и амортизационный фонд.

Многоканальное финансирование может обеспечить стабильность финансовых потоков, необходимых для жизнедеятельности инновационных компаний. В случае прекращения финансирования, поступающего по одному из каналов, средства, получаемые по другим, позволят не допустить остановки хозяйственной деятельности. Кроме того, использование различных каналов финансирования позволяет решать проблему комплексного развития инвестиционных проектов субъектов субъектов инновационной деятельности.

Одним из основных индикаторов привлекательности отрасли экономики для предпринимателей является размер направляемых в нее инвестиций, в том числе иностранных. Многие страны, особенно развивающиеся, применяют особые программы стимулирования иностранных инвестиций, создавая более привлекательные условия: освобождают от налогов и пошлин, предоставляют скидки. В России инвестиционный климат оценивается невысоко.

Иностранные инвестиции - весьма действенный экономический инструмент. Они могут как дать толчок развитию национальной экономики, так и подавить ее рост, составив мощную конкуренцию национальным предприятиям.

В экономически развитых странах накоплен значительный опыт управления инновационным развитием. Особый интерес представляет опыт Норвегии, поскольку структура экономики Норвегии похожа на структуру российской экономики. Обе страны являются значимыми игроками на мировом рынке нефтедобычи. В обеих странах существует проблема старения ресурсной базы, истощения запасов. Вследствие этого

необходима разработка новых месторождений, находящихся в труднодоступных регионах.

Мировое лидерство Норвегии в нефтегазовых технологиях объясняется тем, что страна добилась значительных успехов в инновационном развитии: при наличии уникальной ресурсной базы норвежские компании научились воспринимать и использовать внешние знания и исследования, компенсируя низкий уровень собственных НИОКР. В результате в Норвегии выросли собственные судостроительные компании, ИТ-сектор, связанный с нефтегазодобычей, появились революционные разработки в мониторинге запасов в труднодоступных местах, а также в технологиях бурения и добычи на шельфе.

Глобальный экономический кризис, переживаемый мировой экономикой в последние два года, существенно сказался на инвестиционных процессах в России. В 2008 г. по сравнению с 2009 годом существенно снизился размер иностранных инвестиций в экономику страны (табл. 4).

Из данных табл. 4 видно, что значительно сократился объем торговых кредитов (на 86,2 %) и прочих кредитов (на 87,8 %). Однако заметно повышение интереса иностранных инвесторов к прочим прямым (на 107,8 млн долл. США) и портфельным инвестициям, особенно к долговым ценным бумагам и векселям.

Приведенные в таблице данные позволяют сделать вывод о снижении активности инвесторов в области вложения средств в развитие инновационной деятельности в России практически по всем показателям. Этот вывод подтверждается и данными табл. 5.

Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что в посткризисном 2009 г. произошло обвальное снижение иностранных инвестиций в научные исследования и разработки. Если в целом иностранные инвестиции в 2009 г. снизились на 21 842 млн долл. по сравнению с уровнем 2008 г., то аналогичный показатель для иностранных инвестиций в научные исследования и разработки снизился на 19 млн долл. Снижение активности иностранных инвесторов в области инноватики опередило снижение общей инновационной активности, обусловленное глобальным экономическим кризисом.

Таблица 4

Объем, структура и динамика иностранных инвестиций в экономику России [3, с. 448]

Вид иностранных инвестиций 2008 г. 2009 г. Изменения (2009 г. к 2008 г.)

Млн долл. США % к итогу Млн долл. США % к итогу +/- %

Всего 103 769 100,0 81 927 100,0 -21 842 78,95

Прямые инвестиции: 27 027 26,0 15 906 19,4 -11 121 58,85

взносы в капитал 15 883 15,3 7997 9,8 -7886 50,35

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 9 781 9,4 6440 7,8 -3341 65,84

прочие прямые инвестиции 1363 1,3 1469 1,8 +106 107,78

Портфельные инвестиции: 1415 1,4 882 1,1 -533 62,33

акции и паи 1126 1,1 378 0,5 -748 33,57

долговые ценные бумаги 286 Я],3 496 0,6 + 210 173,43

в т. ч. векселя 285 0,3 396 0,5 + 111 138,95

Прочие инвестиции: 75 327 72,6 65 139 79,5 -10 188 86,47

торговые кредиты 16 168 15,6 13 941 17,0 -2227 86,23

прочие кредиты 57 895 55,8 50 830 62,0 -7065 87,80

в т. ч. на срок:

до 180 дней 6617 6,4 6604 8,1 -13 99,80

свыше 180 дней 51 278 49,4 44 226 53,9 -7052 86,25

прочее 1264 1,2 368 0,5 -896 29,11

Таблица 5

Объем иностранных инвестиций в инновационное развитие экономики России [3, с. 449-451]

Вид иностранных инвестиций 2008 г. 2009 г. Изменения (2009 г. к 2008 г.)

Млн долл. США % к итогу Млн долл. США % к итогу +/- %

Всего 103 769 100 81 927 100 -21 842 78,95

Научные исследования и разработки 71 0,1 52 0,1 -19 73,24

Образование 0 0,0 0,4 0,0 0 -

Проведенный выше анализ указывает на необходимость многоканального финансирования инвестиционных проектов субъектов инновационной деятельности для обеспечения ее устойчивого развития.

Мультиканальное финансирование инвестиционных проектов в регионах осуществляется в рамках реализации региональных целевых программ. Во многих регионах страны приняты целевые инновационные программы на период

2015-2020 гг. Эти программы предусматривают финансирование из региональных бюджетов от 10 до 400 млн р. в год. Основные направления программ:

- развитие территориально-производственных кластеров;

- развитие высокотехнологичных секторов экономики на основе внедрения инновационных технологий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности продукции;

- обеспечение разработки и внедрения прорывных технологий.

Таким образом, для перехода экономики на инновационный путь необходимо принять ряд конкретных мер:

- поддержка реализации инвестиционных проектов субъектов инновационной деятельности, направленных на развитие высокотехнологичных территориально-производственных кластеров;

- развитие системы трансфера технологий;

- содействие ускоренному развитию конкурентоспособного сектора исследований и разработок;

- обеспечение условий для формирования новых технологических платформ в экономике региона;

- формирование и развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере инновационной деятельности;

- введение существенных налоговых льгот для субъектов инновационной деятельности, включая инвесторов, в том числе иностранных.

Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз подчеркнуть важность мультиканального финансирования инвестиционных проектов субъектов инновационной деятельности. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические исследования и разработки

требуют достаточно «длинных» денег, и прерывание финансирования может привести не только к остановке проекта, но и к утрате его актуальности и конкурентоспособности на рынке инноваций. Следовательно, возникает противоречие между интересами бизнеса, стремящегося минимизировать инвестиционные риски за счет увеличения скорости оборота инвестиций, и интересами государства, определяемыми необходимостью инновационного развития экономики, требующей долгосрочных финансовых вложений. Мультиканальное финансирование способно обеспечить устойчивость финансовых потоков, требуемых для функционирования и развития субъектов инновационной деятельности: в случае прекращения финансирования, поступающего по одному из каналов, средства, получаемые по другим, позволят не допустить остановки хозяйственной деятельности. Кроме того, использование различных каналов финансирования позволяет решать проблему комплексного развития инновационного предприятия. Так, например, работы в рамках грантов, предоставляемых федеральными органами власти, как правило, направлены на решение наукоемких задач, имеющих приоритетное значение для экономики и поэтому имеющих стратегическое значение для развития инновационного предприятия. В то же время собственные средства инновационного предприятия целесообразно использовать для решения менее рисковых задач с большей коммерческой направленностью.

В заключение хотелось бы процитировать мнение эксперта, чья абсолютная компетенция не подвергалась сомнению даже в период мирового кризиса, - председателя совета директоров компании Intel Крейга Барретта: «Экономику России спасут образование, передовые идеи и инвестиции в инновации».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Исмаилов, Т.А. Инновационная экономика -стратегическое направление развития России в XXI веке [Текст] / Т.А. Исмаилов, Г.С. Гамидов // Инновации. - 2010. - № 1.

2. Посталюк, П.М. К разработке программы долгосрочного социально-экономического развития России. Проблемы перехода к инновационной экономике [Текст] / П.М. Посталюк, М.П. Посталюк // Проблемы теории и практики управления. - 2009. -№ 3(20).

3. Россия в цифрах, 2010 [Текст] : крат. стат. сб. -М., 2010.

4. Bessonova, A. Oil Production in Russia: State Policy and Prospects for Innovation (in Russian) [Text] / A. Bessonova // Carnegie Endowment for International Peace Press. - 2009.

5. Stein, H.K. Norwegian Petroleum Technology. A success story [Text] / H.K. Stein, A. Tjelta. - Norwegian Academy of Technological Sciences (NTVA) in cooperation with Offshore Media Group and INTSOK Press, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.