Научная статья на тему 'Организация межведомственного взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности на региональном уровне (на примере Республики Карелия)'

Организация межведомственного взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности на региональном уровне (на примере Республики Карелия) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1282
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / СИСТЕМА / ПРОФИЛАКТИКА / УПРАВЛЕНИЕ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / CHILD NEGLECT / SYSTEM / PREVENTION / INTERDEPARTMENTAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петровская Юлия Александровна

Статья посвящена особенностям организации системы профилактики детской безнадзорности на уровне региона (на примере Республики Карелия), в частности, проблеме межведомственного взаимодействия субъектов профилактики. На основе изучения материалов статистики, анализа результатов экспертного опроса и других исследований, проводимых с участием автора, выделены основные проблемы, связанные с эффективностью профилактических мер и предложен ряд рекомендаций по усовершенствованию управления системой профилактики детской безнадзорности в Республике Карелия на основе межведомственной модели, принципов социального партнерства и согласования интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of interdepartmental cooperation of subjects of the child neglect prevention system at the regional level (as example Republic of Karelia)

Th e article is devoted to regional peculiarities of organization of child neglect prevention system at the regional level (as example Republic of Karelia), particularly to the problem of interdepartmental cooperation of subjects of prevention. On the base of study of statistical data, analysis of results of expert survey and other researches with the participation of author, author has marked out the main problems connected with eff ectiveness of prevention of child neglect, and proposed recommendations about improvement of administration of the child neglect prevention system in Republic of Karelia on the base of interdepartmental model, principle of social partnership and harmonization of interests.

Текст научной работы на тему «Организация межведомственного взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности на региональном уровне (на примере Республики Карелия)»

Ю. А. Петровская

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ)

Необходимость профилактики детской безнадзорности обусловлена значительным ростом числа безнадзорных детей в современном российском обществе. Безнадзорность — одна из наиболее острых проблем защиты детства. Актуальность этой проблемы отмечается и учеными. В научной литературе проблема детской безнадзорности, ее характеристики, причины и последствия разработаны достаточно глубоко и разносторонне. В современной социологии существует несколько специфических парадигм изучения проблем детства. Детей можно рассматривать как особое «племя» (tribal group) со своей культурой, языком, игровыми традициями и т. д., представлять их как социальное меньшинство, аналогичное гендерным, расовым, социально-экономическим и этническим меньшинствам. Можно обозначить социальное пространство детства как признанный компонент всех социальных структур: где, как и в каком именно статусе дети участвуют в общественной жизни, как это сказывается в членении жизненного пути и т. д. [4; 24]. Наконец, можно главной целью изучения ставить те или иные свойства детей, которые влияют на их взаимоотношения с взрослыми. Разумеется, ни одна из этих парадигм не является единственно правильной или самодовлеющей. Среди теоретиков отечественной социологии детства наиболее известны И. С. Кон, Е. М. Рыбинский [12; 13], Н. В. Васильева, С. Н. Щеглова [21-23], С. В. Кочнев и др. [20].

Комплексность и многогранность проблемы детской безнадзорности объясняет дис-куссионность самого этого понятия и отсутствие универсальных критериев отнесения ребенка к категории безнадзорного. Понятия «безнадзорный», «беспризорный», а также «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Российской Федерации определены законодательно. «Безнадзорный — это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц» [18]. Автором статьи предлагается использовать данное определение, так как именно на него ориентируются в работе большинство субъектов профилактики. Хотя подобное толкование, несомненно отражая определенные существенные стороны проблемы, недостаточно глубоко затрагивает сущность детской безнадзорности, которую во многом определяет проблема внутрисемейных отношений, внутрисемейных связей, доверия, взаимопомощи, а, следовательно, социального капитала семьи — внутреннего и внешнего.

Многоуровневый характер системы и разнообразие субъектов профилактики детской безнадзорности призваны обеспечить комплексный подход и высокую эффективность профилактических мер. Вместе с тем наличие многих субъектов профилактики обостряет проблему межведомственного взаимодействия. Данное условие требует оптимизации управленческого процесса, формирования межведомственной модели управления, основанной на принципах субъект-субъектных отношений, социального партнерства

© Ю. А. Петровская, 2011

и согласования интересов. Понятие «взаимодействие» является основополагающим при анализе системообразующих связей, определении содержания и направленности управленческого воздействия. С точки зрения теории социального управления взаимодействие — это процесс воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в ходе реализации их интересов. В этом процессе осуществляется обмен деятельностью. При этом социальные образования могут выступать объектами взаимных интересов как непосредственно, так и опосредованно. Социальное взаимодействие носит противоречивый характер ввиду различий в направленности интересов индивидов, социальных групп и общностей [14, с. 24]. Взаимодействие рассматривается многими современными учеными с точки зрения его онтологии и эволюции. Оно ведет к само-изменению, саморазвитию человека на протяжении жизни (онтогенез) и в результате — к совершенствованию общества (социальной эволюции) [5, с. 102].

Система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает в себя разнообразные организационные структуры государственного и негосударственного подчинения [18]. Российской системе управления в области профилактики детской безнадзорности свойственна централизация государственной власти и организация решения задач на основе отраслевого управления. Законодательно также предусмотрено участие в профилактике безнадзорности общественных объединений. Однако, являясь элементом единой системы, общественные организации зачастую оказываются за ее пределами в виду отсутствия законодательных механизмов взаимодействия с органами государственной власти и их подведомственными учреждениями. На примере Республики Карелия можно говорить о том, что общественные организации, обладая огромным опытом и владея инновационными подходами в работе с несовершеннолетними, зачастую действуют автономно. Этот факт отмечают в ходе исследований эксперты — руководители и представители различных субъектов профилактики. Первое исследование проблемы детской безнадзорности проводилось в Республике Карелия Министерством социальной защиты РК в 2001 г. Следующее (с участием автора) — в 2005-2006 гг. Благотворительным Фондом «Утешение» совместно с кафедрой Социологии и социальной работы Петрозаводского государственного университета при финансовой поддержке Христианского гуманитарного агентства «Датская Церковная Помощь».

Главная стратегическая цель социально-экономического развития Республики Карелия — повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития и активного участия республики в системе международных и межрегиональных обменов [16; 17]. Однако параметры и тенденции демографического развития, а также показатели, характеризующие различные проблемы детского населения, не отвечают стратегическим интересам республики. Детское население республики с каждым годом сокращается в среднем на 4,3%, что влечет за собой долгосрочные негативные последствия. К 2008 г. доля детей в общей численности населения Карелии снизилась до одной пятой. По итогам всероссийской диспансеризации, в Карелии абсолютно здоровыми были признаны 18% детей [2; 7, с. 32]. На неблагополучие детского населения влияют и низкий социально-экономический статус многих родителей, и медико-социальная незащищенность семей. Эта тема стала одной из главных в ряде социологических исследований, проведенных в последние годы в республике [1; 9-11].

По данным, приведенным в докладе «О положении детей в Республике Карелия», в 2008 г. в Карелии безнадзорными числились 2,4% от их общего числа, что в абсолютных цифрах составляло более 3 тыс. человек. В 2009 г. доля безнадзорных детей от общего числа детского населения снизилась до 1,8%, но все равно оставалась значительной. Региональная целевая программа «Дети Карелии» на 2008-2011 гг. исходит из того, что из 135 тыс. детей, проживающих в республике, 28 тыс. находятся в трудной жизненной ситуации, более 14 тыс. детей (8% от общего количества) нуждаются в особой заботе государства. С каждым годом увеличивается количество родителей (лиц их заменяющих), уклоняющихся от обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей. По отчетам о деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Петрозаводского городского округа, в 2009 г. были привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и защите прав детей 379 родителей (или иных законных представителей). В 2009 г. 189 родителей лишены родительских прав, 9 ограничены в правах. В этих семьях проживали 207 детей (в том числе 104 ребенка лишились обоих или единственного родителя и остались без попечения родителей). Согласно установкам республиканской комплексной программы борьбы с безнадзорностью, к 2012 г. в Карелии число безнадзорных детей должно составить менее 2 тыс. человек или 1,5%. Таким образом, изменение доли безнадзорных в общем количестве детей можно расценивать как один из критериев эффективности программы. Однако этот критерий не является в полной мере объективным ввиду отсутствия четкой системы учета безнадзорных и детей группы риска.

В Карелии (так же как и в соседних регионах, например, в Псковской и Архангельской областях) особое внимание уделяется профилактике безнадзорности несовершеннолетних, предполагающей улучшение социального здоровья семьи и детей, обеспечение организованного детского отдыха, создание доступности и повышение качества социальных услуг детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развитие системы социозащитных учреждений, раннее выявление опасных ситуаций в семьях и проведение коррекционных, терапевтических и реабилитационных мероприятий.

На 1 января 2008 г. в республике Карелия проживали и воспитывались 3187 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целях реализации приоритетного национального проекта «Демография» в 11 муниципальных образованиях Республики Карелия созданы службы по развитию семейных форм попечения. В 2007 г. в Москве состоялся Всероссийский конкурс лучших инновационных моделей семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Модель, представленная Министерством образования Республики Карелия, была признана лучшей в номинации «Региональная комплексная модель семейного устройства». Благодаря комплексным мероприятиям по развитию семейных форм устройства увеличилось число переданных на воспитание в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В то же время опыт других регионов показывает, что в реализации новых направлений семейного устройства есть ряд трудностей, в частности, существует проблема возврата детей. Стремление определить ребенка в семью, зачастую сопровождается внутренней неготовностью потенциальных замещающих родителей к этому, их незнанием особенностей развития депривированных детей-сирот, неготовностью самих детей к проживанию в семье. Вызывают вопросы финансовые аспекты стимулирования и поддержки замещающих семей и мотивы принятия ребенка в семью. В результате передача сирот в замещающие или патронатные семьи далеко не всегда приводит

к их усыновлению и сопряжена с довольно большим числом возвратов детей в детские дома. Так, в Саратовской области в 2007 г. зафиксированы 109 случаев отмены решений о передаче в семью детей, оставшихся без попечения родителей. По данным министерства образования Саратовской области, в интернаты возвращены из-под опеки 32 ребенка. В 2008 г. отмечен 81 случай отмены решения о передаче на воспитание в семью, 48 детей возвращены в интернатные учреждения, значительное число их находились под опекой продолжительное время [3]. Не дается точной информации о процентном соотношении количества возвратов к общему числу переданных под опеку, однако каждый случай возврата детей в интернатное учреждение влечет за собой серьезные социальные, психологические, педагогические и др. последствия для конкретного ребенка.

В Карелии формируется и используется региональный банк данных детей, оставшихся без попечения родителей. Данные о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, поступают из социальных и медицинских учреждений в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия. По словам главного специалиста отдела по вопросам семьи и детства Министерства здравоохранения и социального развития РК С. В. Антохиной, начиная с 2001 г., министерством заполняется ежеквартальная статистическая форма 1.1 АИС «Дети», «информация о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении». Данные предоставляются всеми специализированными учреждениями для несовершеннолетних, а также государственными учреждениями социальной зашиты «Центры социальной работы» городов и районов. Часть информации поступает от общественных организаций, но такое информационное взаимодействие осуществляется лишь с отдельными организациями. Существуют трудности в формировании единого (межведомственного) республиканского банка данных о безнадзорных детях и детях группы риска, поскольку отсутствуют критерии безнадзорности и риска, а также классификации, общие для всех министерств и ведомств.

В целях определения основных факторов, оказывающих влияние на эффективность профилактики детской безнадзорности и девиантного поведения подростков в апреле 2010 г. был проведен опрос в форме глубинного интервью с пятью экспертами. Основными критериями выбора экспертов стали опыт их работы в данном направлении и широкая осведомленность в вопросах профилактики детской безнадзорности. Среди экспертов — руководители и специалисты следующих структур: Отдел организационного обеспечения деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних Администрации Петрозаводского городского округа, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД Республики Карелия, Клиника дружественная к молодежи, Благотворительный фонд «Утешение», Карельская региональная общественная организация «Карельский союз защиты детей». Средний стаж работы экспертов в сфере профилактики детской безнадзорности составляет 12 лет. Все эксперты, принявшие участие в исследовании, имеют высшее профессиональное образование.

Основную причину распространения детской безнадзорности все эксперты видят в семейном неблагополучии: низкий педагогический потенциал семьи, взаимоотношения между родителями, «которые дают ребенку основу в жизни, нормы поведения», «отсутствие заботы и любви в семье и жестокое обращение с детьми». Среди других причин также указывались и такие как «проблемы в обществе»; отсутствие системы дополнительного образования и досуговых учреждений, где на бесплатной основе могут предоставляться услуги, отсутствие системы занятости молодежи; факторы физического

и умственного развития ребенка; «неразбериха в нашем государстве», средства массовой информации.

Выражая мнение о том, какие социальные институты должны заниматься профилактикой детской безнадзорности, большинство экспертов, ссылаясь на Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указывали в своих ответах те или иные субъекты профилактики, отмечая важность межведомственного интеграционного подхода. Ответы респондентов на вопросы: «Как вы считаете, насколько эффективна первичная профилактическая работа, проводимая в различных учреждениях города» и «Существуют ли факторы, которые затрудняют реализацию первичной профилактики» были различны, отражали порой даже полярные мнения. Среди основных проблем в этой области экспертами назывались отсутствие механизма эффективного взаимодействия между субъектами профилактики детской безнадзорности, недостаточная разработанность нормативно-правовой базы, отсутствие инфраструктуры, заявительная система оказания помощи, в рамках которой работает система социальной защиты населения, слабое финансирование этого вида деятельности.

Эксперты — представители общественных организаций — в качестве основных партнеров называли министерство образования, министерство здравоохранения и социального развития, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделения по делам несовершеннолетних. Было упомянуто о том, что далеко не со всеми структурами легко поддерживать партнерские отношения.

Рекомендации экспертов по повышению эффективности профилактики детской безнадзорности в основном сформулированы как решение проблем, названных ими в ответах на предыдущие вопросы. Одним из экспертов отмечалось, что существенная роль в системе профилактики должна принадлежать уполномоченному по правам ребенка, который однако, по мнению того же эксперта, довольно слабо откликается на инициативы общественных объединений, работающих в сфере профилактики безнадзорности. В этой связи необходимо отметить, что в ходе реализации российско-финского проекта «Защита детей в Европе и России» в Карелии был создан институт уполномоченных по правам ребенка, который способствует формированию модели защиты детства на основе деятельности омбудсменов в образовательных учреждениях. Были подготовлены условия для создания Детской общественной Правовой Палаты Карелии, целью которой является развитие механизмов участия несовершеннолетних в вопросах принятия решений, затрагивающих их интересы. Однако до сих пор деятельность уполномоченного по правам ребенка на территории Республики Карелия законодательно не регламентирована.

Важно отметить, что в последние несколько лет активизировалась деятельность немногочисленных общественных объединений, работающих в сфере профилактики детской безнадзорности. Одним из активных субъектов, осуществляющих попытки объединить усилия в этой области, выступил Благотворительный Фонд «Утешение» Прихода Александро-Невского собора г. Петрозаводска Петрозаводской и Карельской епархии Русской Православной Церкви. В 2005-2006 гг. благотворительным фондом совместно с кафедрой социологии и социальной работы ПетрГУ при участии организаций и учреждений-субъектов профилактики детской безнадзорности, было проведено исследование, посвященное проблеме детской безнадзорности. Фондом «Утешение» в 2007-2010 гг. на территории Республики Карелия реализуется сетевой проект «Повышение потенциала

и укрепление сотрудничества НГО и местных органов власти в сфере осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних на Северо-западе России». Совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Петрозаводского городского округа в 2008-2009 гг. реализован проект «Ювенальные технологии в г. Петрозаводске». Партнерами проекта выступили: МОУ «Средняя школа № 4», Петрозаводский городской суд, прокуратура г. Петрозаводска, ГУ «Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция № 1» УФСИН России по Республике Карелия, УВД г. Петрозаводска, Уполномоченный по правам ребенка РК. Координаторами фонда применяются разнообразные формы работы по объединению усилий субъектов профилактики детской безнадзорности: обучающие семинары, тренинги с участием экспертов и приглашенных специалистов, реализация совместных проектов, взаимодействие с представителями науки и образования.

На основе изучения опыта деятельности различных субъектов профилактики детской безнадзорности и интервью с экспертами, можно выделить основные механизмы межведомственного взаимодействия, а также барьеры, затрудняющие взаимодействие между субъектами профилактики.

Одним из механизмов взаимодействия является реализация субъектами профилактики межведомственных программ и планов, а также протокольных решений Межведомственной Комиссии Республики Карелия по делам несовершеннолетних и защите их прав. На уровне республики действует еще один межведомственный орган — Совет по развитию гражданского общества и правам человека. В составе Совета создана рабочая группа по улучшению положения детей и защите их прав, в которую входят специалисты в области социальной защиты детства, включая представителей общественных объединений. В функции Совета входят экспертиза законопроектов республиканского и российского уровней, подготовка предложений Президенту России и Главе Карелии, помощь правозащитным общественным объединениям, правовое просвещение граждан, содействие общественному контролю над властью.

Еще одним механизмом взаимодействия могла бы послужить организация межведомственных рейдов по выявлению семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и «группы риска». Однако это требует детальной разработки, поскольку недостаточно продуманный алгоритм осуществления рейдов чреват неоправданным вмешательством во внутреннюю жизнь семей. Одним из действенных механизмов взаимодействия по оказанию помощи семье и детям является проведение межведомственных социальных консилиумов по организации индивидуальной реабилитационной и профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и «группы риска». Практически все опрошенные эксперты подчеркивают необходимость комплексной мультипрофессиональ-ной профилактической работы. Опыт такой эффективной работы со случаем имеется в ряде регионов, например, можно упомянуть деятельность Межведомственной рабочей группы при Координационном совете по вопросам семьи и детства Выборгского района Санкт-Петербурга. Межведомственная рабочая группа создана для рассмотрения сложных случаев неблагополучия в семьях с детьми, выработки рекомендаций по поддержке ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, координации деятельности субъектов профилактики безнадзорности при оказании помощи несовершеннолетнему и семье. Эффективность деятельности рабочей группы оценивается количеством семей, в которых устранена угроза жизни и здоровью ребенку. По мнению специалистов, каждый ребенок, сохраненный в семье, — свидетельство успешности работы.

Неотъемлемой частью взаимодействия является систематический информационный обмен с целью формирования единого информационного пространства и регулярного обновления регионального банка данных о безнадзорных детях.

В настоящее время одним из успешных механизмов взаимодействия стало участие различных субъектов профилактики в совместных проектах. Чаще инициатива самой проектной деятельности и привлечения в нее других субъектов принадлежит общественным организациям. В свою очередь представители других субъектов по-разному реагируют на предложения подобного рода. По словам одного из экспертов, обособленно работает уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия, не проявляя инициативы к сотрудничеству в решении тех проблем, где необходимо его участие. Активно взаимодействуют с общественными организациями, а также принимают участие в проектах других субъектов сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних и центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД Республики Карелия. Кроме участия в проектной деятельности, общественными организациями, органами государственной и муниципальной власти, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав используются активные формы обмена опытом (семинары, обучающие тренинги и др.). Совместные проекты служат хорошей стартовой площадкой для взаимодействия, однако не всегда они имеют продолжение. Зачастую после завершения финансирования со стороны спонсоров (чаще зарубежных) деятельность прерывается.

Существует и ряд барьеров, затрудняющих процессы межведомственного взаимодействия. По словам некоторых экспертов и специалистов-представителей различных субъектов профилактики, органы власти проявляют инертность в организации межведомственного взаимодействия. Чаще инициатива совместных действий принадлежит представителям общественных организаций, нежели государственным и муниципальным учреждениям или органам власти. Иногда барьером становятся личностные особенности руководителей организаций и учреждений (например, неготовность или нежелание взаимодействовать, взаимодействие расценивается как дополнительная нагрузка, низкий уровень коммуникативных навыков, небольшое количество социальных связей, желание сосредоточить на своей организации то или иное направление деятельности и др.). По-прежнему присутствует определенная степень недоверия к общественным организациям как субъектам профилактики, предубеждение, связанное с представлениями о низком уровне квалификации специалистов, работающих в них. В какой-то степени такое мнение оправдано, однако представители общественных организаций, функционирующих в данный момент в республике в сфере профилактики детской безнадзорности, демонстрируют богатый опыт и высокий уровень профессионализма, который подтверждается уровнем их образования и квалификации.

Многие специалисты организаций (особенно общественных) и учреждений отмечают в качестве барьера отсутствие законодательной базы, регламентирующей основные механизмы взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений, а также неисполнение комиссией по делам несовершеннолетних функции координирующего органа.

Проанализировав названные трудности, можно предложить некоторые рекомендации по оптимизации процессов межведомственного взаимодействия между субъектами профилактики детской безнадзорности. Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних необходимо более тщательно исполнять свои функции органа, координирующего усилия всех субъектов профилактики детской безнадзорности. Ор-

ганам государственной и муниципальной власти — более широко применять активные формы обмена опытом, новыми технологиями работы с семьей и детьми, вовлекая как можно больше субъектов профилактики в процесс принятия решений, активно принимать участие в проектах и программах, инициируемых общественными организациями. Взаимодействие органов власти, государственных и муниципальных учреждений с общественными организациями может происходить, начиная с уровня взаимных консультаций в ходе повседневной работы, вплоть до уровня социального заказа, то есть государственного финансирования отдельных услуг, предоставляемых общественными организациями.

Проблемы законодательного регулирования взаимодействия в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны решаться при участии всех субъектов. Необходимо отметить, что общественные организации в Республике Карелия обладают правом законодательной инициативы, представители общественных организаций входят в состав рабочей группы по улучшению положения детей и защите их прав Совета по развитию гражданского общества и правам человека при главе Республики Карелия. Организация межведомственного взаимодействия является необходимым условием повышения эффективности профилактики детской безнадзорности и возможна лишь при заинтересованности всех субъектов в преодолении существующих барьеров.

Литература

1. Health and well-being in transition societies / eds Hannu Valtonen and Anja Noro. Helsinki, 2004. P. 43-83.

2. Больных больше // Труд. 2004. 30 июня.

3. Бузаева Т. А., Чанилова Н. Г Как предупредить возврат детей из замещающих семей // Со-цобраз. URL: http://wiki.iot.ru/index.php (дата обращения: 29.09.2010).

4. Кон И. С. Социология детства // Сексология. URL: http://sexology.narod.ru/book15_1_22.html (дата обращения: 10.09.2010).

5. Красиков В. И. Социальное взаимодействие и солидарность // Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование: материалы республиканской научной конференции / отв. ред. Л. Л. Шпак. Кемерово, 1999. С. 102-109.

6. Лиханов А. Беспризорные и безнадзорные // Российская Федерация сегодня. 2005. № 10. С. 57-50.

7. Масюк В. С., Коваленко А. И., Корзун В. А. и др. Состояние иммунной системы детского населения, проживающего в различных экологических условиях Республики Карелия // Вестник РУДН. Сер. «Медицина», 2002. № 2. С. 28-33.

8. Мельникова Э. Б. Профилактика безнадзорности детей и подростков // Правозащитник. 1999. № 2.

9. Нилов В. М. События жизни и здоровье населения в условиях трансформирующегося общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 5. С. 34-46.

10. Нилов В. М. Социальные изменения и здоровье населения Республики Карелия // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 90-97.

11. Нилов В. М. Социальные изменения и здоровье населения: методологические и теоретические подходы исследования. Петрозаводск, 2006. 104 с.

12. Рыбинский Е. М. Детство в России: реальность и проблемы. М., 1996. 152 с.

13. Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. Что делать? М., 1997. 112 с.

14. Социальное управление: словарь / под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М., 1994. 208 с.

15. Социология детства. URL: ЬИ:р://шшш.сЬіИ80с.ш/іпгїех.рЬр?рагате1:гг=1 (дата обращения: 05.01.2010).

16. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года // Карелия официальная. Петрозаводск, 2007. 94 с. URL: http://www.gov.karelia.ru/gov/Legislation/lawbase. Ы:т1?Ш=2216 (дата обращения: 23.09.2010).

17. Схема территориального планирования Республики Карелия URL: http://www.gov.kare1ia. ru/gov/Legis1ation/1awbase.htm1?1id=933 (дата обращения: 23.09.2010).

18. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 № 120-ФЗ (принят Государственной Думой 21 мая 1999 г., одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 с изменениями от 13.01.2001 г., 07.07.2003 г., 29.05., 22.08, 1.12, 29.12.2004 г., 22.04. 2005 г., 05.01. 2006 г., 30.06.2007, 21.07.2007, 24.07.2007, 01.12.2007, 23.07.2008, 13.10.2009, 28.12.2010) // Консультант Плюс: URL: http://base.consu1tant.ru/cons/cgi/ on1ine.cgi?req=doc;base=LAW;n=108860;fld=134;dst=4294967295;from=57557-16 (дата обращения: 08.09.2010/)

19. Ценность детей и межпоколенные отношения: сб. науч. статей / под ред. З. Х. Саралиевой. Н. Новгород, 2008. 179 с.

20. Щеглова С. Н., Васильева Н. В., Кочнев С. В. Права ребенка на защиту от экономической эксплуатации: социологический анализ. М., 2001. 84 с.

21. Щеглова С. Н. Детство: методы исследования. М., 1999. 173 с.

22. Щеглова С. Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства. М., 2000. 72 с.

23. Щеглова С. Н. Социология прав детей в России: новый век, новые проблемы, новые перспективы. М., 2001. 84 с.

24. Щеглова С. Н. Трансформация детства в современном российском обществе и императивы развития государственной политики в интересах детей // Журнал исследований социальной политики. 2004. Т. 2. № 2. С. 175-188.

Статья поступила в редакцию 28 сентября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.