9 Старкова Е.В., Куковякин С.А. Психиатрическая помощь населению Вятской губернии Кировской области в конце XVIII - начале XXI в. // Фундаментальные исследования. - 2010. - № 1. - С. 84-86.
10 Климентова И.В., Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Медицинские сестры психиатрической службы как особая профессиональная группа // Саратовский научно-медицинский журнал. - 2016. - Т. 12. - № 2. С. 199-202.
11 Доклад комиссии, избранной губернским земским собранием очередной сессии 1900 г. для исследования положения Саратовской психиатрической лечебницы. - Саратов: Типография губернского земства, 1901.
12 Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А. Потребление медицинских услуг пожилыми людьми в контексте социального неравенства (на примере Саратовской области) // Саратовский научно-медицинский журнал. -2011. - Т. 7. - № 1. - С. 138-141.
Рукопись получена: 21 июня 2017 г. Принята к публикации: 29 июня 2017 г.
УДК 616-082:331.436
ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В РАЙОНЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ
© 2017 В.В. Масляков1, Ю.Е. Барачевский2, А.В. Савченко1
1Частное учреждение образовательная организация высшего образования «Медицинский университет «Реавиз», Саратов
2ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», Архангельск
Рассмотрены вопросы проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайной ситуации химического характера. Установлено, что в этом случае предлагается комплексное использование сил и средств гражданского и ведомственного здравоохранения, функционирующего на территории. Рассмотрены вопросы заболеваемости населения, проживающего вблизи таких объектов.
Ключевые слова: медицинская помощь, население, чрезвычайная ситуация химического характера.
Одной из характерных особенностей современного периода является широкое применение различных видов токсичных соединений, используемых в химической индустрии и способных наносить ущерб здоровью людей, а в особых условиях формировать обширные зоны химического поражения.
На территории РФ функционирует более 4 тыс. химически опасных объектов (ХОО). Около 40 тыс. химических веществ (ХВ) выпускается большим тоннажем и широко используется в различных отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в быту и в медицине; при этом более 100 из них обладают токсичностью, сопоставимой с токсичностью боевых отравляющих веществ. Только в Европе ежегодно производится более 0,5 млрд. смертельных доз мышьяка, 5 млрд. доз бария, 100 млрд. доз аммиака, 10000 млрд. доз хлора [2]. Аварии с выбросом токсикантов и химическим заражением больших территорий происходят везде, где проживают люди. Не исключается и опасность химического терроризма [1, 3]. Особую настороженность вызывают территории с высокой концентрацией химически-опасных объектов, где вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций химического характера доста-
точно высока. Не исключается и риск развития у населения токсического процесса при штатной работе химически-опасных объектов. Ряд вопросов по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий химических катастроф остаются проблемными, в том числе касающиеся прогнозирования медико-санитарных последствий таких чрезвычайных ситуаций, организации совершенствования управления и межведомственного взаимодействия медицинских организаций различной ведомственной принадлежности, тактики действий медицинского персонала в зонах чрезвычайных ситуаций. Важным является и изучение структуры заболеваемости населения, проживающего в районах сосредоточения химически-опасных объектов, функционирующих в штатном режиме для разработки мер по смягчению негативного влияния отходов химических производств на людей.
Эти обстоятельства и послужили мотивом для проведения настоящего исследования, целью которого явилась оптимизация проведения организационных, лечебно-эвакуационных и медико-профилактических мероприятий населению, проживающему в районах сосредоточения химически-опасных объектов, при возникновении чрезвычайных ситуаций химического генеза и при функционировании их в штатном режиме повседневной деятельности.
Территория Саратовской области насыщена химически-опасными объектами, в числе которых российский химический полигон, объект по уничтожению химического оружия, многочисленные ведомственные спецобъекты, на которых химическая составляющая представлена большим спектром высоко- и чрезвычайно-опасных веществ, цементный завод, предприятия по переработке кожи, нефтебазы, система «Водоканал», хладо-, мясо-, молочные комбинаты и другие предприятия. В направлении с северо-запада на юго-восток по территории области проходит магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса (рис. 1).
Рис. 1. Химически-опасные объекты Саратовской области
В структуре промышленности Саратовской области функционируют топливно-энергетический комплекс, машиностроение, химическая, нефтехимическая, стекольная и пищевая отрасли, в производственных процессах которых также широко используются химические вещества различной токсичности.
Все эти объекты, даже при штатной работе, осуществляют выброс в окружающую среду загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух, в поверхностные воды и почву от подвижных и стационарных техногенных источников. Их спектр представлен химическими веществами различных токсикологических групп: окислы азота, серы и углерода, бенза-пирен, диоксин, фенол, формальдегид, сероводород, сероуглерод и др., способные проникать в организм человека аэрогенным, контактным и пероральным путем и вызывать соматические, аллергические и онкологические заболевания.
За период исследования выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников значимо возросли, с приростом за 5 лет в 26,6 % (табл. 1).
Таблица 1
Количество выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников Саратовской области (тыс. тонн)
Количество выбросов в атмосферу Год
2010 2011 2012 2013 2014
94,7 127,8*# 98,8* 119,9*# 94,7
Примечание: статистически значимые различия (р < 0,05): # - в сравнении с 2010 г.; * - в сравнении с предыдущим годом.
Из химических веществ, загрязняющих атмосферу, по параметру предельно-допустимых концентраций наиболее опасными являются формальдегид и бензапирен. Их предельно-допустимая концентрация (ПДК) к концу исследования значимо снизились, но оставались высокими и составили соответственно в 5 и 1,5 раза превысив допустимую величину (табл. 2).
Таблица 2
Доли предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосфере Саратовской области
Наименование химического вещества Среднегодовые доли ПДК
2010 2011 2012 2013 2014
Фенол 1,0 1,0 0,7 0,3*# 1,0
Формальдегид 8,3 7,3# 6,3*# 5,3*# 8,3
Бензапирен 2,2 2,1 1 7*# 1,6# 2,2
Примечание: статистически значимые различия (р < 0,05): # - в сравнении с 2010 г.; * - в сравнении с предыдущим годом.
Для оценки загрязнения воздушной среды использовали комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА-5) по 5-и приоритетным веществам: оксиду углерода, оксиду и диоксиду азота, фенолу и формальдегиду. За период исследования рассматриваемый индекс значимо снижался, но и к концу исследования оставался на уровне предельно высоких параметров (низкий уровень < 5, повышенный = 5-6, высокий = 7-13 и очень высокий > 14).
Таблица 3
Динамика индекса загрязнения атмосферы г. Саратова
Количество выбросов в атмосферу Год
2010 2011 2012 2013 2014
19,4 16,2# 13,0*# 12,3# 12,6#
Примечание: статистически значимые различия (р < 0,05): # - в сравнении с 2010 г.; * - в сравнении с предыдущим годом.
Следовательно, насыщенность территории области химически-опасными объектами с разнообразным спектром химических веществ, в том числе высоко- и чрезвычайно-опасными, таит угрозу:
а) возникновения при отягчающих обстоятельствах чрезвычайных ситуаций химического характера;
б) длительного, исподволь развивающегося, хронического воздействия на организм человека токсического пресса от веществ в величинах превышающих ПДК, что, в свою очередь, способствует развитию у него патологических процессов из разряда обширной соматической патологии.
Учитывая возможность возникновения химических катастроф на исследуемой территории, нами произведен расчет величины и структуры санитарных потерь при их развитии. Для чего была разработана компьютерная программа, на которую мы получили свидетельство о государственной регистрации от Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Основной интерфейс этой программы представлен на рисунке 2.
^ Расчет Аригншнртнйн* птчлгтгнй лннчшп амрнн,
' .->*■*[ Лрагмт^гскиаи
Исходные данные для расчета
Аварийно опасное химическое вещество (АОХБ):
НХШЗИИО К0ЛИЧ6СТВ0¡тонн)
водород ыышьякйвиС I ый
20
1 го
100
Персонал химически опасного объекта' Общая численность Плотность, чикг-м?
Населенный пункт;
Общая численность населения. | 10000
Плотность, чвп/км? | 1000
Уд8Л»НН4С1Ъ ОТ Э|1ИЦ0Нтр4,т I 1
Обновить расчет
Результат вычислений:
Степень пора'+янктд Число ГКЩЩНМСМЙ Персонала Насепенин
Смерт&пьные 19 ф]
Тяжелые 74 31
Средниэ 37 па
Легеие 40 715
Пороговые
НСРГО 170 8Ы
ТрвбувМ0$ число Для ШкМТкмсЩ;
Персоналу Насолонию
Сами тарных 11 ЗВ
ВряеОньк г?
Сгеинапиз 32 36
ВСЕГО 56 184
Выход
Рис. 2. Экранный вид программы
Произведенный с использованием этой программы расчет санитарных потерь от масштабной аварии на аммиакопроводе показал, что они составят более 220 человек, которые будут нуждаться в оказании экстренной медицинской помощи, в том числе в специализированной токсикологической. При этом доминируют (до 84 %) лица с поражениями пороговой и легкой степени (рис. 3).
Таким образом:
- на территории Саратовской области вероятно возникновение чрезвычайных ситуаций химического характера с прогнозируемым числом пострадавших до 250-300 человек, а на объектах с чрезвычайно-токсичными веществами и с большим их числом;
- в районе плотной концентрации химически-опасных объектов реально поступление в организм человека различного вида и характера химических веществ, нередко, с превышени-
ем допустимых величин, способных вызывать разнообразную патологию, оказывающую
летальный исход тяжелая степень средняя степень легкая степень пороговые состояния
Рис. 3. Прогнозируемые людские потери при масштабной аварии на аммиакопроводе (всего 224 чел.)
Эти обстоятельства определяют необходимость совершенствования и проведения на территории области организационных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий населению в повседневных условиях, а при развитии чрезвычайных ситуаций химического характера - изменение организации в сторону лечебно-эвакуационного и противоэпидемического обеспечения.
Для этих целей на исследуемой территории с повышенной плотностью ХОО имеются и могут работать медицинские организации территориального и ведомственного здравоохранения. К последним относятся медицинские организации Минобороны, МВД ФМБА России, больнично-поликлинические комплексы ОАО «РЖД». Среди них выделяется военный специализированный токсикологический госпиталь на 300 коек.
Этот госпиталь Минобороны России (г. Вольск-18) - единственная в области медицинская организация, имеющая специалистов-токсикологов, стационарное и два мобильных токсикологических отделения. Последние предназначены для работы с пораженными на внешней границе очага химического поражения.
В госпитале созданы запасы антидотов, основной персонал имеет базовую токсикологическую подготовку, а прочий в своем большинстве - тематическое усовершенствование по токсикологии и владеет приёмами оказания экстренной медицинской помощи при острых отравлениях и поражениях опасными химическими веществами, специфичными для территории. На случай массового поступления пострадавших с острой химической травмой созданы возможности для разделения потоков поражённых и соматических больных, для проведения специальной обработки. Одномоментно госпиталь может принять до 200 поражённых опасными химическими веществами; при этом время его готовности к их приёму, определённое в ходе научно-исследовательских учений, составляет 40-60 минут, а полной готовности к работе - 1-2 часа.
Ранее существовавшая схема проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в Саратовской области при возникновении химических чрезвычайных ситуаций предусматривала оказание первой помощи в очаге ЧС с последующей эвакуацией поражённых для дальнейшего оказания различных видов медицинской помощи, осуществления лечения и реабилитации в ближайших медицинских организациях стационарного характера областного центра.
влияние на качество его жизни и долголетие.
2 8
49
Ведомственные медицинские структуры к этому процессу не привлекались, а значит, и специалисты с токсикологической подготовкой не планировались для участия в процессе осуществления лечебно-эвакуационных мероприятий.
Нами предложена иная схема лечебно-эвакуационных мероприятий для этих видов чрезвычайных ситуаций. Сущность её заключается в том, что на внешнюю границу очага химического поражения, наряду с экстренными силами службы медицины катастроф территориального здравоохранения, выдвигаются и мобильные токсикологические отделения военного госпиталя для оказания скорой токсикологической помощи. При осуществлении эвакуации в медицинские организации следует учитывать, что максимальное число пораженных, включая и наиболее тяжелых следует направлять в специализированный военный госпиталь г. Вольск-18, а медицинские организации гражданского здравоохранения использовать для перевода больных-военнослужащих из госпиталя для продолжения лечения болезней, не обусловленных химической патологией.
Этот вариант лечебно-эвакуационных мероприятий применим к аварии на магистральном аммиакопроводе с поражением населения с. Булгаковка. Схема аварии приведена на рис. 4, где отмечена зона возможного химического поражения, в которую попадает население этого поселка. Ближайшая от очага химического поражения больница - ЦРБ Воскресенского района, находится на расстоянии 20 км, а военный госпиталь - на расстоянии 30 км.
Исходя из этих условий эвакуацию поражённых опасными химическими веществами целесообразно осуществлять в госпиталь г. Вольск-18. При этом время медицинской эвакуации их не превысит 1,5 часов.
Таким образом, предлагаемый вариант осуществления лечебно-эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) химического характера обеспечивает эффективную ликвидацию медико-санитарных последствий химических катастроф в нормативные сроки значительному числу поражённых химическими веществами при условии передачи функции управления руководителю военного здравоохранения территории.
Рис. 4. Организация оказания медицинской помощи при прогнозируемой аварии на аммиакопроводе
Рассмотренный вариант разрабатывается в виде частного плана ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций химического характера в составе комплексного Плана медико-санитарного обеспечения населения субъекта РФ в ЧС, утверждаемом председателем комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Саратовской области.
Специализированные токсикологические бригады обеспечиваются комплектами для оказания медицинской помощи на границе очага. На основе анализа руководящих документов, дополненного методом экспертных оценок, нами разработана еще одна оригинальная компьютерная программа, внешний вид которой представлен на рисунке 5.
Рис. 5. Внешний вид программы
При работе с этой программой, опираясь на оценку источников химической опасности в конкретном регионе, легко составить перечень токсикантов. Затем для каждого токсиканта рассчитывается прогнозируемое количество пораженных, и их распределение по тяжести. Полученные данные последовательно вводятся в соответствующие поля программы. После нажатия на клавишу «Вывести», получаем список медикаментов (по номенклатуре и количеству). Перечень необходимых медикаментов можно выводить как после ввода одного токсиканта, так и группы токсикантов.
Нами изучена зависимость заболеваемости населения г. Саратова от содержания токсических веществ в окружающей среде. В частности, установлена прямая корреляция болезней кровообращения и пищеварения от содержания в воздухе формальдегида и бензпирена.
Значимо возросла (р < 0,05) и заболеваемость населения Вольского района всеми классами болезней и при этом наибольшее число заболеваний приходится на болезни органов дыхания.
Спрогнозированная модель динамики заболеваемости всеми классами болезней, в том числе и болезней органов дыхания достаточно адекватна и показывает их дальнейший рост у населения Вольского района.
Определенный интерес представляет сравнение заболеваемости населения Вольского района с заболеваемостью у населения соседнего экологически чистого Хвалынского района, на территории которого отсутствуют промышленные предприятия, находится один из крупнейших в РФ лесной заповедник, множество здравниц и горнолыжный курорт (рис. 6).
Заболеваемость населения Вольского района превышает таковую в Хвалынском районе по болезням органов дыхания в 1,2 раза (р<0,05), болезнями мочеполовой системы в 1,7 раза (р < 0,05).
Рис. 6. Первичная заболеваемость населения Вольского района Саратовской области
Таким образом, население в районах сосредоточения ХОО находится в группе риска по большинству заболеваний, что диктует необходимость совершенствовать систему проведения профилактических мероприятий с акцентом на гигиеническое и токсикологическое воспитание населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гончаров С.Ф., Гармаш О.А. Проблемы создания системы экстренной и консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации в Российской Федерации // Медицина катастроф. - 2012. - № 2. - С. 6-10.
2 Гребенюк А.Н. Вопросы токсикологии в подготовке и практической деятельности военных врачей // Токсикологический вестник. - 2011. - № 6. - С. 7-13.
3 Простакишин Г.П., Сарманаев С.Х. Готовность медицинских учреждений и формирований к оказанию экстренной медицинской помощи пораженным с острой химической травмой // Медицина катастроф. - 2015. -№ 1 (89). - С. 19-22.
Рукопись получена: 3 июля 2017 г. Принята к публикации: 10 июля 2017 г.