Научная статья на тему 'Организация медико-социального сопровождения школьников в период адаптации к условиям обучения в основной школе'

Организация медико-социального сопровождения школьников в период адаптации к условиям обучения в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
297
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЯТИКЛАССНИКОВ / АДАПТАЦИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ / MEDICO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF FIFTH-GRADE SCHOOLCHILDREN / ADAPTATION TO GENERAL EDUCATION SCHOOL / HEALTH CONDITION OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ахмерова С. Г., Николаева В. В.

В статье приводятся результаты внедрения системы медико-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в основной школе. При реализации предложенного комплекса мероприятий среди пятиклассников увеличивается число учащихся с благоприятным течением школьной адаптации. Определены более низкие показатели заболеваемости по данным обращаемости и показатели госпитализированной заболеваемости в основной группе пятиклассников в сравнении с данными контрольной группы. В основной группе зафиксированы достоверно более низкие показатели числа пропусков занятий по болезни и более высокие показатели индекса здоровья. Отмечено повышение информированности о состоянии здоровья родителей подростков основной группы и повышение их активности при контроле за проведением лечебно-оздоровительных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION OF MEDICO-SOCIAL SUPPORT OF SCHOOLCHILDREN IN ADAPTATION TO TRAINING CONDITIONS IN GENERAL EDUCATION SCHOOL

The article presents the results of medico-pedagogical support system implementation as applied to fifth-grade schoolchildren in adaptation to training conditions in general education school. By the proposed support system application among fifth-grade schoolchildren, there was observed an increase in the number of pupils with favorable adaptation rates. Based on medical aid appealability and hospital admission rates in the main fifth-grade schoolchildren group, lower morbidity, as compared to the control group, was detected. In the main group, authentically lower disease-associated absenteeism rates and higher health index indicators were revealed. An enhancement of parental health awareness among the main group and an increase in their activity were noted when supervising health-care procedures implementation.

Текст научной работы на тему «Организация медико-социального сопровождения школьников в период адаптации к условиям обучения в основной школе»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 614.2-053.5:613.955:371.71 © С.Г. Ахмерова, В.В. Николаева, 2011

С.Г. Ахмерова, В.В. Николаева ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа

В статье приводятся результаты внедрения системы медико-педагогического сопровождения пятиклассников в период адаптации к условиям обучения в основной школе. При реализации предложенного комплекса мероприятий среди пятиклассников увеличивается число учащихся с благоприятным течением школьной адаптации. Определены более низкие показатели заболеваемости по данным обращаемости и показатели госпитализированной заболеваемости в основной группе пятиклассников в сравнении с данными контрольной группы. В основной группе зафиксированы достоверно более низкие показатели числа пропусков занятий по болезни и более высокие показатели индекса здоровья. Отмечено повышение информированности о состоянии здоровья родителей подростков основной группы и повышение их активности при контроле за проведением лечебно-оздоровительных мероприятий.

Ключевые слова: медико-педагогическое сопровождение пятиклассников, адаптация в основной школе, состояние здоровья школьников.

S.G. Akhmerova, V.V. Nikolayeva

ORGANISATION OF MEDICO-SOCIAL SUPPORT OF SCHOOLCHILDREN IN ADAPTATION TO TRAINING CONDITIONS IN GENERAL EDUCATION SCHOOL

The article presents the results of medico-pedagogical support system implementation as applied to fifth-grade schoolchildren in adaptation to training conditions in general education school. By the proposed support system application among fifth-grade schoolchildren, there was observed an increase in the number of pupils with favorable adaptation rates. Based on medical aid appealability and hospital admission rates in the main fifth-grade schoolchildren group, lower morbidity, as compared to the control group, was detected. In the main group, authentically lower disease-associated absenteeism rates and higher health index indicators were revealed. An enhancement of parental health awareness among the main group and an increase in their activity were noted when supervising health-care procedures implementation.

Key words: medico-pedagogical support of fifth-grade schoolchildren, adaptation to general education school, health condition of schoolchildren.

Одним из сложных возрастных периодов в жизни ребенка является препубертатный период, который характеризуется бурными процессами акселерации, выраженным напряжением всех функциональных систем растущего организма. Этот период совпадает с переходом детей к обучению в основной школе. Начало обучения в пятом классе ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Нарушение процесса адаптации к предметному обучению у школьников выражается в нарушении их здоровья, поведения, снижении успеваемости, что требует совершенствования системы формирования здоровья и большой дифференцировки медико-педагогического сопровождения детей в процессе обучения с учетом особенностей их состояния здоровья и образа жизни

[1,3].

Цель исследования. Разработать научные основы организации медико-социального сопровождения школьников в период адаптации к условиям обучения в основной школе и

провести оценку эффективности предложенной модели.

Материал и методы

На основе Центра содействия укреплению здоровья учащихся, воспитанников образовательных учреждений, в ряде школ и лицеев проводится реализация проекта «Школа здоровья». Данный проект представляет собой учебно-воспитательную модель, интегрирующую здоровьесберегающие технологии и лечебно-профилактические мероприятия в основное и дополнительное образование школьников. Нами проведена оптимизация медико-педагогического сопровождения

школьников в период адаптации к условиям обучения в основной школе как одного из направлений реализации проекта «Школа здоровья».

На протяжении трех лет нами проводились внедрение и оценка эффективности предложенной системы медико-

педагогического сопровождения школьников в условиях параллельного социальногигиенического эксперимента. В исследовании приняли участие школьники двух групп:

- основная группа, в которую вошли пятиклассники из лицея, на базе которого проводилась реализация системы медикопедагогического сопровождения школьников и проекта «Школа здоровья» (136 пятиклассников, из них 58 мальчиков (42,6%), 78 девочек (57,4%);

- контрольная группа, в которую вошли пятиклассники лицея, расположенного в том же районе, где обучение проводится по тем же учебным планам, что и в экспериментальном лицее, но внедрения системы медикопедагогического сопровождения школьников не проводилось (134 пятиклассника, из них 56 мальчиков (41,8%) и 78 девочек (58,2%).

Уровень адаптации школьников к обучению в основной школе оценивался посредством методики определения адаптации к учебному процессу учащихся основной школы по Ю.В.Науменко [2, 4]. Полученные данные были занесены в специальную карту оценки успешности уровня адаптации школьников. Анализ полученных данных позволил отнести каждого школьника к одной из четырех групп: пятиклассник справляется с предложенными учебными нагрузками и психоэмоциональным напряжением в процессе адаптации без негативных последствий для здоровья; пятиклассник справляется с предложенными нагрузками, но выявлены негативные психосоматические нарушения здоровья; пятиклассник не справляется с предложенными нагрузками, но выявлены негативные психосоматические нарушения здоровья; пятиклассник не справляется с предложенными нагрузками без существенного нарушения своего здоровья.

Изучение заболеваемости школьников проводилось посредством выкопировки данных из медицинских карт ребенка и анализа данных углубленных медицинских осмотров. Изучение информированности родителей о состоянии здоровья детей и проводимом комплексе лечебно-профилактических мероприятий осуществлялось посредством анкетирования родителей школьников. Математическая обработка полученных результатов проводилась с помощью стандартных компьютерных программ в операционной среде Windows с использованием пакета Microsoft Office (Excel) и программы «STATISTICA 6,0».

Результаты и обсуждение

Нами проведена оптимизация системы медико-педагогического сопровождения

школьников в период адаптации к условиям обучения в основной школе. В предложенной

системе проводится реализация трех взаимосвязанных направлений:

- педагогическое направление (корректировка содержания и форм учебной деятельности, внедрение комплекса образовательных мероприятий, направленных на формирование навыков сохранения и укрепления здоровья и здорового образа жизни),

- медико-социальное направление (исследование и типологизация форм и проявлений нарушений в состоянии здоровья, реализация индивидуальных и групповых программ профилактики нарушений в состоянии здоровья, проведение лечебных и оздоровительных мероприятий, изучение функционального состояния учащихся и учителей),

- психологическое направление (психологическое сопровождение педагогического процесса и мероприятий, направленных на повышение успешности адаптации к предметному обучению, создание условий для активизации участия родителей школьников в наблюдении и контроле за состоянием здоровья детей, формировании культуры здоровья, проведении оздоровительных мероприятий).

Медицинские осмотры пятиклассников проводились с обязательным участием психолога. По результатам профилактического осмотра для каждого школьника разрабатывались индивидуальные рекомендации, которые доводились до сведения самого школьника и его родителей. Сведения об успешности адаптации и план психолого-педагогической коррекции представлялись также классным руководителям. Мы вернулись к практике заполнения обменных карт, и сведения о результатах профилактического осмотра и рекомендуемых оздоровительных мероприятиях передавались участковому педиатру по месту наблюдения школьника.

Индивидуализация лечебно-

профилактических, оздоровительных, адаптационных мероприятий и программ, контроль за состоянием здоровья и образом жизни школьников осуществляются посредством заполнения школьниками Дневников здоровья. Заполнение Дневников здоровья и выдача индивидуальных рекомендаций по результатам профилактического осмотра как родителям и детям, так и учителям способствовали повышению информированности заинтересованных лиц о методах профилактики школьной дезадаптации, созданию условий для повышения мотивации к сохранению и укреплению здоровья, совершенствованию школьной и внешкольной работы по оздоровлению учащихся.

Оценка эффективности предложенной модели проводилась в условиях параллельного эксперимента на двух группах пятиклассников. При анализе успешности адаптации при переходе к обучению в основной школе было выявлено, что у большинства школьников при обучении в пятом классе были незначительные трудности (56,4% в основной группе и 57,7% в контрольной группе). Среди пятиклассников основной группы больше учащихся, адаптация которых прошла благоприятно по сравнению с учащимися контрольной группы (32,2% и 28,4% соответственно). Среди учащихся основной группы доля школьников, у которых адаптация завершается в течение первой четверти, составляла 86,4%, а в контрольной группе 62,2%. Среди учащихся контрольной группы больше школьников, у которых адаптация к обучению в основной школе затягивается до конца учебного года, - 14,6%, в основной группе -2,2%.

При оценке «цены адаптации» установлено, что в основной группе больше учащихся, которые успешно адаптировались, не утрачивая здоровье, в сравнении с показателями контрольной группы (табл.). В контрольной группе, напротив, больше пятиклассников, у которых успешная адаптация к новым условиям обучения сопровождалась ухудшением в состоянии здоровья.

Таблица

Сравнительные показатели соотношения успеха адаптации пятиклассников и сохранности их здоровья при переходе на обучение в основной школе (на 100 учащихся, P ± m)

Успешность адаптации Исследуемая группа

основная п = 136 контрольная п = 134

Успешная адаптация без проявления нарушений здоровья 29,4±2,8 22,6*±2,2

Успешная адаптация, сопровождающаяся нарушениями здоровья 54,4±5,4 61,8**±6,2

Отсутствие успеха в адаптации при появлении нарушений здоровья 14,8± 1, 3 14,2±1,3

Отсутствие успеха в адаптации без появления нарушений здоровья 1,4±0,1 1,4±0,1

Итого 100,0 100,0

* Различие статистически значимо (р<0,05).

** Различие статистически значимо (р<0,01).

Выявлены различия в показателях заболеваемости школьников исследуемых групп. Среди пятиклассников основной группы выявлены более низкие показатели заболеваемости по данным обращаемости в сравнении с данными в контрольной группе: 571,2±42,4 на 1000 учащихся в основной и 650,4±41,2 на 1000 учащихся в контрольной группе. Также среди пятиклассников основной группы зафиксированы достоверно более низкие показатели госпитализированной заболеваемости как по числу случаев (150,5±31,3 на 1000

учащихся в основной группе и 171,3±32,5 на 1000 учащихся в контрольной группе), так и по продолжительности госпитализации (12,7±1,1 дня в основной группе и 15,5±1,3 дня в контрольной группе).

Среди пятиклассников основной группы показатель пропусков занятий по болезни составил 6,9 на одного учащегося, тогда так в контрольной группе данный показатель оказался выше и составил 8,7 на одного учащегося. В основной группе зафиксированы более высокие показатели индекса здоровья (9,6±2,5 в основной группе и 7,3±2,2 в контрольной группе) и меньшее число пятиклассников часто и длительно болеющих в сравнении с пятиклассниками контрольной группы (8,3±2,4 в основной группе и 10,4±2,6 в контрольной группе).

Повысилась информированность родителей подростков относительно состояния их здоровья и активность родителей при контроле за проведением профилактических и лечебных мероприятий. Выявлено, что владеют информацией о результатах профилактического осмотра 98,4% родителей пятиклассников основной группы и только 36,2% родителей пятиклассников контрольной группы. Контроль за проведением мероприятий по оздоровлению школьника осуществляют 92,4% родителей пятиклассников основной группы и 66,8% родителей пятиклассников контрольной группы. Стараются полностью выполнять профилактические рекомендации (по питанию, закаливанию, режиму дня и пр.) 84,6% родителей пятиклассников основной группы и 22,4% родителей пятиклассников контрольной группы. При необходимости посещают психолога 51,6% родителей пятиклассников основной группы и 21,6% родителей пятиклассников контрольной группы. При необходимости работают с социальным педагогом 42,6% родителей пятиклассников основной группы и 8,4% родителей пятиклассников контрольной группы.

Заключение

Предложенный комплекс мероприятий по оптимизации медико-педагогического сопровождения школьников позволяет улучшить преемственность в работе по адаптации пятиклассников к условиям обучения в основной школе, повысить эффективность как лечебно-профилактических, так и психологопедагогических мероприятий.

При оценке эффективности предложенного комплекса мероприятий было выявлено, что среди пятиклассников основной группы больше учащихся, среди которых адаптация

завершилась в течение первой четверти, чем зированной заболеваемости, числа пропусков

среди учащихся контрольной группы. При занятий по болезни, более высокие показатели

оценке «цены адаптации» установлено, что индекса здоровья и меньшее число часто и

среди пятиклассников основной группы длительно болеющих школьников в сравне-

больше учащихся, которые успешно адапти- нии с данными контрольной группы. Также

ровались, не утрачивая здоровье, в сравнении отмечено повышение информированности

с показателями в контрольной группе. Среди родителей о состоянии здоровья подростков

пятиклассников основной группы определены основной группы и повышение их активности

более низкие показатели заболеваемости по при контроле за проведением лечебно-

данным обращаемости, показатели госпитали- оздоровительных мероприятий.

Сведения об авторах статьи:

Ахмерова Светлана Герценовна - профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России», д.м.н. 450000, г.Уфа, ул. Ленина, 3. Тел./факс 8 (347) 272-22-19, е-таП; ahm.63@mail.ru.

Николаева Виктория Витальевна - аспирант кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России», тел./факс 8 (347) 272-22-19, е-тай; www.oz-bgmu.narod.ru.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма, В.Р. Медицинское обеспечение детей и подростков в образовательных учреждениях/ Кучма В.Р., Рапопорт И.К.// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2008. - № 1. - С. 32-36.

2. Науменко, Ю.В. Образовательная программа курса «Мое здоровье» (5-7-е классы) / Ю.В. Науменко, А.И. Твердохлеб // Опыт реализации комплексной стратегии образования, формирующего здоровье школьников; - Волгоград; Изд-во ВГИПК РО, 2005. -С. 154-171.

3. Шишова, А.В. Динамика состояния здоровья учащихся на этапе перехода к предметному обучению (в последнее тридцатилетие)/ Шишова А.В., Жданова Л. А.// Вестник Ивановской медицинской академии. - 2009. - Т. 14, № 4. - С. 5-8.

4. Шлемензон, Т.Г. Применение диагностических исследований для предупреждения школьной дезадаптации учащихся в среднем звене /Шлемензон Т.Г.// Воспитание школьников. - 2001. - № 5. - С. 10-12.

УДК 616.3:614.21

© В.Н. Лазарев, О.В. Захарова, 2011

В.Н. Лазарев1,3, О.В. Захарова2 ОРГАНИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА НА БАЗЕ ЛЕЧЕБНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

1 Департамент здравоохранения администрации г. Нижнего Новгорода 2МЛПУ «Городская клиническая больница №30», г. Нижний Новгород 3ГБОУ ВПО «НижГМА» Минздравсоцразвития России

В статье рассмотрена тенденция увеличения распространенности среди населения болезней органов пищеварения, что обусловливает высокую потребность населения в специализированной медицинской помощи в регионе. Представлены анализ сети и мониторинг деятельности специализированных гастроэнтерологических отделений в стационарах. Установлена диспропорция в дислокации стационаров, размещенных главным образом в г. Нижнем Новгороде и в его ближайшем окружении, что вызывает чрезмерную перегруженность круглосуточных коек, сокращение сроков среднего числа дней пребывания на койке. Сделано заключение о необходимости реструктуризации коечного фонда специализированных стационаров с внедрением стационарзамещающих технологий с укреплением кадрового потенциала гастроэнтерологической службы.

Ключевые слова: распространенность болезней органов пищеварения, коечный фонд, показатели деятельности, гастроэнтерологическая служба, стационарзамещающие технологии.

V.N. Lazarev, O.V. Zakharova

ORGANIZATION OF SPECIALIST AND REFERTAL MANAGEMENT CENTRE FOR PATIENTS WITH GASTROINTESTINAL DISODERS AS PART OF OUTPATIENT DEPARTMENT (CLINIC) FACILITY

The article relates to a trend analysis of increasing gastrointestinal disease prevalence among the population which makes for the demand in healthcare provision among the region population. A study and performance monitoring results of several institutions’ gastrointestinal departments are presented. The in-patient departments were found to be disproportionately located in Nizhny Novgorod and its closest surrounding, which has resulted in higher rate of bed occupancy on a 24-hour basis and a reduction in the duration of hospital stay. A conclusion was made for gastrointestinal departments’ hospital stock to be essentially restructured, inpatient replacement technologies to be introduced and gastroenterological service manpower to be reinforced.

Key words: gastrointestinal disease prevalence, hospital stock, performance indicators, gastroenterological service, in-patient replacement technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.