Научная статья на тему 'Организация медико-психолого-педагогической службы у первоклассников в условиях гимназического образования'

Организация медико-психолого-педагогической службы у первоклассников в условиях гимназического образования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ГИМНАЗИСТЫ-ПЕРВОКЛАССНИКИ / ГОТОВНОСТЬ К СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ / МЕДИКО-ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / БИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ / ВЕГЕТАТИВНЫЙ БАЛАНС / FIRST GRADERS / A WILLINGNESS TO SYSTEMATIC TRAINING / MEDICAL AND PSYCHO-PEDAGOGICAL SERVICE / BIOLOGICAL ADAPTATION / FUNCTIONAL RESERVE / AUTONOMIC BALANCE / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Н. П., Лозинский А. С., Булычева Е. В.

В статье предложена модель организации медико-психолого-педагогической службы для первоклассников, не готовых к систематическому обучению, в условиях гимназического образования. Приведены результаты изучения эффективности внедрения медико-психолого-педагогической службы в гимназии. На основании динамики показателей вегетативного баланса, функциональных резервов и биологической адаптации у детей, входящих в группы риска — не готовых по медицинским и психофизиологическим критериям к систематическому обучению, доказана необходимость организации таких служб на базе современных образовательных учреждений с целью профилактики ухудшения состояния здоровья обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Н. П., Лозинский А. С., Булычева Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF MEDICAL AND PSYCHO-EDUCATIONAL SERVICES FOR FIRST-GRADER'S UNDER CONDITION OF GYMNASIUM EDUCATION SECONDARY EDUCATION

In this paper a model of organization of medical-psychological-pedagogical service for first graders not ready for systematic teaching in secondary education has been suggested. The results of study of the effectiveness of the introduction of medical, psychological and educational services in school are presented. Based on the dynamics of the autonomic balance, and functional reserve of biological adaptation in children at risk not ready for medical and psycho-physiological criteria for the systematic training the need for such services on the basis of modern educational institutions has been proven in order to prevent deterioration of the health of students.

Текст научной работы на тему «Организация медико-психолого-педагогической службы у первоклассников в условиях гимназического образования»

]г(игиена и санитария 3/2012

Гигиена детей и подростков

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.955:612.821]:373.3-053.2:614.2

Н. П. Сетко, А. С. Лозинский, Е. В. Булычева

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ

В статье предложена модель организации медико-психолого-педагогической службы для первоклассников, не готовых к систематическому обучению, в условиях гимназического образования. Приведены результаты изучения эффективности внедрения медико-психолого-педагогической службы в гимназии. На основании динамики показателей вегетативного баланса, функциональных резервов и биологической адаптации у детей, входящих в группы риска — не готовых по медицинским и психофизиологическим критериям к систематическому обучению, доказана необходимость организации таких служб на базе современных образовательных учреждений с целью профилактики ухудшения состояния здоровья обучающихся.

Ключевые слова: гимназисты-первоклассники, готовность к систематическому обучению, медико-психологопедагогическая служба, биологическая адаптация, функциональные резервы, вегетативный баланс

N. P.Setko,A.S. Lozinskii,E. VBulyhva—ORGANIZATION OF MEDICAL AND PSYCHO-EDUCATIONAL SERVICES FOR FIRST-GRADER'S UNDER CONDITION OF GYMNASIUM EDUCATION SECONDARY EDUCATION

The State Education Institution of Higher professional education "The Orenburg State Medical Academy of Federal Agency in Public Health and Social Development"

In this paper a model of organization of medical-psychological-pedagogical service for first graders not ready for systematic teaching in secondary education has been suggested. The results of study of the effectiveness of the introduction of medical, psychological and educational services in school are presented. Based on the dynamics of the autonomic balance, and functional reserve of biological adaptation in children at risk - not ready for medical and psycho-physiological criteria for the systematic training the need for such services on the basis of modern educational institutions has been proven in order to prevent deterioration of the health of students.

Key words: high school students, first graders, a -willingness to systematic training, medical and psycho-pedagogical service, biological adaptation, functional reserve, autonomic balance

Введение

В настоящее время использование личностноориентированного обучения учащихся является одним из приоритетных направлений по совершенствованию системы общего образования, поскольку традиционные методики преподавания не могут осилить реалии информационного взрыва, не перегружая и не истощая растущий организм. В связи с этим актуализируется поиск новых средств поддержания и восстановления психофизиологических функций учащихся, целью которых является не реабилитация и наращивание объемов медицинской помощи, а создания таких условий, в которых учебный процесс нейтрализовал бы имеющиеся и не допускал бы у обучающихся возникновения школьно-сопряженной патологии [1].

Цель исследования — оценить эффективность организации медико-психолого-педагогической службы (МППС) у первоклассников в условиях гимназического образования.

Сетко Н. П. — проф., проректор по научной и инновационной работе, зав. каф. гигиены и эпидемиологии (orgma-fpps@ mail.ru); Лозинский А. С. — асп. каф. гигиены и эпидемиологии; Булычева Е. В. — канд. мед. наук, ст. препод. каф. гигиены и эпидемиологии.

Для оценки эффективности функционирования службы были сформированы две группы гимнази-стов-первоклассников, не готовых к систематическому обучению. 1-ю группу составили дети (33 человека) в образовательном учреждении которых имеется МППС, 2-ю группу — первоклассники (30 человек), обучающиеся в гимназии, в которой не предусмотрена организация подобной службы. У гимназистов исследуемых групп в динамике учебного года проведена оценка вегетативного баланса, уровня функциональных резервов с помощью кардиоритмографического комплекса ORTO-Bxpert [2], а также определен уровень адаптированности на основании индекса напряжения, согласно шкале

В. П. Казначеева (1981).

Целью организации службы на базе гимназии для детей, не готовых к систематическому обучению, являлось оптимизация личностно-ориентированного обучения, что позволяло учитывать психофизиологические особенности учащихся, на основании чего выстраивать учебный процесс без формирования высокой физиологической "цены" обучения. На рисунке представлена структура и содержание работы МППС. Для первоклассников трижды в год (в сентябре, декабре и апреле) проводится диагностика функционального состояния, оценивается уровень биологической адаптации, нервно-психический ста-

54

Схема организации медико-психолого-педагогической службы

Медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ситуациях взаимодействия

тус, развитие школьных навыков, социальный статус детей, социально-психологическая адаптация.

Результаты докладываются на медико-психолого-педагогических консилиумах, на основании которых формируются группы риска детей по отклонениям в состоянии здоровья, прослеживается динамика изменения состояния здоровья, на основании чего оценивается эффективность коррекционных мероприятий, предлагаются рекомендации педагогам и родителям по коррекции выявленных отклонений и организации обучения.

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о том, что в начале учебного года у первоклассников 1-й и 2-й групп достоверных различий в показателях вариабельности сердечного ритма не выявлено. К концу учебного года у первоклассников 1-й группы отмечалось снижение активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, о чем свидетельствует уменьшение АМо в 1,5 раза при одновременном увеличении АХ в

1,6 раза; SDNN в 1,2 раза; RMSSD в 1,5 раза. У первоклассников 2-й группы имело место уменьшение среднего значения вариационного размаха (АХ) в 2,4 раза при одновременном увеличении средних значений АМо в 2,3 раза. В итоге при сравнительном анализе показателей сердечного ритма установлено, что к концу учебного года у первоклассников 1-й группы в сравнении с первоклассниками 2-й группы АМо и вариационный размах были в 3,6 и 6,2 раза меньше, SDNN в 1,2 раза и RMSSD в 1,5 раза больше. Данный факт свидетельствует о повышениии влияния активности центрального контура регуляции сердечного ритма на автономный контур, что выражается в усилении влияния симпатического отела вегетативной нервной системы у первоклассников 2-й группы в сравнении с первоклассниками 1-й группы.

В начале учебного года у первоклассников после проведения ортостатической пробы на фоне увеличения АМо среди гимназистов 1-й группы с 40,7±2,48 до 48,3±1,88% (р < 0,05) и гимназистов 2-й группы с 42,9±3,50 до 54,6±4,01% (р < 0,05) установлено незначительное снижение вариационного размаха по отношению к исходному уровню. Причем снижение средних значений АХ у первоклассников исследуемых групп имело недостоверный характер. Увеличение или сохранение, как выявлено в нашем случае, на прежнем уровне вариационного размаха после проведения ортостатической пробы многими исследователями ассоциируется с неблагоприятным прогнозом адаптации организма [3]. К концу учебного года у

первоклассников 1-й группы в отличие от таковых 2-й группы разница в средних значениях вариационного размаха уже являлась достоверной, и АХ после проведения ортопробы уменьшался в 1,6 раза (с 0,437±0,016 до 0,275±0,019 усл. ед.;р < 0,05), что свидетельствует об адекватной реакции сердечно-сосудистой системы, отражающей наличие достаточных функциональных резервов организма.

Вышеописанные данные нашли свое отражение в распределении первоклассников в зависимости от уровня функциональных резервов. В начале учебного года картина распределения первоклассников в зависимости от уровня резервных возможностей исследуемых групп была практически идентичной. Так, среди первоклассников 1-й и 2-й групп чаще всего выявлялись учащиеся со сниженными (21,9 и 25,5%), выраженно сниженными (29,2 и 25,8%) и значительно сниженными (21,3 и 24,7%) резервными возможностями. Но уже к концу учебного года у детей 1-й группы определено увеличение удельного веса гимназистов с состоянием минимального напряжения на 15%, повышенным расходом функциональных резер-

55

[гиена и санитария 3/2012

Показатели параметров сердечного ритма гимназистов исследуемых групп, М±т

Показатель Время исследования Состояние Гимназисты 1-й группы Гимназисты 2-й группы

Частота сердечных сокращений в минуту Начало года Покой Ортостаз 79,6±2,56 91,5±3,35 о о СЛ О 08 U) н- н-(%» 4- 400 00

Конец года Покой Ортостаз 85,3±4,18 100,2±1,47 99,8±2,36 109,7±5,38

Среднее значение (М), с. Начало года Покой Ортостаз 0,644±0,011 0,547±0,012 О о 08 08 (xj 4^ 00 0 н- н-© о о о to

Конец года Покой Ортостаз 0,648±0,009 0,611±0,041 0,639±0,018 0,598±0,019

Стандартное отклонение (SDNN), с. Начало года Покой Ортостаз О О о о СЛ •-J 08 н- нО о о о о 00 00 0,080±0,006 0,071±0,004

Конец года Покой Ортостаз 0,091±0,007 0,082±0,004 0,075±0,010 0,053±0,007

Мода (Мо), с. Начало года Покой Ортостаз 0,691±0,014 0,745±0,017 0,710±0,011 0,695±0,018

Конец года Покой Ортостаз 0,699±0,011 0,637±0,010 О О 08 00 о СЛ О н- н-© о о о 4^

Амплитуда моды (АМо), % Начало года Покой Ортостаз 40,7±2,48 48,3±1,88* 42,9±3,50 54,6±4,01*

Конец года Покой Ортостаз 27,1±4,13 33,9±5,01 98,7±2,16 95,1±3,94

Вариационный размах (ДХ), с. Начало года Покой Ортостаз 0,273±0,015 0,257±0,018 0,281±0,018 0,279±0,015

Конец года Покой Ортостаз 0,437±0,016 0,275±0,019* 0,070±0,016 0,071±0,013

Квадратный корень средних квадратов разницы между смежными R-R-интервалами (RMSSD), с. начало года Покой Ортостаз 0,065±0,006 0,052±0,004 0,063±0,010 0,051±0,009

Конец года Покой Ортостаз 00 08 О О О О o' 0' -н -н С"- о о\ о\ о о o' 0' 0,064±0,011 0,065±0,005

Примечание. * — р < 0,05 при сравнении показателей в покое и после ортопробы.

вов на 21,1%; снижение числа детей с выраженно сниженными на 7,2%, значительно сниженными на 24,8% и резко сниженными функциональными резервами на

7,8%.

В начале учебного года у первоклассников исследуемых групп достоверных различий в средних значениях индекса напряжения выявлено не было. К концу учебного года у гимназистов 1-й группы индекс напряжения достоверно уменьшился с 297,8±29,9 до 156,7±23,6 усл. ед. (р < 0,05), тогда как у гимназистов 2-й группы этот показатель увеличился с 323,3±13,2 до 451,1±24,0 усл. ед. (р < 0,05). В результате описанной динамики в пределах границ физиологической нормы находились средние значения индекса напряжения только первоклассников 1-й группы, что нашло свое отражение в распределении первоклассников в зависимости от уровня биологической адаптации. Так, в начале учебного года удельный вес первоклассников с удовлетворительными адаптационными возможностями, напряжением, неудовлетворительными возможностями и их срывом в обеих группах практически не имел различий. В течение учебного года среди первоклассников 1-й и 2-й групп выявлен рост числа первоклассников с неудовлетворительной адаптацией на 5,8 и 17,9% и срывом адаптационных возможностей соответственно на 4,4 и 13,3%. Как видно из вышеизложенного, более вы-

раженный рост детей с низким уровнем адаптирован-ности наблюдался среди первоклассников 2-й группы. В итоге к концу учебного года в 1-й группе детей с удовлетворительной адаптацией наблюдалась на 21,4% больше, с неудовлетворительной адаптации и срывом адаптационных возможностей на 6,5 и 12,2% меньше, чем среди первоклассников 2-й группы.

Таким образом, установлено, что организация и систематическая работа медико-психолого-педагогической службы способствует нормализации вегетативного баланса, улучшению функциональных резервов и биологической адаптации у первоклассников, не готовых к систематическому обучению, что позволит в условиях современного образования сохранить и укрепить здоровья детей, находящихся в группах риска.

Литер атура

1. Алифанова Л. А. // Педиатрия. — 2007. — № 2. — С. 106— 110.

2. Игишева Л. Н., Галлеев А. Р. Комплекс ORTO-Expert как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Метод. руководство. — Кемерово: НПП "Живые системы", 2003.

3. Шаршенова А. А., Мажикова Э. Дж. // Педиатрия. — 2005. — № 3. — С. 110—113.

Поступила 21.11.11

56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.