Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Р.Р., Утукина Т.А.

В статье проводится анализ организации логистической деятельности на агропромышленном предприятии и даются рекомендации по ее усовершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LOGISTICS ACTIVITIES OF AGRICULTURE COMPANIES

The article analyzes the organization of logistics activities in the agro-industrial enterprise, and provides recommendations for improvement.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

- рекреативный тип, объединяющий в себе различные виды отдыха и развлечений, туризм, спорт, посещение танцевальных клубов, ресторанов и т.д.;

- культурно-потребительский тип, включающий в себя множество различных направлений, объединенных одной составляющей - потреблением духовных ценностей (чтение книг, журналов, просмотр телепрограмм, посещение музеев и т.д.);

- культурно-творческий тип, включающий различные виды досуга, направленные на созидание или воспроизводство духовных ценностей.

Использованные источники:

1.Асанова М.М. Организация культурно-досуговой деятельности. - М.: ИЦ «Академия», 2014. - 192 с.

2.Горнштейн М.Ю. Маркетинговые стратегии на разных этапах жизненного цикла товара.// Вопросы экономических наук. 2015.

№ 3(73). С. 29 - 31

3.Жарков М.А. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. -М.: ИД МГУКИ, 2007. - 480 с.

УДК 338.3

Тимиргалеева Р.Р., доктор экономических наук, профессор профессор кафедры производственного менеджмента Кубанский государственный технологический университет

Россия, г. Краснодар Утукина Т.А. студент

4 курс, Кубанский государственный технологический университет

Россия, г. Краснодар ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

В статье проводится анализ организации логистической деятельности на агропромышленном предприятии и даются рекомендации по ее усовершенствованию.

Ключевые слова: логистическая деятельность, предприятие, логистическая система.

Timirgaleeva R.R., Doctor Sciences in Economics, Professor, Kuban

State Technologwal University Russia, Krasnodar Utukina T.A. student

4 year, Kuban State University of Technology

Russia, Krasnodar

ORGANIZATION OF LOGISTICS ACTIVITIES OF AGRICULTURE COMPANIES

The article analyzes the organization of logistics activities in the agro-industrial enterprise, and provides recommendations for improvement.

Keywords: logistic operations, enterprise logistics system.

Качественная трансформация рыночных условий хозяйствования современных предприятий обуславливает необходимость решения принципиально новых проблем, в основе которых главное место занимает поиск адекватных методов и способов достижения и удержания конкурентных позиций, разработка стратегии и тактики обеспечения долгосрочного успеха предприятия. В этих условиях перед руководителями предприятий возникает вопрос формирования такой системы управления, которая бы обеспечила стратегическую гибкость организации. При этом, как показало анализ ряда литературных источников [1-7], важное значение приобретают новые подходы к управлению, среди которых ведущее место занимает логистика.

Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, ускоряет процесс получения информации, способствует резкому сокращению материальных запасов, повышает уровень сервиса и оптимизирует затраты. Использование логистических концепций, систем и технологий позволяет оптимизировать ресурсы предприятия (материальные, финансовые, трудовые), связанные с управлением материальными и сопутствующими потоками [5-13].

АО фирма «Агрокомплекс» представляет собой один из крупнейших сельхоз товаропроизводителей на юге России, занимающий лидирующее место в Краснодарском крае. Предприятие имеет в своем составе автохозяйство с общим количеством автомашин - 900 единиц, машинотракторный парк фирмы насчитывает более 800 единиц техники. Предприятие располагает собственной сетью розничной торговли. Продукция фирмы реализуется на территории Краснодарского края, Ростовской области, оптовая торговля осуществляется по всей России.

Основные виды деятельности, осуществляемые АО фирма «Агрокомплекс» - растениеводство в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство). Дополнительные виды деятельности: выращивание зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки; овощеводство; выращивание плодовых и ягодных культур; разведение крупного рогатого скота; разведение овец и коз; разведение свиней; разведение сельскохозяйственной птицы; производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства лошадиных; производство мяса и пищевых субпродуктов сельскохозяйственной птицы и кроликов; переработка молока и производство сыра; производство муки из зерновых и

растительных культур и готовых мучных смесей, и теста для выпечки; производство крупы, муки грубого помола, гранул и прочих продуктов из зерновых культур; производство макаронных изделий; розничная торговля фруктами и овощами.

Организационная структура представляет собой совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчинённости и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой подсистемами. Деятельность всех подразделений регламентируется положениями о структурных подразделениях, разработка и корректировка которых производится работниками отдела труда и заработной платы. Взаимодействия между подразделениями осуществляется на основе стандарта менеджмента качества ISO 9001.

Каждое подразделение (сектор сбыта, производственный сектор, технический сектор) выделено и в организационном плане, обладает в некоторой мере административно-хозяйственной самостоятельностью, то есть имеет право принимать и обеспечивать выполнение соответствующих управленческих решений в пределах своей компетенции, определенной для каждого подразделения генеральным директором. Организация процессов управления АО фирма «Агрокомплекс» построена на сочетании двух принципов построения управленческих структур: линейной и функциональной.

Все сектора «Агрокомплекса» при выполнении своих функций нацелены на достижение общей цели - эффективная работа предприятия, поэтому их деятельность взаимозависима. В целом организационная структура АО «Агрокомплекс» соответствует специфике предприятия, его целям и решению стоящих перед ним задач. Организационная структура отдела логистики линейного типа. Стиль руководства в отделе -авторитарный, при котором начальник отдела сам принимает решения и доводит их до подчиненных.

Отделом руководит начальник одела логистики, в обязанности которого входит:

- организация и контроль бесперебойности и продуктивности ежедневной работы отдела логистики;

- оценка и анализ производительности операций по логистике;

- выработка предложений по оптимизации себестоимости закупаемого сырья, оборудования и отгружаемых товаров.

- соблюдение утвержденной сметы затрат, статей бюджета;

- анализ, планирование, организация, координация и управление (включая организацию контроля за исполнением) логистическими процессами предприятия;

- формирование бюджета на логистику. Анализ затрат на логистику и логистических издержек;

- оптимизация стоимости и эффективности логистических операций предприятия.

Основные виды деятельности отдела логистики фирмы:

- управление поставками и запасами сырья, расходными материалами, комплектующими;

- обеспечение склада, продаж, транспорта необходимым складским оборудованием, оргтехникой, упаковкой, спецодеждой, оборудованием для торговли;

- контроль за складами сырья и комплектующих;

- управление запасами, закупка готового товара для реализации и выполнение заказов на стороннем производстве;

- планирование и контроль за выполнением заказов на производстве готовой продукции;

- планирование и формирование заказов на комплектующие, сырье и другие компоненты производства;

- координирование незаконченного производственного процесса;

- анализ и управление запасами готовых товаров;

- управление и мониторинг ассортиментом продукции;

- управление складскими территориями и доставка заказов клиентам, партнерам;

- контроль за работой распределительных центров и складами готовой продукции

- мониторинг качества сервисного обслуживания и взаимодействия с партнерами.

Для эффективной организации транспортной логистики на предприятии внедрена автоматизированная система «ЭРМА СОФТ Менеджмент» московской компании «ЭРМА СОФТ», позволяющая планировать оптимальный маршрут движения с оптимальной загрузкой транспорта, учитывая температурные режимы продукции, локацию магазинов, а также особенности и состояние дорог. Об эффективности данной автоматизированной системы свидетельствует тот факт, что за последний месяц система позволила сократить пробеги транспорта на 5% и, как следствие, сократить затраты на топливо.

Для управления складскими операциями, оборудованием и персоналом складская логистика обеспечена системой «1С-Логистика: Управление складом». Как показал анализ ряда литературных источников [9-12], данная система представляет собой систему автоматизированного принятия решений складского комплекса предприятия. Она позволяет существенно повысить эффективность его работы, а именно: оптимизировать использование площади склада; сократить затраты на хранение товара на складе; сократить время проведения всех складских операций; сократить количество ошибочных складских операций; повысить точность учета

товара; избежать потерь, связанных с ограниченным сроком реализации товара; уменьшить зависимость от «человеческого фактора».

Важно отметить, что складские помещения оснащены современным оборудованием, а именно: электрическими тележками, штабелёрами ручными и поводковыми, ричтраками (электрические штабелёры). Также на складах оптимизированы площади хранения продукции.

Анализ организации логистического управления на предприятии позволил выявить ряд проблем:

- из-за несвоевременного технического осмотра транспортных средств случаются поломки, на устранение которых может уйти по времени от одного часа до десяти. Следствием является задержка поставки товара на полки магазинов и как результат - убытки для всей фирмы;

- на складах распределительных центров нередко случаются хищения выпускаемой товарной продукции, что в общем итоге также приносит фирме серьезные убытки;

- недостаточно уделяется внимания оптимизации работы склада, основная ответственность лежит на работниках склада, что также приводит к издержкам времени и погрешностям в выполнении работы.

Исходя из выявленных выше проблем, предлагаем для улучшения организации логистической деятельности провести ряд мероприятий.

Во-первых, следует заключить договоры с организациями сервисного обслуживания для проведения своевременного технического осмотра транспорта.

Во-вторых, для устранения проблем, связанных с хищением выпускаемой товарной продукции на скалах распределительных центров, ввести жёсткую систему контроля.

В-третьих, для оптимизации функционирования склада (экономия времени и повышение точности выполнения заданий) предлагается внедрить в работу складского комплекса WMS систему (Warehouse Management System, система управления складом) [7]. Внедрение данной системы позволит решить вопросы автоматизации работы склада: оперативно, в режиме реального времени управлять складом; получать информацию о состоянии склада в любых разрезах; оптимизировать использование всех -вещественных, финансовых, трудовых и т.д. - ресурсов склада посредством планирования, анализа загруженности складского пространства и оборачиваемости товаров. В основе данных систем лежат современные информационные технологии [9-12]:

- автоматическая идентификация с использованием радиоволн (RFID) для считывания кодов RF-меток или станций сканирования штрих кодов;

- адресное (ячеечное) хранение с распределением мест хранения товаров на складе с учетом всех требований условий хранения;

- удаленное управление персоналом при помощи Терминалов Сбора Данных (ТСД) -мобильных компьютеров, оснащенных Wi-fi, технологией радиочастотной идентификации (RFID).

Учитывая, что данное мероприятие является одним из основных, необходимо выявить, в какой степени его реализация повлияет на рост товарооборота предприятия. Для этого в первую очередь необходимо произвести расчет затрат. Мероприятия планируется осуществить поэтапно:

1) Заключить контракт на год сервисного обслуживания автопарка фирмы с краснодарской компанией ООО «АЛСФОРТ». Затраты составят 3500 тыс. р. в год. По контракту компания обязана своевременно проводить техническое обслуживание автопарка, а также, если случается, незамедлительно устранить поломку.

2) Внедрение модуля «Управления складом» на базе WMS Microsoft Dynamics Axapta.

Данный модуль включает в себя следующие функциональные возможности: описание склада и контроль над его состоянием; детальная информация о товаре на складе; планирование и регистрация операций с товаром; тарификация и расчет стоимости услуг для клиентов; маркировка и стикеровка товара; использование беспроводных терминалов сбора данных; аналитическая отчетность о состоянии склада и операциях. Текущие затраты предложенного мероприятия состоят из статей, приведенных в таблице 1.

Таблица 1 - Текущие затраты инвестиционного проекта

Работы по проекту Затраты

Услуги компании ООО «АЛСФОРТ» 3500 тыс. р.

Приобретение WMS Microsoft Dynamics AX 10000 тыс. р.

Внедрение WMS Microsoft Dynamics AX 9000 тыс. р.

Техническая поддержка WMS Microsoft Dynamics AX 800 тыс. р.

Заработная плата системного администратора 360 тыс. р.

Итого 23660 тыс.р.

Расчет экономической эффективности представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Расчет экономической эффективности

Показатели До мероприятий После мероприятий Отклонение, + - 1 Темп роста, %

Объем реализованной продукции, оказанных услуг, тыс. р. 22208965 23985682,2 1776717,2 108

Производительность труда, выработка на одного работника, тыс. р. 1978,8 2137,1 158,3 108

Чистая прибыль, тыс. р. 20383609,4 22014298,1 1630688,8 108

Дополнительная прибыль, тыс. р. - 1630688,8 - -

Затраты, тыс. р. - 23660 - -

Эффект от мероприятий, тыс. р. - 1607028,8 - -

Таким образом, расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий показывает существенное увеличение выручки от реализации продукции и услуг, серьезное повышение производительности труда и увеличение чистой прибыли. Как видим, предложенные мероприятия направлены на совершенствование логистической деятельности предприятия и, как следствие, улучшение его финансово-экономических показателей.

Использованные источники:

1.Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -5-е изд., стер. - М.: Магистр; ИНФРА-М, 2013. - 575 с.

2.Аникин, Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с.

3.Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. - Москва: Дашков и К°, 2013. - 420 с.

4.Джестон Дж. Управление бизнес-процессами: практ. руководство по успешной реализ. проектов / Джестон Дж., Й. Нелис. - М. : Альпина Паблишер, 2012. - 643 с.

5. Использование CRM-систем на предприятиях санаторно-курортной сферы / Гриневич К.В., Тимиргалеева Р.Р. // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 356-360.

6.Курочкин, Д.В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. - Минск: ФУАинформ, 2012. - 268 с.

7Логистика в создании эффективного организационно-управленческого механизма управления трудовыми ресурсами / Ларина Р.Р. // Науковий Вюник Нащонального Прничого ушверситету. 2003. № 3. С. 91-95.

8. Логистика и маркетинг в управлении кадровым потенциалом / Поважный С.Ф., Ларина Р.Р., Белоусов А.В. Монография / Донецк, 2003.

9.Логистический подход к управлению региональными организационно-экономическими системами /Ларина Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополь, 2012.

10.Методы оптимизации в управлении организационно-экономическими и техническими системами / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Потапов Г.Г. -Симферополь, 2011.

11.Некоторые предпосылки использования логистики как элемента управления системами / Тимиргалеева Р.Р. // Менеджер. 2001. № 2 (14). С.86-89.

12.Обеспечение устойчивого развития субъекта хозяйствования за счет внедрения информационно-логистических систем / Тимиргалеева Р.Р. // Ефективна економша. 2013. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Формирование бизнес-модели инновационного развития предприятия на основе сценарного подхода / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // В книге:

Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016) Труды научно-практической конференции с зарубежным участием. под ред. А. В. Бабкина. 2016. С. 526-535.

УДК 658.5

Ульянова А.Ю. студент

4 курс, институт Экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С.П. Королева Россия, г. Самара

АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТАНДАРТОВ В

ОБЛАСТИ АУТСОРСИНГА

В статье дается общий обзор понятия аутсорсинг, его классификация, раскрывается понятие давалъческих отношений. Идет сравнение применения давалъческой схемы в Российской и зарубежной практике, освещаются юридические вопросы использования давалъческих и толлинговых схем.

Ключевые слова: аутсорсинг, давалъческая схема, давалъческие отношения, процессинг, толлинг, толлинговые отношения, субподряд.

The article provides an overview of the concept of outsourcing, its classification, discloses the concept of subcontracting. There is a comparison of the use of subcontracting in the Russian and foreign practice, highlights the legal issues of using tolling and tolling schemes.

Key words: outsourcing, subcontracting, processing, tolling.

С 80х годов прошлого века и по настоящее время в мировой экономике наблюдается тенденция к широкому использованию аутсорсинга -привлечения на договорной основе сторонних компаний к выполнению определенных бизнес-процессов.

Первыми компаниями, начавшими использовать аутсорсинг были автоконцерны Ford Motor и Crysler. Они размещали заказы на поставку комплектующих сторонним компаниям, что позволило им существенно сократить складские запасы, тем самым уменьшить издержки хранения. Тем временем General Motors следовала традиционной тогда практике хранения полного набора комплектующий на собственных складах. Результирующие прибыли этих компаний дали понять, что применение аутсорсинга в качестве инструмента повышения доходности предприятия вполне оправдано.

На данный момент аутсорсинг считают прогрессивным видом взаимодействия малых и крупных предприятий и ставят его в один ряд с такими понятиями как кластер, субподряд, франчайзинг.

Для понимания самого понятия аутсорсинг, следует рассмотреть, какие процессы могут быть переданы в ведение других компаний. Для этого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.