Научная статья на тему 'Организация культуры как источник модернизации социокультурной сферы'

Организация культуры как источник модернизации социокультурной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
377
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МОДЕРНИЗАЦИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ / АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / EFFI CIENCY OF CULTURAL ESTABLISHMENTS' ACTION / CULTURE / MODERNIZATION OF CULTURAL SECTOR / AUTONOMOUS CULTURAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Негинский Евгений Семенович

Рассматривается роль организации культуры в процессе модернизации социокультурной сферы России, показывается целесообразность реформирования отрасли и реорганизации учреждений в форму автономных, подчеркивается, что современные подходы и новые пути развития культуры лежат в плоскости органического сопряжения организационно-экономического и собственно культурного пространства в деятельности организации культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT IN CULTURE AS A SOURCE OF MODERNIZATION A SOCIO-CULTURAL SECTOR

The role of management in culture under the process of modernization of socio-cultural sector in Russia is considered. Suitability of reformation this sector and reorganization establishments to autonomous ones is shown. The article points that modern methods and new ways of cultural development are in the same plane of connection economical and cultural space in management of culture.

Текст научной работы на тему «Организация культуры как источник модернизации социокультурной сферы»

Е.С. Негинский

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ КАК ИСТОЧНИК МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

НЕГИНСКИЙ Евгений Семенович - соискатель кафедры культурологи и деловых коммуникаций РАГС (e-mail: esn_2010@mail.ru)

Аннотация. Рассматривается роль организации культуры в процессе модернизации социокультурной сферы России, показывается целесообразность реформирования отрасли и реорганизации учреждений в форму автономных, подчеркивается, что современные подходы и новые пути развития культуры лежат в плоскости органического сопряжения организационно-экономического и собственно культурного пространства в деятельности организации культуры.

Ключевые слова: культура, модернизация сферы культуры, эффективность деятельности учреждения культуры, автономное учреждение культуры.

Перемены конца ХХ в. влекут за собой пересмотр устаревших представлений о роли культуры в государственных структурах и в обществе. Расширяются взгляды на культурный процесс, преодолеваются традиционные представления о культуре, которая перестает восприниматься только как совокупность общенациональных ценностей и уже не связывается исключительно с культурным наследием и народным творчеством, с формами «высокой» культуры, только с всесторонним развитием человека. В культуре стали видеть поле деятельности культурных институтов, «организованную культуру», встроенную в более широкую действительность, где она взаимодействует с образованием, экономикой, городским планированием и другими сферами человеческой деятельности1.

В этих условиях меняется понимание роли организации культуры в современном обществе. Ранее организация рассматривалась в ракурсе отраслевого и административного представления об устройстве культуры, сегодня становится необходимым понимать ее функции с точки зрения эффективности работы с культурными ресурсами. Эта мировоззренческая перемена очень важна, так как отражает фундаментальные изменения в подходах к деятельности организаций культуры, к выбору инструментария деятельности, механизмов управленческих решений.

1 См.: Пахтер, М., Лэндри, Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в ХХ1 веке. - М., 2003. - С. 6, 43 - 44.

В начале нового века сфера культуры в России модернизировалась как ответ на административную реформу, а не как ответ на процессы саморазвития культуры. «В 1990-е годы, на фоне масштабных социальных и политических преобразований, культура оказалась в России одной из немногих областей, где не была проведена рыночная модернизация. В 2003 году в жизни организаций культуры наступает принципиально новый период ... стала очевидна необходимость институциональной модернизации государственных организаций, которая позволила бы решать проблемы культуры в едином комплексе, опираясь на механизмы взаимодействия коммерческой и некоммерческой, государственной и негосударственной составляющих сферы культуры»1.

К настоящему времени назрели дальнейшие перемены. Остро встали вопросы перехода к новому обществу, в котором на первый план выступают производство и потребление идей, повышается внимание к человеческому потенциалу и культуре как неиссякаемому источнику конкурентоспособности страны и ее жизнеспособности. Организации культуры в современном российском обществе отводится большая роль в сохранении богатых национальных традиций народов России, в формировании единого культурного пространства. Неоднородность обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда экономических факторов негативно влияет на развитие сферы культуры и социальное самочувствие людей, которые не могут воспользоваться своим конституционным правом на пользование культурными услугами. Роль инновационных организаций культуры проявляется в том, что они становятся своеобразным катализатором процессов общественного развития. Они способны активизировать творческую активность в локальном сообществе, распространять позитивные представления о будущем, внедрять в жизнь прогрессивные ценностные ориентиры, а также преумножать ресурсы культуры за счет творческих умений.

Организации культуры как важнейший источник модернизации социокультурной сферы призваны гибко реагировать на нарождающиеся в обществе запросы, адаптироваться к меняющимся условиям, осваивать новые гуманитарные технологии, становиться активными акторами в современном социокультурном пространстве. В своей деятельности организациям культуры нужно реализовывать такие принципы, как осуществление эффективного управления, использовать для этого современные организационно-правовые формы, внедрять и применять современные научно обоснованные технологи работы, усиливать инновационную составляющую. Особо надо отметить такие направления их деятельности, как достижение соответствия культурных продуктов и услуг обществен-

1 Гнедовский, М.Е. Культура в России: государственный проект или гражданские инициативы? Сайт Института культурной политики http://www.cpolicy.ru

ному спросу, повышение адресности культурных услуг, их разнообразие, улучшение стандартов обслуживания, обеспечение оснащенности процесса предоставления услуг современными техническими и технологическими средствами.

Зарубежный опыт свидетельствует, что возможности организаций культуры расширяются тогда, когда они переосмысливают принципы своего существования, посвящают свою деятельность более открытому служению публике. Это дает возможность увеличить количество человеческих, финансовых и капитальных ресурсов, стать конкурентоспособными.

В России функционируют различные организации культуры. Ряд творческих отраслей перешел на коммерческие рельсы, появились такие субъекты творческого предпринимательства, как художественные галереи, архитектурные бюро, студии дизайна и т. д. Большую часть культурных организаций составляют традиционные институты культуры - библиотеки, театры, музеи, клубы, концертные организации, парки культуры и отдыха, которые государство продолжает финансировать. Среди организаций государственного сектора есть и такие, которые успешны и инновационны, но в то же время многие из них неэффективны, предлагают населению недостаточно современные и качественные культурные продукты и услуги. Анализ деятельности организаций культуры в России позволяет выявить важную тенденцию в развитии социокультурной сферы: спрос на культурные продукты и услуги в сфере культуры превышает предложение со стороны государства. «Согласно экономическим законам рынок должен отреагировать на такой дисбаланс.

В условиях реструктуризации бюджетного сектора, сокращения получателей бюджетных средств, возрастания конкуренции между государственными и негосударственными производителями культурных продуктов и услуг создаются условия для развития негосударственного некоммерческого сектора и предпринимательства в сфере культуры, которые помимо собственно заработанных средств могут иметь возможность получать бюджетные средства в рамках государственных заказов и привлекать средства из других источников (гранты, пожертвования, инвестиции и пр.)»1.

Поскольку основным ресурсом создания условий для оказания услуг в области культуры и гарантией их предоставления в России является деятельность учреждений культуры, остро стоят вопросы модернизации их сети. Вокруг устаревшей и негибкой сети бюджетных учреждений сформировался значительный круг проблем. Такие учреждения не имеют внутренних стимулов к развитию, реформированию и модернизации и им нет необходимости постоянно доказывать свою конкурентоспособность и эффективность. «Они, независимо от качества и эффективности своей

1 Мельвиль, Е.Х. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства. - М.: Дело, 2010. - С. 31.

работы, имеют привилегированный доступ к бюджетным ресурсам, в том числе к стабильно растущему в последние годы бюджетному финансированию, используют государственную (или муниципальную) собственность, опираются на сложившуюся инфраструктуру, ... при этом осваивают менее трети рыночного потенциала индустрии культуры. ... Учреждения являются исполнителями, обеспечивающими реализацию государственных (муниципальных) обязательств по предоставлению услуг населению. Однако существующее сметное финансирование бюджетных учреждений ориентировано не на потребителя, а на содержание сети учреждений. Именно такое положение приводит к неэффективности бюджетных расходов и должно быть пересмотрено»1.

Вопросы функционирования бюджетных учреждений обострились в условиях экономического кризиса. В системе стабилизационных мер по преодолению кризисной ситуации органы управления сферой культуры особое место отвели вопросам оптимизации бюджета, обеспечению эффективного расходования средств учреждений, постоянного мониторинга и отслеживания фактического состояния дел в отрасли культуры, ограничению принятия новых расходных обязательств. Сегодня еще многое предстоит усовершенствовать в деятельности учреждений культуры в соответствии с разграничением полномочий всех уровней власти, разработкой нормативной правовой и методической базы, регулирующей преобразование инфраструктуры отрасли и системы ее управления в соответствии с требованиями административной реформы и реформы местного самоуправления.

Опыт показал, что вложение ресурсов в бюджетные учреждения не способствуют тому, чтобы эти учреждения стали эффективнее и результативнее работать, поэтому требуется принять меры по их значительному обновлению. Главный принцип, который должен быть реализован в процессе модернизации бюджетных учреждений - соответствие культурных продуктов и услуг общественному спросу, усиление инновационной составляющей в их деятельности. Для того чтобы такие принципы были реализованы, необходимы активные меры, среди которых - введение новой организационно-правовой формы; внедрение контрактных отношений учреждений культуры с их учредителем; изменение механизма сметного финансирования; преодоление отсталости инфраструктуры и устранение препятствий в кооперации бюджетных средств; повышение эффективности использования бюджетных средств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях2.

1 Абанкина, Т.В. Прокрустово ложе бюджетной культуры //Отечественные записки. - 2005. - № 4. - С. 150 -151.

2 См.: Сорочкин, Б.Ю., Рубинштейн, А.Я. Анализ механизмов государственного финансирования сферы культуры / Институт переходного периода. - М., 2003.

В целом бюджетная политика нуждается в переориентации на переход от управления затратами к управлению результатами. В связи с этим востребован такой инструмент управления, как бюджетирование, ориентированное на результат, позволяющее оценивать социальную эффективность деятельности организаций культуры, используя определенные индикаторы, и соизмерять затраты и результат. Одним из инструментов эффективности использования бюджетных средств является переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования.

Назрела необходимость изменения модели руководства учреждением культуры, которое должно осуществляться на основе того, как данное учреждение культуры определяет свое место в обществе, может ли найти своего потребителя и развиваться на основе активной работы с публикой, спонсорами, реализовывать необходимые местному сообществу проекты. Экономическим механизмом, актуальным в таких условиях, является многоканальное финансирование, при этом возрастает роль маркетинга, фандрайзинга, работы с бизнесом, стремящемся к гуманитарной ориентации своей деятельности.

По итогам анализа структуры органов управления сферы культуры, системы контроля и отчетности организаций культуры, изучения имущественных, финансово-экономических вопросов ряд регионов начал переводить государственные и муниципальные учреждения культуры в новую правовую форму - автономные учреждения. Предварительно подготавливается пакет документов, регламентирующих процедуру перевода и предусматривающих систематизацию нормативно-правовой базы, необходимой для реструктуризации, разработку критериев, позволяющих оценить реальную возможность функционирования учреждения в новом организационно-правовом статусе, в том числе его «коммерческий потенциал».

Это способствует формированию конкурентной среды по предоставлению услуг населению и повышению заинтересованности организаций в расширении видов услуг и улучшении их качества. В целом деятельность по созданию учреждений культуры формирует принципиально новую отраслевую модель реализации услуг культуры населению: заказчик -исполнитель - потребитель. Она позволяет осуществлять сбалансированный подход к распределению услуг, гибко реагировать на возможности функционирования оптимальной сети организаций культуры.

Чтобы финансирование услуг, предоставляемых населению, стало рациональным, используется специальный механизм - государственные задания. Объем задания варьируется в зависимости от эффективности и качества предоставляемых услуг. Введение конкурентных начал в рас-

пределение задания на оказание бюджетных услуг является для учреждения реальным стимулом к повышению эффективности своей деятельности. В регионах разрабатывается модель государственного задания на оказание услуг культуры населению, определяется его структура, устанавливаются требования к качеству, объему, порядку и результатам оказания услуг, рассчитываются нормативные затраты, определяются условия и порядок формирования задания, его финансового обеспечения и требования к отчетности о его исполнении.

Форма и требования к выполнению государственного задания, в котором утверждены параметры оценки деятельности автономного учреждения, позволяют реализовать программно-целевой метод планирования бюджетных расходов, ориентированный на конечный результат, и контролировать качество реализации государственного задания.

Переход от финансирования по смете к финансированию оказания услуг в соответствии с государственным заданием и планом финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений позволяет определять реальное качество предоставляемых услуг при финансировании и тем самым обеспечивать большую эффективность бюджетных затрат за счет конкуренции между отдельными учреждениями. Оценивать социокультурную ситуацию в результате введения инновационного управления целесообразно с помощью системы мониторинга, который может стать основным инструментом при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры, поскольку позволяет оценивать их деятельность за предыдущие периоды, определять эффективность планирования и фактического исполнения основных задач. Аналитическая база мониторинга может стать действенным инструментом для расчета и определения объема бюджетного обеспечения государственных заданий учреждениям культуры. Реализация сбалансированной системы мониторинга эффективности обеспечения населения востребованными, доступными и качественными услугами культуры позволит своевременно решать управленческие задачи с учетом рейтингов показателей эффективности муниципальных образований.

Изучение первого в стране опыта перевода учреждений культуры в автономные в Тюменской области не выявило отрицательных моментов и негативных тенденций, позволяющих сомневаться в целесообразности реформирования отрасли и реорганизации учреждений в форму автономных. Более того, по результатам мониторинга выявлены важные положительные тенденции в развитии отрасли. Так, при переходе в новую организационно-правовую форму были оптимизированы штатные расписания учреждений в соответствии с задачами и объемами государственных и муниципальных заданий; сложилась благоприятная ситуация и в дина-

мике заработной платы работников отрасли; увеличилось количество посещений населением учреждений культуры на платной основе; увеличились расходы жителей на услуги культуры. Опыт Тюменской области в реализации закона «Об автономных учреждениях» позволяет считать реформирование организационно-правовой формы учреждений культуры в автономные реальным механизмом решения вопроса о внедрении в бюджетную сферу новых экономических механизмов. Создание необходимых условий для повышения эффективности использования ресурсной базы учреждений, в том числе кадровой, материально-технической и финансовой, а также эффективное фактическое распределение бюджетных средств между исполнителями государственных заданий формирует конкурентную основу между исполнителями и в конечном счете обостряет борьбу за получателя услуг, повышая при этом их качество и количество.

Позитивные тенденции развития автономных учреждений позволяют сделать вывод о том, что они в силу финансовой гибкости, прозрачности и открытости своей деятельности, государственно-общественного характера управления, ориентации на развитие и самостоятельность являются эффективной организационно-правовой формой, позволяющей способствовать модернизации социокультурной сферы.

Современные подходы и новые пути развития культуры лежат в плоскости органического сопряжения организационно-экономического и собственно культурного пространства, которое позволяет активизировать практически-ориентированые междисциплинарные подходы, подкрепленные организационными формами и инструментами, необходимыми для успешной деятельности в новых социально-экономических условиях и позволяющие модернизировать деятельность в сфере культуры.

В современных условиях организациям культуры предстоит значительно усовершенствовать свою деятельность, проявить особое внимание к творческим решениям, четко формулировать свои цели, проектные подходы, обмениваться информацией с другими организациями культуры, четко видеть свою аудиторию, а также понимать мотивацию бизнеса к сотрудничеству, что значительно повышает шансы фандрайзинга.

Адаптация к изменению внешних условий должна базироваться на следующих принципах сопряжения организационно-экономического и собственно культурного пространства в деятельности организации культуры:

преодоление неадекватных современному этапу общественного развития традиционных форм и методов работы;

ориентация во всех сферах своей деятельности на рыночные отношения, но не исключающая философию и социальную миссию организации, цели и задачи, которые определяют целостность организации культуры;

направленность решения организационно-экономических вопросов на развитие новых культурных практик;

обеспечение адекватности производимых культурных продуктов и услуг общественному спросу, отражающих взгляды и ценности того или иного сообщества;

предприимчивость и самостоятельность в решении организационно-экономических вопросов для инновационного развития;

маркетинговая ориентация на потребителя;

эффективная отдача от инвестиций в развитие организации для наиболее полного удовлетворения культурного спроса людей на новизну разнообразие;

использование современных интерактивных информационно- коммуникационных технологий;

реализация инновационных проектов.

Достижение устойчивости развития социокультурной сферы за счет использования экономических инструментов позволяет расширить спектр деятельности организаций культуры, реализовать новые программы и проекты, обновить содержание своей работы, повысить ее творческий потенциал, обеспечить адекватность производимых культурных продуктов и услуг общественному спросу и ответить на новые культурные запросы.

Культурные организации могут активно служить людям, что позволит увеличивать объем имеющихся в их распоряжении ресурсов, реализовы-вать новые культурные практики. Совершенствование деятельности организаций культуры является важнейшим источником обновления культуры, без которого невозможно реализовать какой бы то ни было план ускоренной модернизации социума.

Список литературы

Абанкина, Т.В. Прокрустово ложе бюджетной культуры // Отечественные записки. - 2005. - № 4.

Мельвиль, Е.Х. Правовые и экономические модели деятельности в сфере культуры и творческого предпринимательства. - М.: Дело, 2010.

Пахтер, М., Лэндри, Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в ХХ1 веке. - М., 2003.

Сорочкин, Б.Ю., Рубинштейн, А.Я. Анализ механизмов государственного финансирования сферы культуры / Институт переходного периода. -М., 2003.

© Негинский Е.С., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.