Научная статья на тему 'Организация культурно-познавательного туризма Франции'

Организация культурно-познавательного туризма Франции Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
4253
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ / ОРГАНЫ ТУРИЗМА / ТУРИСТСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гагарцева Арина Владиславовна, Калоева Зарина Юрьевна

В статье анализируется опыт организации культурного туризма Франции, особое внимание уделяется роли государства в осуществлении туристской политики, приводится статистика самых посещаемых объектов культуры, рассматриваются механизмы частно-государственного партнерства на предмет их охраны и содержания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Гагарцева Арина Владиславовна, Калоева Зарина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация культурно-познавательного туризма Франции»

УДК.379.85

Организация культурно-познавательного туризма Франции Г агарцева А.В., Калоева З.Ю.1

Аннотация. В статье анализируется опыт организации культурного туризма Франции, особое внимание уделяется роли государства в осуществлении туристской политики, приводится статистика самых посещаемых объектов культуры, рассматриваются механизмы частно-государственного партнерства на предмет их охраны и содержания .

Ключевые слова: индустрия туризма, культура, культурно-познавательный туризм, объекты культуры, органы туризма, туристская политика.

Среди многообразия видов туризма, одно из основных мест занимает культурный туризм, направленный на изучение культурного наследия и традиций различных народов и стран мира.

Под культурой, как правило, понимаются, не только достопримечательности, созданные художниками и архитекторами или самой природой, но и музыкальные произведения, народные промыслы, религиозные ритуалы, фестивали, кухня и т.д. Таким образом, культурный туризм охватывает все аспекты путешествия, благодаря которому человек узнает о жизни, обычаях, и культуре другого народа. Согласно данным UNWTO, в мире совершается около 30-35% туристских поездок с культурно-познавательными целями [1].

В последнее время отмечается возрождение интереса и приобщения общества к культурным ценностям, в связи с этим культура становится неотъемлемой частью нашей жизни. На сегодняшний день культурный туризм в полной мере удовлетворяет потребности человека в духовном развитии и самосовершенствовании.

Территориальным объектом нашего исследования выбрана Франция.

- самая посещаемая страна в мире. За 2013 год ее посетило около 83 миллионов иностранных граждан, из них 800 тысяч приходится на туристов из России, что составляет 10% въездного туристского потока, а 83% туристского потока приходится на жителей европейских стран. Доходы от экономики туризма составляют 10,5-11% ВНП Франции, а средние расходы одного туриста составляют около 650 долларов[3].

Анализ культурно-познавательного туризма Франции позволил выявить его основные дестинации. В стране сосредоточено 38 объектов, входящих в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, этим она лишь немногим уступает Италии и Испании (47 и 44 объекта соответственно) [4].

1 Северо-Осетинский государственный университет им. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия.

Главным культурным центром страны, является столица страны, посещаемая - 15-16 млн. туристами в год, что аналогично показателям Лондона и Бангкока. Ресурсы культурно-познавательного туризма Парижа - 134 музея, 48 театров и концертных залов, римско-католические и другие соборы. Самые брендовые объекты культуры, а также статистика туристских посещений отражены в таблице 1. Наибольшее количество посетителей привлекает Евродиснейленд- самый крупный в Европе парк развлечений, состоящий из пяти «стран» - страна приключений «Эдвенчерлэнд», страна фантазий «Фэнтезилэнд», страна будущего «Дискаверилэнд», страна «Дикого Запада» - «Фронтирлэнд» и главную улицу - «Мэйн Стрит». Здесь ежедневно работают сотни аттракционов, парадов и шоу.

Таблица 1.

Самые посещаемые объекты культурного туризма Ф ранции.

Название культурного объекта Месторасположение Цена входного билета Статистика туристских посещений (в млн. чел.)

Диснейлэнд Марн-ла-Вале Шес-си , Иль-де-Франс 50 евро 14

Собор Парижской Богоматери Париж, Иль-де-Франс бесплатно 13,5

Базилика Сакре-Кёр Париж, Иль-де-Франс бесплатно 10,5

Парк дворца в Версале Версаль, Иль-де-Франс бесплатно 10

Лувр Париж, Иль-де-Франс 9 евро 8,5

Эйфелева башня Париж, Иль-де-Франс 12 евро 6,9

Центр Жорж Помпиду Париж, Иль-де-Франс 12 евро 5,5

Дворец Версаль Версаль, Иль-де-Франс 12 евро 5,5

Г ора Сен-Мишель Г ора Сен-Мишель, Манш бесплатно 3,5

Музей д’Орсэ Париж, Иль-де-Франс 8 евро 3,02

Источник: составлено автором согласно данным http://whc.unesco.org/ [5]

Важнейший культурный ресурс страны - это замки в долине р. Луары, бывшие резиденции монарших особ: Шенонсо (посещает 950 тыс. туристов в год), Блуа, Шамбор, Амбуаз, Азэ-ле-Ридо, Вилландри, Шо-мон, Шинон, Ланже, Юссе. Некоторые из них переоборудованы в оте-

ли. Практически все они в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО [5].

Доходы, которые приносит экономика туризма Франции, неслучайны. Любое государство для того, чтобы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно быть готово вкладывать средства в исследование своих территорий с точки зрения выявления туристского потенциала и рационального туристского обустройства, и на основании этого выстраивать туристскую политику. Система государственного управления отраслью туризма отражена в таблице 2.

Таблица 2.

Г осударственные туристские органы Франции.

Название органа Деятельность в сфере культурного туризма

1. Национальный совет по туризму 1. Консультативный орган при министре по туризму. 2. Привлечение инвестиций в туризм. 3. Осуществление частно-государственного партнерства в туристской деятельности.

2. Мэзон де ля Франс (Maison de la France) 1. Маркетинговая деятельность по привлечению туристов в страну. 2. Реклама, масс- медиа и т.д. во Франции и за рубежом, в том числе и популяризация культурных объектов. 3. Имеет представительства в 26 странах.

3. Национальное агентство по чекам отпускников Содействие доступности отпусков и досуга широким слоям населения посредством отпускного чека (платежное, средство для оплаты проживания, транспорта, посещения культурных мероприятий.

4. Национальный совет цветущих городов и поселков Ассоциация 12000 городов. Улучшение качества жизни (ландшафтный дизайн, охрана объектов культурного наследия, формирование новых туристских программ во Франции, охрана окружающей среды).

Источник: составлено автором на основании www.tour-defrance.ru [7].

Важным направлением государственной политики является создание положительного образа страны, как туристского направления и его продвижения на мировом рынке путешествий. Во Франции эти задачи решаются посредством повышения качества туристских продуктов, с которым должен ассоциироваться образ этой страны. Такая идея была заложена в маркетинговой стратегии на 2005-2010 гг., которая имела большой успех, что отразилось на количественных показателях туристских посещений.

Как выяснилось, Франция - это первая страна в Европе, где на государственном уровне решались вопросы изучения и охраны культурного наследия. Так, в 1830 году была создана Генеральная инспекция по охране памятников, а в 1837 г. Комитет искусств и памятников.

Другой знаковой датой считается 1913 г., когда был принят и поныне действует закон «Об исторических памятниках», а в 1964 г. была сформирована Национальная комиссия по подготовке общей описи памятников и произведений искусства [3].

Самым существенным моментом в охране объектов культурного наследия страны, на взгляд, является осуществление частногосударственного партнерства. Государство субсидирует собственнику объекта не менее 50% затрат на реставрационные и другие работы, связанные с его содержанием. С другой стороны, объект культуры даже частично не может быть без согласования государственных инстанций, что в свою очередь, подразумевает проведение экспертизы компетентных специалистов: архитекторов, историков, проектировщиков и

др.

Форма знакомства с культурой Франции реализуется через экскурсионную деятельность. Программы экскурсий по Франции различны по тематике и длительности проведения. Проведенный анализ позволил выявить наиболее популярные продукты культурного туризма: «Париж классический», «Париж-город музеев», «Париж и замки Луары», «Дорогами французских вин», «Легенды Прованса» и т.д. К числу российских туроператоров, активно продвигающих продукты культурного туризма во Францию, причем на достаточно широкую целевую аудиторию это «Инна тур», «Нева», «Русский экспресс», «TUI RUSSIA», «DSBW», «Старый город», «Гранд Тур Вояж», «Параисоль», «Интурист», «Трансаэро Тур», «Квинта Тур», «Веди групп» и ряд других. Спрос на экскурсионные программы практически постоянен в течение всего года. Самые пиковые периоды это с апреля по июнь и сентябрь-ноябрь, именно на них приходится 67,5% туристских посещений с культурно-познавательными целями.

Выводы. Проведенное исследование позволило отметить главные составляющие позитивного опыта продвижения культурнопознавательного туризма Франции.

1. Успешное развитие культурного туризма во многом обусловлено ролью государства, умело применяющее форму частногосударственное партнерство в сфере содержания и охраны памятников культурного наследия.

2. Проведение активной маркетинговой деятельности, направленной на популяризацию объектов культурного наследия за рубежом.

3.Содействие со стороны государства в повышении доступности широких слоев населения к услугам туризма на внутреннем рынке - в итоге, французы тратят на отдых в своей стране в 4 раза больше, чем иностранцы.

4. Организация работы по формированию и продвижению культурно-познавательных программ в малых населенных пунктах.

Все вышеотмеченное актуально для России, страны с богатейшим культурным потенциалом и, практически, не реализованными возможностями ввиду комплекса факторов. Поэтому изучение зарубежного опыта имеет большое практическое значение.

Итак, культурный туризм - это отличный способ с пользой провести свой отдых, и вернуться не только отдохнувшим, но и полным новых впечатлений и знаний.

Библиографический указатель:

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм (3-е изд.). Москва-Санкт-Петербург: «Издательский дом Герда», 2002.

2. Сапожникова Е.Н. Страноведение. М.: Издательский центр «Академия», 2006.

3. Чирвинская Е.Д. Франция: государство и культурное наследие [Электронный ресурс]. Дата обращения 23.04.2014 г. Режим доступа: www.Juristib.ru

4. http://www.russiatourism.ru/

5. http://whc.unesco.org/

6. http://solatour.ru/index.php/seasonality

7. http://www.tour-defrance.ru

Об авторах:

- Гагарцева Арина Владиславовна, студентка 4 курса специальности СКСиТ; доцент кафедры СКСиТ. E-mail: Lesyagaga@gmail.com

- Калоева Зарина Юрьевна - кандидат географических наук, доцент кафедры индустрии сервиса и туризма, Северо-Осетинский государственный университет. E-mail: zarina-kaloeva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.