Научная статья на тему 'Организация краеведческих чтений в г. Куйбышеве'

Организация краеведческих чтений в г. Куйбышеве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
186
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ / НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ / КУЙБЫШЕВ / МУЗЕЙНЫЙ КОМПЛЕКС ГОРОДА КУЙБЫШЕВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайер И. Н., Павлова И. Н.

Статья содержит методические рекомендации по организации и проведению научно-практических конференций и краеведческих чтений краеведческим музеем г. Куйбышева Новосибирской области, по определению проблем и тематики научно-исследовательской деятельности, использованию исторических источников и этнографических материалов, по подготовке рефератов как самостоятельного исследования учащихся и критериям оценок представленных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific conferences on local history in Museum Complex of Kuybyshev town, Novosibirsk district

The article contains recommendations for holding scientific conferences on Siberian local history. The authors give these recommendations basing on their own experience. There are described different types of the conferences, including school children ones.

Текст научной работы на тему «Организация краеведческих чтений в г. Куйбышеве»

Н.И. Павлова, И.Н. Гайер г. Куйбышев ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЧТЕНИЙ В г. КУЙБЫШЕВЕ

Куйбышевский краеведческий музей (МУК «Музейный комплекс» г. Куйбышева) - это сегодня специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом.

Особый интерес представляют научно-практические конференции и краеведческие чтения, проводимые Куйбышевским краеведческим музеем с 1997 г. Распоряжением главы администрации г. Куйбышева назначается оргкомитет по подготовке краеведческих чтений, в

состав которого входят представители управления образования администрации г. Куйбышева и Куйбышевского района, КФ НГТТУ, Куйбышевского краеведческого музея и мемориального дома-музея В.В. Куйбышева. Сотрудники краеведческого музея готовят информационное письмо, где излагается тема краеведческих чтений, вопросы для обсуждения, время и место чтений, основные требования к письменному докладу.

Изначально были определены проблемы научно-исследовательской деятельности:

— дать объективный исторический анализ социально-экономического и культурною развития г. Каинска (Куйбышева) как составной части истории Новосибирской области;

- избежать тенденциозного подхода при изучении истории г. Каинска (Куйбышева), особенно периода Великой Октябрьской социалистической революции, Гражданской войны и коллективизации.

Таким образом, главная идея проведения краеведческих чтений - собрать, сохранить и через документы и вещественные свидетельства эпохи показать уникальную историю г. Каинска ( Куйбышева) - одного из старейших городов Западной Сибири.

В краеведческих чтениях принимали участие ученые и преподаватели вузов Новосибирска, среди которых В.А. Исупон (д.и.н),, Д.Я. Резун (д.и.н.), В.И. Соболев (д.и.н.), В.И. Баяндин (к.и.н.),

О.Н. Катионов (к.и.н.), научные сотрудники музеев г. Куйбышева, Барабипска, Татарска, Северного. Традиционно на краеведческих чтениях выступают научные сотрудники Новосибирского Государственного краеведческого музея и специалисты учреждений культуры г. Куйбышева, а также учащиеся школ города и района.

Краеведческие чтения

Время проведения Тема

декабрь 1997 г. «Куйбышев (Каинск): исторический опыт социально-экономического и культурного развития» (региональная научно-практическая конференция)

февраль 1999 г. «Сибирь и Россия: четырех вековая история» (нсторико-красвсдчсскнс чтения)

февраль 2000 г. «Роль Московского тракта в развитии г. Каинска и Каннского уезда \IX-XX вв.» (историко-краеведческие чтения)

февраль 2001 г. «Культура народов Западной Сибири и Каннского уезда Х1Х-ХХ вв.» (красвсдчсские чтения)

февраль 2002г. «Годы, события, люди (Новосибирская область 20-50-х гг. XX в.» (краеведческая копферетщя)

февраль 2003 г. «Творчество наролов Западной Сибири» (зональные краеведческие чтения)

март 2004 г. «Спортивная летопись г. Куйбышева и Куйбышевского района» {зональные краеведческие чтения)

март 2005 г. «Семья в контексте исторического развит ия Западной Сибири» (зональная научно-практическая конференция)

май 2007 г. «Каинск - Куйбышев в истории Западной Сибири» (зональная научнопрактическая конференция)

Разнообразная тематика краеведческих чтений свидетельствует об использовании различных источников по местной истории. Так, при рассмотрении одних тем, таких как «Куйбышев (Каинск): исторический опыт социально-экономического и культурного развития», «Сибирь и Россия: четырехвековая история», «Роль Московского тракта в развитии г. Каинска и Каннского уезда ХІХ-ХХ вв.», где представлены исследования по проблемам социально-экономического развития края 2-й половины ХІХ-ХХ вв., использовался документальный материал Российского Государственного исторического архива (г. Санкт-Петербург), Центрального Государственного архива (г. Москва), Московского военно-госу-

дарственного архива, Государственного архива Новосибирской области. Государственного архива Томской области. При рассмотрении темы «Годы, события, люди (Новосибирская область 20-50-х гт. ХХп.»), в которой раскрыта линия политических репрессий 20-50-х гг. ХХв., -через воспоминания репрессированных и документы, запрашиваемые в Генеральной прокуратуре (г. Москва), Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации (г. Подольск), Российском Государственном военном архиве (г. Москва), Военно-государственном архиве (г. Москва), Прокуратуре сибирского военного округа (г. Новосибирск), Областной прокуратуре г. Новосибирска, Областной прокуратуре г. Томска, Информационных центрах УВД (г. Новосибирск, г. Томск и др.), Международном обществе «Красный Крест», обществе «Фонд Солженицына».

Такие темы, как «Культура народов Западной Сибири и Каннского уезда XIX-XX вв.», «Творчество народов Западной Сибири», где были представлены выступления, раскрывающие самобытную культуру народов, населяющих наш край, в том числе Каинский уезд - Куйбышевский район, - отражают этнографические материалы.

Активное участие в работе краеведческих чтений принимают учащиеся образовательных учреждений г. Куйбышева и района. В основе их будущего выступления ведущее место занимает реферат. Он является основой индивидуального самостоятельного исследования. К работе над рефератом предъявляются определенные требования. Добровольность темы выступления (реферата) - первое требование. Только добровольная работа может быть любимой, а следовательно, хорошо выполненной. В данном случае школьный учитель будет выступать в роли руководителя-консультанта по выбранной теме выступления. Учитель и учащийся совместно определяют тему будущего выступления, знакомятся с литературой по выбранной теме, намечают пути поиска материалов.

Глубокий интерес к теме - второе требование. Чтобы учащийся выбрал определенную тему, нужно уметь его заинтересовать. Это в большой мере зависит от педагогического мастерства учителя и глубины его знаний по теме.

Максимальная самостоятельность учащихся в работе над темой - третье требование. После выбора темы выступления и консультации учителя начинается самостоятельная работа. Учащиеся собирают и обрабатывают материал по своей теме.

Следует заметить, что при работе над темами по истории ХУШ-ХХ вв. у учащихся преобладает самостоятельное изучение документальных материалов, литературных и других источников. Темы рефератов по периоду XX в. требуют, кроме вышеуказанных источников, использования матсриапов бесед с участниками различных исторических событий.

Не менее важно для учащихся защитить текст выступления, образно и интересно изложить его письменно, так как оргкомитет по подготовке краеведческих чтений предъявляет следующие требования:

- в тексте должен быть самостоятельный критический анализ собранной литературы и

других источников, а также высказана своя точка зрения по тому или иному вопросу;

- достаточно обоснованное, логическое изложение материала;

- грамотное и литературное изложение материала;

- кроме библиографии необходимо наличие ссылок на использованные источники.

Таким образом, работа над темой выступления на краеведческих чтениях для учащихся

сводится к составлению плана, библиографии, непосредственному исследованию темы: сбору матсриата. обработке и систематизации, написанию и оформлению текста выступления. Эта деятельность учит критически подходить к источникам, всесторонне обосновывать свои мысли, искать в историческом событии существенное, анализировать факты, давать им оценку, делать выводы и, таким образом, прививает интерес к научному исследованию.

Но при этой работе учащиеся испытывают большую трудность, которая связана с недостаточным количеством историко-краеведческой литературы не только по ХУШ-Х1Х вв., но и по XX в. Поэтому, прежде чем выбрать тему краеведческих чтений, сотрудники музея выясняют возможность обеспечения ее исследования соответствующей литературой или другими источниками.

Одной из главных задач, которые ставит оргкомитет перед Куйбышевским краеведческим музеем, является расширение источниковедческой базы и на ее основе повышение научности

ученических исследований. Важно, чтобы мы, сотрудники музея — организаторы чтений, помогли увидеть прошлое в том. что сохранилось вокруг нас. Поэтому нередко на чтениях «звучат» источниковедческие, историографические и библиографические сведения.

При подведении итогов оргкомитет руководствуется следующими критериями оценок исследовательских работ учащихся:

- соответствие целей и задач изучаемой проблемы исследования;

- территориальная актуальность и значимость затронутой проблемы;

- достоверность проведенного исследования: соответствие методик поставленным задачам, качество изложения методик, количество первичного материала, составившего основу исследования;

- использование литературных источников (соотношение научной и научно-популярной литературы);

- обоснование выводов, достаточность собранного материала;

- оформление работы в соответствии с требованиями, изложенными в информационном письме.

По итогам краеведческих чтений тексты выступления участников публикуются в сборниках, которые востребованы библиотеками НГПУ, Института истории СО РАН, ПГКМ, Центральной библиотечной системы г. Куйбышева и района, Новосибирской областной библиотекой и музеями соседних районов.

Литература

1. Методика историко-краеведческой работы в школе: пособие для учителей / Под ред. Н.С. Борисова. - М., 1982.

2. Матюшин, Г.Н. Историческое краеведение / Г.Н. Матюшин. - М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.