ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Маслова Виктория Николаевна
Логопед Государственного казенного стационарного учреждения «Социального обслуживания «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» Забайкальского края, РФ, г. Чита
E-mail: [email protected]
ORGANIZATION OF SPECIAL LOGOPEDIC WORK WITH CHILDREN
WITH CEREBRAL PALSY
Maslova Victoria
speech therapist
state-owned fixed line of "social service" social rehabilitation centre for juveniles
"hope" of zabaykalsky Krai, Russia, Chita
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены проблемы развития и социализации детей с детским церебральным параличом. Выделены основные направления работы. На основе практического опыта автором предлагается организовать коррекционно -логопедическую работу в соответствии с возрастом ребенка и его индивидуальными потребностями.
ABSTRACT
This article describes the problems of development and socialization of children with cerebral palsy. Highlights the main areas of work. On the basis of practical experience, the author is invited to organize remedial logopedist work in accordance with the child's age and individual needs.
Ключевые слова: детский церебральный паралич; задержка речевого развития; коррекционно-логопедическая работа.
Keywords: cerebral palsy; delayed speech development; speech correction work.
Детский церебральный паралич — это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих зон головного мозга, которое заключается в неспособности выполнять
произвольные движения и поддерживать позу. Это заболевание связано с патологией головного мозга, сформировавшейся до рождения ребенка.
Основная характеристика ДЦП — это нарушение движения.
Нарушение двигательной сферы заключается в следующем:
1. Нарушение координации движения:
а. повышение мышечного тонуса;
б. участие в движении тех мышц, которые не должны в нем участвовать.
2. Невозможность удержания позы.
Часто, у ребенка, больного ДЦП могут быть поражены не только отделы головного мозга, отвечающие за движение, но и многие другие. В таких случаях у ребенка наблюдаются сопутствующие заболевания такие как: умственная отсталость, эпилепсия, задержка развития и роста, деформация позвоночника, нарушения слуха, зрения и речи, слюнотечение, недержание мочи, аномалии восприятия и ощущений.
Формы нарушений речи у детей, больных ДЦП разнообразны. Это связано с вовлеченностью в патологический процесс различных мозговых структур.
Остановимся на задержке речевого развития у детей дошкольного и младшего школьного возраста больных детским церебральным параличом, поскольку именно речевое развитие способствует адаптации и социализации ребенка в социуме.
Задержка речевого развития (ЗРР) — это более позднее начало речи, замедление темпа и искажение ее формирования, что обусловлено задержкой развития мозга. ЗРР отмечается уже с доречевого периода, который затягивается на 2—3 года.
К 1 году у детей с ДЦП наблюдается снижение в потребности речевого общения. При этом дети предпочитают общаться жестами, мимикой.
Сроки появления речи у детей с ДЦП колеблются в зависимости от локализации и тяжести поражения мозга, состояния интеллекта, времени начала работы с логопедом.
При ДЦП наиболее медленные темпы речевого развития отмечаются в первые три года жизни ребенка. Как правило, на втором году развитие мелкой моторики значительно опережает развитие речи.
При ДЦП наблюдается задержка и нарушение формирования всех сторон речи: лексической, грамматической и фонетической.
У детей с ДЦП в этом возрасте очень медленно формируется собственная речь и распространяются предложения, снижена внятность речи, задерживается восприятие и воспроизведение речи, низкая речевая активность, преобладают отдельные слова (иногда — короткие предложения), тяжело формируется связь между словом, предметом и действием.
У детей с церебральным параличом нарушено произношение звуков вследствие нарушения функции артикуляционного аппарата. При этом в начале речевого развития многие звуки отсутствуют, далее часть их произносится искаженно, что приводит к невнятности речи.
Возрастное развитие речи детей с ДЦП в основном зависит от состояния интеллекта.
Целью коррекционно-логопедической работы с детьми, страдающими ДЦП, является постепенное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики. Это обеспечивает своевременное развитие речи ребенка, его личности и адаптацию в обществе.
Работа с такими детьми должна начинаться в раннем возрасте, так как нарушения движений приводят к вторичной задержке развития других функций.
Вся работа строится на основе изучения нарушенных и сохраненных функций, а также их использования.
Ребенок, страдающий ДЦП, эмоционально не зрелый, поэтому индивидуальные занятия проводятся в игровой форме, которая вызывает у него интерес и способствует улучшению работоспособности за счет повышения психического тонуса.
В своей работе мы используем логопедический тренажер «Дельфа-142.1», который прошел успешную апробацию в дошкольных и школьных учебных
заведениях, где обучаются дети с разными вариантами отклонений в развитии. Тренажер хорошо зарекомендовал себя и в структурном подразделении учреждения «Лекотека», поскольку диапазон применения данного логопедического тренажера достаточно широк, он решает множество специфических задач, связанных с особенностями психического развития каждой из категорий детей: с нарушениями речи, с нарушениями опорно -двигательного аппарата, задержкой психического развития, задержкой речевого развития.
Логопедический тренажер представляет собой компьютерную приставку, работающую под управлением программы по коррекции устной и письменной речи детей с речевой патологией. С его помощью решаются следующие задачи логопедической работы:
• коррекция речевого дыхания;
• коррекция силы голоса;
• работа на устранение назального оттенка голоса;
• коррекция произношения гласных и согласных звуков;
• отработка дифференциации парных глухих и звонких согласных;
• отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;
• работа над звукобуквенным составом слова;
• формирование обобщенного лексического значения слова;
• коррекция лексико-грамматической стороны речи;
• работа над морфологическим значением слова;
• формирование и развитие навыков чтения;
• расширение словарного запаса;
• работа над построением плана речевого высказывания;
• развитие связной монологической речи и т. д.
• включение игровых моментов в процесс коррекции речевых нарушений;
• многократное дублирование необходимого типа упражнений и речевой материал;
^ сгеа1ес! Ьу ^ее уетоп
д ОосхРгеехег
• использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь);
• работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ребенка;
• осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти ребенка одновременно с логопедической работой.
Для достижения наибольшей эффективности в работе с тренажером производится настройка программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, подбирается сложность и объем заданий, выбирается наиболее подходящий режим выполнения упражнений, которые построены на основе игровых приёмов. Дети даже и не замечают, что, выполняя эти веселые задания, они усваивают сложные лингвистические понятия, накапливают речевой запас, работают с разными сторонами устной и письменной речи, формируют грамматический и лексический строй речи.
Эта программа помогает развивать у детей устойчивый интерес к выполнению логокоррекционных заданий. Учитывая психологические особенности ребенка, программа предлагает дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы терминологической и учебной лексики. Таким образом, осуществляется индивидуальный подход к обучению каждого конкретного ребенка, учет его реальных возможностей и зоны его ближайшего развития.
Очень часто у детей с данным видом нарушений наблюдаются проблемы в речевом общении, эта установка на избегание большого количества речевых контактов сохраняется на нескольких занятиях. Для эффективной логокоррекционной работы мы завоевываем доверие ребенка с помощью различных логопедических игр, восстанавливаем и укрепляем потребность речевого общения. Огромное значение в данном процессе играет положительный эмоциональный фон занятий. Для занятий с данными детьми
подбираются упражнения, где логика построения заданий такова, что их выполнение не травмирует психику ребенка, не создает комплекса неуспешности.
При планировании логокоррекционного занятия с данным видом нарушений мы учитываем наличие следующих компонентов:
• включение в занятие элементов игры в соответствие с личностными особенностями ребенка и его психоэмоциональным уровнем развития;
• прием и обеспечение положительного эмоционального настроя ребенка;
• четкую постановку целей и задач;
• способ и качество оценки выполненной ребенком работы.
При организации коррекционной работы, одним из ее направлений является формирование правильного речевого дыхания. Организуются упражнения по нескольким направлениям:
• отработка диафрагмального дыхания;
• отработка носового вдоха и ротового выдоха;
• отработка ротового выдоха;
• отработка плавного длительного ротового выдоха.
В процессе отработки диафрагмального дыхания, мы предлагаем детям игры на дутьё. На предварительном этапе ротовой выдох отрабатывается с помощью различных вспомогательных средств, позволяющих продемонстрировать правильность направления воздушной струи. Очень важно при этом контролировать отсутствие выдоха воздушной струи через носовые проходы с помощью ватного «факела» или бумажной полоски.
Следующее направление работы — отработка длительного, плавного речевого выдоха. При организации данной работы задача логопеда научить ребенка правильно вдыхать воздух и экономно выдыхать его в процессе говорения.
Также при проведении коррекционно-логопедической работы с ребенком, страдающим ДЦП, применяются элементы массажа с применением шарика Су Джок и массажного кольца. Далее происходит обучение ребенка технике
самомассажа кистей, ладоней и пальцев рук. Так же проводим упражнения для пальцев и кистей рук с применением различных предметов: собирание пирамидок, конструктора, застегивание молний, пуговиц, кнопок, шнуровка, рисование и т. п.
Все эти упражнения помогают развитию мышц кисти, координации движений, слуховому и зрительному восприятию, формированию речи и логического мышления.
Таким образом, при организации коррекционно-логопедической работы с детьми с детским церебральным параличом, необходимо работать в нескольких направлениях, что позволяет частично или полностью решить проблему задержки речевого развития, а также адаптации детей в социальном окружении.
Список литературы:
1. Волков Л.С., Лалаев Р.И. Логопедия. М.: Просвещение, 1989. — с. 28—34.
2. Двякова Е.А. Логопедический массаж: Академия, 2005 — с. 63—66.
3. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. Мн.: Народная асвета, 1989. — с. 16—21.
^ сгеа1ес! Ьу ^ее уетоп
д ОосхРгеехег