Научная статья на тему 'Организация контроля знаний обучающихся с применением облачных сервисов'

Организация контроля знаний обучающихся с применением облачных сервисов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE CONTROL / ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ / CLOUD SERVICES / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / COMPUTER TESTS / БіЛіМДі БАқЫЛАУ / АқПАРАТТЫ өңДЕУ МЕН САЦТАУГА ЫңГАЙЛЫ СЕР-ВИСТЕР / КОМПЬЮТЕРЛіК ТЕ-СТіЛЕУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондрук А. В.

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания обучающихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, одно из условий совершенствования процесса обучения. Одним из результативных направлений в организации контроля знаний является продуктивное применение облачных технологий и вычислений, и других сервисов интернета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация контроля знаний обучающихся с применением облачных сервисов»

Кондрук А.В.,

старший преподаватель кафедры ППСОП филиала

АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Нег1зг1 свздер: бшмдг бацылау, ацпаратты вцдеу мен сацтауга ыцгайлы сер-вистер, компьютерлгк те-стыеу.

Ключевые слова: контроль знаний, облачные сервисы, компьютерное тестирование.

Keywords: knowledge control, cloud services, computer tests.

В _ kt _107

Вестник «Орлеу^-kst —

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ

Ацдатпа

Оку YPДiсiнщ мацызды элементтершщ 6ipi окушылардыц алатын бшм, бшк, дагдыларды тексеру болып табылады. Окушылардыц 6iлiмдерiн объективт тYPде багалауга mym-кiндiк беретш бакылаудыц оперативтi жYЙесiн бар кемшшк-тердi тауып жэне оларды жою тэсiлдерiн аныктаумен 33Ïp-леу - окыту YPдiсiн жетiлдiрудщ шарттарыныц бiрi. Бiлiмдi бакылауды уйымдастырудагы нэтижелi багыттардыц 6iрi интернеттщ акпарат куралдарын езше 6iрiктiрушi, акпарат-ты ецдеу мен сактауга ыцгайлы орта технологиялары мен есептеулерш жэне баска да сервистердi тиiмдi пайдалану болып табылады.

Аннотация

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений и навыков, приобретаемых обучающимися. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания обучающихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения. Одним из результативных направлений в организации контроля знаний является продуктивное применение облачных технологий и вычислений, и других сервисов интернета.

Annotation

Verification of knowledge and skills acquired by students is one of the key elements to learning process. Operational control system development that allows to evaluate students' knowledge objectively, identifying gaps and ways to eliminate them are crucial to improvement. One of the most effective aspects of evaluation is a productive use of cloud technologies and other internet services. g

о

Эффективный контроль знаний учащихся всегда зани- ^

мал немаловажное значение в работе учителя. Но сегодня g

проверке, контролю стараются придавать и деловое содер- ¡3

жание: не только учитель проверяет успехи учеников, но и о

ученики проверяют уровень своих знаний. Кроме того, учи- ^

тель проверяет самого себя, уровень и правильность препо- ^

давания изучаемого материала. По этой причине актуальна щ

проблема повышения эффективности педагогического кон- ¿g

троля. В данной статье приведены примеры использования ^

ряда самых популярных облачных сервисов и открываемые &

ими возможноси для работы педагогов, что несомненно яв- ^

ляется актуальным на современном этапе развития инфор- ^ мационных технологий в условиях обновления содержания образования

щЦ

При организации контроля знаний обучающихся преподаватели сталкиваются со следующими проблемами и противоречиями:

• повышение качества и увеличение количества учебной информации при оставшемся прежнем учебном времени, за которое должна быть изучена вся информация.

• не хватка времени на устные и письменные опросы при проведении текущего контроля, а одним из методов контроля является его систематичность;

• нехватка времени для подготовки к ЕНТ, при проведении лабораторных и практических работ;

• большинство учеников, особенно слабоуспевающих, относятся к контролю негативно;

• трудно охватить при устной проверке сразу большую группу учеников [1, с.27].

Все эти недостатки приводят к снижению качества обучения и общему снижению эффективности обучения. Решением для данных проблем и противоречий может служить использование средств ИКТ, а в частности компьютерное тестирование. Но и для организации контроля с использованием компьютерных тестов от учителя требуется выполнить большой объем подготовительной работы: выбор платформы для тестирования, подготовка базы вопросов, установка необходимого программного обеспечения на компьютеры в школе и т.д. При этом, далеко не всегда, у учителя есть возможность использовать кабинеты с компьютерной техникой и кабинетов инфор-к матики ввиду большой загруженности таких Е аудиторий.

и Для более эффективной организации про-§ цесса контроля знаний обучающихся и для ^ экономии времени на уроках и послеурочной

2 проверки я рекомендую использовать различен ные облачные сервисы, которые мотивируют ^ процесс обучения учеников и развивают их О компетенции. А так же не требуют непосред-Е ственного использования компьютерных клас-§ сов для проведения контроля. Учащиеся могут д полноценно пройти контроль и со своего до-§ машнего компьютера, а учитель незамедли-^ тельно получить результат контроля.

О Очевидно, что интенсивный и всеохватыва-

3 ющий контроль является мощным инструментом, помогающим ученикам в освоении изучаемых дисциплин. Он способствует прочному

усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу.

Разберемся с понятием «облачные технологии». Под облачными технологиями понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис [2, с.75].

Одним из самых популярных облачных сервисов является сервис компании Google. С использованием которого, возможно организовать не только контроль знаний но и многое другое. Попробуем перечислить только ряд из предлагаемых возможностей применения сервиса Google в образовательном процессе:

• приглашение других пользователей для совместной работы над документом с предоставлением им прав на редактирование, добавление комментариев или просто просмотр;

• выполнение совместных проектов в группах: подготовка текстовых файлов и презентаций, организация обсуждения правок в документах в режиме реального времени с другими соавторами;

• публикация работ в Интернете в виде общедоступных web-страниц;

• выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе;

• организация сетевого сбора информации от множества участников образовательного процесса;

• сервис GoogleDocs (Таблицы) позволяют создавать сводные таблицы и диаграммы с целью анализа данных.

С помощью сервиса Сайты Google можно создать сайт учителя; виртуальную учительскую; единый мультимедийный документ. Для организации совместной работы можно предоставить доступ к документу всем членам команды; организовать проектную деятельность.

При организации контроля методы и формы могут быть разнообразными и должны быть направлены на то, чтобы проверить не только теоретические знания, но и практические умения и навыки по пройденной теме. Составление заданий для такого контроля требует

DU

тщательного труда, ведь речь идет не просто о проверке усвоения отдельных элементов, а о понимании системы, объединяющей эти элементы [3, с. 318]. Сервис GoogleDocs (Формы) предоставляет возможность учителю создать тест с разными видами вопросов:

• текст - создаст небольшое текстовое поле, в которое респондент будет вписывать краткий ответ;

• текст (абзац) - создаст текстовое поле, в которое можно писать развернутый ответ;

• один из списка - создает вопрос с возможностью выбора ОДНОГО варианта из нескольких;

• несколько из списка - вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов из предложенных;

• выпадающий список - создаст раскрывающийся список, из которого респондент может выбрать только один вариант ответа;

• шкала - создаст шкалу оценивания, нужно только задать границы оценочной шкалы;

• сетка - та же шкала, но только в виде таблицы, т.е. есть возможность оценивания по нескольким параметрам.

Тест, созданный в Формах Google, может быть выполнен учащимися на уроке или дома. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний, что способствует прочному усвоению учебного предмета, воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Вопросы, созданные в Формах, могут быть использованы в рефлексии. Кроме того, этот сервис может быть использован учащимися для проведения социологических опросов, проектной и исследовательской деятельности. Инструмент Форма Google позволяет самостоятельно создавать опросы и анкеты, а также собирать другую информацию. Форма может быть подключена к таблице Google и тогда ответы респондентов будут сохранены в ней.

Полученные данные можно оценивать, обрабатывать и систематизировать. Организация работы с Формами может быть построена не только по принципу «учитель создает - ученики заполняют», а учащиеся могут самостоятельно создавать тесты и опросы, а затем проверять варианты ответов у своих товарищей. Таким образом, осуществляется работа в парах или группах.

Но в процессе обучения не следует ограничиваться лишь тестовым контролем, как и любым другим способом проверки, а необходимо их разумное сочетание. Значительную роль могут играть комплексные задания, объединяющие вопросы об отдельных понятиях темы, направленные на выявление информационных связей между ними. В этом случае я предлагаю ученикам составить кроссворд, либо разгадать его. Составление кроссворда решает следующие задачи:

• повторение изученного материала с выходом на более глубокий уровень проработки;

• освоение учениками базовых понятий дисциплины;

• расширение активного словарного запаса;

• творческая и исследовательская работа над словом; приобретение практических навыков правильного и точного формулирования вопросов и заданий и как итог - развитие грамотной культурной речи;

• творческое отношение к заданию, способствующее развитию креативного мышления студентов, выработке ими нестандартного решения; «

• повышение интереса к дисциплине и § неравнодушие к результатам своей работы. вд

Для создание таких кроссвордов, на помощь г^ учителю приходит сервис интернета "Фабрика ^ кроссвордов". 2

Фабрика кроссвордов позволяет составить о кроссворд в считанные минуты. Здесь для со- ^ ставления кроссвордов вам надо лишь выделять О мышкой в рабочей области место для очередно- В го слова и выбирать автоматически подобран- § ные слова из словаря или составить свои слова. д Для каждого слова нужно придумать опреде- § ление. Кроссворд можно сохранить, а можно ^ и распечатать. Кроссворд сохраняется онлайн. о Ссылку на составленный кроссворд можно от- 5 править ученикам для разгадывания. Скачивать и регистрироваться не нужно.

щи

Так же, для организации контроля знаний отлично подойдет и облачный сервис Hot Potatoes - это инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования. С помощью программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио-и видеоинформации.

Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы, для их использования ученикам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer). Ученикам не нужна программа Hot Potatoes, она требуется только преподавателям для создания и редактирования упражнений. Освоить работу в этой программе поможет интерактивное обучение, которое имеется на сайте разработчика. При организации первичного контроля я использую приложение JClose - заполнение пропусков, что позволяет мне быстро проверить первичное усвоение материала и выполнить соответствующую корректировку. Такие задания наиболее близки к

традиционной форме контроля заданий.

Контроль знаний является одним из главных компонентов учебного процесса, и от его верной организации на всех этапах учебного процесса в конечном итоге зависит качество знаний учеников. Сегодня большое количество информационных ресурсов появляется в глобальной сети и эффективное использование таких средств контроля позволят повысить качество и уровень образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бовтенко, М.А. Электронные образовательные ресурсы: современные возможности [Текст]/М.А. Бовтенко. - М.: Омега-Л, 2010. -380 с.

2. Мэксин Меллинг. Электронное обучение [Текст] : Рекомендации руководителям./ Мэксин Меллинг. — Москва, Омега-Л, 2010.224 с.

3. Усенков Д.Ю. Цифровая система организации и поддержки образовательного процесса [Текст]: сб. материалов VII Международ. науч.-практ. конф. «Использование программных продуктов фирмы «1С» в инновационной деятельности учебных заведений» - М., 2007.- 469 с.

. Не* Baked Sol!«W» Hirt F ей at о«

£лйл goiMoei &ь>4ор П°*«хиь

The Masher -

Объединитель

2(12)/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.