Научная статья на тему 'Организация контроля в условиях знаково-контекстного обучения'

Организация контроля в условиях знаково-контекстного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алейникова Алина Олеговна

Одна из актуальных проблем педагогики высшей школы это проблема организации контроля учебной деятельности студентов, которую возможно решить, основываясь на принципах знаково-контекстного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация контроля в условиях знаково-контекстного обучения»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

Алейникова Алина Олеговна

Ассистент БГТУ, г. Брянск, РФ

E-mail: aoaleynikova@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

Одна из актуальных проблем педагогики высшей школы - это проблема организации контроля учебной деятельности студентов, которую возможно решить, основываясь на принципах знаково-контекстного обучения.

Ключевые слова Знаково-контекстное обучение, контроль, высшая школа.

Традиционно основной и неотъемлемой частью учебного процесса является контроль, так как именно контроль позволяет оценить результаты учебно-познавательной деятельности студентов, а также профессионализм преподавателя и качество обучающей системы. В высшем учебном заведении учебная деятельность студентов оценивается в ходе текущего, периодического и итогового контроля. В настоящее время помимо знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучаемый, у студента в процессе обучения должны быть сформированы определенные компетенции. Вопрос развития и оценки уровня сформированности компетенций, выбора тех видов контроля, которые можно применить для достижения оптимального результата, возможно решить, перестраивая педагогическую деятельность в соответствии с принципами знаково-контекстного обучения.

Теория знаково-контекстного обучения разрабатывается на протяжении последних тридцати лет в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого (Е.В. Андреева, Н.А. Бакшаева, Н.В. Борисова, К.С. Гамбург, Т.Д. Дубовицкая, Н.В. Жукова, Л.М. Калугина, В.Н. Кругликов, О.Г. Ларионова, Ю.В. Маслова, Т.М. Сорокина, А.Б. Самсонова, Т.А. Тиханкина, О.А. Шевченко и др.). Знаково-контекстное или контекстное обучение основывается на следующих принципах: активности личности, проблемности, единства обучения и воспитания, последовательного моделирования в формах учебной деятельности содержания и условий профессиональной деятельности специалистов[1]. .

Проблема организации и реализации контрольных мероприятий в условиях контекстного обучения будет решаться, если, при сохранении методологической базы учебной дисциплины и логики изучаемой науки, преподаватель разработает специфически выстроенную систему заданий, определит методические особенности их проверки и защиты, конкретизирует критерии оценивания результатов контрольных мероприятий и доведет их до сведения студентов. Только в этом случае базовые принципы контекстного обучения будут реализовываться и обусловливать переход от традиционного стиля контроля знаний к компетентностно ориентированному[2].

Для достижения поставленных целей необходимо определить базовые единицы каждого раздела преподаваемого материала, классифицировать контрольные задания на обязательные, рекомендуемые и творческие. В процессе подготовки и организации домашних, аудиторных, контрольных мероприятий, а также зачетов и экзаменов, необходимо учитывать особенности будущей профессии обучаемых.

Если будущая профессия требует преимущественно практического мышления, то среди заданий для контроля должны преобладать задания на воспроизведение действий и алгоритмов, на решение моделей (например, математических, экономических), на разработку собственных алгоритмов и построение собственных моделей. Для тех студентов, будущая профессия которых предполагает преобладание теоретического мышления, должны быть включены задания на сравнение, обобщение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, на классификацию, доказательства, составление задач, задания на свободный информационный поиск, привлечение сведений из других областей.

Например, у выпускников, получивших специальность 090303 «Информационная безопасность автоматизированных систем», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, в процессе освоения дисциплины «Алгебра и геометрия» должны быть сформированы способность к

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению информации, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения на основании принципов научного познания (ОК-9), а также способность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и применять соответствующий физико-математический аппарат для их формализации, анализа и выработки решения (ПК-1); способность применять математический аппарат, в том числе с использованием вычислительной техники, для решения профессиональных задач (ПК-2).

Поэтому в задания для текущего контроля в качестве обязательных необходимо включать задания на сравнение, обобщение, анализ и синтез, индукцию и дедукцию. Рекомендуемые задания должны проверять способность классифицировать, доказывать, составлять задачи или изменять ситуации, а при составлении творческих заданий нужно составлять задачи, предполагающие привлечение сведений из других областей знаний, подготовку статей по результатам учебно-исследовательской деятельности, что способствует возможности последовательного моделирования в учебной деятельности студентов системы профессиональных действий будущих специалистов.

При проведении экзамена студенты могут использовать различные виды информационных источников, но их задача заключается не только в том, что они должны решить предлагаемые задания, но и аргументировано объяснить преподавателю решение и изложить теорию, на которой оно основывается. Оказывается, что, несмотря на возможность использования литературы, конспектов, интернета, возникает много трудностей и с решением, и, тем более, с объяснением. Однако, подобная практика со временем приносит свои плоды и то, что в первом семестре дается с большим трудом, в дальнейшем способствует развитию необходимых компетенций и, как следствие, готовит выпускника к продуктивной профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/ А. А.Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

2. Ларионова, О.Г. Проблемы организации контроля в контекстном обучении математике/О. Г. Ларионова // Педагогика и психология образования. - 2014. -№3. - С. 47-55.

© Алейникова А.О., 2016

УДК 37.01

Антоновский Александр Викторович, канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и психологии труда ОУ ВО «ТИЭП», г. Тверь, РФ

E-mail: antonovsky@yandex.ru Филиппова Ольга Вячеславовна психолог, главный государственный таможенный инспектор отдела государственной службы и кадров Тверской таможни, г. Тверь. РФ

Коржан Дмитрий Иванович главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Тверского таможенного поста Тверской таможни, г. Тверь, РФ Аксенов Павел Сергеевич, аспирант кафедры общей психологии и психологии труда ОУ ВО «ТИЭП», г. Тверь, РФ

К ВОПРОСУ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПОТЕНЦИАЛЕ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ ТАМОЖЕННЫХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ ТВЕРСКОГО РЕГИОНА)

Аннотация

В статье проводится анализ современного состояния образовательного потенциала Тверского региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.