Научная статья на тему 'Организация Конституционного контроля в Республике Адыгея'

Организация Конституционного контроля в Республике Адыгея Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД / СУДЕБНЫЙ ОРГАН / КАТЕГОРИИ ПОЛНОМОЧИЙ / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хадипаш А. К.

В статье изложены результаты исследования теории конституционного контроля и ее практического воплощения на примере Республики Адыгея. Этот вид контроля осуществляет Конституционный суд РА, имеющий двойственную природу. С институциональной точки зрения он один из высших государственных органов, независимо и самостоятельно существующий и действующий наряду с другими высшими органами государственной власти Адыгеи, а с позиции функциональной характеристики представляет собой судебный орган, осуществляющий свою деятельность в форме конституционного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация Конституционного контроля в Республике Адыгея»

Хадипаш А.К.

Организация конституционного контроля в Республике Адыгея

Понятие конституционного контроля стало предметом пристального изучения отечественной юридической науки в связи с переходом России к построению демократического правового государства.

Вместе с тем создание правового государства является актуальным в настоящее время не только в Российской Федерации в целом, но и в субъектах Российской Федерации.

Одним из принципов организации и функционирования правового государства является верховенство Конституции в системе нормативных актов.

Посредством Конституции государство пытается определить будущее, координируя и связывая его с настоящим, стремится найти в настоящем и будущем опору своего существования. Поэтому государство объективно заинтересовано как в стабильности Конституции, точности регулирования его общественных отношений, так и в ее особой правовой защите, охране [1, с. 4].

Исследуя природу механизма правовой защиты Конституции, участие в этой защите в той или иной форме различных государственных органов и должностных лиц, отмечая императивность принимаемых решений органами, осуществляющими конституционный контроль, представляется, что судебный конституционный контроль является главным, ключевым элементом механизма правовой защиты Конституции.

Под судебным конституционным контролем, по мнению Ж.В. Григоровой, следует понимать официальную деятельность специально уполномоченного Конституцией судебного органа по осуществлению защиты основных прав и свобод человека и гражданина, предупреждение и исключение существования в правовой системе неконституционных актов и толкования Конституции [2, с. 21].

Республиканский орган конституционной юстиции был образован в соответствии с Конституционным законом «О Конституционной палате Республики Адыгея», принятым 17 июня 1996 года [3]. С 12 ноября 2000 года Конституционная палата Адыгеи была переименована в Конституционный суд Республики Адыгея.

Систему законодательства, регламентирующего организацию и деятельность Конституционного суда РА, составляют ФКЗ от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» [4], ФЗ от 26 июня 1992 № 3132-1 «О статусе судей Российской Федерации» [5], Конституция РА, Закон РА «О Конституционном суде Республики Адыгея» (далее Закон) [6, с. 45]. По вопросам внутренней деятельности, Конституционный суд РА принимает свой регламент, который выступает компонентом правовой основы организации и деятельности данного суда.

Необходимо отметить, что Конституционный суд РА имеет четко выраженную двойственную природу. С институциональной точки зрения Конституционный суд Адыгеи - один из высших государственных органов, независимо и самостоятельно существующий и действующий наряду с другими высшими органами государственной власти Адыгеи. С позиции функциональной характеристики КС РА представляет собой судебный орган, осуществляющий свою деятельность в форме конституционного судопроизводства.

Компетенция Конституционного суда РА в общих чертах определяется в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и конкретизируется в Конституции РА.

Согласно ст. 101 Конституции РА к компетенции Конституционного суда РА относятся следующие категории полномочий.

Первые связаны с контролем за соответствием Конституции РА иных правовых актов Республики Адыгея. В соответствии с ч. 1 ст. 101 Основного закона Республики к такого рода актам отнесены республиканские законы, нормативные правовые акты Президента РА, Государственного совета - Хасэ РА, Кабинета министров РА; уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты; не вступившие в силу договора и соглашения, заключаемые между органами государственной власти Адыгеи и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти РА и органами местного самоуправления; проект нормативного правового акта или проект иного решения, предлагаемого для вынесения на референдум Республики Адыгея или местный референдум.

Конституционный контроль данных правовых актов инициируется Президентом РА, Государственным советом - Хасэ РА, депутатами Государственного совета - Хасэ РА, Кабинетом министров РА, Верховным судом РА, Арбитражным судом РА, Прокурором РА, представительными органами муниципальных образований, главами муниципальных образований.

Ко второй категории полномочий специализированного органа конституционной юстиции Адыгеи относятся полномочия, связанные с разрешением споров о компетенции, имеющих конституционное значение. В связи с этим Конституционный суд РА наделен законодательством правом разрешать споры о компетенции: между органами государственной власти Республики Адыгея; между органами государственной власти и органами местного самоуправления Республики Адыгея.

Данная категория полномочий является существенным компонентом компетенции органа конституционного правосудия, призванного обеспечивать соблюдение принципа разделения властей как одной из основ правового государства. Разрешая споры между названными государственными институтами, Конституционный суд выступает как арбитр в конфликтах между различными ветвями власти, призванный обеспечить сохранение их сбалансированности.

Третью категорию полномочий Конституционного суда РА составляет толкование Конституции РА. Толкование - это самостоятельное полномочие Конституционного суда РА, осуществляемое в специальном разбирательстве, которое не связано с каким-либо конкретным делом. Оно имеет место по запросу субъектов, которые строго оговорены республиканским законодательством. К ним относятся Президент РА, Государственный совет - Хасэ РА, Кабинет министров РА, представительные органы муниципального образования, главы муниципальных образований РА.

В отличие от казуального толкования, официальное толкование является нормативным, официальным, обязательным для всех государственных органов Республики, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, граждан.

В связи с этим представляется целесообразным закрепление в Конституции РА положения, касающегося нормативности, официальности, общеобязательности такого толкования Конституционного суда РА.

К четвертой категории относится полномочие Конституционного суда РА по рассмотрению дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Это на сегодня одна из важнейших и эффективных гарантий реального обеспечения, защиты прав и свобод гражданина.

С жалобой может обратиться гражданин, конституционные права, свободы которого нарушены. Подчеркнем, что Конституционный суд РА в данной области правомочен проверять конституционность не любого закона, а только такого, который затрагивает права, свободы гражданина и применен или подлежит применению в конкретном деле.

В качестве пятой категории следует выделить полномочия Конституционного суда РА, связанные с процедурой отрешения главы республики от должности.

На основании ч. 5 ст. 101 Конституции РА специализированному органу конституционной юстиции Адыгеи предоставлено право давать заключение о наличии оснований для отрешения от должности Президента РА.

Являясь частью судебной системы Российской Федерации, Конституционный суд РА осуществляет свою деятельность на основе общих для данной системы демократических принципов и правил судопроизводства. Однако, как отмечает Е.А. Мурзина, конституционное судопроизводство в субъектах Федерации в целом имеет свою специфику по сравнению с судопроизводством по уголовным, гражданским и административным делам: воспринятые конституционным судопроизводством основные принципы реализуются подчас в своеобразных формах [7, с. 145].

Например, рассмотрение дел и принятие решений по ним производятся Конституционным судом РА исключительно коллегиально и в полном составе (ст. 30 Закона).

Определенная специфика также проявляется в закреплении принципа языка конституционного судопроизводства. Согласно ст. 33 Закона производство в Конституционном суде РА ведется на государственных языках Адыгеи, каковыми в соответствии со ст. 5 Конституции РА на равноправных условиях являются адыгейский и русский языки.

Конституционный суд РА состоит из трех судей, назначаемых на должности Государственным советом - Хасэ РА из числа кандидатур, рекомендованных квалификационной коллегией судей Республики Адыгея, по предложению: 1) депутатов, депутатских объединений Государственного совета - Хасэ РА; 2) Президента Адыгеи; 3) Верховного суда РА.

Относительно общего количества судей Конституционного суда РА хотелось бы выразить свою солидарность с позицией М. Митюкова, который считает что «весьма рискованно создавать суд в составе менее пяти судей, когда по тем или иным причинам может оказаться под вопросом необходимый для рассмотрения дела кворум» [8, с. 10]. Соответственно, представляется целесообразным увеличение числа судей Конституционного суда РА до 5 человек.

Конституция РА не содержит никаких конкретных требований в отношении кандидатов в судьи и лишь ограничивается нормой, в соответствии с которой на эту должность могут претендовать граждане Российской Федерации, соответствующие требованиям, предъявляемым законом к кандидату на

должность судьи Конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (ст. 104 Конституции РА).

Согласно требованиям, установленным в ч. 4 ст. 81 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» судьей Конституционного суда РА может стать любой гражданин Российской Федерации, достигший возраста двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи Конституционного суда Республики Адыгея.

К требованиям, прямо не названным в законе, но выводимым из специфики деятельности КС РА, можно отнести обладание признанной высокой квалификацией в области права.

Судья Конституционного суда Республики Адыгея назначается на должность на срок двенадцать лет. Это означает, что срок полномочий конституционных судей РА превышает сроки полномочий Президента РА (5 лет) и депутатов Парламента РА (также 5 лет), что обеспечивает известный консерватизм в действиях Конституционного суда РА, стабильность конституционного строя.

Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного суда Республики Адыгея составляет шестьдесят пять лет.

Назначение на должность судьи Конституционного суда Республики на второй срок не допускается. Запрет на переизбрание является определенной гарантией независимости судей, по крайней мере, в отношении тех органов, которые участвуют в их назначении (избрании).

Для осуществления организационной, представительной деятельности Конституционный суд РА создает свои внутренние органы. Внутренней структуре Конституционного суда РА присуща простая организация. Подобно другим органам конституционного контроля во главе КС РА стоит Председатель.

Анализ практической деятельности Конституционного суда РА свидетельствует о том, что он реализует практически все полномочия, закрепленные за ним Конституцией РА. За период функционирования Конституционного суда РА (Конституционной палаты РА) им было рассмотрено 37 дел.

Следует отметить, что преимущественно предметом анализа Конституционного суда РА становились дела, связанные с контролем за соответствием Основному закону иных правовых актов (17 дел). При этом законы РА чаще других нормативных актов становились объектом рассмотрения КС РА (10 дел). Несколько реже предметом рассмотрения КС РА становились указы и распоряжения Президента РА (5 дел).

Правовые акты другого представителя исполнительной власти - Кабинета министров РА лишь однажды стали предметом анализа Конституционного суда РА.

Следует отметить, что, во-первых, правовые акты исполнительных органов государственной власти гораздо реже становились предметом рассмотрения Конституционного суда РА с точки зрения их конституционности (6 нормативных актов), в сравнении с актами Государственного совета - Хасэ РА (11 нормативных актов), во-вторых, органы исполнительной власти достаточно квалифицированно отстаивали свою позицию в Конституционном суде РА (лишь один акт органов исполнительной власти признан противоречащим Конституции РА). Примечательно также, что ни один правовой акт органов местного самоуправления не был предметом рассмотрения в КС РА.

Споры о компетенции подлежали рассмотрению КС РА в четырех случаях. Дважды сторонами спора - в 1999 и 2000 годах - выступали Президент РА и органы местного самоуправления Адыгеи. В обоих случаях Конституционный суд РА признал факт превышения полномочий Президентом РА и поддержал позицию органов местного самоуправления.

Полномочие Конституционного суда РА по толкованию Основного закона Адыгеи достаточно долго оставалось невостребованным. Так, первое судебное производство по толкованию положений Конституции РА было инициировано Президентом РА в августе 2000 года. В последующие годы Конституционным судом РА было рассмотрено еще семь дел о толковании Конституции РА.

Конституционный суд РА рассматривал и ряд дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Таких дел насчитывалось три.

Анализируя практическую деятельность Конституционного суда РА, необходимо отметить, что единственным полномочием, не реализованным Конституционным судом (Конституционной палатой) РА на практике, остается его участие в процессе отрешения главы республики от должности (ч. 5 ст. 105 Конституции РА) ввиду отсутствия подобного прецедента в Республике.

Таким образом, за время функционирования Конституционного суда РА было рассмотрено 37 дел, вынесено 28 постановлений, 2 заключения и 7 определений. Данные акты Конституционного суда РА согласно ч. 1 ст. 71 закона РА «О Конституционном суде Республики Адыгея» называются решениями Конституционного суда РА.

Литература

1. Осипян С.А. Конституционная законность: проблемы стабильности Конституции Российской Федерации // Конституционная законность и прокурорский надзор. М., 1997.

2. Григорова Ж.В. Конституционное правосудие в республиках - субъектах Российской Федерации (на примере республик Северного Кавказа): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

3. Советская Адыгея. 1996. 4 июля.

4. Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

5. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1792.

6. Ведомости ГС - Хасэ Республики Адыгея. 1996. № 6.

7. Мурзина Е.А. Конституционное правосудие в республиках Российской Федерации: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2000.

8. Митюков М. Конституционные (уставные) суды: от теории вопроса к практике решения // Российская юстиция. 2000. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.