Научная статья на тему 'Организация комплексной безопасности образовательных организаций в условиях поликультурного общества'

Организация комплексной безопасности образовательных организаций в условиях поликультурного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PROGRAM OF PROMOTING THE SECURITY / OPPOSITION TO THE TERRORISM / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INFORMATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова Гульназ Радмиловна

Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации накопленного опыта в сфере обеспечения безопасности граждан с целью выработать единый подход в данном вопросе. В связи с этим данная статья направлена на выявление принципов и этапов организации комплексной безопасности в учебных заведениях, которая охватывает все компоненты образовательной среды: социальный, субъектный, инфраструктурный и психодидактический. Материалы статьи представляют практическую ценность для государственных органов управления и образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шафикова Гульназ Радмиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED SAFETY AND SECURITY MANAGEMENT IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE MULTICULTURAL SOCIETY

The research is considered to be relevant due to the need to systematize the experience of people’s safety promotion in order to elaborate the common approach. In this regard the article is aimed at finding out the principles and stages of the educational establishments’ integrated safety and security promotion that includes all the components of educational environment, such as: social, subjective, infrastructural and psycho-didactic. The article is of great value for educational establishments and state authorities.

Текст научной работы на тему «Организация комплексной безопасности образовательных организаций в условиях поликультурного общества»

УДК 37

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА

Г.Р. Шафикова

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации накопленного опыта в сфере обеспечения безопасности граждан с целью выработать единый подход в данном вопросе. В связи с этим данная статья направлена на выявление принципов и этапов организации комплексной безопасности в учебных заведениях, которая охватывает все компоненты образовательной среды: социальный, субъектный, инфраструктурный и психодидактический. Материалы статьи представляют практическую ценность для государственных органов управления и образовательных учреждений.

Ключевые слова: комплексная программа обеспечения безопасности, противодействие терроризму, образовательная среда, информационная безопасность.

INTEGRATED SAFETY AND SECURITY MANAGEMENT

IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

OF THE MULTICULTURAL SOCIETY

G. Shafikova

Abstract. The research is considered to be relevant due to the need to systematize the experience of people's safety promotion in order to elaborate the common approach. In this regard the article is aimed at finding out the principles and stages of the educational establishments' integrated safety and security promotion that includes all the components of educational environment, such as: social, subjective, infrastructural and psycho-didactic. The article is of great value for educational establishments and state authorities.

Keywords: program of promoting the security, opposition to the terrorism, educational environment, informational security.

Непрерывное совершенствование

достаточно большого объема требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности привело к необходимости создания единого подхода и систематизации работы по комплексному исполнению норм Федеральных законов о противодействии терроризму, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и гражданской обороне, с учетом специфики деятельности образовательных организаций.

На современном этапе обеспечения безопасности граждан обосновано является одной из приоритетных задач российского государства.

В сфере образования, где задействованы миллионы работников и десятки миллионов обучающихся, проблемы обеспечения безопасности особо актуальны (М.Ю. Щеглов).

В настоящее время безопасность в образовательных организациях является базовым условием для появления у детей познавательной потребности и желания

учиться, развиваться. Организация безопасных условий обучения детей в образовательных организациях всегда рассматривалась как первостепенная задача для органов управления. Однако сегодня изменились представления о содержании безопасности детей в детских садах, школах в связи с появлением новых угроз, таких как информационные, социальные, химические. Теперь мы говорим об организации комплексной безопасности образовательных организаций, которая должна охватывать все компоненты образовательной среды -социальный, субъектный, инфрастурктурный и психодидактический. Необходимо знать, что только комплексный подход, тесное межведомственное взаимодействие

государственных и общественных структур и учет региональных условий жизни могут обеспечить безопасность детей в образовательных организациях, устойчивого по отношению к любым кризисным явлениям поступательного развития в новых реалиях жизни.

Заметим, что составляющие комплексной программы обеспечения безопасности

взаимосвязаны. Нельзя обеспечить одно из направлений, не создав условий для выполнения другого и наоборот (В .Я. Фарберов).

Сегодня организация комплексной безопасности современных образовательных организаций реализуется в три этапа:

первый этап - это разработка нормативно-правового обеспечения безопасности обучающихся и работающих, где должен быть принят и утвержден перечень документов по обеспечению безопасности обучающихся и работающих, разрабатываемых в

образовательных организациях;

второй этап - создание научно-методического обеспечения мероприятий по обеспечению безопасности обучающихся и работающих. На данном этапе необходимо раскрыть методику организации работы по обеспечению безопасности обучающихся в тесном взаимодействии педагогов, родителей, общественности и различных ведомств, а также предложить критерии оценки состояния работы по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья детей и работников образовательных организаций. Важно создать целостную систему безопасности образовательной среды, включающей соответствующие изменения в инфраструктурном, психолого-

педагогическом, социальном и

административном аспектах работы организаций.

Сегодня в большинстве школ и детских садов появились системы охраны, определен регламент взаимодействия участников образовательных отношений, внесены изменения в воспитательную и профилактическую работу, появились новые общественные движения, такие как «Родительская дружина», «Объединение студенческой молодежи». Также стали активно внедряться различные социальные проекты, такие как «Юные пожарники, экологи, патриоты Башкортостана», «Скажи «нет», наркотикам». В психолого-педагогическое сопровождение

образовательной деятельности также были внесены коррективы, такие как изменения содержания и формы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», появление факультативов «Безопасное поведение», где дети изучают основы поведения на дорогах, улице, в быту, при различных угрозах, в том числе общения с незнакомыми людьми в виртуальной и реальной среде. Также появились новые функциональные

обязанности педагогов-психологов,

социальных педагогов и классных руководителей, связанные с проведением работ по предупреждению различных угроз (социальных, военных, химических и психологических). Обязательно и в детских садах и школах периодически проводятся тренировки по действиям обучающихся и работающих в чрезвычайных ситуациях.

Появление разных участников

образовательных отношений и новых угроз безопасности привело к необходимости координации деятельности органов власти различного уровня, осуществлению контроля выполнения соответствующих требований, к внесению изменений в систему обеспечения комплексной безопасности обучающихся в образовательных организациях исходя из актуальных социально-экономических и политических условий жизни. Это стало третьим этапом работы.

Следует отметить, что все три этапа организации деятельности актуальны сегодня, так как происходит постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, активный поиск и внедрение эффективных форм и методов работы с различными субъектами образовательных отношений, подключение новых участников и изменение инфраструктуры их

взаимодействия. Так, в данном учебном году внесены изменения в регламенты доступа обучающихся к сети «Интернет» в образовательных организациях с целью соблюдения условий контентной фильтрации. Кроме того, предложены дополнительные условия стимулирования лиц, ответственных за обеспечение безопасности в образовательных организациях.

В настоящее время на первый план выходят исследования ценностных ориентаций личности, изменения качества межличностных взаимоотношений в информационном обществе. Особый интерес в современном контексте представляют психологические проблемы безопасности информационного пространства.

Под информационной безопасностью какого-либо субъекта понимается его защищённость от внешнего доступа к данным и использования этих данных во вред ему. Субъектом может быть как организация, так и конкретный человек. Однако в рамках психологической науки речь идет о защите психологического состояния личности от незаконного и травмирующего воздействия информационной среды. И, безусловно, особое

значение здесь приобретает обеспечение информационной безопасности современной образовательной среды [3]. И это одна из сторон комплексной безопасности

обучающихся.

Также постоянного совершенствования требует научно-методическое обеспечение организуемой работы. Оно касается дидактического обеспечения работы педагогов с обучающимися и их родителями (законными представителями) как в непосредственной деятельности, так и в виртуальной среде. В современных условиях, когда Интернет необходимо отнести к одному из основных каналов массовой информации, важным является появление образовательного медиа-контента, способствующего формированию безопасного поведения детей в образовательных организациях. Осознание данной задачи привело к тому, что сегодня педагоги совместно с детьми разрабатывают видеоролики о безопасном поведении в быту, на дорогах, в общественных местах и школе, предлагают дистанционные курсы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», педагоги проходят обучение по программе повышения квалификации «Медиабезопасность детей и подростков», «Поликультурная

образовательная среда», «Интеграция национального образования».

В последние годы в литературе поднимаются отдельные вопросы, которые требуют разных подходов к организации управления безопасности на объектах экономики, в том числе и в образовательных организациях (А.П. Полежаев и М.Ф. Савелий, 2003; Л.А. Михайлов, 2005, 2008; Н.В. Ерков, 2005; О.В. Павлова, 2006 и др.), где выражается общее мнение о создании единой комплексной безопасности.

Значимым условием организации комплексной безопасности в образовательных организациях является грамотное

использование управленческих механизмов, таких как появление программы обеспечения безопасности обучающихся в образовательных организациях, включающей

совершенствование всех аспектов

образовательной среды, использование различных экономических, финансовых, социальных ресурсов.

Необходимо знать и понимать, что действия управленческого характера должны дополняться усилением идеологической и организационной работы, направленной на консолидацию сил участников

образовательных отношений по обеспечению безопасности образовательной среды, а также на устойчивое развитие системы образования. В данном направлении активно ведется работа по активной интеграции деятельности различных социальных институтов и органов исполнительной власти, благодаря чему появляются межведомственные проекты, такие как «Только вместе!», «Скажи «нет» насилию», «Мы разные, но равные» и другие.

В Законе Российской Федерации «О безопасности» прописано безопасность -состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Работа по обеспечению комплексной безопасности в образовательных организациях строится на инициативе людей, так как собственная энергия является основным условием обеспечения безопасности. Однако для повышения эффективности данной работы хотелось бы остановиться и на проблемах, решение которых позволило бы вывести данную деятельность на более высокий уровень. Это:

Недостаток нормативно-правового

обеспечения межведомственного

взаимодействия. Так, до сих пор не решен вопрос о функциях комиссии по делам несовершеннолетних или регламент взаимодействия с надзорными органами на этапе строительства объектов.

• Недостаток современного медиа-контента для организации профилактической работы. Пока у нас преобладают старые и порой малоэффективные техники воздействия на детей и молодежь - уроки, разъяснительные беседы и показ материала. А хотелось бы, чтобы были качественные видеофильмы с интерактивными эффектами и лабораторной деятельностью.

• Недостаток социально-экономического обеспечения работы педагогов по формированию безопасного поведения детей и молодежи. Сегодня вся работа по обеспечению безопасности выведена в рамки внеурочной деятельности педагогов, которая никак не регламентируется и слабо учитывается при стимуляции деятельности. Необходимо изучать продуктивный опыт других субъектов в данной работе и получить общероссийский документ, может быть в виде методических рекомендаций по социально-экономическому обеспечению работы педагогов по формированию безопасного поведения детей и молодежи.

И все же, говоря о комплексной безопасности, необходимо отметить, что к числу наиболее важных функций системы обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения относятся функции контроля. Основными задачами контроля обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения являются:

- выявление нарушений законодательства и иных нормативных правовых и локальных актов, устанавливающих требования к обеспечению безопасности образовательного процесса;

- оценка состояния рабочих и учебных мест обучающихся образовательного процесса по условиям труда и обучения;

- оценка состояния помещений, здания, территории;

- оценка качества и своевременности выполнения планов (программ) обеспечения безопасности образовательного процесса;

- оценка состояния организации образовательного процесса (В.М. Попов).

Достижение в работе в организации комплексной безопасности образовательных организаций достигнет максимального эффекта при совокупности единства работы всех сфер и уровней образования.

Литература:

1. Щеглов М.Ю. Безопасность в образовательных учреждениях: пути системных решений. - Вестник НЦ БЖД. - 2009. - № 1. - С. 31.

2. Фарберов В.Я. О концепции комплексной безопасности образовательных учреждений. -Интернет-журнал «Технологии техносферной безопасности» (http://ipb.mos.ru/ttb). - 2014. - № 4(56). - С. 5.

3. Алиева М.Ф. Информационная безопасность как элемент информационной

культуры. - Вестник Адыгейского государственного университета. - 2012. - № 4(108). - С. 47-52.

4. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями), ст. 1.

5. Попов В.М. Организация контроля за обеспечением комплексной безопасности образовательного учреждения. - 2013. - С. 206.

Сведения об авторе:

Шафикова Гульназ Радмиловна (г. Уфа, Россия), министр образования Республики Башкортостан, доктор психологических наук.

Data about the author:

G. Shafikova (Ufa, Russia), minister of education of the Republic of Bashkortostan, doctor of psychology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.