Научная статья на тему 'Организация комплексного управления процессами ЖЦП и интегрированной системой менеджмента'

Организация комплексного управления процессами ЖЦП и интегрированной системой менеджмента Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
251
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Виноградов Е.В., Кревина Т.Е.

Изложены преимущества управления жизненным циклом продукции с помощью комплексного подхода к данным по изделию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация комплексного управления процессами ЖЦП и интегрированной системой менеджмента»

Секция «Метрология, стандартизация, сертификация»

УДК 625.1

Е. В. Виноградов Научный руководитель - Т. Е. Кревина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ЖЦП И ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ МЕНЕДЖМЕНТА

Изложены преимущества управления жизненным циклом продукции с помощью комплексного подхода к данным по изделию.

Качество - понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.

Качество продукции - совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.

Качество продукции в условиях современного производства - важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все участники производственного процесса - от директора предприятия - до конкретного исполнителя любой операции.

Улучшение качества продукции - важнейшее направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В этих условиях возрастает значение комплексного управления качеством продукции и эффективностью производства.

Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них [1].

Из всего выше перечисленного, как и во многих других сферах производства вырисовывается проблема, а именно проблема и необходимость оценки качества в условиях рыночных отношений:

проблема повышения качества - одна из главных задач развития экономики нашей страны. В последние годы во всех передовых в техническом отношении странах отмечается растущий интерес к повышению качества продукции. Основными проблемами, стоящими перед отечественными производителями в направлении совершенствования управления качеством продукции, являются: включение в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством, как и всей производственной деятельности, на потребителя; усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла

продукции. Современные проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методологический, а чисто практический характер, причинами которых являются отсутствие квалифицированных кадров, ограниченность организационно-технической и материальной базы предприятия, недостаточный опыт массового использования статистических методов, отставание в автоматизации технологических и управленческих процессов.

Управление жизненным циклом продукта. Управление жизненным циклом продукта является составной частью всех бизнес-процессов предприятия - от разработки и производства до продажи и сервисной поддержки. Это универсальное решение для компаний различных отраслей, так как позволяет управлять жизненным циклом изделий любой сложности - от продуктов питания до космической техники и государственных программ.

Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия).

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.

Непосредственными объектами управления в данном случае являются потребительские характеристики продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессы формирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла. Субъектами управления являются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие на различных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством в соответствии с общепринятыми принципами и методами управления.

В решении заложена вся необходимая функциональность по управлению данными об изделии, управлению качеством и проектами. Решение также предоставляет инструменты для организации совместной работы между партнерами или удаленными друг от друга подразделениями компании.

Возможности и функции. Возможность комплексного управления данными по изделию позволяет накапливать исторические данные, заносимые в систему на всех этапах жизненного цикла. Это обеспечивает точность и непротиворечивость информации, которую в любой момент времени можно анализировать и на основе точной информации разрабатывать более совершенные типы изделия. Интеграция решения с

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки

конструкторскими системами позволяет в электронном виде передавать в другие отделы и архивировать всю связанную документацию. Удобные инструменты позволяют быстро находить требуемую информацию и легко актуализировать ее в режиме реального времени [2].

В качестве изделий могут выступать программы и проекты, которыми позволяет управлять система. Система поддерживает процессы управления сроками проектов, затратами и ресурсами, а также позволяет составлять календарные планы-графики и контролировать их исполнение.

Единое решение по управлению качеством поддерживает все принятые международные стандарты ISO. Система позволяет поддерживать соответствие стандартам качества на всех уровнях: качество поставщиков, качество бизнес-процессов, качество работы, качество продукции. Управление качеством -процесс, который необходимо поддерживать с самого первого этапа производства - планирования и разработки товара или услуги. Для того, чтобы исключить воздействие различных факторов на уровень качества

компании предпринимают комплекс мер постоянного воздействия на все процессы создания продукции. Решение поддерживает процесс управления отклонениями, что позволяет оперативно реагировать на ошибки и повышать качество продукции. Наличие сертифицированной системы управления качеством -гарантия устойчивого высокого качества продукции [3].

Библиографические ссылки

1. Коротков Э. М. Исследование систем управления. М. : ДеКА, 2000. 234с.

2. Процесс и содержание управления качеством продукции [Электронный ресурс]. URL: http://www. redov.ru/tehnicheskie_nauki/upravlenie_kachestvom/p4.p hp (дата обращения: 20.03.2014).

3. Механизм управления качеством [Электронный ресурс]. URL: http://www.redov.ru/tehnicheskie_nauki/ upravlenie_kachestvom/p4.php (дата обращения: 20.03.2014).

© Виноградов Е. В., 2014

УДК 658.562

Р. Э. Гадисов Научный руководитель - Ю. Г. Малахова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ НЕСООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ

Отмечены основные этапы управления несоответствующей продукцией, дано описание каждого из них. Указаны процессы, вследствие которых обнаруживаются несоответствия, и ответственные за них сотрудники. Рассмотрены действия, направленные на устранение причин выявленных несоответствий. Предложены пути улучшения процесса.

Управление несоответствующей продукцией является одной из обязательных документированных процедур СМК [1]. Цель данного процесса заключается в обнаружении продукции, не соответствующей требованиям нормативной документации, и последующими решениями относительно нее.

В отношении несоответствующей продукции могут приниматься следующие меры:

• переделка продукции, либо устранении несоответствия;

• «ослабление» требований к продукции, без изменения назначения по применению;

• изменение назначения к применению [2].

При передаче продукции потребителю, данные меры становятся неприменимыми, соответственно, при разработке СМК на предприятии следует установить процедуры, которые обеспечат обнаружение несоответствий до передачи продукции заказчику. Управление выявленной в процессах измерений и контроля несоответствующей продукцией осуществляется на всех этапах ее переработки, начиная от поступления материалов и комплектующих изделий на склады, входного контроля, производства, контроля,

испытаний и передаче готовой продукции потребителю. Управление несоответствующей продукцией в соответствии с установленными процедурами и требованиями исключает возможность её несанкционированного использования или передачу в сферу обращения.

Несоответствующая продукция выявляется в результате следующих процессов:

• Проверки продукции.

• Внутренних и внешних аудитов СМК.

• Анализа действующей и разрабатываемой документации СМК.

• Анализа удовлетворенности потребителей.

• Анализа данных СМК со стороны руководства.

Руководители структурных подразделений несут

ответственность за обнаружение, предотвращение несоответствий и выполнение принятых решений, относительно устранения несоответствий. Так же ответственность за обнаружение несоответствий несет отдел ОТК, в обязанности данного отдела также входит проведение анализа несоответствий и проверка устранения несоответствий. Если несоответствующая продукция была обнаружена при проведении внут-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.