УДК [33+334.]:004(075.8)
1Прошкина Л.А., 1 Трусов Е.В., 2Прошкин В.Н.
1ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия
2ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный технологический университет», Пенза, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИЙ СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Введение
Начавшиеся в 80-е гг. прошлого века изменения знаменуют собой не просто появление более развитой промышленной экономики, а начало перехода к обществу нового типа. Эти перемены не ограничиваются технологическими нововведениями или изменениями индустриального порядка, а коренным образом преобразуют всю социальную структуру.
Изменения, происходящие в экономически развитых странах можно назвать наиболее важными из происшедших за двести лет с момента начала промышленной революции. Быстрое распространение современных информационных технологий и их влияние на общество принципиально отличается от того, которое оказывали предыдущие технические нововведения. Они способствовали росту количественных показателей производимых благ, в то время как современные информационные технологии направлены на снижение зависимости от материальных благ, увеличение диверсификации и масштабов информационных услуг. Таков характер инноваций, закрепляющих успехи на пути увеличения значимости стоимости, создаваемой знанием [1]. Происходит становление нового, информационного общества, общества знания.
Использование глобальной компьютерной сети и освоение людьми ее возможностей выявляет исключительную роль информационных взаимодействий на функционирование общества и экономики. Однако действующая социально-экономическая теория игнорирует информационный аспект деятельности человека и поэтому не располагает адекватным инструментарием для исследования сетевых форм совместной деятельности людей, включая сетевую экономику. В связи с этим необходимо: обновление описания теоретической картины социально-экономического мира, что позволит определить контуры и главные элементы сетевой экономики; рассмотрение особенностей сетевой экономики, и ее место в сложившейся многоукладной экономической системе, инструментов ее анализа.
Основная часть
Организация межсоединений в сети Интернет. Основным отличием Интернет от других сетей являются протоколы TCP/IP (Transmission Control Protocol / Internet protocol). Сеть Интернет использует большое число и других протоколов, но ее часто называют TCP/IP-сетью, так как эти два протокола являются важнейшими. В Интернете существует семь уровней взаимодействия между компьютерами: физический, логический (канальный), сетевой, транспортный, сеансов связи, представительский и прикладной [2 - 3].
Каждому уровню взаимодействия соответствует свой набор протоколов, или правил взаимодействия:
1. Протоколы физического уровня определяют вид и характеристики линий связи между компьютерами. В Интернете используются практически все известные в настоящее время способы связи - от простого провода до волоконно-оптических линий связи.
2. Для каждого типа линий связи разработан соответствующий протокол логического уровня, реализующий управление и передачу информации по каналу (форматирование блока данных, контроль ошибок, адресация и другие функции, необходимые для точной передачи данных между соседними системами). К протоколам логического уровня для телефонных линий относятся протоколы SLIP (Serial Line Interface Protocol) и РРР (Point to Point Protocol) .
3. Протоколы сетевого уровня - IP и ARP (Address Resolution Protocol) - отвечают за передачу
данных между устройствами в разных сетях, т.е. обеспечивают маршрутизацию пакетов в сети.
4. Протоколы транспортного уровня - TCP и UDP (User Datagram Protocol) - управляют передачей
данных из одной программы в другую.
5. Протоколы уровня сеансов связи - уже упомянутые протоколы TCP и UDP, а также протокол UUCP
(Unix to Unix Copy Protocol) - отвечают за установку, поддержание и уничтожение соответствующих
каналов.
6. Протоколы представительского уровня обеспечивают обслуживание прикладных программ, запускаемых для предоставления различных услуг абонентам. К таким программам, например, относятся: telnet-сервер, FTP (File Transfer Protocol)-сервер, Gopher-сервер, NFS-сервер, NNTP (Net News Transfer Protocol), SMTP (Simple Mail Transfer Protocol) и др. Этот уровень определяет способ представления информации для обмена между прикладными программами и имеет дело лишь с синтаксисом данных.
7. Протоколы прикладного уровня отвечают за предоставление сетевых информационных услуг и используются непосредственно пользователем прикладных программ. На этом уровне реализуются функции, отвечающие потребностям пользователя. Расширение функциональных возможностей сети путем добавления уровня за уровнем приводит к созданию дружественного и полезного инструментария [4, с. 43 -44].
Наиболее полной в настоящее время считается модель открытой системы межсоединений - OSI (Open System Interconnection) . Она описывает систему взаимодействий в процессах обмена сообщениями и данными между узлами сетей. Модель основана на декомпозиции среды на семь вышерассмотренных уровней, взаимодействие между которыми описывается соответствующими стандартами, что обеспечивает практически полную прозрачность взаимодействия через эти уровни вне зависимости от того, каким образом построен любой из уровней в каждой конкретной реализации.
Межсетевой протокол (IP). С помощью линий связи обеспечивается доставка данных из одного пункта в другой. Интернет может доставлять данные во многие точки мира. Различные участки Интернета связываются с помощью системы компьютеров, называемых маршрутизаторами, соединяющих между собой сети. Если проводить аналогию между Интернетом и почтой, рассматривая доставку данных в нужную точку, то линии связи и сети будут эквивалентны средствам доставки почты (поезд, автомобиль, самолет и т.п.), а маршрутизаторы будут играть роль почтовых отделений (там решается, куда направлять конверты с почтой).
Правила, называемые протоколами, регламентируют порядок работы Интернета. Межсетевой протокол (IP) отвечает за адресацию, т.е. гарантирует, что маршрутизатор знает, что делать с вашими данными, когда они поступят. Следуя аналогии с почтовым ведомством, можно сказать, что межсетевой протокол выполняет функции конверта с адресом.
Адресная информация приводится в начале любого сообщения. Она дает сети достаточно сведений для доставки пакета данных. Начало адреса содержит информацию для маршрутизаторов о том, к какой
сети относится ваш компьютер. Правая часть адреса служит для того, чтобы сообщить сети, какой компьютер должен получить этот пакет. Интернет выполнит свою задачу, когда маршрутизаторы направят данные в соответствующую сеть, а эта локальная сеть - в соответствующий компьютер.
По целому ряду технических причин (в основном это аппаратные ограничения) информация, посылаемая по IP-сетям, разбивается на порции, называемые пакетами. В одном пакете обычно посылается до 1500 символов информации. Это не дает возможности пользователю монополизировать сеть, однако позволяет каждому из них рассчитывать на своевременное обслуживание. Кроме того, в случае перегрузки сети качество ее работы несколько ухудшается для всех пользователей. Поскольку данные помещаются в «IP-конверт», сеть имеет всю информацию, необходимую для перемещения этого пакета в пункт назначения. Здесь возникает сразу несколько проблем:
в большинстве случаев объем пересылаемой информации превышает 1500 символов; может произойти ошибка, так как сети иногда теряют пакеты или повреждают их при передаче; последовательность доставки пакетов может быть нарушена, т.е. отосланные по одному адресу одно за другим два письма не придут в порядке их отправления [4, с. 44].
Для решения упомянутых выше проблем используется «протокол управления передачей» (TCP). Информацию, передаваемую по сети, TCP разбивает на порции. Каждая порция нумеруется, с целью проверить, вся ли информация получена, и разложить данные в правильном порядке. Порция данных помещается в «пакет TCP», который, в свою очередь, помещается в «конверт ХР» и передается в сеть. На принимающей стороне программное обеспечение протокола TCP собирает конверты, извлекает из них данные и располагает их в правильном порядке. В случае отсутствия каких-либо пакетов, программа делает запрос о повторной их передаче. После размещения всей информации в правильном порядке она передаются той прикладной программе, которая использует услуги TCP.
В реальной жизни пакеты не только теряются, но и претерпевают изменения по дороге ввиду кратковременных отказов телефонных линий. TCP решает эту проблему. При помещении данных в пакет проводится вычисление контрольной суммы. Когда пакет прибывает в пункте назначения прибывший пакет, TCP обеспечивает вычисление контрольной суммы и сравнивает ее с той, которую послал отправитель. Если значения не совпадают, то при передаче произошла ошибка. Принимающий TC TCP отключает этот пакет и запрашивает повторную передачу. Протокол TCP создает видимость выделенной линии связи между двумя прикладными программами, так как гарантирует, что информация, входящая на одном конце линии, выходит на втором. В действительности не существует выделенного канала между отправителем и получателем, однако создается впечатление, что он есть, и на практике этого обычно бывает достаточно. Поскольку организация TCP-соединения достаточно дорогостоящее, требует значительных расходов и затрат времени, то лучше его не использовать, если этот механизм не нужен. В случае, когда данные, которые необходимо послать, помещаются в одном пакете и гарантия доставки не особенно важна, может быть использован другой протокол, который позволяет избежать таких расходов. Он называется «протокол пользовательских датаграмм» (UDP) и используется в некоторых прикладных программах. UDP используется для тех случаев, когда посылают только короткие сообщения и могут повторить передачу данных, если ответ задерживается. Иерархию управления в сетях TCP/IP можно представить в виде пятиуровневой концептуальной модели (рисунок 1) [4, с. 5 - 6].
Уровни
Прикладной
Сетевой
Канальный
Физический
Транспортный
Рисунок 1 - Иерархия TCP/IP
Общим и основополагающим элементом этой структуры является Internet Protocol. Он осуществляет передачу информации от узла к узлу. Первый уровень (физический) описывает ту или иную среду передачи данных. На втором уровне (канальном) аппаратно-зависимое программное обеспечение реализует распространение информации на том или ином отрезке среды передачи данных. Третий уровень (сетевой) представляет собой протокол IP. Его главная задача - маршрутизация (выбор пути через множество промежуточных узлов) при доставке информации от узла-отправителя до узла-адресата. Вторая важная задача протокола IP - сокрытие аппаратно-программных особенностей среды передачи данных и предоставление вышележащим уровням единого унифицированного и аппаратно независимого интерфейса для доставки информации. Достигаемая при этом канальная (аппаратная) независимость и обеспечивает многоплатформенное применение приложений, работающих под управлением IP. При этом протокол IP не гарантирует доставку пакетов, сохранение порядка и целостности пакетов и не различает логические объекты (процессы), порождающие поток информации.
Это задачи решают протоколы TCP и UDP - четвертого (транспортного) уровня. На пятом уровне (прикладном) лежат прикладные задачи, запрашивающие услуги у транспортного уровня.
Заключение
Сетевая экономика не может существовать вне информационно-коммуникационной среды, создаваемой глобальными сетями. Без развития и распространения информационных технологий нельзя ожидать расширения масштабов сетевой экономики. Наиболее применяемые в настоящее время виды интернеттехнологий состоят из средств оперативного обмена и распространения информации (текстовой, звуковой, видео), электронной почты и базирующихся на ней групповых дискуссионных форумов, средств создания и поддержания информационных ресурсов в сети.
С учетом складывающихся мировых тенденций в сетевой экономике можно использовать следующие современные информационные технологии:
базовые технологии Интернет (WWW, Gopher, ftp, IRC, E-mail и т.д.);
технологии, реализующие идеологию информационных хранилищ и архитектуру «клиент-сервер»;
SQL (Structured Query Language) ориентированные инструментальные системы;
CASE-технологии проектирования информационных систем и баз данных (Computer Aided System Engineering);
геоинформационные технологии (ГИС-технологии);
технологии создания и распространения информации на CD-ROM-носителях;
развитые системы графических и текстовых редакторов;
мультимедиа-технологии и технологии создания виртуальной реальности;
технологию, реализующую идеологию создания корпоративных и учрежденческих информационных систем.
Эти технологии позволяют обеспечить сопряжение различных типов информационных серверов (SQL, WWW и т.д.) как в составе одного информационного узла, так и находящихся в различных информационных узлах региональной компьютерной сети. Тем самым создаются технологические предпосылки для построения территориально распределенных, проблемно-ориентированных и корпоративных информационных сетей и систем в виде логических надстроек над единой телекоммуникационной средой. Разрабатывая технологию создания распределенных баз данных, следует предусмотреть переход на сквозную технологию сбора информации, предоставив программные средства непосредственно пользователям, с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности и защиты от несанкционированного доступа к информации. Базовые технические средства для поддержания информационных технологий постоянно совершенствуются, а снижение цен на их приобретение и использование повышает их доступность.
Среди новых видов информационных технологий, которые окажут большое влияние на сетевую экономику, можно выделить два:
средства групповой работы географически распределенных участков совместной деятельности, которые позволят экономить существенные средства, связанные с территориальным перемещением людей;
технологию «информационного посредника», запрограммированного на сбор и фильтрацию необходимой информации, на поиск людей и организаций (отвечающих заданным критериям), на проведение определенной стадии переговоров с интеллектуальными агентами других участников экономики и т.п., создающую эффект постоянного его присутствия в сети. Такая технология позволит снизить информационную перегрузку участников сетевой экономики, повысить скорость и эффективность процедур установления контактов, проведения переговоров, поддержки соглашений и прочее [5, с. 41 - 44].
ЛИТЕРАТУРА
1. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или история будущего //Новая индустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia. - 1999. - 357 с.
2. Цибизов П.Н., Астахова Т.В. Повышение эффективности использования информационных технологий в образовательном процессе //Надежность и качество. Труды Межд. симпоз. - Т. 1. - Пенза: - 2012.
- С. 369 - 370.
3. Шибанов С.В., Горин А.А. Обзор современных технологий и средств построения активных информационных систем // Надежность и качество. Труды Межд. симпоз. - Т. 1. - Пенза: - 2012. - С. 430
- 433.
4. Бугорский В.Н. Сетевая экономика. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика. - 2007. -
256 с.
5. Прошкина Л.А., Палаткин И.В. Сетевая экономика. Учебное пособие Пенза: Изд-во Пенз. гос.
технол. академ. 2008. - 212 с.