Научная статья на тему 'Организация коммуникативной деятельности старшеклассников при проведении устной работы по геометрии'

Организация коммуникативной деятельности старшеклассников при проведении устной работы по геометрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE ACTIVITY / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / УСТНАЯ РАБОТА ПО ГЕОМЕТРИИ / ORAL WORK IN GEOMETRY / МЫШЛЕНИЕ / THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова А.В.

В данной статье проводится анализ понятий «общение», «коммуникативность», «коммуникатив ная деятельность обучающихся», а также рассматриваются организационные формы коммуникативной деятельности старшеклассников при проведении устной работы на уроках геометрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE ACTIVITY ORGANIZATION OF SENIOR PUPILS AT CARRYING OUT ORAL WORK IN GEOMETRY

In this article the analysis of the concepts communication, communicativeness, communicative activity of pupils is conducted, and organizational forms of communicative activity of senior pupils at carrying out oral work at geometry lessons are presented as well

Текст научной работы на тему «Организация коммуникативной деятельности старшеклассников при проведении устной работы по геометрии»

УДК 372.851 ББК 74.262.21

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УСТНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ

COMMUNICATIVE ACTIVITY ORGANIZATION OF SENIOR PUPILS AT CARRYING OUT ORAL WORK IN GEOMETRY

А. В. Виноградова

В данной статье проводится анализ понятий «общение», «коммуникативность», «коммуникативная деятельность обучающихся», а также рассматриваются организационные формы коммуникативной деятельности старшеклассников при проведении устной работы на уроках геометрии.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, общение, устная работа по геометрии, мышление.

Одной из основных задач педагога является такая организация учебно-познавательной деятельности учащихся, при которой овладение новыми знаниями и умениями у старшеклассников происходит за счет формирования устойчивой потребности творческого преобразования учебного материала. При этом формирование содержания образования предполагает анализ различных видов деятельности учащихся, в том числе коммуникативной, обеспечивающей формирование у старшеклассников готовности к саморазвитию. Ведь стремление ребят включаться в учебное общение, в соответствии с собственным уровнем развития, обеспечит положительный опыт формирования коммуникативной успешности и в будущей профессиональной деятельности. Еще А. В. По-горелов подчеркивал, что «...очень немногие из оканчивающих школу будут математиками, тем более геометрами. Будут и такие, которые в своей практической деятельности ни разу не воспользуются теоремой Пифагора. Однако вряд ли найдется хотя бы один, которому не придется рассуждать, анализировать, доказывать» [1].

Как известно, возраст является одним из основных факторов, влияющих на особенности ведущей деятельности учащихся, в частности, на структуру коммуникативной деятельности. В соответствии с принципом учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, требуется, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности не оставались неизменными на разных возрастных этапах [2]. Так, важной особенностью деятельности учащихся старших классов является ее самостоятельность. Старшие школьники более активно и самостоятельно мыслят, при этом их мышление приобретает творческий характер, а наибольшее значение в доказательстве тех или иных положений приобретает аргументированность. Стре-

A. V. Vinogradova

In this article the analysis of the concepts "communication", "communicativeness", "communicative activity of pupils" is conducted, and organizational forms of communicative activity of senior pupils at carrying out oral work at geometry lessons are presented as well.

Keywords: communicative activity, communication, oral work in geometry, thinking.

мясь разобраться в различных точках зрения на какое-либо явление, подростки пытаются составить свое мнение, опираясь при этом не на конкретные сведения, а на собственный анализ и способы доказательства.

Одним из средств, способствующих лучшему пониманию геометрии, является устная работа, которая придает уроку определенную живость, четкий ритм, энергичность. Это самый раскрепощенный этап урока, так как сменяющие друг друга вопросы и ответы придают деятельности учащихся окраску динамичности и активности, что вносит в уроки геометрии определенное разнообразие. Поэтому выявление методов и форм организации учебного процесса на уроках геометрии в старших классах, способствующих развитию устной работы, является одной из важных задач учителя. Основы устной работы закладываются и развиваются в процессе школьного обучения в условиях коммуникативной деятельности в различных связях («учитель - ученик», «учитель - ученик - группа учащихся», «учитель - коллектив учащихся» и др.). Приведем соответствующие схемы (рис. 1-3).

1. «Учитель - ученик» (преобладает перцептивный, коммуникативный аспект общения) (рис. 1).

учитель ученик

Рис. 1. Схема общения «учитель - ученик»

Схема общения «учитель - ученик» может иметь противоречивый характер взаимодействия (гармоничный, конструктивный, открытый, с совпадением ценностных ориентаций либо конфликтный, деструктивный и пр.). При-

чиной этому, как правило, является игнорирование общения со стороны учителя и неготовность к преодолению конфликтных ситуаций со стороны ученика. Поэтому такая система отношений должна строиться с учетом индивидуальных и возрастных характеристик ученика, а также с учетом необходимости общения со стороны учителя на каждом этапе развития таких отношений. При этом моделью поведения учителя в общении с учащимися является модель активного взаимодействия: педагог находится в дружеском диалоге с учеником, поощряет инициативу. Стилем взаимодействия является сотрудничество. Коммуникативная связь такого вида предполагает реализацию устной работы учащихся путем решения задач, активизирующих и мотивирующих познавательную деятельность учащихся, характеризующих деятельностный и демократический стиль общения между учителем и учеником. Приведем примеры вопросов из курса стереометрии.

1) Может ли из одной вершины пирамиды исходить три взаимно перпендикулярных ребра?

2) Две боковые грани четырехугольной пирамиды перпендикулярны плоскости основания. Как располагается высота пирамиды? Рассмотрите разные случаи.

3) Как могут быть расположены относительно друг друга три плоскости, если: а) две из них параллельны; б) все три попарно пересекаются?

2.«Учитель - ученик - группа учащихся» (преобладает интерактивный, коммуникативный аспект деятельности) (рис. 2).

6) Верно ли утверждение, что всякие: а) три точки; б) четыре точки принадлежат одной плоскости?

7) Могут ли две плоскости иметь: а) только одну общую точку; б) только две общие точки?

8) Сколько общих точек имеют две пересекающиеся плоскости?

9) Верно ли, что любые две точки всегда принадлежат одной прямой? Можно ли то же самое сказать о трех точках?

10) Какое минимальное число общих точек необходимо задать, чтобы две плоскости совпали?

3. Учитель - коллектив учащихся (перцептивный, коммуникативный аспект деятельности) (рис. 3).

Рис. 2. Схема общения «учитель - ученик -группа учащихся»

Такая схема отношений позволяет организовать с учениками интересную устную групповую работу, например, при проведении тематических устных зачетов по геометрии. В начале изучения темы вывешивается в классе список вопросов (лист опроса). До проведения зачета учитель опрашивает некоторых учеников - консультантов, которые в свою очередь опрашивают потом группу учащихся, определенную учителем. Пример листа опроса по теме «Основные понятия и аксиомы стереометрии» [3]:

1) Почему вводятся основные понятия стереометрии? Назовите их.

2) Что означает термин «аксиома»?

3) Сформулируйте аксиомы стереометрии.

4) Какое минимальное число точек определяет: а) прямую; б) плоскость?

5) Сколько плоскостей проходит через три точки? Ответ обоснуйте. При каком расположении трех точек через них можно провести бесконечно много плоскостей?

Рис. 3. Схема общения «учитель - коллектив учащихся»

При таком виде коммуникативной связи для организации устной работы лучше всего использовать такие задачи, для решения которых необходимо уметь применить теорию для нестандартной либо «практической» ситуации. Примеры:

1) Основание правильной пирамиды находится на земле. Можно ли определить ее размеры, не подходя к ней?

2) Что представляет на поверхности земного шара меридиан? Сколько меридианов можно провести? Где находятся центры меридианов? Чему равны радиусы меридианов?

3) Самолет летит на одной и той же высоте. Вы располагаете двумя приборами для измерения расстояния до него. Можете ли вы с их помощью определить высоту, на которой он летит?

4. Учитель - компьютер - ученик (преобладает интерактивный, коммуникативный аспект деятельности) (рис. 4).

Рис. 4. Схема общения «учитель - компьютер - ученик»

Примером устной работы учащихся в данном аспекте деятельности может быть выступление ребят с собственными компьютерными презентациями, посвященными историко-научному материалу по геометрии. Также устную работу можно проводить, используя различные программные комплексы, такие как «Конструктивная геометрия» или «Стереоконструктор», позволяющие наглядно проверить правильность геометрических законов и теорем с использованием встроенной базы данных геометрических задач.

Исследуя коммуникативную деятельность при проведении устной работы на уроках геометрии в старших классах, мы не можем обойти вниманием такие важнейшие понятия, как общение, коммуникативность, коммуникативная компетентность. Общение учащегося с учителем или другим учеником характеризуется межличностным уровнем коммуникативной деятельности, а личностно-групповой уровень - это общение с несколькими людьми, общение с классом - личностно-массовым. Коммуникативная сторона общения характеризует особенности обмена, характер и содержание той информации, которой обмениваются субъекты общения. Коммуникативность - это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т. п. [4]. Коммуникативность в целом характеризуется такими компонентами, как деятельность, активность, уверенность, эмоциональность, реактивность в общении, коммуникативная успешность.

Коммуникативная деятельность учащихся рассматривается учеными (Г. М. Андреева [5], Л. А. Петровская [6], Е. В. Руденский [7] и др.) через процесс формирования их коммуникативной компетентности, так как социальная успешность выпускника школы во многом определяется уровнем сформированности его коммуникативной компетентности, представляющей собой синтез психологического и социального компонентов. Изучение научной литературы в вопросах формирования коммуникативной компетентности позволяет дать определение коммуникативной компетентности как характеристике личности, которая включает в себя совокупность знаний, умений, опыта, а также личностных качеств, позволяющих эффективно решать задачи общения и достигать взаимопонимания. Под личностной составляющей коммуникативной компетентности мы понимаем комплекс коммуникативных свойств и качеств личности (распознавание внутренних эмоциональных состояний других людей - эмпатия; оценка различных линий своего поведения и выбор действий, адекватных ожиданиям другого человека; контроль избранной линии поведения по отношению к партнеру; общительность, толерантность, способность к рефлексии). Отмеченная совокупность составляющих представляет собой структурную организацию коммуникативной деятельности учащегося старших классов.

Так, систематизируя компоненты коммуникативной компетентности личности старшеклассника, нами рассматриваются три группы коммуникативных знаний и умений, обеспечивающих ее сформированность:

• речевые коммуникативные знания и умения;

• социально-психологические коммуникативные знания и умения;

• деятельностно-практические коммуникативные умения.

Сформированность каждой группы коммуникативных знаний и умений определяется по когнитивному, операционно-деятельностному критериям и критерию личной направленности общения. При этом когнитивный критерий включает в себя знания структуры, этапов, особенностей процесса общения ученика, его позиций в общении; использование специальной терминологии согласно выбранному профилю обучения. Операционально-деятельностный критерий включает умения осуществлять коммуникативную деятельность, владеть различными средствами общения (вербальными, невербальными), лексическими и грамматическими нормами языка. Критерий личностной направленности включает направленность на межличностное общение, стремление к организации общения с партнером, ориентированность на диалог и сотрудничество, эмпатию, управление собственным эмоциональным состоянием.

Коммуникативная деятельность учащихся старших классов при проведении устной работы на уроках геометрии, расширяя способы получения знаний, тем самым значительно углубляет круг учебных задач, содержание которых может быть включено в процесс обучения.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Погорелов А. В. Послесловие к учебнику геометрии: пробный учебник для 6-10 классов средней школы. М.: Просвещение, 1981. 271 с. (Библиотека учителя математики).

2. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: ИЦ «Академия», 2002. 576 с.

3. Смирнова И. М., Смирнов В. А. Устные упражнения по геометрии. 10-11 классы: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. М.: Мнемозина, 2010. 223 с.

4. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд. М.: Дело, 2002. 480 с.

5. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001. 384 с.

6. Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1999. С. 150-166.

7. Руденский Е. В. Социальная психология (курс лекций). М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, Сибирское соглашение, 1999. 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.