Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА'

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / КЛИМАТ / КЛИМАТИЧЕСКОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТОРЫ / РИСКИ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА / СУБЪЕКТЫ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ / ESG-ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев Игорь Алексеевич, Кабир Людмила Сергеевна, Никулина Светлана Игоревна

Предмет исследования - организация климатического финансирования на основе результатов изучения зарубежного опыта по увеличению объема климатического финансирования, проведенного Центром международных финансов Научно-исследовательского финансового института Минфина России. Цель работы - формулировка предложений для нашей страны по вовлечению в климатическое финансирование институциональных инвесторов. В статье устанавливается, что интерес к климатическому финансированию объясняется двумя причинами. Во-первых, климатическая повестка в полной мере интегрирована в перечень вопросов, стоящих перед «зеленой» экономикой, поскольку имеет конечными целями снижение энергоемкости и технологическую модернизацию промышленного производства для сокращения выбросов парниковых газов. Во-вторых, климатические финансы генерируют самый мощный поток инвестиций в структуре «зеленого» финансирования. Зарубежный опыт демонстрирует тренд на изменение роли институциональных инвесторов в климатическом финансировании, которые аккумулируют сопоставимые или даже еще большие объемы финансовых ресурсов по отношению к государственным финансам. Выделяются два ключевых вопроса, над которыми сейчас ломает голову глобальное финансовое сообщество: как мотивировать институционального инвестора принять на себя бремя финансирования климатических инвестиционных проектов, что надо изменить в институциональной среде инвестирования и регулирования деятельности институциональных инвесторов, чтобы побуждать их включаться в механизмы климатического финансирования? Одним из ключевых препятствий к вовлечению институциональных инвесторов в климатическое финансирование для нашей страны является незавершенность формирования климатической политики России. Для устранения препятствий на пути климатического финансирования предлагается система мер, включающая разработку государственной стратегической программы по климатической повестке и принятие прозрачной методологии оценки углеродного следа, а также мер по поддержке «зеленых» инвестиционных проектов и инициатив со стороны финансового сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF CLIMATE FINANCE IN RUSSIA BASED ОN INTERNATIONAL EXPERIENCE

This article presents the results of a study of foreign experience in increasing the volume of climate finance conducted by the Center for International Finance of NIFI, which is the subject of this article. The purpose of the work is to formulate proposals for our country to involve institutional investors in climate finance. The article establishes that the interest in climate finance is explained by two reasons. First, the climate agenda is fully integrated into the “green” economy, since it has the ultimate goal of reducing energy intensity and technological modernization of industrial production to reduce greenhouse gas emissions. Secondly, climate finance generates the most powerful flow of investments in the structure of “green” financing. Foreign experience shows a trend towards changing the role of institutional investors in climate finance, who accumulate comparable or even larger amounts of financial resources in relation to public finances. There are two key issues that the global financial community is currently puzzling over: how to motivate an institutional investor to take on the burden of financing climate investment projects, as well as what needs to be changed in the institutional environment of investment and regulation of the activities of institutional investors. One of the key obstacles to the involvement of institutional investors in climate finance for our country is the incompleteness of the formation of Russia’s climate policy. To eliminate obstacles to climate finance, a system of measures has been proposed, including the development of a state strategic program on the climate agenda and a transparent methodology for assessing the carbon footprint, the adoption of a state program of financial support for «green» investment projects and support for self-regulation initiatives by the financial sector.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/1999-849X-2021-14-4-30-39

УДК 339.727(045)

JEL F6, F21, F30, G38, О29

(CC) ]

Организация климатического финансирования в России на основе международного опыта

И.А. Яковлев3, Л. С. Кабир", С. И. Никулина0

Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0002-6820-4689; ь https://orcid.org/ 0000-0002-0665-8992;

с https://orcid.org/ 0000-0002-1525-7648

АННОТАЦИЯ

Предмет исследования — организация климатического финансирования на основе результатов изучения зарубежного опыта по увеличению объема климатического финансирования, проведенного Центром международных финансов Научно-исследовательского финансового института Минфина России. Цель работы — формулировка предложений для нашей страны по вовлечению в климатическое финансирование институциональных инвесторов. В статье устанавливается, что интерес к климатическому финансированию объясняется двумя причинами. Во-первых, климатическая повестка в полной мере интегрирована в перечень вопросов, стоящих перед «зеленой» экономикой, поскольку имеет конечными целями снижение энергоемкости и технологическую модернизацию промышленного производства для сокращения выбросов парниковых газов. Во-вторых, климатические финансы генерируют самый мощный поток инвестиций в структуре «зеленого» финансирования.

Зарубежный опыт демонстрирует тренд на изменение роли институциональных инвесторов в климатическом финансировании, которые аккумулируют сопоставимые или даже еще большие объемы финансовых ресурсов по отношению к государственным финансам. Выделяются два ключевых вопроса, над которыми сейчас ломает голову глобальное финансовое сообщество: как мотивировать институционального инвестора принять на себя бремя финансирования климатических инвестиционных проектов, что надо изменить в институциональной среде инвестирования и регулирования деятельности институциональных инвесторов, чтобы побуждать их включаться в механизмы климатического финансирования? Одним из ключевых препятствий к вовлечению институциональных инвесторов в климатическое финансирование для нашей страны является незавершенность формирования климатической политики России.

Для устранения препятствий на пути климатического финансирования предлагается система мер, включающая разработку государственной стратегической программы по климатической повестке и принятие прозрачной методологии оценки углеродного следа, а также мер по поддержке «зеленых» инвестиционных проектов и инициатив со стороны финансового сектора.

Ключевые слова: экология; климат; климатическое финансирование; институциональные инвесторы; риски изменения климата; субъекты климатического финансирования; ESG-факторы

Для цитирования: Яковлев И.А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Организация климатического финансирования в России на основе международного опыта. Экономика. Налоги. Право. 2021;14(4):30-39. DOi: 10.26794/1999-849Х-2021-14-4-30-39

ORiGiNAL PAPER

Organization of Climate Finance in Russia Based on international Experience

I.A. Yakovleva, L. S. Kabirb, S. I. Nikulinac

Research Financial Institute Ministry of Finance of Russia, Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0002-6820-4689; b https://orcid.org/ 0000-0002-0665-8992;

c https://orcid.org/ 0000-0002-1525-7648

ABSTRACT

This article presents the results of a study of foreign experience in increasing the volume of climate finance conducted by the Center for International Finance of NIFI, which is the subject of this article. The purpose of the work is to formulate

© Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., 2021

BY 4.0

proposals for our country to involve institutional investors in climate finance. The article establishes that the interest in climate finance is explained by two reasons. First, the climate agenda is fully integrated into the "green" economy, since it has the ultimate goal of reducing energy intensity and technological modernization of industrial production to reduce greenhouse gas emissions. Secondly, climate finance generates the most powerful flow of investments in the structure of "green" financing.

Foreign experience shows a trend towards changing the role of institutional investors in climate finance, who accumulate comparable or even larger amounts of financial resources in relation to public finances. There are two key issues that the global financial community is currently puzzling over: how to motivate an institutional investor to take on the burden of financing climate investment projects, as well as what needs to be changed in the institutional environment of investment and regulation of the activities of institutional investors.

One of the key obstacles to the involvement of institutional investors in climate finance for our country is the incompleteness of the formation of Russia's climate policy.

To eliminate obstacles to climate finance, a system of measures has been proposed, including the development of a state strategic program on the climate agenda and a transparent methodology for assessing the carbon footprint, the adoption of a state program of financial support for «green» investment projects and support for self-regulation initiatives by the financial sector.

Keywords: ecology; climate; climate finance; institutional investors; climate change risks; subjects of climate finance; ESG factors

For citation: Yakovlev i. a., Kabir L. s., Nikulina s.i. organization of climate finance in Russia based on international experience. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2021;14(4):30-39. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2021-14-4-30-39

ВВЕДЕНИЕ

Глобальное регулирование, осуществляемое в рамках борьбы с изменением климата, представляется в настоящее время вполне сформированной системой. В его рамках происходит пересмотр всей системы рисков финансовой и инвестиционной деятельности с целью создания условий для финансирования климатических проектов. На этой основе трансформируются подходы к осуществлению финансово-инвестиционной деятельности. Складывается ситуация, при которой национальные регуляторы финансовых рынков подвергаются давлению с глобального уровня, а участники финансового рынка одновременно получают четкие сигналы, побуждающие их на осуществление инвестиционной деятельности, что требует взвешенной оценки и адекватной реакции как со стороны национальных регуляторов, так и со стороны участников финансового рынка.

Игнорирование происходящих процессов может привести к изоляции, ограничению зарубежного финансирования и уменьшению иностранных инвестиций, потере зарубежных рынков сбыта товаров и в целом к неконкурентоспособности страны на международных рынках в перспективе. В связи с этим осознанное формирование климатической политики, взвешенный выбор инструментов ее реализации и стратегически выверенное определение

ключевых участников этого процесса принесут России как экономические, так и политические выгоды.

В 2020 г. Центром международных финансов НИФИ Минфина России было проведено исследование, в ходе которого проанализирован опыт зарубежных стран в организации процесса финансирования инвестиционных проектов, направленных на снижение воздействия на климат на основе количественной оценки выбросов углерода.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ И ПРАКТИКА КЛИМАТИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ СТРАН

Исследование осуществлялось по трем проблемным блокам.

Первый проблемный блок — уяснение общих подходов и практики климатически обусловленных действий стран с целью понимания задач формируемого национального механизма климатического финансирования. На его основе были сформулированы следующие выводы.

А. Государственные финансовые органы, центральные банки и крупные компании финансового сектора активно включаются в процесс исследования рисков, которые возникают в связи с изменением климата, для того, чтобы оценивать степень их воздействия на финансовую устойчивость отдельных секторов финансового рынка и экономики в целом [1, 2]. Эти исследования направлены на совершен-

ствование инструментов прогнозирования, которое должно облегчать принятие своевременных решений представителями частного сектора при решении вопроса об адаптации их деятельности к изменению климата.

Было выявлено, что в деловой практике произошло разделение климатических рисков на материальные и переходного периода, которые принимаются как вероятные факторы, приводящие к финансовым убыткам, а также выступают источниками повышенной волатильности рынка и возможной нестабильности финансового сектора1. Риски переходного периода оказывают воздействие на всю финансовую систему, особенно в случае, если переход к низкоуглеродной экономике плохо спланирован.

Для эффективного управления финансовыми рисками, связанными с изменением климата, участники финансового рынка нуждаются в качественной, доступной, достоверной информации, позволяющей принимать своевременные и правильные решения. Получение этой информации осуществляется по нескольким направлениям.

Во-первых, происходит создание эмпирической базы для проведения соответствующих расчетов по оценке финансовых рисков, вызванных изменением климата. С этой целью создаются международные организации, которые разрабатывают рекомендации по добровольному раскрытию компаниями финансовой и нефинансовой информации, связанной с изменением климата2.

Во-вторых, активно идет разработка методологического аппарата измерения рисков3 в рамках сотрудничества финансовых и консалтинговых компаний с международными организациями с целью установления сценариев, моделей и систем показателей, обеспечивающих выявление рисков, связанных с изменением климата, и их прогнозную оценку.

В-третьих, происходит объединение как организаций сектора финансовых услуг, так и национальных финансовых регуляторов в группы и коалиции

1 G20 Green Finance Synthesis Report 2017. URL: http:// unepinquiry.org/wp-content/uploads/2017/07/2017_GFSG_ Synthesis_Report_EN.pdf.

2 TCFD Supporters. URL: https://www.fsb-tcfd.org/tcfd-supporters.

3 Outputs of a Working Group of 16 Banks Piloting the TCFD

Recommendations. URL: https://www.unepfi.org/publications/ banking-publications/navigating-a-new-climate-assessing-

credit-risk-and-opportunity-in-a-changing-climate.

с целью мобилизации усилий по выстраиванию системы реагирования на климатические риски, а также учету фактора климатических рисков в процессе принятия решений.

Но изменение климата — это не только источник рисков, так как оно одновременно предоставляет новые возможности для развития бизнеса организаций сектора финансовых услуг, поскольку потребности в инвестициях для противодействия изменению климата огромны [3, 4]. Это обеспечение финансовым организациям конкурентных преимуществ посредством предложения клиентам продуктов и услуг, удовлетворяющих их потребности в климатических финансах.

Б. На основании изучения развития процесса климатического финансирования выделяются отдельные периоды и ключевые события, оказавшие существенное влияние на становление его факторов. Для начального этапа было характерно формирование теоретических представлений об изменении климата, выделение антропогенного фактора среди воздействующих на изменение климата факторов [5]. Предпринимались первые попытки перевода проблемы изменения климата из теоретической плоскости в практическую область, затрагивающую не только экологические, но и финансово-экономические аспекты деятельности организаций4.

До 1992 г. проблемы изменения климата не выделялись в отдельное направление, а рассматривались как часть более широкой проблемы охраны окружающей среды. В глобальном масштабе этот процесс поддерживался развитыми государствами финансированием, осуществляемым в рамках помощи развивающимся странам. И только после 1992 г. с принятием Рамочной конвенции по изменению климата5 климатическое финансирование формируется как самостоятельное направление финансовой политики, подкрепляемое инструментами мобилизации финансовых ресурсов и механизмами их распределения по соответствующим программам.

В качестве инструментов мобилизации ресурсов выступали:

а) специально создаваемые на глобальном и международном уровне фонды, в том числе направленные на поддержку наименее развитых стран;

4 Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/declarathenv.shtml.

5 Рамочная конвенция ООН об изменении климата. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ climate_framework_conv.shtml.

б) бюджетное финансирование, выделяемое про-мышленно развитыми странами и государствами с переходной экономикой на реализацию климатических проектов и программ в развивающихся странах и у себя в стране;

в) выпуск специальных ценных бумаг (климатических и «зеленых» облигаций) со второй половины первого десятилетия XXI в. и эмитируемых международными финансовыми организациями в целях аккумуляции ресурсов на реализацию климатических проектов в различных странах.

Механизмы финансирования формировались после 1997 г. (в рамках реализации Киотского протокола6 к Рамочной конвенции ООН по изменению климата) и осуществлялись в форматах системы торговли эмиссионными квотами. Данные механизмы вовлекали в процесс финансирования субъекты разного уровня (государства, предприятия) и были ориентированы как на промышленно развитые государства, так и на развивающиеся страны.

Пришедшее в 2015 г. на смену Киотскому протоколу Парижское соглашение7 трансформировало сложившуюся в рамках Киотского протокола систему финансирования программ, направленных на борьбу с изменением климата и его последствиями, поскольку основывается на добровольном решении стран. В рамках Парижского соглашения страны сами принимают на себя добровольные обязательства по разработке национальных планов в области борьбы с изменением климата. Впервые обязательства было предложено возложить не только на промышленно развитые государства, но и на развивающиеся страны, в частности в области сокращения объемов выбросов парниковых газов.

Предполагается, что изменившийся подход к формированию обязательств (как в области финансов, так и в части конкретных практических действий и реализуемых проектов) и расширение числа участников этого процесса приведут к изменению существующих механизмов климатического финансирования и еще более увеличат его источники.

В. Рассмотрение основных элементов организации процесса мобилизации финансовых ресурсов на климатическое финансирование позволило оха-

6 Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, принятый 11 декабря 1997 г. URL: lhttps:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml.

7 Парижское соглашение, принято 12 декабря 2015 г. URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/

pdf/paris_agreement_russian_.pdf.

рактеризовать его как многоуровневую структуру, находящуюся в постоянном развитии. Выделяют два направления мобилизации финансовых ресурсов на цели борьбы с изменением климата и адаптации к его последствиям.

Во-первых, это финансирование, осуществляемое в рамках обязательств, принятых в соответствии с международными соглашениями, и регулируемое правилами, согласованными участниками этих соглашений.

Во-вторых, это климатическое финансирование, реализуемое вне рамок международных соглашений и регулируемое частными договоренностями. Таким образом, средства на реализацию климатических проектов поступают как в рамках двусторонних соглашений, так и по многосторонним каналам межрегиональных и национальных фондов борьбы с изменением климата, а также в форме прямого финансирования со стороны частных партнеров.

Объемы мобилизации финансовых ресурсов на цели климатического финансирования оцениваются лишь приблизительно [6], что обусловлено как множественностью источников финансирования в рамках выделенных двух направлений мобилизации финансовых ресурсов, так и тем, что соответствующая отчетность о потоках климатического финансирования только формируется [7, с. 48-49]. Кроме того, органы, которым вменяется обязанность сбора и систематизации таких данных, также находятся в стадии формирования.

Наиболее точные и полные данные о мобилизации финансовых ресурсов отражают объемы государственных инвестиций, осуществляемых в рамках международных инициатив через многосторонние и двусторонние климатические фонды, а также фонды Рамочной конвенции ООН. Наибольшая неопределенность наблюдается в отношении объемов частного финансирования деятельности, связанной с изменением климата и его последствиями.

Согласно имеющимся оценкам на долю государственных источников финансирования приходятся около 44% от общего объема климатического финансирования. Большая часть государственных ресурсов перераспределяется через внутренние, двусторонние и многосторонние институты развития. Основным инструментом частного климатического финансирования являются рыночные долговые инструменты.

После принятия Парижского соглашения система мобилизации финансовых ресурсов не претерпела существенных изменений.

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФИНАНСОВ

Второй проблемный блок — выявление сложностей в процессе формирования климатических финансов. С позиции организации процесса финансирования в климатических финансах ключевыми являются три вопроса:

• имеются ли принципиальные отличия между обычным инвестиционным и климатическим проектом и в чем они заключаются;

• как организован механизм климатического финансирования;

• что представляют собой источники и субъекты климатического финансирования?

А. Проведенный анализ позволил сделать вывод, что климатический инвестиционный проект является обычным инвестиционным проектом, имеющим отличия в части определения рисков такого проекта и объекта инвестирования.

В части рисков особенность таких проектов заключается в том, что они проходят обязательную климатическую оценку, целью которой является определение климатического эффекта с точки зрения влияния на объемы эмиссии парниковых газов и необходимости адаптации к возможным изменениям климата8. Проекты могут преследовать одну из двух целей:

• установление возможностей смягчения последствий изменения климата. Оценка рисков проектов преследует своей целью выявление того, как будет изменяться объем эмиссии, а также насколько это изменение соответствует национальным стратегическим приоритетам;

• определение адаптационных возможностей, которые несет инвестиционный проект, заключающихся в повышении адаптации целевых групп и экосистем к климатическим изменениям в долгосрочной перспективе.

В части объекта инвестирования климатические инвестиционные проекты имеют четкую направленность, определяемую видом деятельности, в котором реализуется проект. К смягчению последствий изменения климата относятся виды

8 См., например, методику крупнейшего немецкого банка развития: Sustainability Guideline. Assessment and Management of Environmental, Social, and Climate Aspects: Principles and Procedures / KfW: [сайт]. 2019. 21 c. URL: https://www.kfw-entwicklungsbank.de/PDF/Download-Center/ PDF-Dokumente-Richtlinien/Nachhaltigkeitsrichtlinie_EN.pdf (дата обращения 18.05.2021).

деятельности, способствующие уменьшению количества выбрасываемых в атмосферу парниковых газов или удалению этих газов из атмосферы, а к адаптации — деятельность, направленная на снижение уязвимости человека или природных систем к воздействию изменения климата за счет сохранения или повышения их адаптивных возможностей и устойчивости.

Таким образом, климатические проекты имеют четко очерченный круг объектов инвестирования и специфичную методологию оценки рисков, которая в дополнение к классическому расчету экономического эффекта инвестиционного проекта добавляет оценку климатических и социальных последствий проекта.

Б. Климатическое финансирование имеет сложную организационную структуру, включающую в свой состав государственные учреждения, финансовые организации (специально создаваемые фонды, банки развития), организации инфраструктуры финансового рынка, обеспечивающие движение финансовых ресурсов от источника финансирования (бюджета) к объекту финансирования9.

Можно вести речь о двухуровневой структуре организации климатического финансирования. На национальном уровне финансирование национальных проектов и программ осуществляется посредством направления бюджетных средств в инвестиционные проекты за счет предоставления грантов, субсидий, льготных кредитов, налоговых льгот. Система государственного финансирования дополняется частными инвестициями, что приводит к формированию рынков новых финансовых инструментов (например, «зеленых» облигаций) и рынков торговли квотами на выбросы С02 и иных веществ с целью стимулирования предприятий к повышению энергоэффективности и снижению эмиссии вредных веществ.

На международном уровне финансирование оказания помощи развивающимся странам организуется в формате международных программ помощи и проектов международных фондов и банков развития, в которых участвует страна. Этот уровень имеет сильно дифференцированную структуру, поскольку вовлекает в свою орбиту большое количество стран и соответственно фондов, банков

9 Global Architecture of Climate Finance. URL: https://www.wri.org/ resources/charts-graphs/global-architecture-climate-finance.

развития и программ. Проблема вовлечения частных инвесторов в процесс международного финансирования климатических проектов не менее актуальна для этого уровня, чем для всей отдельно взятой страны. Предполагается, что международная грантовая поддержка и финансовые гарантии будут стимулировать инвестирование в климатические проекты.

В. Из рассмотрения источников и субъектов климатического финансирования следует, что по своему составу они принципиально не отличаются от существующих источников и субъектов в обычном инвестиционном процессе. В то же время можно заключить, что инвестиционные проекты климатического финансирования в своем большинстве реализуются с участием государства. Как уже отмечалось, выделяются два направления финансирования: в рамках своей страны (национальное) и международное (в рамках программ помощи развивающимся государствам).

Разнообразен состав источников финансирования. Это средства бюджета, которые могут быть аккумулированы различными способами, включая создание целевых фондов, формируемых за счет целевых («углеродных») налогов. Это могут быть внебюджетные средства, как поступающие через специально создаваемые рыночные инструменты торговли квотами на выбросы СО2 и других загрязняющих веществ, так и привлекаемые с рынка со стороны частных инвесторов, побуждаемых к действиям в нужном направлении государством, оказывающим поддержку проектов, а также желающих воспользоваться предлагаемыми государством моделями разделения рисков по проектам. Особенно следует отметить рынок климатических облигаций, формирующийся в рамках «зеленого» сегмента фондового рынка.

Важным источником финансирования выступают средства многосторонних и двусторонних специализированных фондов, создаваемых странами с целью финансирования климатических проектов в развивающихся странах.

В целом следует отметить, что страны обращают большое внимание на решение проблем изменения климата и соответственно проводят активную политику по борьбе с изменениями климата и своей адаптации к его последствиям. Активным субъектом этого процесса является государство, которое подает сигнал частному сектору, стимулируя его участие в инвестиционном процессе.

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТОР КАК КЛЮЧЕВОЙ СУБЪЕКТ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Третий проблемный блок включает рассмотрение вопросов, раскрывающих участие институциональных инвесторов как ключевых субъектов в климатическом финансировании, в разрезе трех векторов.

А. Рассмотрение инициатив, предпринимаемых институциональными инвесторами на международном и национальном уровнях, благоприятствующих развитию климатического финансирования. При этом консолидация усилий институциональных инвесторов на международном уровне происходит по двум направлениям.

Во-первых, это объединение инвесторов стран, находящихся в одном регионе. В рамках данных площадок проводится обсуждение текущих проблем институциональных инвесторов, связанных с мобилизацией капитала для перехода к низкоуглеродной экономике и обеспечения ее устойчивости к воздействию климатических изменений10. В частности, разрабатываются:

• руководства для инвесторов по учету рисков в инвестиционном процессе и возможностей, имеющих отношение к физическому воздействию изменения климата;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• рекомендации в части нефинансовой отчетности, касающиеся качества и сферы охвата раскрываемой информации, стандартизации процесса раскрытия, вопросов верификации данных для повышения их надежности;

• модели сотрудничества по экологическим, социальным и управленческим вопросам для продвижения передовых инвестиционных практик и стратегий взаимодействия с корпоративным сектором.

Во-вторых, это объединение крупнейших глобальных игроков, а также региональных групп ин-весторов11. На данных площадках осуществляется:

• диалог между институциональными инвесторами и правительствами по вопросам климатической политики с целью отражения взглядов институциональных инвесторов;

10 2019 Year in Review / Institutional Investors Group on Climate Change. URL: https://www.iigcc.org/download/ iigcc-year-in-review-2019/?wpdmdl=2448&refresh=5f2454 ce555561596216526.

11 AIGCC member list / Asia Investor Group on Climate Change.

URL: https://www.aigcc.net/wp-content/uploads/2020/06/ AIGCC-Member-List-June2020.pdf.

• поиск инструментов, необходимых для вовлечения корпораций в борьбу с климатическими рисками;

• выдвижение инициатив, мотивирующих компании, являющиеся крупнейшими эмитентами парниковых газов, на принятие необходимых мер по борьбе с изменением климата;

• составление глобальных планов по поддержке и увеличению инвестиций в низкоуглеродные проекты.

В целом данные инициативы развивают сотрудничество между институциональными инвесторами, улучшая их осведомленность и понимание последствий изменения климата для инвестиционной отрасли, и позволяют формировать инструменты взаимодействия с правительствами стран и корпоративным сектором в процессе адаптации инвестиционного сектора к воздействию изменения климата на инвестиции.

На национальном уровне организуются фонды, успешно сочетающие государственное и частное финансирование для создания «зеленой» инфраструктуры и обеспечения устойчивого к изменению климата экономического роста. Задача этих инвестиционных инициатив — снизить барьеры для инвестиций в новые технологии («зеленые», устойчивые к изменению климата), используя комбинацию процентных ставок, государственных гарантий, других инструментов государственной поддержки, а также образовательных программ.

На данном уровне осуществляется практическое внедрение и апробация новых инструментов и подходов к осуществлению инвестиций с учетом влияния климатического фактора.

Б. Реализация усилий по мобилизации институциональных инвестиций в климатические проекты, предпринимаемые на международном и национальном уровнях и позволяющие формулировать следующие выводы.

Во-первых, на международном уровне принимаются меры по мобилизации институциональных инвестиций в проекты по борьбе с изменением климата и его последствиями. Эти меры формируются в рамках определения понятия фидуциарного долга институциональных инвесторов и обязанности институциональных инвесторов раскрывать информацию о том, как они учитывают £5С-факторы в своей деятельности12.

12 Fiduciary duty in the 21st century. Final Report. URL: https:// www.unepfi.org/wordpress/wp-content/uploads/2019/10/ Fiduciary-duty-21st-century-final-report.pdf.

Суть данного процесса заключается в том, чтобы сделать обязательным интеграцию £5С-факторов в деятельность инвестиционных консультантов или управляющих активами, трансформируя тем самым понятие фидуциарных обязанностей инвесторов13. Значимые усилия в этой сфере предпринимаются международными объединениями инвесторов и международными коалициями, стимулируя тем самым активное развитие правового регулирования на национальном уровне.

Во-вторых, на национальном уровне происходит становление и развитие процесса управления инвестициями в климатические проекты. Разрабатываются планы действий по финансированию устойчивого роста, в которых фиксируется значимая роль институциональных инвесторов. Далее происходит постановка целей и определение тех из них, которые непосредственно относятся к институциональным инвесторам; устанавливаются алгоритмы и сроки уточнения фидуциарных обязанностей институциональных инвесторов и их законодательная регламентация.

Использование различных инструментов господдержки и институтов развития призвано конкретизировать виды экономической деятельности, признаваемые устойчивыми и направляемые на смягчение последствий изменения климата и адаптацию к нему. Таким образом, создается правовая основа для развития климатического финансирования и одновременно среда, способствующая перенаправлению потоков инвестиций из неустойчивых в устойчивые секторы экономики.

В. Анализ барьеров, препятствующих участию институциональных инвесторов в климатическом финансировании.

Данная проблема имеет два аспекта рассмотрения. Если вести речь об оценке барьеров, препятствующих институциональным инвесторам в климатическом финансировании, осуществляемом на международном уровне, то делается вывод о том, что на этом уровне существует четкое понимание проблем14.

Препятствия для институциональных инвесторов подразделены на два крупных блока: ограничения со стороны спроса и рестрикции со стороны пред-

13 Sustainability — ESG. The massive impact of the Paris Climate Agreement on the financial industry. URL: https:// www.pwc.ch/en/publications/2018/Sustainability_EN_web.pdf.

14 Mapping Channels to Mobilise Institutional Investment in Sustainable Energy. DOI: https://dx.doi. org/10.1787/9789264224582-en.

ложения. Имеющиеся ограничения в основном вызваны дефицитом объективной информации для принятия решений, а также нехваткой у инвесторов практического опыта для оценки трансакций и лежащих в их основе рисков.

В дополнение к этому у институциональных инвесторов все еще отсутствуют возможности управления специфическими для этих проектов рисками, а также инвестиционные каналы или средства доступа к инвестиционным проектам, которые бы соответствовали их размерам, операционным моделям и инвестиционным целям.

Кроме того, имеются также сдерживающие факторы практического характера (размер проекта, конкуренция традиционных проектов) и специфичные барьеры, характерные для развивающихся стран (комплаенс-риски, регуляторные, валютные, коррупционные риски).

Если вести речь о национальном уровне, то оценки барьеров в целом совпадают с выводами, сделанными на международном уровне, но есть нюансы.

На страновом уровне большое внимание уделяется вопросу учета материальных £5С-факторов и долгосрочной устойчивости компаний, поскольку именно этот вопрос является ключевым в решении проблемы нехватки необходимых данных для принятия инвестиционных решений ввиду отсутствия единой методологии и системы показателей в области устойчивого развития, что особенно остро проявляется на национальном уровне. Сдерживающим фактором также выступают сложности оценки влияния климатических рисков и политика регулирования.

Широкое общественное признание этих ограничений климатического финансирования запустило в ряде стран процесс активного развития законодательства в сфере устойчивого финансирования.

РОССИЙСКАЯ КЛИМАТИЧЕЧСКАЯ ПОЛИТИКА

Естественным итогом изучения зарубежного опыта стала попытка связать его результаты с имеющимся российским опытом в этой сфере и на этой основе сделать следующие выводы.

А. Анализ международных договоренностей, в которых участвует Российская Федерация в части выстраиваемых механизмов взаимодействия, продемонстрировал, что наша страна проводит осторожную последовательную политику и участвует в ключевых договорах в этой сфере (Рамочная

конвенция ООН, Киотский протокол, Парижское соглашение).

Участвуя в этих важных международных соглашениях, Российская Федерация тем не менее не вносит существенных и значимых правок в установленный ранее политический курс. Этот факт объясняется тем, что национальная климатическая политика еще не сформирована.

Б. На основе рассмотрения национальной климатической политики и стратегии действий в этой сфере можно заключить следующее:

• климатическая политика России формируется в сложной среде, для которой характерна раз-новекторная дискуссия, охватывающая широкий спектр проблем [8, с. 28-29]. Тем не менее основной проблемой дискуссии является оценка влияния мер климатической политики, принимаемых в соответствии с международными решениями, на рост национальной экономики. Именно признание угроз росту национальной экономики вследствие реализации климатической политики выступает главным сдерживающим фактором ее формирования, равно как и отсутствие сформулированных на национальном уровне приоритетов национальной климатической политики, позволяющих обеспечивать достижение социально-экономических целей устойчивого развития, а не противоречащих им;

• принятие Парижского соглашения привело к усилению роли такого направления климатической политики, как адаптация к последствиям изменения климата, которое ранее находилось в тени проблематики построения модели низкоуглеродного развития. Кроме того, Парижское соглашение предложило механизм, позволяющий задействовать все государства в глобальном сотрудничестве по борьбе с изменением климата и адаптации к его последствиям;

• анализ формирующейся нормативной правовой базы национальной климатической политики [8, с. 31-34] позволяет сделать вывод, что Россия в целом согласна следовать общему вектору низкоуглеродного развития, но не рассматривает его как единственный и не стремится его реализовать в кратчайшие сроки.

Поэтому интеграция в нормативную правовую базу блока положений, касающихся адаптации к последствиям изменения климата, должна изменить вектор национальной климатической политики и придать ей больший динамизм.

В целом изменения в государственном стратегическом планировании, которые предполагаются в рамках реализации Национального плана мероприятий

первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г., могут привести к существенному пересмотру национальной климатической политики и формированию ее приоритетов, не противоречащих целям социально-экономического устойчивого развития. В этом случае можно ожидать формирования новых драйверов роста национальной экономики.

В. Предлагается принять меры по совершенствованию инвестиционной среды в Российской Федерации с целью развития климатического финансирования. Здесь основным является вывод о том, что климатическое финансирование в Российской Федерации находится на стадии формирования. В настоящее время отсутствуют инструменты и механизмы, поддерживающие этот процесс, поскольку сама климатическая политика еще комплексно не вписана в национальную социально-экономическую политику. Данное обстоятельство представляет нашей стране широкие возможности по использованию получивших положительную рекомендацию за рубежом мер по совершенствованию инвестиционной среды для привлечения институциональных инвесторов в климатическое финансирование.

Для решения этих проблем предлагается принятие системы мер по шести направлениям:

• разработка государственной стратегической программы по климатической повестке;

• создание прозрачной методологии оценки углеродного следа и поддающихся проверке измеримых и согласованных целевых показателей, подлежащих декларированию;

• принятие госпрограммы финансовой поддержки «зеленых» инвестиционных проектов;

• формирование консультативного органа при Правительстве РФ для развития институтов и укрепления межведомственной координации;

• выпуск государственных «зеленых» облигаций по стандартам Международной ассоциации рынков капитала (1СМА) для развития финансового рынка и финансовых инструментов;

• поддержка инициатив со стороны финансового сектора по саморегулированию, стимулирование разработки правил и стандартов в данной сфере.

Реализация данных мер должна привести к формированию институциональной среды климатического финансирования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ / REFERENCES

1. Klomp J. Financial fragility and natural disasters: an empirical analysis. Journal of Financial Stability. 2014;13:180-192.

2. Noth F., Schuwer U. Natural disaster and bank stability: Evidence from the US financial system. SAFE. Working Paper. 2018;(167). URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2921000.

3. Carney M. Fifty Shades of green. Finance and Development. 2019;56(4):12-15.

4. Batten S., Sowerbutts Rh., Tanaka M. Let's talk about the weather: the impact of climate change on central banks. Bank of England. Staff Working Paper. 2016;(603). URL: https://www.bankofengland.co.uk/-/media/boe/ files/working-paper/2016/lets-talk-about-the-weather-the-impact-of-climate-change-on-central-banks.pdf ?la=en&hash=C 49212AE 5F68EC 6F9E 5AA71AC 404B 72CDC 4D 7574.

5. Sellers W. D. A global climatic model based on the energy balance of the earth-atmosphere system. Journal of Applied Meteorology. 1969;8(3):392-400. DOI: 10.1175/1520-0450%281969%29008%3C0392%3AAGCMB0% 3E2.0.C0%3B2

6. Delina L. Multilateral development banking in a fragmented climate system: shifting priorities in energy finance at the Asian development bank. International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. 2017;17(1):73-88. DOI: 10.1007/s10784-016-9344-7

7. Яковлев И. А., Кабир Л. С. Климатические финансы в контексте устойчивого развития. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):44-51. DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-44-51

Yakovlev I. A., Kabir L. S. Climate finance in the context of sustainable development. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2019;12(5):44-51. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-44-51

8. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И. Климатическая политика Российской Федерации: международное сотрудничество и национальный подход. Финансовый журнал. 2020;12(4):26-36. DOI: 10.31107/2075-1990-2020-4-26-36

Yakovlev I. A., Kabir L. S., Nikulina S. I. Climate policy of the russian federation: international cooperation and national approach. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2020;12(4):26-36. (In Russ.). DOI: 10.31107/20751990-2020-4-26-36

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Игорь Алексеевич Яковлев — кандидат экономических наук, руководитель Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Россия iyakovlev@nifi.ru

Людмила Сергеевна Кабир — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Россия lkabir@nifi.ru

Светлана Игоревна Никулина — научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, Москва, Россия snikulina@nifi.ru

ABOUTTHE AUTHORS

Igor A. Yakovlev — Cand. Sci. (Econ.), Head of the Center for International Finance of the Research Financial

Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia

iyakovlev@nifi.ru

Ludmila S. Kabir — Dr. Sci. (Econ.), Prof., Chief Researcher of the Center for International Finance of the Research Financial Institute of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia lkabir@nifi.ru

Svetlana I. Nikulina — Researcher at the Center for International Finance of the Research Financial Institute

of the Ministry of Finance of the Russian Federation, Moscow, Russia

snikulina@nifi.ru

Заявленный вклад авторов:

И.А. Яковлев — научное руководство исследованием; формулировка научной проблемы; аргументация выводов.

Л. С. Кабир — анализ общих подходов и практики климатически обусловленных действий стран; анализ российской климатической политики.

С. И. Никулина — анализ процесса формирования климатических финансов; анализ участия институциональных инвесторов как ключевых субъектов в климатическом финансировании.

Authors' Contribution Statement:

Igor A. Yakovlev — scientific management of research; formulation of a scientific problem; argumentation of conclusions.

Ludmila S. Kabir — analysis of common approaches and practices of climate-driven actions of countries; analysis of Russian climate policy.

Svetlana I. Nikulina — analysis of the process of formation of climate finance; analysis of the participation of institutional investors as key actors in climate finance.

Статья поступила 05.06.2021; принята к публикации 10.08.2021. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 05.06.2021; accepted for publication 10.08.2021. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.