Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1873
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОТКРЫТАЯ СИСТЕМА / ЦЕЛИ / СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ / ЗАДАЧА / ПОДВИЖНОСТЬ СРЕДЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / СРЕДА ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / СРЕДА КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / ПОСТАВЩИКИ / ОТНОШЕНИЯ / СПОСОБНОСТИ / ЦЕННОСТИ / ПОТРЕБНОСТИ / ОЖИДАНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ / ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильясова К.Х., Хамбулатова З.Р., Ильмиева З.Б.

В данной теме даются понятия организации как открытой системы управления, ее внутренняя и внешняя среда; описываются законы организации, организационно-правовые формы предпринимательства, приведено проектирование организационной структуры, рассматриваются типы организационных структур, формирование корпоративных структур и организационные структуры предприятия будущего. Данной статье также описывается понятие организации, ее тип и типичная структура организационного управления. Дано определение уровня организационного управления. Описывается понятие организации, ее виды, приводится типовая структура организационного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильясова К.Х., Хамбулатова З.Р., Ильмиева З.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AS A MANAGEMENT SYSTEM AND ITS ELEMENTS

In this topic defines the organization as an open system administration, its internal and external environment; describes the laws of organization, organizational and legal forms of entrepreneurship, given the design of the organizational structure, discusses the types of organizational structures, the formation of corporate structures and organizational structure of the enterprise of the future. This article also describes the concept of an organization, its type, and the typical structure of organizational management. The definition of the level of organizational management is given. The concept of an organization, its types, and the typical structure of organizational management are described.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ»

10.24412/2309-4788-2021-10962

К.Х. Ильясова - старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Karina.i86@mail.ru,

K.H. Ilyasova - Senior Lecturer of the Department of Economics and Management in Education Chechen State Pedagogical University, Grozny;

З.Р. Хамбулатова - к.э.н., доцент кафедры «Учет, анализ и аудит в цифровой экономике» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», Zarema71 26@mail.ru,

Z.R. Hasbulatova - Ph. D., associate Professor of the Department "Accounting, analysis and audit in the digital economy» Chechen State University, Moscow, Russia»;

З.Б. Ильмиева - к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент инноваций и бизнеса» ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический университет им. акад. М.Д. Миллионщикова», ilmievazb@bk.ru,

Z.B. Ilmieva - Ph. D., Associate Professor of the Department of Innovation and Business Management, Grozny State Oil Technical University named after M. D. Millionshchikov.

ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ ORGANIZATION AS A MANAGEMENT SYSTEM AND ITS ELEMENTS

Аннотация. В данной теме даются понятия организации как открытой системы управления, ее внутренняя и внешняя среда; описываются законы организации, организационно-правовые формы предпринимательства, приведено проектирование организационной структуры, рассматриваются типы организационных структур, формирование корпоративных структур и организационные структуры предприятия будущего. Данной статье также описывается понятие организации, ее тип и типичная структура организационного управления. Дано определение уровня организационного управления. Описывается понятие организации, ее виды, приводится типовая структура организационного управления.

Abstract. In this topic defines the organization as an open system administration, its internal and external environment; describes the laws of organization, organizational and legal forms of entrepreneurship, given the design of the organizational structure, discusses the types of organizational structures, the formation of corporate structures and organizational structure of the enterprise of the future. This article also describes the concept of an organization, its type, and the typical structure of organizational management. The definition of the level of organizational management is given. The concept of an organization, its types, and the typical structure of organizational management are described.

Ключевые слова: Организация, организация как открытая система, цели, структура организации, задача, подвижность среды, потребители, внешняя среда организации, среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия, поставщики, отношения, способности, ценности, потребности, ожидания, восприятие, предрасположенность.

Keywords: Organization, organization as an open system, goals, organization structure, task, mobility of the environment, consumers, external environment of the organization, direct impact environment, indirect impact environment, suppliers, relationships, abilities, values, needs, expectations, perceptions, predispositions.

Обратная связь имеет решающее значение для функционирования организаций. Открытые системы постоянно получают информацию из внешней среды. Это помогает вам вносить коррективы и позволяет принимать корректирующие меры для исправления нежелательных отклонений в параметрах системы. Обратная связь относится к процессу внесения информации или средств в систему для изменения производства продукта или создания производства нового продукта. [1]

Система управления-это совокупность элементов(подсистем) унификация через информационные связи и процессы для достижения определенных целей. Что позволяет предположить, что эта система был создан для достижения цели решения проблемы.

Организация (от латинского organizo-'гармоничный вид общения, обустройства") - это группа людей, взаимодействующих друг с другом через материальные, экономические, правовые и другие условия для решения стоящих перед ними задач и достижения общей цели. Система-это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей, расположенных в таком порядке, что целое может быть воспроизведено. Система использует множество специализированных функций. Каждая часть организации выполняет свои специфические функции. Для того чтобы поддерживать различные части организма и образовывать целостное целое, каждая система интегрирована. Для этого используются такие инструменты, как координация на уровне руководства, прямой надзор, правила, процедуры и порядок действий. Существуют открытые и закрытые системы. Понятие замкнутых систем зародилось в физике. Это самоподдерживающаяся система. Его главная особенность заключается в том, что он в основном игнорирует эффекты внешних воздействий. Совершенная замкнутая система-это система, которая не принимает энергию из внешних источников и не обеспечивает энергией внешнюю среду. Закрытая организационная система мало применима. Открытые системы предполагают динамическое взаимодействие с окружающим миром. Организации получают сырье и человеческие ресурсы из внешней среды. Они полагаются на внешних клиентов и потребителей,

102

Международный журнал

которые потребляют их продукцию. Банки активно взаимодействуют с внешней средой, открывая депозиты, конвертируя их в кредиты и инвестиции, а полученную прибыль используют для развития, выплаты дивидендов и уплаты налогов. Вход в систему-поток материалов, труда и капитала. Процесс организован для переработки сырья в конечный продукт. Конечный продукт, в свою очередь, продается покупателям. Финансовые институты, рабочая сила, поставщики и потребители, а также правительства-все это часть внешней среды.[1]

Открытые системы пытаются примирить две стратегии, которые часто конфликтуют друг с другом. Поддержание сбалансированной работы системы обеспечивает взаимодействие с внешней средой, тем самым предотвращая внезапные изменения, которые могут сделать систему неуравновешенной. Напротив, действие адаптации системы к различным изменениям позволяет ей адаптироваться к динамике внутренних и внешних потребностей. Например, стратегия направлена на обеспечение стабильности системы посредством приобретения, технического обслуживания и ремонта оборудования, набора и обучения сотрудников и использования правил и процедур. Другая стратегия направлена на изменение системы посредством планирования, исследования рынка, разработки новых продуктов и т. д.И то и другое необходимо для выживания организации. Стабильные организации, которые не могут адаптироваться к изменяющимся условиям, не выживут в долгосрочной перспективе. То же самое можно сказать и об адаптации к изменениям, но неустойчивой, то есть неэффективной, организации. Организационная система может использовать комбинацию ресурсов и стратегий для достижения своих целей. Именно поэтому необходимо рассматривать различные формы и методы решения возникающих проблем, а не искать какое-то одно "лучшее" решение, приводящее к немедленным результатам.[2]

Внешнюю среду организации можно разделить на два аспекта: общую внешнюю среду и непосредственную бизнес-среду.

Общая внешняя среда отражает социальную ситуацию,экономику, политику, научно-технический прогресс, социокультурную, национальную, международную и природную среду. Она не имеет ничего общего с конкретной организацией и оказывает косвенное влияние на все организации конкретного общества в конкретной стране.

Прямая бизнес-среда (business environment) оказывает непосредственное влияние на организацию. Эта среда создается потребителями товаров и услуг, поставщиками, деловыми партнерами, конкурентами, инфраструктурой (финансовыми институтами, налоговыми органами, профсоюзами, бизнес-ассоциациями, ассоциациями и т. д.).).

Внешняя бизнес-среда создается в процессе функционирования организации и постоянно подвергается влиянию большого количества различных факторов и изменяется с течением времени. Для эффективной организации менеджерам необходимо знать границы бизнес-среды. Однако точно определить эти границы практически невозможно. Поэтому менеджеры должны четко осознавать прямые и косвенные факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность организации, и научиться использовать их для того, чтобы организация не только выжила, но и лидировала на рынке товаров и услуг.

Взаимодействие организации с внешней средой представляет собой двусторонний процесс, определяемый характеристиками внутренней среды организации и параметрами внешней среды. Среди факторов, определяющих эффективность этого взаимодействия, есть факторы, способствующие и препятствующие эффективному взаимодействию с внешней средой.

К факторам, способствующим хорошему взаимодействию организации с внешней средой, относятся: изменение сфер деятельности, лоббирование, создание общественных объединений для защиты интересов организации и влияния на работников законодательной власти и др.

Любая организация играет определенную роль в своей внешней среде, с которой она находится в определенных отношениях и взаимодействиях. Современные организации получают энергетические, информационные, материальные и другие ресурсы из внешней среды для обеспечения своей деятельности и сами обеспечивают их продуктами (товарами, услугами и т. д.) своей деятельности.). Разрыв связи с внешней средой обычно означает конец жизненного цикла организации (смерть).

Внутренняя среда организации включает в себя ее структуру, процесс функционирования структурных подразделений и элементов, культуру организации.

Внутренняя среда организации формируется под влиянием внешней среды, внешняя среда в значительной степени определяет миссию и цели организации и ее основных подсистем.

Формальная структура представляет собой заранее спланированное распределение полномочий и функций и фиксируется в документах, определяющих структуру организации и регулирующих ее деятельность. В формальной организации предусмотрены только официальные отношения между сотрудниками. Она ориентирована на достижение целей организации и является инструментом реализации ее стратегии.

Структура взаимодействия между сотрудниками организации, которая не может быть описана формальными правилами и документами, носит неформальный характер. Они характеризуются распределением ролей в организации и ее подразделениях, что обусловлено сочетанием психологических контактов и отношений, складывающихся между сотрудниками в процессе общения на работе и в ходе нерабочего времени.[3]

В централизованной структуре топ-менеджеры сохраняют большую часть полномочий, необходимых им для принятия ключевых управленческих решений. В децентрализованной структуре Власть распределяется между правительствами более низкого уровня.

Тип организации зависит от характера взаимодействия: с внешней средой, между подразделениями и с человеком.

Организационная культура - это специфическая система отношений, действий, взаимодействий и отношений, которые осуществляются в рамках ее деятельности.[3]

Это система представлений, символов, ценностей и моделей поведения, общих для всех членов. Культуру организации следует рассматривать как субкультуру группы руководителей, работников управляющей организации, работников организации.

Необходимо подчеркнуть, что в этом случае предприятию не обязательно осуществлять полный комплекс хозяйственной деятельности-от исследований и разработок до маркетинга и дистрибуции. Компания будет заключать контракты с другими компаниями на выполнение определенных функций путем перераспределения ресурсов или создания стратегических альянсов. Покупатели и поставщики также будут частью сети.

Организационный рынок (ныне известный как феномен "внутреннего рынка") снижает затраты на учет и отчетность, накладные расходы и другие производственные издержки за счет корректировки операций.

Исследования показывают, что главной особенностью будущей организации будет постоянная адаптация к динамичной внешней среде.

Образно говоря, организация будет похожа на хамелеона, изменение его окраски связано с изменением освещения, настроения и температуры. Будучи адаптивным механизмом, организация будет меняться в свете изменений внешних условий и объективных требований, предъявляемых к ней. Краткое изложение процессов и тенденций, которые возникли, показывает, что основными характеристиками организаций будут большая гибкость, приверженность к отдельным людям, основное использование команд, высокая внутренняя конкурентоспособность и стремление к разнообразию.

Источники:

1. Менеджмент: практикум / составители М. А. Лоскутова, Н. В. Островская. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 112 c. — ISBN 978-5-4487-0694-3. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/93994.html (дата обращения: 24.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

2. Коносуке, Мацусита Философия менеджмента / Мацусита Коносуке ; перевод А. Гришин ; под редакцией М. Овер-ченко. — Москва : Альпина Паблишер, 2020. — 192 c. — ISBN 978-5-9614-5683-7. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/93034.html (дата обращения: 24.03.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей

3. Теория менеджмента. История управленческой мысли. Теория организации : методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе для обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, профиль «Менеджмент в инвестиционно-строительной сфере» / составители Н. В. Сергиевская [и др.]. — М. : МИСИ-МГСУ, ЭБС АСВ, 2018. — 47 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/76393.html (дата обращения: 14.11.2019). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей/

References:

1. Management: practicum / compiled by M. A. Loskutova, N. V. Ostrovskaya. - Saratov : University education, 2020. - 112 p. -ISBN 978-5-4487-0694-3. - Text: electronic / / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/93994.html (accessed: 24.03.2020). - Access mode: for authorization. Users.

2. Konosuke, Matsushita Philosophy of Management / Matsushita Konosuke; translated by A. Grishin; edited by M. Over-chenko. - Moscow: Alpina Publisher, 2020. - 192 p. - ISBN 978-5-9614-5683-7. - Text: electronic / / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/93034.html (accessed: 24.03.2020). - Access mode: for authorization. Users

3. Management theory. History of managerial thought. Theory of organization: methodological guidelines for practical classes and independent work for students in the field of training 38.03.02 Management, profile "Management in the investment and construction sphere" / compiled by N. V. Sergievskaya [et al.]. - Moscow: MISI-MGSU, EBS DIA, 2018. - 47 p. - ISBN 2227-8397. - Text: electronic / / Electronic library system IPR BOOKS: [website]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/76393.html (date of request: 14.11.2019). - Access mode: for authorization. Users

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.