Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ КАДРОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ КАДРОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ УЧЕТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ДОКУМЕНТАЦИЯ / ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алехина Л. С., Ткаченко Е. А.

В данной статье рассматривается ведение кадрового учета на современных предприятиях. Выявлены основные задачи и функции кадрового учета. Представлен перечень нормативной документации, которая относится к кадровому учету. Отмечены этапы организации кадрового учета в организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PERSONNEL ACCOUNTING AT ENTERPRISE

In this article we consider the maintenance of personnel records in modern enterprises. The main tasks and functions of personnel accounting are revealed. A list of normative documents is presented, which refers to personnel accounting. Stages of the organization of personnel records in the organization are marked.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ КАДРОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

УДК 331.08

Алехина Л.С студент 2 курса

факультет «Государственное и муниципальное управление»

Ткаченко Е.А. студент 2 курса

факультет «Государственное и муниципальное управление» Среднерусский институт управления-филиал РАНХиГС научный руководитель: Кружкова И.И.,

доцент Россия, г. Орёл

ОРГАНИЗАЦИЯ КАДРОВОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

Аннотация: в данной статье рассматривается ведение кадрового учета на современных предприятиях. Выявлены основные задачи и функции кадрового учета. Представлен перечень нормативной документации, которая относится к кадровому учету. Отмечены этапы организации кадрового учета в организации.

Ключевые слова: кадровый учет, предприятие, документация, документирование, организация.

Alekhina L.S. student

2 course, faculty «State and municipal management» Central Russian institute of management-branch of Ranepa

Russia, Orel Tkachenko E.A. student

2 course, faculty «State and municipal management» Central Russian institute of management-branch of Ranepa

Russia, Orel Scientific Director: Kruzkova I.I. candidate of Economics, docent ORGANIZATION OF PERSONNEL ACCOUNTING AT

ENTERPRISE

Annotation: in this article we consider the maintenance of personnel records in modern enterprises. The main tasks and functions of personnel accounting are revealed. A list of normative documents is presented, which refers to personnel accounting. Stages of the organization of personnel records in the organization are marked.

Keywords: personnel accounting, enterprise, documentation, documentation, organization.

Кадровый учет на предприятии-это работа организации по отражению в документах всех изменений, происходящих не только в трудовой

деятельности коллектива в целом, но и каждой единицы штата организации по отдельности. Кадровый учёт представляет собой непосредственно кадровый документооборот. Прежде чем организовывать кадровый учёт на предприятии, нужно познакомиться с законодательной базой, касающейся этого вопроса. Тем более, что нормативных актов, который относятся к кадровому делопроизводству, достаточно много. В их число входят не только законы, но и приказы, ведомственные постановления и различные ГОСТы.

Перечень нормативной документации, которая относится к кадровому учету, может включать в себя следующие нормативно-правовые акты:

1. Трудовой кодекс РФ.

2. Федеральный закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

3. Постановление Госкомстата России « Об утверждении унифицированных форм...» от 50.01.2004 № 1.

4. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, устанавливающее требования к ведению и хранению трудовых книжек на предприятии.

5.ГОСТ Р 6.30-2003, определяющий порядок оформления документов ( утверждён постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65-ст.

6.Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 9 «о правилах заполнения трудовых книжек».

7. Федеральный закон «Об архивном деле» от 22.10.2004 № 125-ФЗ и приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, определяют перечень типовых управленческих архивных документов и сроки их хранения.

Организация кадрового учета на предприятии включает в себя следующие этапы (рис. 1):

Этапы организации кадрового учета

Рис. 1. Этапы организации кадрового учета.

1. утверждение локальной документации. Исследование трудового законодательства предоставляет возможность определить перечень внутренних документов предприятия, без которых организация не может обойтись. В их число входят:

• правила внутреннего трудового распорядка;

• штатное расписание;

• отпускной график;

• положение об оплате труда;

• положение о работе с персональными данными работника;

• инструкции по охране труда.

2. разработка и утверждение стандартных форм первичной учетной документации.

3. утверждение типовых форм других кадровых документов, которые

не относятся к документам первичного учета.

4. разработка и утверждение журналов и регистрационных книг. Обязательными для ведения в кадровом делопроизводстве являются книги:

• регистрации приказов;

• регистрации трудовых договоров;

• учета трудовых книжек;

• учета военнообязанных сотрудников;

• учета отпусков;

• регистрации входящих и исходящих документов.

5. формирование штатного расписания.

6. разработка и утверждение стандартного трудового договора и должностных инструкций для работников;

7. назначение ответственного за ведением кадрового учета члена трудового коллектива.

Выбор ответственного лица за ведение кадрового учета на предприятии зависит от того, сколько работников трудится на предприятии, какие вопросы решает бухгалтер, юрист и так далее. На крупных предприятиях для этой цели имеется специалист по кадрам или создается специальный отдел. В менее крупных организациях кадровый учет ведет секретарь, бухгалтер или юрист, если он имеется. Но чаще всего - это бухгалтер.

В обособленном подразделении организация кадрового делопроизводства может быть осложнена тем, что это подразделение, во-первых, не обладает юридической самостоятельностью, во-вторых, чаще всего находится в удаленном от головной организации населенном пункте. Так как законодательством не предусмотрено отдельных требований и норм к кадровому делопроизводству в обособленных подразделениях, работодатель в праве лично решать, каким же образом нужно организовывать работу в таком случае. Может быть использовано одна из перечисленных ниже схем:

1. Централизованная. Представляет собой передачу полномочий по работе с кадровыми документами единому отделу, который обслуживает как головную организацию, так и филиал. Лучше всего подходит для предприятий, которые имеют подразделения в одном регионе с ними.

2. Децентрализованная. Предполагает создание кадровых служб не только в головном предприятии, но и в филиалах. Они выполняют фактически одинаковую работу в рамках подразделения. Но при этом обязанности и полномочия центральной кадровой службы могут быть шире, чем полномочия и обязанности кадровых служб филиала.

3. Смешанная. Данная схема заключается в создании кадровых служб как в головной организации, так и в филиалах с разделением обязанностей. В этом случае оформлять трудовые договоры по всей компании может только кадровая служба центрального офиса, а налагать взыскания или хранить дела

могут и кадровые службы филиала.

Другим не менее важным процессом является восстановление требуемого порядка в документах. Восстановление кадровой делопроизводства, с одной стороны, является более простым процессом, но с другой- может оказаться более сложным, так как понадобится найти недостатки в действующей системе.

Существуют несколько этапов, в рамках которых должно осуществляться восстановление кадрового делопроизводства:

1. инвентаризация кадровых документов, существующих в организации;

2. проверка наличия, а также комплектности представленных документов;

3. изучение трудовых договоров, которые заключены с работниками;

4. анализ штатного расписания, для того чтобы проверить полноту отраженных в нем данных;

5. проверка наличия и правильности оформления трудовых книжек работников.

Восстановление кадрового делопроизводства требует исключения всех недостатков и пробелов, которые были выявлены после инвентаризации кадровой документации.

Таким образом, кадровый учет очень важен на предприятии, а еще важнее его правильная организация. Ведь при неправильной организации кадрового учета соблюдать права работников затруднительно. Это становится причиной не только жесткого нарушения прав работников на предприятии, но и приводит к возможным правовым рискам при проведении проверок контролирующими органами. Своевременное выявление недостатков в системе кадрового учета повышает эффективность деятельности организации по работе с работниками, а также уменьшает риск правовых последствий.

Использованные источники:

1. Трудовой кодекс РФ.

2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

3. Постановление Госкомстата России « Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты » от 50.01.2004 № 1.

4. Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, устанавливающее требования к ведению и хранению трудовых книжек на предприятии.

5. ГОСТ Р 6.30-2003, определяющий порядок оформления документов (утверждён постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 № 65)

6. Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 9 «О правилах заполнения трудовых книжек».

7. Федеральный закон «Об архивном деле» от 22.10.2004 № 125-ФЗ

8. Приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558, определяют перечень

типовых управленческих архивных документов и сроки их хранения.

9. Воронченко Т. В. Теория бухгалтерского учета : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. В. Воронченко. — М.: Издательство Юрайт, 2017.

10.Демушина О.Н. Кадровое делопроизводство: учебное пособие/ О.Н. Демушина; Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». -Волгоград: Издательство Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2014.

11.Лупикова, Е. В. Бухгалтерский учет. Теория бухгалтерского учета : учебное пособие для вузов / Е. В. Лупикова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017.

УДК 005.95/.96

Астапова А.Е. студент 4 курса кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления БатарчукД.С., к.пед.н.

доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В

ОРГАНИЗАЦИИ

В статье представлена сущность основных методов управления конфликтами в организации. Рассмотрены теоретические позиции исследователей по проблеме управления конфликтами в организации. Показана значимость своевременного применения эффективных методов управления конфликтами в организации.

Ключевые слова: конфликт, управление конфликтами, переговоры, методы, медиация.

AstapovaA.E., 4th year student, Department of Management, State and

Municipal Management

Batarchuk D.S., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

The Bryansk Branch of RANEPA, Russia, Bryansk METHODOLOGICAL APPROACH TO THE ORGANIZATION'S CONFLICT MANAGEMENT

The paper constitutes the essence of the main methods of conflict management in organization. The theoretical foundations of various researchers in the problem of the organization's conflict management are dealt with. The importance of timely application of effective conflict-management techniques in organization is presented.

Key words: conflict, conflict management, negotiations, methods,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.