Научная статья на тему 'Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках педагогического эксперимента по профилактике девиантного поведения'

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках педагогического эксперимента по профилактике девиантного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьянюк-Кротова Валентина Григорьевна

Данная статья посвящена актуальной теме — коррекции девиантного поведения, а именно интернет-аддикции, средствами исследовательской и проектной деятельности. Участие в исследовательской работе, обладающей большим познавательным, творческим и воспитательным потенциалом, позволяет проводить профилактику отклоняющегося поведения в соответствии со стратегией, основанной на потребностях подростков в уважении, самореализации и достижении, путем вовлечения в коллективную деятельность, стимулирования самовыражения и развития творческого потенциала, создания ситуаций, в которых подросток может достичь успехов, быть замеченным и по достоинству оцененным педагогами и сверстниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьянюк-Кротова Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках педагогического эксперимента по профилактике девиантного поведения»

Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках педагогического эксперимента по профилактике девиантного поведения

Данная статья посвящена актуальной теме — коррекции девиантного поведения, а именно интернет-аддикции, средствами исследовательской и проектной деятельности. Участие в исследовательской работе, обладающей большим познавательным, творческим и воспитательным потенциалом, позволяет проводить профилактику отклоняющегося поведения в соответствии со стратегией, основанной на потребностях подростков в уважении, самореализации и достижении, путем вовлечения в коллективную деятельность, стимулирования самовыражения и развития творческого потенциала, создания ситуаций, в которых подросток может достичь успехов, быть замеченным и по достоинству оцененным педагогами и сверстниками.

Современный учитель должен обладать следующими компетенциями: социальной, межкультурной, коммуникативной, информационно-технологической, а также специфической профессиональной, заключающейся в способности учиться всю жизнь. Содержание этих компетенций достаточно подробно зафиксировано и структурировано в работах современных педагогов-практиков и теоретиков. Наивысшим критерием их освоения является общественная значимость результатов труда учителя в деле обучения и воспитания.

Организация исследовательской деятельности учащихся требует от педагога высокого уровня развития всех вышеперечисленных компетенций. Для того чтобы управлять ученическими исследованиями, стоит руководствоваться простым принципом: «Чтобы научиться плавать, нужно плавать». Чтобы научить исследовать, нужно «исследовать самомуи исследоватьвместе».

Мы строим профилактическую работу, направленную на коррекцию девиантного (отклоняющегося) поведения, на основе организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Опишем наш метод, реализованный в ходе преподавания курса информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9-х классах средней школы. Профилактика девиантного поведения осуществлялась на примере профилактики и коррекции интернет-аддикции.

Соловьянюк-Кротова

Валентина Григорьевна,

соискатель Бирской

государственной

социально-

педагогической

академии,

заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям МОУ СОШ № 129, г. Уфа

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках педагогического эксперимента по профилактике девиантного поведения

Соловьянюк-Кротова Валентина Григорьевна

Увлечение компьютерными и интернет-играми на фоне других видов девиантного поведения выглядит достаточно невинно. Подросток-игроман, как правило, сидит дома, выполняет элементарные требования родителей, не водит плохих компаний (в реальности). Но по мере развития пагубной склонности к компьютерным играм постепенно происходит разрушение личности, что приводит к очень серьезным физиологическим, интеллектуальным и психическим нарушениям. В этом заключается суть интернет-аддикции.

Начало компьютерной зависимости кроется, согласно исследованиям К. Янг, М. Грифиттса, А.Е Войскунского и других, в иллюзорном самоутверждении, когда субъект пытается обрести уверенность в себе через осознанное или неосознанное стремление казаться таким человеком, каким ему хотелось бы быть.

Интернет-игры и виртуальное общение внешне похожи на реальную жизнь в главном. Чтобы подниматься с одной социальной ступеньки на другую, необходимы определенные достижения, заслуги, успехи. Поэтому в интернет-играх для перехода на более высокий уровень играющему всегда предлагается выполнить какие-то конкретные задания - квесты.

Почему многие подростки готовы выполнять иллюзорные задания, вместо того чтобы приложить усилия и решить реальные жизненно важные задачи? Видимо потому, что они просто не умеют этого делать, боятся неудачных решений, насмешек со стороны сверстников и взрослых. А интернет-игра предоставляет им возможность постепенно установить или восстановить правила успешной игры путем многократных проб и ошибок без свидетелей и комментаторов. На решение реальных задач тем же путем у них практически нет ни времени, ни средств, ни сил.

Подросток нуждается в том, чтобы, во-первых, его собственная оценка себя была достаточно высокой, а во-вторых, оценка социума совпадала с самооценкой или была бы выше. Согласно нашим наблюдениям, самооценка у подростков зачастую занижена, особенно у девиантных. Чтобы самоутвердиться, им требуются реальные достижения, результаты в конкретной, желательно социально важной, деятельности. По разным причинам у многих из них таких достижений явно недостаточно. Для изменения ситуации подросткам требуется приложить усилия, перестроить себя или сменить социальную среду. Все эти варианты трудноосуществимы. Немногие взрослые способны на решительные позитивные изменения в своей жизни. Однако можно попытаться найти какую-нибудь деятельность, в которой подросток сможет держаться наравне с членами референтной группы или даже превзойти их. Например, скачивать новые рингтоны и программы, пользоваться социальными сетями и играть в популярные компьютерные игры.

Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»

О девятикласснике Мише С. закрепилось мнение, что он совершает плохие поступки: курит, не выполняет домашние задания, хамит учителям, срывает уроки и все свое свободное время тратит на компьютерные онлайн-игры. При этом одноклассники не осуждают его поведение, а присоединяются к нему. Учителя считали, что девиантный подросток неисправим.

В результате тестирования мы определили, что у Миши С. и его друзей уровень самоуважения ниже среднего, самооценка заниженная. В ходе наблюдений мы пришли к выводу, что подросток конфликтует с учителями для того, чтобы выделиться из группы своих одноклассников. Со слов Миши С., друзья уважают его за смелость и отсутствие страха перед наказанием.

В результате бесед и обсуждения мы также выяснили, что Миша С. и его друзья увлекаются компьютерными играми и отдают им большую часть своего свободного времени.

В онлайн-играх подростков привлекают социальные перспективы: например, возможность стать членом группы (клана), приобрести (заработать в бою или купить) навыки, недоступные в реальной жизни, общаться на темы, интересные всем, завести семью, хороших и успешных родителей и другие. Возможности и предложения современных виртуальных игр расширяются день ото дня, а иллюзорное самоутверждение в интернете становится ложным достоянием все большего числа подростков.

Школьники, за которыми велось наблюдение, склонялись к асоциальному поведению, а также компьютерной и интернет-зависимости. Девиантное поведение еще не приобрело законченный характер, например, зависимость от компьютерных игр еще не стала аддикцией (пагубной зависимостью), поэтому его профилактика могла завершиться успешно.

В соответствии со стратегией профилактики девиантного поведения, основанной на потребностях, мы предприняли следующие действия. Программа изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9-м классе позволяет формировать необходимые компетенции через выполнение творческих работ, носящих исследовательский характер. Мы предложили выбранному классу сделать творческую работу в редакторе видеопрезентаций. Мы акцентировали внимание учащихся на возможности удовлетворения потребностей в уважении, самореализации и достижении посредством воплощения в жизнь данного проекта. В эксперимент включились учащиеся всей параллели 9-х классов (103 человека). Задание следовало выполнить в группах по три человека.

Миша С. и его друзья Дима В. и Олег Ф. объединились. Из пяти предложенных тем Миша С. и его друзья выбрали тему «Мир моих увлечений». Первоначально они хотели рассказать о своей любимой компьютерной игре. Однако учитель показал

Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках педагогического эксперимента по профилактике девиантного поведения

Соловьянюк-Кротова Валентина Григорьевна

им поверхностность такого подхода. В частности, в интернете они нашли много проектов и рекламных роликов про эту игру и решили, что лучше им не сделать, ахуже они не хотят.

Совместно с учителем был подобран такой аспект изложения темы, который позволил им рассказать о целой субкультуре, сформированной сообществом подростков их школы и других школ на основе увлечения игрой. Подростки провели исследование интернет-ресурсов, проанализировали психологические аспекты зависимости от компьютерных игр и интереса к ним, опросили сверстников и одноклассников.

Хорошее знание компьютера и интернет-технологий позволило решить технические вопросы оригинальным способом, что сделало проект ярким и содержательным. Данный проект был показан на школьной конференции и решением жюри направлен на городской конкурс информационных технологий, где был отмечен дипломом. Ребята получили возможность не только показать свои умения, но и рассказать взрослым о важных аспектах своей жизни. Учителя начали лучше относиться к мальчикам, уважение со стороны педагогов вызвало улучшение их поведения. Подростки, удовлетворив потребности в самореализации, достижении и самоуважении, испытали эмоциональный подъем, который, по их словам, «круче, чем собрать юнита 60-го уровня» (достижение в компьютерной игре).

В настоящий момент их деятельность направляется стремлением повторить успех. Они начали серьезно изучать программы работы с видео- и аудиоинформацией. Даже в каникулы они заняты тем, что работают над новым проектом. Своей главной задачей ребята видят успешное участие в международном конкурсе «Цифровой ветер», проводимом Саратовским государственным техническим университетом совместно с ведущими 1Т-компаниями мира. А знания и умения, приобретаемые в ходе работы, помогут им выбрать будущую специальность в соответствии со склонностями и желаниями.

Создавая условия для реального самоутверждения, педагоги способны предотвратить вероятность появления девиантного поведения в способе удовлетворения потребности, например, формирования компьютерной и интернет-зависимости.

В нашем исследовании мы опирались на главные потребности подростков: потребности в самоуважении, в достижении и в самореализации были систематизированы. На вершину пирамиды мы переместили потребность в самореализации. Результат самореализации - созданный проект - позволил подросткам удовлетворить потребность в достижении сначала на уровне школы, а потом и на городском уровне. И потребность в самоуважении удовлетворилась в результате формирования высокой самооценки и высокой оценки со стороны референтной группы: одноклассников, учителей и родителей.

Материалы интернет-конференции «Непрерывное повышение компетенции педагога через исследовательскую деятельность»

В самом общем виде профилактика девиантного поведения, разработанная нами и реализованная в описанном выше примере, строилась на следующих основных положениях:

• для успешной профилактики отклоняющегося поведения необходимо определить ту потребность подростка, которая удовлетворяется девиантным способом;

• наиболее важными для старших подростков являются потребности в самоуважении, самореализации и в достижении, поэтому необходимо выстроить иерархию этих потребностей;

• подростку предлагается недевиантный, то есть социально приемлемый способ удовлетворения потребности, что уменьшит вероятность формирования отклоняющегося поведения;

• новый способ удовлетворения потребности должен быть осуществимым (посильным) для подростка; в идеале он должен основываться на его интересах и склонностях, на той же движущей силе, которая заставляла подростка искать удовлетворения потребностей девиантным способом. Организация и проведение педагогического исследования, направленного на профилактику девиантного поведения старшеклассников, способствовали серьезному профессиональному росту педагога, развитию всех компетенций, перечисленных выше. К настоящему времени теоретическое обоснование, выявленные педагогические условия и результаты исследования скомпилированы в завершенный педагогический труд - диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.

Учебная деятельность старшеклассников в рамках данного исследования также способствовала существенному росту мета-предметных, предметных и общих компетенций учащихся.

Организация исследовательской работы учащихся позволяет обогатить образовательный процесс и максимально полно реализовать взаимодействие учителя и учеников. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.