Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / БАЗОВЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беловолова Е.А., Рогова О.А.

В статье авторы анализируют опыт организации исследовательской деятельности обучающихся по географии во внеурочной работе, выявляют актуальные проблемы, возникающие в практике работы учителя географии. Авторы обосновывают позицию о том, что учебная исследовательская деятельность по географии сегодня служит одним из эффективных средств формирования функционально грамотной личности школьников. Приводится в качестве примера модель рабочей программы курса внеурочной деятельности на основе географического краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беловолова Е.А., Рогова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITIES IN GEOGRAPHY IN EXTRACURRICULAR WORK

In the article, the authors analyze the experience of organizing research activities of geography students in extracurricular work, identify current problems that arise in the practice of geography teachers. The authors substantiate the position that educational research activity in geography today serves as one of the effective means of forming a functionally literate personality of schoolchildren. They give as an example a model of the extracurricular activity course program based on geographical local history.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ»

УДК 372.891 ББК 74.262.68

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-246-252

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ГЕОГРАФИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

Е. А. Беловолова, О. А. Рогова

Аннотация. В статье авторы анализируют опыт организации исследовательской деятельности обучающихся по географии во внеурочной работе, выявляют актуальные проблемы, возникающие в практике работы учителя географии. Авторы обосновывают позицию о том, что учебная исследовательская деятельность по географии сегодня служит одним из эффективных средств формирования функционально грамотной личности школьников. Приводится в качестве примера модель рабочей программы курса внеурочной деятельности на основе географического краеведения.

Ключевые слова: внеурочная работа, исследовательская деятельность обучающихся по географии, исследовательский метод, учебное исследование, функциональная грамотность, базовые исследовательские действия.

Для цитирования: Беловолова Е. А., Рогова О. А. Организация исследовательской деятельности обучающихся по географии во внеурочной работе // Наука и школа. 2023. № 3. С. 246-252. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-3-246-252.

ORGANIZATION OF STUDENTS' RESEARCH ACTIVITIES IN GEOGRAPHY IN EXTRACURRICULAR WORK

E. A. Belovolova, O. A. Rogova

Abstract. In the article, the authors analyze the experience of organizing research activities of geography students in extracurricular work, identify current problems that arise in the practice of geography teachers. The authors substantiate the position that educational research activity in geography today serves as one of the effective means of forming a

© Беловолова Е. А., Рогова О. А., 2023

■SSL-®-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

functionally literate personality of schoolchildren. They give as an example a model of the extracurricular activity course program based on geographical local history.

Keywords: extracurricular work, research activities of geography students, research method, educational research, functional literacy, basic research activities.

Cite as: Belovolova E. A., Rogova O. A. Organization of students' research activities in geography in extracurricular work. Nauka i shkola. 2023, No. 3, pp. 246-252. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-3-246-252.

В современном обществе все большее внимание уделяется вопросам развития и воспитания социально ответственной личности, обладающей функциональными способами деятельности для решения задач в жизни, для самореализации и самообразования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО), школа должна создать условия, обеспечивающие «...формирование функциональной грамотности обучающихся <...>, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» [1, с. 17]. Неотъемлемым условием для решения этой задачи выступает организация исследовательской деятельности во внеурочной работе с обучающимися.

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС ООО служит обязательным компонентом реализации основной образовательной программы, в том числе внеурочной деятельности. Общий подход к пониманию сущности исследовательской деятельности в школе и ее особенности как особого метода познания окружающей действительности разрабатывали ученые, исследователи в области дидактики, психологии (А. В. Ле-онтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков и др.) [2-4]. Однако в последнее время проблема организации исследовательской деятельности во внеурочной работе с обучающимися

требует осмысления накопленного практического опыта, уточнения и обновления ряда методических условий.

Под исследовательской деятельностью обучающихся понимаем процесс решения учебных исследовательских задач в логике, характерной для научного исследования, для получения субъективно нового знания. Учитывая тот факт, что внеурочная деятельность - это «.образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ, осуществляемая в формах, отличных от урочной» [1, с. 39], сегодня появляются достаточно широкие возможности для формирования у школьников универсальных учебных действий в процессе исследовательской деятельности по географии.

Географическое познание обладает уникальной двойственной природой, затрагивающей природные и социально-экономические процессы, объекты и явления, что создает значимые возможности для развития и воспитания личности обучающихся. В процессе географических исследований школьники получают опыт проведения наблюдений, измерений, географического описания и проведения сравнения, применения картографического и статического методов, использования результатов дистанционных и геоинформационных методов, что обеспечивает процесс практического применения приобретенных знаний и умений в решении как учебных, так и

жизненных задач, создает прочную процессуальную основу для овладения функциональной грамотностью. Необходимо подчеркнуть: вовлечение обучающихся в исследовательский процесс стимулирует мотивацию к изучению географии, развивает познавательную активность.

В контексте методики обучения географии проблема организации исследовательской деятельности рассматривалась учеными (И. И. Баринова, И. В. Душина, Г. В. Козлова, О. П. Лукашова, Л. М. Панчешникова, Г. А. Понурова) с точки зрения формирования предметных географических знаний, общеучебных и исследовательских умений преимущественно на уроках географии [5; 6].

Современные изменения, произошедшие в системе общего географического образования, требуют более детального изучения проблемы в разрезе:

• возможностей внеурочной исследовательской работы со школьниками на основе географического содержания и построения модели ее организации;

• проектирования рабочей программы внеурочной исследовательской работы со школьниками по географии;

• разработки методического обеспечения и создания методических условий реализации программы для достижения планируемых образовательных результатов во внеурочной исследовательской работе по географии.

Особого внимания, с нашей точки зрения, требует вопрос формирования у обучающихся универсальных учебных действий (базовых исследовательских, действий работы с информацией), поскольку возможности урочной формы занятий в этом плане более ограничены, чем внеурочной.

Для более детального изучения состояния проблемы организации исследовательской деятельности школьников по географии в опыте работы школы, в том числе во внеурочной работе, нами было организовано и проведено

анкетирование учителей географии. В нем приняли участие 147 педагогов из 8 субъектов РФ. Необходимо подчеркнуть: почти 99% респондентов ответили, что применяют исследовательский метод в своей практике как метод обучения (из них 57,1% применяют данный метод в своей практике регулярно, а 42,2% - эпизодически). Менее 1% респондентов указали, что не реализуют исследовательский метод в обучении.

В ходе детального анализа ответов респондентов были выделен ряд проблем, возникающих в процессе реализации исследовательского метода в обучении географии:

• недостаток времени в рамках урочных занятий для проведения полноценных исследований (подтвердили 20,0% опрошенных);

• большие затраты времени на подготовку, проведение исследований и проверку результатов работ школьников (14,4% опрошенных);

• низкий уровень мотивации и заинтересованности обучающихся к исследовательской деятельности (22,2% опрошенных);

• низкий показатель сформированно-сти читательской грамотности у школьников (8,0% опрошенных);

• слабое владение обучающимися базовыми исследовательскими универсальными учебными действиями (10,0% опрошенных);

• нежелание преодолевать в процессе учебного исследования возникающие познавательные затруднения (11,20% опрошенных);

• слабая материально-техническая база образовательных организаций (14,4% опрошенных).

Кроме этого анализ результатов анкетирования показал, что лишь 59,3% опрошенных реализуют рабочие программы внеурочной деятельности на материале географии. В числе основных направлений программ служат научно-познавательная и проектная деятельность.

Подчеркнем: в качестве одной из важнейших проблем при организации внеурочной деятельности педагоги отмечали низкую мотивацию и слабую самостоятельную познавательную активность школьников к исследовательской деятельности. Остальные 40,7% опрошенных учителей отмечали нехватку или отсутствие учебных часов для проведения внеурочных занятий по географии. Эти респонденты сетовали на то, что им приходится применять на уроках географии только лишь элементы исследовательского метода обучения, поскольку «.возможности урочных занятий крайне скромные в сравнении с внеурочными». Особенно это отражается на формировании у обучающихся функциональной грамотности, приобретении ими опыта в решении практических жизненных задач.

Целостный анализ результатов проведенного анкетирования показывает: проблема организации исследовательской деятельности обучающихся по географии во внеурочной работе все еще остается актуальной и до конца нерешенной в практике работы современной школы. Обучение географии в содержательном и в организационно-методическом плане обладает уникальными и значимыми возможностями для формирования у школьников умений видеть проблему, умений работать с различными источниками географической информации, критически подходить к анализу имеющейся информации для определения ее истинности и достоверности и др. базовыми универсальными исследовательскими действиями.

Для преодоления имеющегося разрыва в теории и практике обучения географии нами была разработана модельная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Исследовательский практикум "Родной край - мое открытие"» (автор - О. А. Рогова), ведущей целью которого стало «погружение» обучающихся в учебно-исследовательскую

деятельность на основе географического краеведения. Согласно программе, изучение школьниками особенностей природы, населения и хозяйства своей местности, своего субъекта РФ происходит на основе освоения логики и процесса исследовательской деятельности на географо-краеведческом содержании.

Овладение обучающимися базовыми исследовательскими умениями, зафиксированными во ФГОС ООО, в рамках разработанной программы курса внеурочной деятельности спроектировано за счет решения практико-ориентированных задач при изучении территории родного края. Это позволяет школьникам осваивать методы географического познания окружающей действительности, применять сформированные знания, умения и навыки при решении повседневных практических задач как с позиции достижения лич-ностно значимой цели и мотивации, так и с пози-ции социальной значимости, т.е. востребованности в решении проблем своего региона.

В основу содержания рабочей программы курса внеурочной деятельности «Исследовательский практикум «Родной край - мое открытие» заложена систематическая работа обучающихся по применению актуальных в современной географической науке и жизненной практике средств получения, обработки, хранения и систематизации географической информации - географических информационных систем (ГИС). Их включение в процесс учебно-исследовательской деятельности в рамках урока географии сопряжено с рядом проблем и трудностей, прежде всего, с ограниченностью учебного времени. Внеурочная работа в этом плане позволяет эти проблемы избежать и снивелировать многие трудности.

Программа разработана для обучающихся 8-9 классов с учетом преемственных связей с учебным предметом «География». Соблюдение принципа преемственности с учебным предметом «Информатика» позволяет обучающимся

применять при работе с ГИС различные умения и навыки: использования информационных и коммуникационных технологий для поиска, хранения, обработки и передачи и анализа различных видов информации; выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Структура программы представлена в табл. 1. Подчеркнем: разработанная программа курса внеурочной деятельности имеет модельный характер, что позволяет ее адаптировать к любой гео-графо-краеведческой основе.

Таким образом, обладая значимым развивающим потенциалом, исследовательская деятельность по географии в современных условиях организации

Таблица 1

Структура и логика программы курса внеурочной деятельности «Исследовательский практикум «Родной край - мое открытие»

Разделы Темы Кол-во часов

Введение - 1

Выявление особенностей географического положения своего края Особенности географического положения родного края 1

История исследования природы родного края 1

Исследование природы родного края Как исследовать природу своей местности? 1

Особенности тектонического и геологического строения моего края 1

Рельеф родного края

Климат моего региона 1

Метеорологические наблюдения 1

Агроклиматические ресурсы региона 2

Внутренние воды региона 2

Почвы моего края и их состав 2

Особенности растительного покрова моего края 2

Особо охраняемые природные территории 3

Решение проблем в области охраны окружающей среды своего края 4

Человек и хозяйственная деятельность как объект исследования своей местности Население нашего края 1

Культура и быт местного населения 1

Мой край в истории страны 1

Особенности хозяйственной деятельности в регионе 1

Факторы техногенного риска 1

Особенности природы и жизни моего края 2

Использование ГИС для изучения экономического и социального состояния и развития своего региона 2

Рефлексия - 1

Итого 34

образовательного процесса поможет создать условия для достижения планируемых образовательных результатов. Однако анализ опыта и практики работы школы показал, что внеурочная работа на учебно-исследовательской основе требует обновления ряда методических

условий, отбора географического содержания, его адаптации для внеурочной формы организации, разработки комплекса задач, содействующих приобщению школьников к исследовательской деятельности и развитию у функциональной грамотности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101. URL: https://irorb.ru/wp-content/ uploads/2021/09/fgos-ooo-prikaz-minprosvescheniya-rossii-ot-31.05.2021--287.pdf (дата обращения: 30.01.2023).

2. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 12-17.

3. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Прометей МПГУ, 2006. 224 с.

4. Поддьяков А. Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве / под ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - С. 51-58.

5. Аксенова М. А. Педагогические проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015. № 6 (27). С. 130-139.

6. Баринова И. И., Ром В. Я., Соловьев М. С. География: География России. 8-9 кл. Методическое пособие к учебникам И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс» и В. П. Дронова, В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс». М.: Дрофа, 2018. 221 с.

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 287 dated 31.05.2021 „On Approval of the Federal State Educational Standard of Basic General Education (registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 05.07.2021 No. 64101. Available at: https://irorb.ru/wp-content/uploads/2021/09/fgos-ooo-prikaz-minprosvescheniya-rossii-ot-31.05.2021--287.pdf (accessed: 30.01.2023).

2. Leontovich A. V. Ob osnovnykh ponyatiyakh kontseptsii razvitiya issledovatelskoy i proektnoy deyatelnosti uchashchikhsya. Issledovatelskaya rabota Shkolnikov. 2003, No. 4, pp. 12-17.

3. Obukhov A. S. Razvitie issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya. Moscow: Prometey MPGU, 2006. 224 p.

4. Poddyakov A. N. Metodologicheskie osnovy izucheniya i razvitiya issledovatelskoy deyatelnosti. In: Issledovatelskaya deyatelnost uchashchikhsya v sovremennom obrazovatelnom prostranstve. Ed. A. S. Obukhov. Moscow: NII shkolnykh tekhnologiy, 2006. Pp. 51-58.

5. Aksenova M. A. Pedagogicheskie problemy organizatsii nauchno-issledovatelskoy deyatelnosti uchashchikhsya. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2015, No. 6 (27), pp. 130-139.

6. Barinova I. I., Rom V. Ya., Solovyev M. S. Geografiya: Geografiya Rossii. 8-9 kl. Metodicheskoe posobie k uchebnikam I. I. Barinovoy "Geografiya Rossii. Priroda. 8 klass" i V. P. Dronova, V. Ya. Roma "Geografiya Rossii. Naselenie i khozyaystvo. 9 klass". Moscow: Drofa, 2018. 221 p.

Беловолова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания географии, Московский педагогический государственный университет

e-mail: ea.belovolova@mpgu.su

Belovolova Elena A., ScD in Education, Professor, Methods of Teaching Geography Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: ea.belovolova@mpgu.su

Рогова Ольга Анатольевна, аспирант кафедры методики преподавания географии, Московский педагогический государственный университет e-mail: 0lga1997-2011@mail.ru

Rogova Olga A., PhD postgraduate student, Methods of Teaching Geography Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: Olga1997-2011@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2023 The article was received on 30.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.