Научная статья на тему 'Организация интерактивного онлайн-сопровождения пациентов травматолого-ортопедического профиля при подготовке к хирургическому этапу реабилитации'

Организация интерактивного онлайн-сопровождения пациентов травматолого-ортопедического профиля при подготовке к хирургическому этапу реабилитации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ / ЦИФРОВОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ЭНДОПРОТЕЗИРОВАНИЕ СУСТАВОВ / ДИСТАНЦИОННАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ONLINE HEALTH SERVICES / DIGITAL HEALTH / JOINT REPLACEMENT / DISTANT REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федонников А. С.

Цель: изучение комплекса организационных и медико-социальных проблем, сопровождающих пациентов, которым запланировано эндопротезирование тазобедренного и коленного суставов. Материал и методы: проведено медико-социологическое исследование, включившее 381 профильного пациента с использованием разработанного и внедренного в работу НИИ травматологии, ортопедии и нейрохирургии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского специализированного интерактивного онлайн-сервиса сопровождения пациентов при подготовке к хирургическому этапу реабилитации. Результаты: разработаны критерии востребованности интерактивного онлайн-сервиса, их обоснованность подтверждена результатами исследования. Установлено, что 91,3% пациентов имеют высокий уровень готовности к послеоперационной реабилитации. Среди способов коммуникации участниками исследования наиболее востребована телефонная связь (88,8%), однако существуют практически равные потенциалы использования электронной почты (15%) и социальных сетей (12,5%). Для 100% пациентов приемлемым является дистанционное взаимодействие со специалистами института в послеоперационном периоде. Заключение: применение онлайн-сервисов обратной связи с пациентами с использованием цифровых технологий позволяет достигать высокого качества информационного взаимодействия; показано, что пациенты восприимчивы к такому виду организации взаимодействия между субъектами здравоохранения, поэтому использование подобных инструментов в перспективе позволит повышать его эффективность без существенных инвестиций в инфраструктуру отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федонников А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF INTERACTIVE ONLINE SUPPORT FOR TRAUMATOLOGY- AND-ORTHOPEDIC PATIENTS AT THE PREPARATION TO SURGICAL STAGE OF REHABILITATION

Aim: research of organizational, medical and social issues accompanying patients planned to undergo hip and knee joints replacement. Material and methods:. medical and social research included 381 patients and was performed at the specially designed online health service accompanying patients planned for surgery in Research institute of traumatology, orthopedics and neurosurgery of V.I. Razumovsky Saratov Medical University n.a. Results: the demand criteria for the interactive online service were developed and proved by the study results. It was revealed that 91.3% of patients have a high level of readiness for rehabilitation after the surgery. Among the communication means, the highest demand is for telephone connection (88.8%); with nearly equal potentials of using e-mail (15%) and social networks (12.5%). Distance communication with our institute specialists at the post-surgical period is acceptable for 100% of patients. Conclusion: implementation of online health services for patients’ feedback can provide a high quality of informational interaction. It is shown that the patients have a good perception for this kind of interaction between the health service key parties, and using such tools in future is perspective for health system effectiveness without considerable investments in industry infrastructure.

Текст научной работы на тему «Организация интерактивного онлайн-сопровождения пациентов травматолого-ортопедического профиля при подготовке к хирургическому этапу реабилитации»

2018, том 21, № 3 УДК 611.3:614.253 (045)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОНЛАЙН-СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПАЦИЕНТОВ ТРАВМАТОЛОГО-ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ХИРУРГИЧЕСКОМУ ЭТАПУ РЕАБИЛИТАЦИИ

Федонников А. С.

Научно-исследовательский институт травматологии, ортопедии и нейрохирургии, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России, 410012, Большая Казачья 112, г. Саратов, Россия

Для корреспонденции: Федонников Александр Сергеевич, кандидат медицинских наук, проректор по научной работе, начальник отдела инновационных технологий управления в лечении и реабилитации Научно-исследовательского института травматологии, ортопедии и нейрохирургии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, e-mail: [email protected]

For correspondence: Alexander S. Fedonnikov, PhD, vice rector for research, Head of the department of innovative technologies in medical treatment and rehabilitation management of the Research institute for traumatology, orthopedics and neurosurgery of V.I. Razumovsky Saratov State Medical University, e-mail: [email protected]

Information about authors

Fedonnikov A. S. http://orcid.org/0000-0003-0344-4419

РЕЗЮМЕ

Цель: изучение комплекса организационных и медико-социальных проблем, сопровождающих пациентов, которым запланировано эндопротезирование тазобедренного и коленного суставов. Материал и методы: проведено медико-социологическое исследование, включившее 381 профильного пациента с использованием разработанного и внедренного в работу НИИ травматологии, ортопедии и нейрохирургии Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского специализированного интерактивного онлайн-сервиса сопровождения пациентов при подготовке к хирургическому этапу реабилитации. Результаты: разработаны критерии востребованности интерактивного онлайн-сервиса, их обоснованность подтверждена результатами исследования. Установлено, что 91,3% пациентов имеют высокий уровень готовности к послеоперационной реабилитации. Среди способов коммуникации участниками исследования наиболее востребована телефонная связь (88,8%), однако существуют практически равные потенциалы использования электронной почты (15%) и социальных сетей (12,5%). Для 100% пациентов приемлемым является дистанционное взаимодействие со специалистами института в послеоперационном периоде. Заключение: применение онлайн-сервисов обратной связи с пациентами с использованием цифровых технологий позволяет достигать высокого качества информационного взаимодействия; показано, что пациенты восприимчивы к такому виду организации взаимодействия между субъектами здравоохранения, поэтому использование подобных инструментов в перспективе позволит повышать его эффективность без существенных инвестиций в инфраструктуру отрасли.

Ключевые слова: онлайн-сервисы; цифровое здравоохранение; эндопротезирование суставов; дистанционная реабилитация.

ORGANIZATION OF INTERACTIVE ONLINE SUPPORT FOR TRAUMATOLOGY-AND-ORTHOPEDIC PATIENTS AT THE PREPARATION TO SURGICAL STAGE OF

REHABILITATION

Fedonnikov A. S.

Research institute for traumatology, orthopedics and neurosurgery of V. I. Razumovsky Saratov State Medical University

SUMMARY

Aim: research of organizational, medical and social issues accompanying patients planned to undergo hip and knee joints replacement. Material and methods:. medical and social research included 381 patients and was performed at the specially designed online health service accompanying patients planned for surgery in Research institute of traumatology, orthopedics and neurosurgery of V.I. Razumovsky Saratov Medical University n.a. Results: the demand criteria for the interactive online service were developed and proved by the study results. It was revealed that 91.3% of patients have a high level of readiness for rehabilitation after the surgery. Among the communication means, the highest demand is for telephone connection (88.8%); with nearly equal potentials of using e-mail (15%) and social networks (12.5%). Distance communication with our institute specialists at the post-surgical period is acceptable for 100% of patients. Conclusion: implementation of online health services for patients' feedback can provide a high quality of informational interaction. It is shown that the patients have a good perception for this kind of interaction between the health service key parties, and using such tools in future is perspective for health system effectiveness without considerable investments in industry infrastructure.

Key words: online health services; digital health; joint replacement; distant rehabilitation.

Патология костно-мышечной системы отли- за медицинской помощью и нетрудоспособности. чается значимостью в мировом бремени болезней, В нозологической структуре преобладает остеоар-определяя ведущую роль среди причин обращения трит тазобедренного и коленного суставов [1; 2; 3].

В последние 40 лет в мире наблюдается активное использование технологии эндопротезирования крупных суставов - в некоторых странах Западной Европы его ежегодные объемы достигают 300-400 тысяч, в США стремятся к миллиону операций [4]. В России не существует единого национального регистра таких пациентов, поэтому достоверные данные по эпидемиологии рассматриваемых состояний отсутствуют [5]. Вместе с тем, в последнее десятилетие в стране существует тенденция увеличения объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи, особенно, в травматологии и ортопедии. Так, с 2008 по 2017 гг. ежегодный объем операций эндопротезирования крупных суставов возрос практически в 2,5 раза и составил более 100 тысяч [6]. Представленная ситуация имеет риском формирование массового контингента пациентов с имплантированными конструкциями, реабилитация которых требует постоянного сопровождения в течение последующей жизни. Комплекс проблем, связанных с многолетним дефицитом квалифицированных кадров в амбулаторном звене травмато-лого-ортопедических служб регионов [7; 8], который по данным Минздрава России в среднем он составляет около 40% [9], недостаточным финансированием региональных программ реабилитации

[10], низким уровнем обратной связи с пациентами со стороны региональных служб здравоохранения

[11] в перспективе создает риск социально-экономической девальвации достигнутого на этапе хирургического лечения медицинского результата. Указанные тенденции актуализируют создание и развитие дистанционных онлайн-сервисов взаимодействия в системе «пациент - медицинский специалист» на основе цифровых технологий для профильных пациентов, которые способны обеспечить приемлемое качество информационного взаимодействия между ключевыми субъектами здравоохранения.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

С целью изучения комплекса организационны-хи медико-социальныхпроблем, сопровождающих пациентов, которым запланировано эндопротези-рование тазобедренного и коленного суставов,на базе НИИ травматологии, ортопедии и нейрохирургии Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского (НИИТОН СГМУ) в 2018 году разработан и внедрен в практику специализированный интерактивный онлайн-сервис (система мониторинга и обратной связи, далее - СИМОС).

Структура и функционал сервиса включают следующие компоненты.

1. Блок административной информации (содержит информацию о необходимых для госпитализации документах, медицинских

обследованиях, в том числе о сроках давности документов, бытовых условиях пребывания в стационаре института).

2. Блок вопросов по оценке готовности пациента к дальнейшей реабилитации (готовность выполнять рекомендации врачей по реабилитации после операции, взаимодействовать со специалистами НИИТОН СГМУ в дистанционном режиме в процессе реабилитации для сохранения полученного результата лечения и профилактики осложнений, предпочитаемые каналы коммуникации).

3. Интерактивный портал обратной связи со специалистами института.

Для самоконтроля пользователей СИМОС на экране визуализировано интерактивное отображение полноты использования ее сервисов в виде горизонтальной шкалы, меняющей цветовую гамму от красного (не использовано) до зеленого (полное использование).

Функционирование СИМОС предполагает взаимодействие с пациентом, начиная с догоспитального этапа. В этой связи, для каждого пациента, запланированного к госпитализации по поводу тотального эндопротезирования тазобедренного сустава (ТЭП ТБС) либо тотального эндопроте-зирования коленного сустава (ТЭП КС), создается личный кабинет и пациент добавляется в базу рассылки смс-уведомлений (содержат адрес интернет-сайта и реквизиты доступа к личному кабинету), которые рассылаются за 30 дней до планируемой даты госпитализации.

С использованием СИМОС проведено медико-социологическое исследование, включившее 381 профильного пациента.

Статистическая обработка полученных данных проведена с использованием программного пакета $1аИ81ка 6.1. Учитывая, что не все количественные показатели соответствовали нормальному распределению (проверка выполнялась на основе критерия Шапиро-Уилка), данные представлены в виде медианы и квартильного диапазона - Ме (25%; 75%). Категориальные показатели представлены в виде частот, выраженных в процентах.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Общая характеристика участников исследования. Среди участников исследования преобладают женщины (78,1%). По виду планируемой хирургической операции распределение следующее: 36,8% составляет (ТЭП ТБС, 63,2% - ТЭП КС.

Возраст респондентов составил 64 (59; 69) года (для наглядности представления результатов вариационный ряд был разбит на группы с интервалом 5 лет), распределение неравномерное, минимум -19 лет, максимум - 81 год (рис. 1).

2018, том 21, № 3

100

Возраст

Рис. 1. Распределение пациентов по возрасту (лет).

В исследовании приняли участие пациенты, пределение пациентов по региональному признаку постоянно проживающие в 21 регионе России. Рас- представлено на рис. 2.

Волгоградская область

Саратовская область я

Ростовская область %= ^^

Республика Дагестан

Астраханская область ^ш ш

Кабардино-Балкарская республика 1

Оренбургская область

Тамбовская область " 1

Республика Калмыкия ' Ставропольский край Чеченская Республика Карачаево-Черкесская республика

Воронежская область " Республика Марий Эл Ш Республика Башкирия н Республика Ингушетия ■ Республика Мордовия ■ Камчатский край I Пензенская область ■ Республика Крым I Самарская область ■

О 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 2. Распределение пациентов по региональному признаку.

Интерпретация результатов исследования. Для оценки востребованности СИМОС исследовательской группой НИИТОН СГМУ разработаны и апробированы определенные критерии: • Отклик получателей.

• Временной диапазон между рассылкой и входом в систему.

• Повторное использование (повторные входы в систему).

• Полнота использования сервисов.

Критерий «отклик получателей» отражает принципиальную потребность пациентов в предлагаемой услуге. При его анализе обнаружено, что он составляет, в среднем, за период организационного эксперимента 45,9%. При этом наибольших значений он достигает в первые сутки после раундов рассылки смс-уведомлений пациентам, превышая в первом раунде 50,5% (рис. 3).

Временной диапазон между рассылкой и входом в систему, на наш взгляд, дает информацию о том, насколько приоритетна потребность в использовании предлагаемого онлайн-сервиса в числе прочих занятий пациентов. Согласно полученным данным, наибольшее число входов в систему

осуществляется в день рассылки смс-уведомлений (рис. 3).

Для полноценного анализа востребованности важным является показатель «Повторное использование (повторные входы в систему)», который свидетельствует о степени устойчивости потребности пациентов в использовании созданного онлайн-сервиса. За анализируемый период он составил 4,89, следовательно, каждый пациент воспользовался данным продуктом, в среднем, 5 раз (рис. 3). При этом согласно данным системы со стационарных компьютеров осуществлено 503 входа (58,8%), с мобильных устройств - 353 входа (41,2%).

Рис. 3. Динамика использования пациента

Для понимания того, какие функции (сервисы) СИМОС наиболее востребованы, необходимо также учитывать такой показатель, как полнота использования сервисов. Анализ полноты их использования показал, что блок административной информации, дающий возможностьосуществить самоконтроль полноты и сроков годности необходимых для госпитализации документов использован 61,7% пациентов; блок вопросов по оценке готовности пациента к дальнейшей реабилитации полностью заполнили 54,3% пользователей и порталом обратной связи воспользовалось 16% пациентов.

При анализе оценки готовности пациента к дальнейшей реабилитации были получены следующие результаты. Высокий уровень готовности к

1 СИМОС в указанном интервале времени.

реабилитации (выполнение рекомендаций врачей после операции) демонстрирует 91,3% пациентов.

Среди предпочитаемых инструментов коммуникации участниками исследования наиболее востребована телефонная связь (88,8%), однако выявлен практически равный потенциал использования электронной почты (15%) и социальных сетей (12,5%) (рис. 4). Анализ ответов на вопрос: «Как вы отнесетесь к тому, что спустя несколько месяцев после операции с вами свяжется специалист института и уточнит информацию, касающуюся состояния вашего здоровья, даст рекомендации по реабилитации?» показал, что для 100% пациентов это является приемлемым - ни один респондент не отреагировал негативно на данный вопрос (рис. 5).

15,0%

11,3% 12,SM

1,3%

Телефон Электронная Skype Мессенджеры Социальные

Рис. 4. Предпочитаемые пациентами инструменты коммуникации.

78,8%

I 21,3%

0,0%

Такая забота мне приятна Это лишнее и нежелательное беспокойство для меня Если это необходимо, то я согласен(на)

}ис. 5. Восприятие обратной связи со специалистами НИИТОН СГМУ в послеоперационном периоде.

2018, том 21, № 3

Детализированный анализ использования портала обратной связи показывает, что всего было задано 38 вопросов (изолированно повторность использования портала составляет 1,36). Выявлены выраженные гендерные различия - абсолютное большинство вопросов (92,1%) было задано женщинами. Большинство вопросов (50%) относилось к организационным (предоперационное обследование, выбор оперирующего хирурга, сроки госпитализации, логистика), 36,9% вопросов посвящено непосредственно операции эндопротезирования и ограничениям в послеоперационном периоде.

ОБСУЖДЕНИЕ

Разработанный и внедренный в практику интерактивный онлайн-сервис сопровождения пациентов позволил провести исследование их готовности взаимодействовать с медицинским учреждением на основе использования цифровых технологий коммуникации. Представленная система мониторинга и обратной связи обладает широким функционалом, давая возможность решать ряд важных задач, в числе которых находится исследовательская задача - она позволяет получать новые знания и вырабатывать векторы организации медицинской помощи, расширять аспекты взаимодействия пациента и системы здравоохранения, формируя пациентцентрическую модель оказания медицинской помощи и реабилитации. Созданный 1Т-продукт позволяет повышать качество информационного взаимодействия между ключевыми субъектами здравоохранения - пациентом и медицинским учреждением, компенсируя описанный невысокий уровень мониторинга и обратной связи со стороны региональных служб здравоохранения [12].

Разработанный онлайн-сервис решает важную социальную задачу в условиях демографического старения населения [13]. Результаты исследования констатировали, что пожилые люди могут пользоваться современными средствами коммуникации, они восприимчивы к этому виду взаимодействия (более 40% пациентов использовали данный сервис с мобильных устройств).

В работу с системой заложены критерии востребованности, позволяющие проводить анализ эффективности функционирования и осуществлять корректировку ее функциональных возможностей, что способствует прогрессу медицинской организации, использующей подобную систему, следовательно, решает задачу развития. Помимо этого, представленная разработка реализует принципы социального маркетинга [14] - в условиях развития здравоохранения и возрастания конкуренции среди учреждений, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи, приоритет выбора пациента будет формироваться, в

том числе, в отношении организаций, демонстрирующих личностно ориентированный подход.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что разработка и внедрение систем обратной связи с пациентами на различных этапах реабилитации с использованием цифровых технологий позволяют достигать высокого качества информационного взаимодействия на основе применения активной обратной связи, интерактивности и персонализации. Показано, что паци-ентыв достаточной мере восприимчивы к такому виду организации взаимодействия между субъектами здравоохранения, поэтому использование подобных инструментов в перспективе позволит его социальную эффективностьбез существенных инвестиций в инфраструктуру отрасли.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors have no conflict of interests to declare.

Работа выполнена в рамах плана НИР ФГБОУ ВО «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Минздрава России «Научное обоснование совершенствования системы реабилитации пациентов травматолого-ортопедического профиля». Регистрационный номер АААА-А17-117103050105-4.

ЛИТЕРАТУРА

1. Woolf A.D., Pfleger B. Burden of major musculoskeletal conditions. Bulletin of the World Health Organization. 2003,81(9):646-56.

2. Storheim K., Zwart JA. Musculoskeletal disorders and the Global Burden of Disease study. Ann Rheum Dis. 2014;73(6):949-50. doi: 10.1136/ annrheumdis-2014-205327.

3. Litwic A., Edwards Mark H., Dennison Elaine M. Cooper Cyrus. Epidemiology and burden of osteoarthritis. Br Med Bull. 2013;105(1):185-199. Доступно по: https://doi.org/10.1093/bmb/lds038

4. Kremers M.H., Larson D.R., Crowson C.S., Kremers W.K., Washington R.E., Steiner C.A., Jiranek W.A., Berry D.J. Prevalence of Total Hip and Knee Replacement in the United States. J Bone Joint Surg Am. 2015;97(17):1386-97. doi: 10.2106/JBJS.N.01141.

5. Тихилов Р.М., Корнилов Н.Н., Куляба Т.А., Филь А.С., Дроздова П.В., Петухов А.И. Сравнительный анализ регистров эндопротезирования коленного сустава (Обзор литературы). Травматология и ортопедия России. 2014;72(2):112-121.

6. Загородний Н.В. Эндопротезирование крупных суставов в Российской Федерации: материалы научно-практической конференции «Вреде-новские чтения», Санкт-Петербург, 2013. Доступно по: http://vredenreadings.org/arc/28/Zagorodny.pdf.

7. Асилова С.У., Рузибаев Д.Р. Медико-социальная экспертиза и реабилитация больных и ин-

валидов после эндопротезирования тазобедренного сустава. Гений ортопедии. 2015;(2):36-39.

8. Норкин И.А., Баратов А.В., Акимова Т.Н., Юшина Б.С., Вегеле Л.С. Травматолого-ортопедиче-скаяслужбарегиона: проблемыизадачи. Здравоохранение Российской Федерации. 2014;58(4):12-17.

9. Статистическая информация Минздрава России. Availableat: Доступно по: https:// www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/ statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Федонников А.С., Сазанова Г.Ю., Пономарев А.Д., Еругина М.В. Финансовое обеспечение реабилитации пациентов после перенесенных травм и операций на опорно-двигательной системе. В сборнике: Технологические инновации в травматологии, ортопедии и нейрохирургии: интеграция науки и практики сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, Саратов, 2018. С. 229-231.

11. Федонников А.С., Еругина М. В., Андрия-нова Е. А., Норкин И. А. Медико-социологическая диагностика организации реабилитации пациентов после эндопротезирования тазобедренного и коленного суставов. Саратовский научно-медицинский журнал. 2017;13(3):761-764.

12. Федонников А.С., Андриянова Е.А., Еру-гина М.В., Норкин И.А. Реабилитация пациентов после эндопротезирования тазобедренного и коленного суставов: отдельные результаты медико-социологического мониторинга. Саратовский научно-медицинский журнал. 2017;13(4):796-799.

13. Баженова Т.Ю. Демографическое старение населения и проблемы воспроизводства трудовых ресурсов в регионах России. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015;(4):78-92.

14. Щерба Л.М. Реализация принципов социального маркетинга в сфере здравоохранения. В сборнике: Экономика и право в современном обществе Материалы международной научно-практической конференции. 2018:173-175.

REFERENCES

1. Woolf A.D., Pfleger B. Burden of major musculoskeletal conditions. Bulletin of the World Health Organization. 2003;81(9):646-56.

2. Storheim K., Zwart JA. Musculoskeletal disorders and the Global Burden of Disease study. Ann Rheum Dis. 2014;73(6):949-50. doi: 10.1136/ annrheumdis-2014-205327.

3. Litwic A., Edwards Mark H., Dennison Elaine M. Cooper Cyrus. Epidemiology and burden

of osteoarthritis. Br Med Bull. 2013;105(1):185-199. https://doi.org/10.1093/bmb/lds038

4. Kremers M.H., Larson D.R., Crowson C.S., Kremers W.K., Washington R.E., Steiner C.A., Jiranek W.A., Berry D.J. Prevalence of Total Hip and Knee Replacement in the United States. J Bone Joint Surg Am. 2015;97(17):1386-97. doi: 10.2106/JBJS.N.01141.

5. Tikhilov R.M., Kornilov N.N., Kulyaba T.A., Fil' A.S., Drozdova P.V., Petukhov A.I. Comparative analysis of knee replacement registers (review). Travmatologiya i ortopediya Rossii. 2014;72(2):112-121.

6. Zagorodniy N.V. Joint replacement in the Russian Federation. Papers of research and practice conference «Vreden readings». Saint-Petersburg: 2013. Available at: http://vredenreadings.org/arc/28/ Zagorodny.pdf. Russian.

7. Asilova S.U., Ruzibaev D.R. Medical-and-social examination and rehabilitation of patients and disabled persons after the hiptotalarthroplasty. Geniy Ortopedii. 2015;(2):36-39. Russian.

8. Norkin I.A., Baratov A.V., Akimova T.N., Yushina B.S., Vegele L.S. The traumatological orthopedic service of Region: problems and goals. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2014;58(4):12-17.

9. Statistic information of the Ministry of Health of Russia. Russian. Available at: https:// www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/ statisticheskaya-informatsiya-minzdrava-rossii.

10. Fedonnikov A.S., Sazanova G.YU., Ponomarev A.D., Erugina M.V. Financial support of patients' rehabilitation after injuries and surgeries at the locomotor system. Papers of research and practice conference «Technological innovations of traumatology, orthopedics and neurosurgery: integration of science and practice». Saratov. 2018;229-231.

11. Fedonnikov A.S., Erugina M.V., Andriyanova E.A., Norkin I.A. Medical and sociological issues of rehabilitation of patients after hip and knee joints replacement. Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2017;(3):761-764.

12. Fedonnikov AS, Andriyanova EA, Erugina MV, Norkin IA. Rehabilitation after hip and knee joints replacement: several results of medical and sociological monitoring. Саратовский научно-медицинский журнал. 2017. 4:796-799.

13. BazhenovaT.Yu.Demographic ageing and problems of reproduction of labor resources inRussian regions. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2015;(4):78-92.

14. Shcherba L.M. Social marketing principles in health care. Papers of international research and practice conference: Economics and law in contemporary society. 2018;173-175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.