Научная статья на тему 'Организация инклюзивной образовательной среды'

Организация инклюзивной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1170
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ / INCLUSIVE EDUCATION / HARMONIZATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирсанова Е.В.

В статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования на современном этапе. Рассмотрены особенности интеграции ребенка с особыми потребностями в инклюзивном образовательном процессе. Проведен анализ четырех этапов процесса организации инклюзивного образования. Основные ключевые моменты, которые должны быть обязательными при интеграции ребенка в образовательную среду это социальная интеграция и педагогическая интеграция. В заключении подытожено, что сотрудничество является основным принципом создания эффективного учебного процесса. Только инклюзивное образование, как область педагогики, требует такого большого уровня сотрудничества и взаимодействия самых различных сфер педагогики и медицины и позволяет достичь таких преимуществ в плане инклюзивного образования как синергическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, возможность более эффективного и быстрого преодоления проблем, которые возникают на протяжении учебной деятельности. Т.о., инклюзивное образование является довольно сложным процессом для всех его участников, но при условии соблюдения определенных принципов и правил всеми участниками образовательного процесса, можно достичь необходимых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of inclusive educational environment

The article deals with the problems of inclusive education at the modern stage. The features of the integration of the child with special needs in the inclusive educational process are considered. The analysis of four stages of the process of organizing inclusive education has been carried out. The main points that should be compulsory when integrating a child into the educational environment are social integration and pedagogical integration. In conclusion, it is summarized that cooperation is the basic principle of creating an effective learning process. Only inclusive education, as a field of pedagogy, requires such a large level of cooperation and interaction of the most diverse areas of pedagogy and medicine and allows to achieve such advantages in terms of inclusive education, such as synergistic interaction of all participants in the educational process, the possibility of more efficient and quick overcoming of the problems that arise during learning activities. Thus, inclusive education is a rather complicated process for all its participants, but with the observance of certain principles and rules by all participants of the educational process, the necessary results can be achieved.

Текст научной работы на тему «Организация инклюзивной образовательной среды»

11. Stouns E. Psihopedagogika: psihologicheskaya teoriya i praktika obucheniya [Psychopedagogy: Psychological Theory and Practice of Learning]. Talyzinoj N. F. (ed.). Moscow: Pedagogika, 1984. 472 p.

12. Frank S.L. Predmet znaniya. Dusha cheloveka [The subject of knowledge. Human soul]. Sankt-Peterburg: Znanie, 1995. 656 p.

13. Frejd Z. «Ya» i «Ono» [«I» and «It»]. Rajgorodskij D.Ya. (ed.) Psihologiya lichnosti: hrestomatiya [Psychology of Personality. Vol. 1]. Samara, 2002, pp. 94-114.

14. Fromm E. Lichnost' v sovremennoj kul'ture. Avtoritarnaya lichnost' [Personality in modern culture. Authoritarian personality]. Rajgorodskij D.Ya. (ed.) Psihologiya lichnosti: hrestomatiya [Psychology of Personality. Vol. 1]. Samara, 2002, pp. 233-276.

15. Erikson E. ZHiznennyj cikl: epigenez identichnosti [Life Cycle: Identity Epigenesis]. Rajgorodskij D.Ya. (ed.) Psihologiya lichnosti: hrestomatiya [Psychology of Personality. Vol. 1]. Samara, 2002, pp. 305-348.

16. Acocelia I.R., Bootzin R.R. Abnormal Psychology Current perspectives. New York: McGraw - Hill, Inc., 1988. 640 p.

УДК: 378.013:61 -051 :[61:378.4]

Е.В. Кирсанова, кандидат медицинских наук, доцент Запорожский государственный медицинский университет

г. Запорожье, Украина kirsanova@z smu.zp.ua ORCID: 0000-0001-5337-2439

Организация инклюзивной образовательной среды

В статье рассмотрены проблемы инклюзивного образования на современном этапе. Рассмотрены особенности интеграции ребенка с особыми потребностями в инклюзивном образовательном процессе. Проведен анализ четырех этапов процесса организации инклюзивного образования. Основные ключевые моменты, которые должны быть обязательными при интеграции ребенка в образовательную среду - это социальная интеграция и педагогическая интеграция. В заключении подытожено, что сотрудничество является основным принципом создания эффективного учебного процесса. Только инклюзивное образование, как область педагогики, требует такого большого уровня сотрудничества и взаимодействия самых различных сфер педагогики и медицины и позволяет достичь таких преимуществ в плане инклюзивного образования как синергическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, возможность более эффективного и быстрого преодоления проблем, которые возникают на протяжении учебной деятельности. Т.о., инклюзивное образование является довольно сложным процессом для всех его участников, но при условии соблюдения определенных принципов и правил всеми участниками образовательного процесса, можно достичь необходимых результатов.

Ключевые слова: инклюзивное образование, гармонизация образовательной среды.

E.V. Kirsanova, candidate of medical sciences, docent Zaporizhia State Medical University Zaporizhia, Ukraine Organization of inclusive educational environment

The article deals with the problems of inclusive education at the modern stage. The features of the integration of the child with special needs in the inclusive educational process are considered. The analysis of four stages of the process of organizing inclusive education has been carried out. The main points that should be compulsory when integrating a child into the educational environment are social integration and pedagogical integration. In conclusion, it is summarized that cooperation is the basic principle of creating an effective learning process. Only inclusive education, as a field of pedagogy, requires such a large level of cooperation and interaction of the most diverse areas of pedagogy and medicine and allows to achieve such advantages in terms of inclusive education, such as synergistic interaction of all participants in the educational process, the

possibility of more efficient and quick overcoming of the problems that arise during learning activities. Thus, inclusive education is a rather complicated process for all its participants, but with the observance of certain principles and rules by all participants of the educational process, the necessary results can be achieved.

Keywords: inclusive education, harmonization of the educational environment.

Введение. Идеей инклюзивного образования является борьба с любой формой дискриминации детей с особенностями развития в образовательной сфере, и в необходимости создания доступности образования и разработки условий обучения для детей с особыми потребностями.

Главным правилом в плане интеграции ребенка в инклюзивном образовательном процессе является то, что не ребенок должен адаптироваться к учебному процессу, а сам образовательный процесс должен адаптироваться индивидуально, к каждому ребенку, его особенностям и нуждам [1].

В инклюзивном образовании существует различное количество методологических концепций. Главным элементом в итогах данного образования является развитие личности ребенка. Наиболее важным является концепция гуманизации, саморазвития и реализация себя как личности. Одними из необходимых инструментов для достижения данных целей является индивидуализация учебного процесса, а также на основе регистрации и анализа индивидуальных особенностей каждого ребенка, необходимо создать адекватную реакцию образовательной среды.

Чтобы качественно создать благоприятною среду для инклюзивного обучения необходимо учесть особенности профессионально-педагогической деятельности. К данным особенностям относятся:

- Анализ индивидуальных особенностей ребенка и дальнейший отбор учебного материала с учетом данных особенностей;

- Вариационность и поливекторность профессионально-педагогических действий и возможность их адаптации по мере необходимости;

- Сбор учебного материала, который необходим для создания эффективного учебного процесса с задействованием широкого спектра знаний;

- Регистрация и анализ особенностей ребенка для его включения в разнообразные виды деятельности;

- Расширение и овладение альтернативными коммуникативными возможностями, для использования их при необходимости в образовательном процессе.

Исследовательская часть. Работа в рамках инклюзивного образования не является привычно педагогической деятельностью и требует подробного изучения педагогом особенностей данной деятельности. В данном виде педагогической работы необходимо сочетание разных профессионально-педагогических видов деятельности.

Для совместного создания и сохранения благоприятных условий образовательной среды педагог обязан:

1. Тактично планировать темп и методологический арсенал для проведения занятий, учитывая индивидуальность темпа и характера учебной деятельности различных детей.

2. Быть готовым адаптировать образовательный процесс в связи с обстоятельствами.

3. Сотрудничать со всеми родителями детей класса.

4. Находить, анализировать, а также решать проблемы в процессе обучения детей.

5. Владеть различными видами коммуникации, соответствующих индивидуальным особенностям детей [2].

Педагогу для адаптации детей с особенностями перед образовательным процессом необходимо изучить и при необходимости изменить стратегию учебного процесса, для лучшего адаптирования стратегии к обстоятельствам, а также необходимости введения той или иной стратегии необходимо:

- сознательно и самокритично размышлять о своем преподавании, анализировать и адаптировать процесс преподавания.

- необходимо больше быть сосредоточенным на учебном процессе и его управлении, чем на управлении поведением.

- необходимо развивать у детей веру в себя и свои возможности [3].

Для эффективной образовательной адаптации детей необходимо создать определенный ряд условий. Основными из них являются:

- Индивидуализация процесса обучения.

- Подготовка всех участников общеобразовательного процесса к взаимодействию и сосуществованию.

- Специальная подготовка и своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.

- Специальное сопровождение детей с ограниченными возможностями.

- Анализ учебных результатов школьников с ограниченными возможностями и при необходимости корректировка индивидуального образовательного процесса для более эффективного проведения данного процесса [4].

Весь процесс организации инклюзивного образования можно разделить на четыре этапа, рассмотрим каждый из них.

На первом этапе организации инклюзивного образования нужно провести первое знакомство с детьми и их родителями. На данном этапе до начала образовательного процесса есть возможность узнать особенности и потенциал каждого ребенка, что поможет организации учебного процесса для педагога. Во время знакомства с детьми, есть возможность провести экскурсию по учебному учреждению, как для ребенка, так и для его родителей. Также необходимо установить контакт с родителями ребенка для того, чтобы они поделились проблемами ребенка, что также поможет улучшению организации образовательного процесса. Учитель при необходимости может пригласить на встречу специалистов учебного учреждения (логопед, психолог и т. д.), которые помогут ребенку в плане развития необходимых навыков.

Вторым этапом является адаптация ребенка к учебному процессу. На данном этапе учитель может предложить план учебного процесса для ребенка на картинках. Также необходимо сформировать у детей алгоритм деятельности при таких ситуациях: если ребенок захотел в туалет, алгоритм действий, перед тем как идти в столовую, алгоритм действий, если следующий урок физкультура, как готовиться к последующему уроку и т.д.

У детей с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому необходимо анализировать темп работы каждого ребенка. Необходимо позволить каждому ребенку выполнять работу с присущим для него темпом, чтобы даже дети с наиболее низким темпом работы почувствовали себя участвующими в общем процессе.

Третьим этапом является включение ребенка во взаимодействие с одноклассниками и в целом организация социальной интеграции ребенка в учебном учреждении. В случае с детьми с особенностями развития инициаторами данного взаимодействия являются учитель либо психолог. Чаще всего дети с готовностью идут на процесс знакомства с одноклассниками. Часто на начальных этапах знакомства ребенку сложно запоминать имена, реже - лица окружающих его детей и взрослых. Данную проблему можно решить, если сделать для ребенка альбом с фотографиями и именами.

На четвертом этапе необходимо организовать пространство не только внутри классной комнаты, а и вне ее пределов [5].

Основные ключевые моменты, которые должны быть обязательными при интеграции ребенка в образовательную среду - это социальная интеграция и педагогическая интеграция.

Основой инклюзивного образования является сотрудничество, без которого невозможно добиться каких-либо результатов в процессе инклюзивного образовательного процесса. Т.о., можно считать, что сотрудничество является принципом создания

эффективного учебного процесса. Только лишь инклюзивное образование, как область педагогики, требует такого большого уровня сотрудничества и взаимодействия самых различных сфер педагогики, медицины и т.д. Лишь при сотрудничестве можно достичь таких преимуществ в плане инклюзионного образования как синергическое взаимодействие всех участников инклюзионного образовательного процесса, возможность более эффективного и быстрого преодоления проблем, которые будут возникать на протяжении всего ученого процесса, слаженные и скоординированные действия для предоставлении услуг для участников данного процесса.

Для того чтобы достичь сотрудничества необходимо следовать определенным принципам, основные из них: определение общих и конкретных целей, распределение ответственности, но необходимо не исключать и общей ответственности за какое-либо решение либо результат, создание атмосферы при которой будет существовать взаимодоверие и взаимоуважение, принятие решений и достижений других, возможность принять идеи для взаимной выгоды, создание дней для обсуждения работы в сотрудничестве.

Формами сотрудничества являются взаимообучение, консультация, вовлечение родителей (это наиболее эффективный вид сотрудничества, т.к., родители играют главную роль в образовании ребенка [6].

Заключение. В результате вышеизложенного можно подытожить, что процесс инклюзивного образования наиболее сложный для всех его участников. Но при соблюдении определенных принципов и правил всеми участниками образовательного процесса можно достичь необходимых результатов. Нужно не забывать, что в данном сложном процессе каждое звено является важным. И при исключении хотя бы одного из них будет сложно, а в определенных случаях невозможно создать гармоничную образовательную среду.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Инклюзивное образование. Вып. 1 / сост. С. В. Алехина, Н. Я. Семаго, А. К. Федина. - М. : Школьная книга, 2010. - 272 с.

2. Хитрюк, В.В. Основы инклюзивного образования : учеб.-метод. комплекс / В.В. Хитрюк, Е.И. Пономарёва. - Барановичи : РИО БарГУ, 2014.

3. Митчелл, Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования : главы из кн. / Дэвид Митчелл ; пер. с англ. И. С. Аникеев, Н. В. Борисова. - М. : Перспектива, 2011.

4. Стратегии командного сотрудничества в реализации инклюзивной практики образования : сб. материалов / сост. Н. Борисова, М. Перфильева. - М. : Перспектива, 2011. - 120 с.

5. Самсонова, Е.В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования : учеб.-метод. пособие / Е.В. Самсонова, Т.П. Дмитриева, Т.Ю. Хотылева. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2013. - 36 с.

6. Уроки по пониманию инвалидности в школе : пособие для учителя / сост.: Т. Н. Седовина, Е.Ю. Шинкарева. - Архангельск : Лоция, 2016. - 128 с.

REFERENCES

1. Alekhina S.V. (comps). Inklyuzivnoe obrazovanie. Vyp. 1 [Inclusive education. Part. 1]. Moscow: Shkol'naya kniga, 2010. 272 p.

2. Hitryuk V.V., Ponomareva E.I. Osnovy inklyuzivnogo obrazovaniya: ucheb.-metod. kompleks [Basics of Inclusive Education]. Baranovichi: RIO BarGU, 2014.

3. Mitchell D. Effektivnye pedagogicheskie tekhnologii special'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya: glavy iz kn. [Effective pedagogical technologies of special and inclusive education]. Moscow: Perspektiva, 2011.

4. Borisova N. (comps) Strategii komandnogo sotrudnichestva v realizacii inklyuzivnoj praktiki obrazovaniya: sb. materialov [Strategies for team collaboration in realization of inclusive education]. Moscow: Perspektiva, 2011. 120 p.

5. Samsonova E.V., Dmitrieva T.P., Hotyleva T.Yu. Osnovnye pedagogicheskie tekhnologii inklyuzivnogo obrazovaniya: ucheb.-metod. posobie [Basic pedagogical technologies of inclusive education]. Moscow: Pedagogicheskij universitet «Pervoe sentyabrya», 2013. 36 p.

6. Sedovina T.N. (comps) Uroki po ponimaniyu invalidnosti v shkole: posobie dlya uchitelya [Lessons on understanding disability in school]. Arhangel'sk: Lociya, 2016. 128 p.

УДК 373.3.26

Т.А. Крючкова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия kryuchkova_1958@list.ru ORCID: 0000-0002-6598-2135

Рейтинговая система оценивания обучающихся в начальной школе

Данная статья посвящена проблеме актуализации осуществления дифференцированного контроля и оценки знаний младших школьников в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В частности, автор рассматривает основные понятия, приемы и методы, связанные с проблемой осуществления рейтингового и предрейтингового контроля на уроках в начальной школе; знакомит с разными способами оценки учебных достижений обучающихся в период безотметочного обучения и в системе уровневой дифференциации.

Автором сделана попытка показать положительные стороны рейтинговой системы оценивания: индивидуальное продвижение каждого ребенка, постепенная адаптация к процессу обучения, а также отмечены трудности организации контроля, при учете которых процесс обучения в начальной школе будет более качественный и комфортный.

Ключевые слова: начальное общее образование, рейтинг, система оценивания, разноуровневые задания, предрейтинговый контроль, система уровневой дифференциации.

Т.А. Kryuchkova,

candidate of pedagogical sciences, docent of the department of theory and methods of primary

education

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia Rating system for assessing students in primary school

This article is devoted to the problem of actualization of differentiated control and assessment of knowledge of primary school children in connection with the introduction of the Federal state educational standard of primary education. In particular, the author considers the basic concepts, techniques and methods related to the problem of rating and pre-rating control in the classroom in primary school; introduces different ways to assess the educational achievements of students in the period of non-marking training and in the system of level differentiation.

The author makes an attempt to show the positive aspects of the rating system of assessment: individual promotion of each child, gradual adaptation to the learning process, as well as the difficulties of the organization of control, taking into account that the learning process in primary school will be more qualitative and comfortable.

Keywords: primary general education, ranking, assessment system, multilevel job, pre-rating control, system of level differentiation.

Социально-экономические и политические изменения, происходящие в современном обществе, требуют кардинальных преобразований во всех сферах, в том числе и в сфере начального образования. Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы контроля и оценки знаний младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.