Научная статья на тему 'Организация инклюзии в системе непрерывного образования'

Организация инклюзии в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзоз Виталина Алексеевна, Трифанов Сергей Иванович, Чеснокова Галина Сергеевна

Одним из вызовов ХХI века является требование предоставления равных возможностей для реализации своих способностей каждому члену человеческого сообщества. Предметом настоящей статьи является определение теоретических основ инклюзивного образования в диалектическом единстве с потребностями общества, вызовами времени, а также определение его места и роли в системе непрерывного образования лиц с особыми потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация инклюзии в системе непрерывного образования»

УДК 37.0+378

Дзоз Виталина Алексеевна

Доктор философских наук, министр образования и науки, молодежи и спорта Автономной республики Крым, crimea-portal.gov.ua, Симферополь

Трифанов Сергей Иванович

Начальник управления по делам детей и социальной защите детства Министерства образования и науки, молодежи и спорта автономной республики Крым, orfain@rambler.ru, Симферополь

Чеснокова Галина Сергеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования института детства ФГБОУВПО «НГПУ», gala18@ngs.ru, Новосибирск

организация инклюзии

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИя

аннотация. Одним из вызовов XXI века является требование предоставления равных возможностей для реализации своих способностей каждому члену человеческого сообщества. Предметом настоящей статьи является определение теоретических основ инклюзивного образования в диалектическом единстве с потребностями общества, вызовами времени, а также определение его места и роли в системе непрерывного образования лиц с особыми потребностями.

Ключевые слова: инклюзия, инклюзивное образование, равные возможности

Dzoz Vinalina Alexeyevna

Доктор философских наук, министр образования и науки,Doctor of Philosophical Sciences, Minister of education and science, youth and sports of the autonomous republic of Crimea, crimea-portal.gov.ua, Simferopol

Trifonov Sergey Ivanovich

Head of administration for children affairs and social protection of the childhood of the Ministry of education and science , youth and sports of the autonomous republic of Crimea, orfain@rambler.ru, Simferopol

Chesnokova Galina Sergeyevna

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate professor of the Department of Theory and training technique ofpreschool education of the Institute of Childhood at the Novosibirsk state pedagogical university, gala18@ngs.ru, Novosibirsk

INCLUSION ORGANIZATION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

Abstract. One of the XXI challenges is a requirement to present all people of our society every opportunity to realize their abilities. The concept of methodological fundamentals of inclusion, as well as its place and role in the system of education is considered and revealed.

Ключевые слова: inclusion, inclusive education, equal possibilities.

В последнее время в практику работы не только учебных заведений, но и в сознание широкой общественности (родителей, представителей общественных организаций, государственных структур, средств массовой информации) входит слово «инклюзия». Сам термин пришел к нам из латинского

языка и означает буквально - «включаю», «заключаю». В современной научной литературе определение инклюзии базируется, прежде всего, на признании и уважении индивидуальных человеческих особенностей и предусматривает сохранение соответствующей автономии каждой общественной стра-

ты [1]. При этом важно отметить, что понятие «инклюзия» принципиально отличается от понятия «интеграция». Если интеграция, прежде всего, предполагает усилия, направленные на введение лиц с особыми потребностями в регулярное жизненное пространство, то инклюзия предполагает изменения в обществе в плане учета и приспособления к индивидуальным потребностям людей, а не наоборот.

Особое место в системе инклюзии занимает инклюзивное образование. В документах ЮНЕСКО инклюзия в образовательной сфере рассматривается как динамический метод позитивного реагирования на отношение к индивидуальным особенностям учащихся не как к проблеме, а как к возможностям для обеспечения учебного процесса [3].

В научной литературе и практике реализации инклюзивного образования утвердились следующие основополагающие ценности и принципы обучения детей с особыми потребностями: равный доступ к обучению в учебных заведениях и получение качественного образования каждым ребенком; признание способности к обучению каждого ребенка, и, соответственно, необходимость создания обществом необходимых условий для этого; обеспечение права детей развиваться в семейном окружении и иметь доступ ко всем русурсам информации; привлечение родителей к учебному процессу детей как равноправных партнеров и первых учителей своих детей; учебные программы, в основе которых лежит личностно ориентированный, индивидуальный подход и которые способствуют развитию навыков учиться в течение всей жизни, а также полноценное участие в жизни общества; признание факта, что инклюзивное образование требует дополнительных ресурсов, необходимых для обеспечения особых образовательных потребностей ребенка; использование результатов современных исследований и практики в период реализации инклюзивной модели образования; командный подход в обучении и воспитании детей, который предусматривает привлечение педагогов, родителей и специалистов; предоставление позитивного смысла понятию разнообразие, как неотъемлемой части сознания людей, где каждый может сделать свой вклад, ценить его, учиться.

Инклюзивное образование является предметом исследований самого широкого плана. Условно литературу по проблемам инклюзии можно разделить на несколько групп:

1) теоретико-методологические исследования (Б. Г. Ананьева, Б. С. Гершунского, В. И. Загвязинского, В. С. Ильина, Л. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, В. А. Сластенина, П. Г. Щедровицкого и др.);

2)исследования, непосредственно отражающие различные аспекты и направления инклюзивного образования (Т. И. Бут, Л. С. Выготского, Б. Л. Вульфсона, В. В. Засен-ко, А. А. Колупаевой, Н. Н. Малофеева и др.).

Основным правовым документом образования лиц с особыми потребностями является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассмаблеей ООН [2]. В Конвенции признается право людей с инвалидностью на образование. Для обеспечения этого права все государства, подписавшие Конвенцию должны обеспечить право инвалидов на образование, которое обеспечивается через инклюзивное образование на всех уровнях и обучение на протяжении всей жизни.

В соответствии с вышеобозначенным стратегическими направлениями деятельности государственных институтов в сфере науки и образования должны стать поиск эффективных технологий и создание модели непрерывного образования лиц с инвалидностью. Создание такой модели основывается на концептуальных принципах коррекцион-но-компенсаторного обучения и воспитания, наиболее значимыми из которых, по мнению В. Н. Синева [4], являются:

- приоритетность образования лиц с инвалидностью, что означает опережающий характер его развития, формирование нового отношения общества к личности, выработка принципиально новых подходов к социальной, финансовой, инвистиционной политике в этой области;

- демократизация образования, что предусматривает переход к государственно-общественной системе управления образованием, предоставление самостоятельности всем типам учебных заведений в решении основных вопросов деятельности, создание системы партнерства учащихся, студентов, педагогов и общественности в деле коррекционной помощи лицам с особыми потребностями;

- непрерывность образования, которая обеспечивает людям с инвалидностью возможность в течение всей жизни углублять свою общеобразовательную и специальную подготовку на всех возрастных ступенях в соответствии с их психофизическими особенностями;

- вариативность образования, которая предусматривает возможность для широкого выбора форм получения образования, функционирование различных типов учебных и профессионально-технических заведений, использование современных методов обучения и реабилитации в соответствии индивидуальных особенностей развития, дарований и пожеланий каждой личности;

- индивидуализация и персонализация образования, которые обусловливают систему диагностических методов для выявления индивидуально-типологических особенностей каждого ребенка, получающего образование, создание специальных служб (коррекционных, лечебных, социальных, реабилитационных) для нормализации жизнедеятельности каждого лица с инвалидностью, профилактики сложностей в обучении, воспитании и школьной дезадаптации;

- коррекционная направленность образования детей с особыми образовательными потребностями, которая реализуется через систему методов комплексной реабилитации: психолого-педагогической, медицинской, социальной, системность и последовательность которых обеспечивает коррекцию и компенсацию нарушений психофизического развития детей и молодежи;

- дифференцированность форм и методов обучения в соответствии с особенностями психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с инвалидностью;

- образование, предлагающее индивидуальный подход в процессе обучения и реабилитации детей и молодежи с инвалидностью с целью повышения эффективности усвоения знаний, умений и навыков;

- использование современных технических способов реабилитации и коллективного пользования с учетом особенностей учебно-познавательной деятельности детей и молодежи с инвалидностью;

- единство усилий всех социальных институтов воспитания - семьи, школы, об-

щественности - в обеспечении права на качественное образование детей и молодежи с инвалидностью, создание благоприятных условий для подготовки их к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

К этому перечню мы хотели бы добавить необходимость создания на уровне местных органов самоуправления координационных советов, которые гарантировали бы функционирование системы непрерывного образования лиц с инвалидностью и особыми образовательными потребностями, а также обяъединили усилия в этом направлении государственных структур и институтов гражданского общества.

Важность такого подхода диктуется и данными, которые публикует ООН [3]. Сегодня в мире 650 миллионов человек, что составляет около 10 процентов мирового населения, являются инвалидами. По данным Программы развития ООН (ПРООН) на долю развивающихся стран приходится 80 процентов инвалидов. Они представляют собой самую многочисленную группу меньшинств.

Анализируя данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) можно выделить наметившиеся тенденции:

- число инвалидов возрастает в связи с ростом численности населения, достижениями медицинской науки и процессом старения населения;

- среди групп населения с более низким уровнем образования показатель уровня инвалидности выше;

- среди беспризорных детей 30 процентов являются инвалидами;

- смертность среди детей-инвалидов в возрасте до пяти лет выше смертности детей этой возрастной категории;

- 90 процентов детей-инвалидов в развивающихся странах не посещают школу, студенты-инвалиды в высшей школе представлены недостаточно, хотя их число увеличивается;

- в некоторых странах безработица среди инвалидов достигает 80 процентов;

- в ходе военных действий, увеличивается число детей оставшихся на всю жизнь инвалидами;

- случаи насилия над детьми-инвалидами в течение года происходят в 1,7 раз чаще по сравнению с их сверстниками, которые не

являются инвалидами.

В этой связи изучение передового опыта образования для лиц с инвалидностью представляется актуальным. Глубокий интерес вызывает европейский опыт развития жизненной компетенции и социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями.

По мнению И. Г. Тараненко [5], суть этого опыта состоит в следующих положениях:

- главная цель образования - развитие знаний, общих умений и навыков, которые дают человеку возможность решать проблемы в сложных социальных условиях, получать информацию и уметь обучаться в течение всей жизни, быть конкурентноспо-собным на рынке труда, уметь общаться, предотвращать конфликты, быть успешным и самодостаточным;

- усиление внимания к детям с особыми потребностями с целью их интеграции в общий социум, разработка программ участия в совместном учебно-воспитательном процессе и школьной жизни;

- концепция компетентности, в основе которой лежит идея воспитания компетентного человека, который не только имеет необходимые знания, профессионализм, высокие моральные качества, но и умеет действовать адекватно в соответствующих ситуациях, применяя те знания и беря на себя ответственность за определенную деятельность;

Естественно, что реализация этих положений требует инновационного образования лиц с инвалидностью. С этой целью в научный оборот введена новая дифениция -«педагогика жизнетворчества», суть которой заключается в следующем:

- становление инновационных педагогических систем разных типов заведений образования, направленных на развитие и саморазвитие творческой, ответственной личности, формирование у воспитанников общекультурной, допрофессиональной, социальной компетентности, культуры жизненного самоопределения;

- проектирование личностно ориентированного и игрового учебно-воспитательного процесса в инновационной школе для лиц с инвалидностью в единстве содержательных, технологических, личностных, управленческих параметров;

- внедрение перспективных образовательных технологий развития личности как субъекта жизнетворчества;

- создание успешного комфортного пространства, системы психолого-педагогической поддержки и защиты учеников, которые способствуют личностному росту, развитию жизненной компетенции.

Таким образом, основные теоретические положения инклюзии в системе непрерывного образования могут быть сведены к следующему:

а) Системная образовательная государственная политика, направленная на включение всех без исключения членов общества в образовательный процесс. При этом доступ к качественному образованию должен быть равный: создание безбарьерной архитектурной среды в учебных заведениях; возможность пользоваться мировыми информационными ресурсами; оборудование специальных гигиенических комнат и туалетов; разработка специальных методик преподавания предметов; разработка «индивидуальных образовательных маршрутов» и т. д.

б) Непрерывность образования - основное условие социализации личности с особыми потребностями, т. к. именно это обстоятельство делает ее, с одной стороны, успешной, а с другой - дает возможность самостоятельно включаться в жизнь общества во всех ее проявлениях. А для этого необходимы: ранняя и квалифицированная диагностика особенностей психофизического развития лиц с особыми потребностями; подготовка педагогических, медицинских, социальных кадров для работы с этой категорией детей и молодежи в сфере образования; внедрение мультидисциплинарного подхода в обучении и воспитании; координация всех государственных и негосударственных структур, объединений и общественных организаций.

Инклюзия в системе непрерывного образования - это процесс, требующий поступательного развития. На вызовы XXI века необходимо искать соответствующие ответы: в совершенствовании законодательства, подготовке окружающего социума, формировании новой философии человеческого общежития.

Библиографиченский список

1. Абрамова Н. А. Программно-целевое управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-раз-вивающего образования: дис. канд. пед. наук. -Якутск, 2006. - 202 с.

2. Конвенция о правах инвалидов. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org>wiki/ Конвенция_о_правах_инвалидов (дата обращения 5.01.2013).

3. Программа международной деятельности ЮНЕСКО по развитию инклюзивного образования . [Электронный ресурс] URL: http://inclusion. vzaimodeystvie.ru>inclusion/ (дата обращения 5.01.2013).

4. Синев В. Н. Введение в специальность. Дефектология. - Киев, Вища школа, 1984. - 256 с.

5. Тараненко И. А. Межкультурная компетенция как компонент иноязычной компетенции делового общения. [Электронный ресурс] URL: http ://www.gramota.net/materials/1/2011/7/36. Ыт!(дата обращения 5.01.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.