Научная статья на тему 'Организация информационного пространства научного учреждения (на примере ИСЭРТ РАН)'

Организация информационного пространства научного учреждения (на примере ИСЭРТ РАН) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
568
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВЕБ-САЙТ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ВЕБ-АНАЛИТИКА / INFORMATION SPACE / RESEARCH INSTITUTION / WEBSITE / INFORMATIZATION / INTERNET RESOURCES / WEB ANALYTICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зеленин Андрей Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы организации информационного пространства Института социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН), акцентируется внимание на роли интернет-ресурсов в развитии информационной среды научного учреждения. Описываются особенности организации информационного пространства в научном учреждении с учётом интеграции в глобальное информационное пространство. Предлагается модель организации информационной среды ИСЭРТ РАН с учётом современных тенденции и явлений интернет-культуры. В заключительной части публикации представлены результаты анализа информационного пространства Института, выполненного с помощью современных инструментов веб-аналитики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Зеленин Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of information space in the research institution (in the case of ISEDT RAS)

The article deals with the organization of the information space in the Institute of Socio-Economic Development of RAS (ISEDT RAS). It focuses on the role of Internet resources in the development of information environment of a research institution. It describes the organizational features of information space in the research institution according to the integration into the global information space. A model of the information environment for ISEDT RAS in accordance with the modern trends and effects of Internet culture is proposed. The results of the institution's information space analysis made with modern web analytics tools are presented in the final part of the article.

Текст научной работы на тему «Организация информационного пространства научного учреждения (на примере ИСЭРТ РАН)»

УДК 004.622(470.12)

© Зеленин А.С.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (на примере ИСЭРТ РАН)

В статье рассматриваются вопросы организации информационного пространства Института социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН), акцентируется внимание на роли интернет-ресурсов в развитии информационной среды научного учреждения. Описываются особенности организации информационного пространства в научном учреждении с учётом интеграции в глобальное информационное пространство. Предлагается модель организации информационной среды ИСЭРТ РАН с учётом современных тенденции и явлений интернет-культуры.

В заключительной части публикации представлены результаты анализа информационного пространства Института, выполненного с помощью современных инструментов веб-аналитики.

Информационное пространство, научное учреждение, веб-сайт, информатизация, интернет-ресурсы, веб-аналитика.

В современном мире информационнокоммуникационные технологии влияют на экономические, социально-политические, культурные процессы в российском обществе. Освещая события, происходящие в регионе, стране, мире, интернет-ресурсы давно уже вышли за рамки своей традиционной функции хранителей информации. «Присутствие» учреждений и организаций в глобальном информационном пространстве привело к необходимости учитывать статистику интернет-ресурсов. В результате появились методы мониторинга работы веб-сайтов, на основании которых определяется вебаудитория и изучается поведение вебпосетителей для принятия решений по развитию и расширению функциональных возможностей веб-ресурса.

1 ЗЕЛЕНИН Андреи Сергеевич

младший научный сотрудник

ИСЭРТРАН runer87@mail.ru

Информационное общество и информационное пространство. Начало XXI века для нашего государства характеризовалось интенсивным внедрением информационных технологий во все сферы жизни общества, которое всё больше становится информационным. «Информационное общество - теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве» [10]. Основой развития современного общества является уже не столько индустриализация, сколько информатизация, повсеместное внедрение телекоммуникационных технологий.

Мы можем наблюдать развитие данного типа общества, начиная с простого увеличения роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества, до перехода к таким понятиям, как «электронная демократия». Информация становится главным экономическим ресурсом, продуктом массового потребления.

Информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. Появляются соответствующие критерии, которые помогают оценить уровень развития информационного пространства (ИП) в обществе (количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных телефонов).

Если рассматривать ИП в общем виде, наиболее удачное определение сформулировано коллективом учёных под руководством доктора физико-математических наук, профессора В.А. Извозчикова «Информационное пространство - пространство, в котором создаётся, потребляется и перемещается информация» [1, с. 57].

Более конкретно термин описан в русско-английском словаре по ИП: «Информационное пространство - это интегральное электронное информационное пространство, образуемое при использовании электронных сетей» [8]. Структура ИП определяется направлением и скоростью информационных потоков, способами создания и использования информации и отражает информационную инфраструктуру общества, куда входят наука, средства массовой информации, образование» [1, с. 58]. Информационные связи ИП представлены на рисунке 1.

ИСЭРТ РАН в глобальном информационном пространстве. Наиболее важными в совокупности информационных ресурсов являются ресурсы сети Интернет.

Рисунок 1. Информационные связи информационного пространства

Рисунок 2. Связь информационного пространства ИСЭРТ РАН с глобальной сетью

ИП НАУЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Реальное состояние любой организации характеризует информация, которая накапливается и обрабатывается в компьютерных системах. Одной из важнейших задач ИСЭРТ РАН на сегодняшнем этапе является разработка и развитие высокорейтинговых научных интернет-ресурсов, обладающих перечисленными признаками и представляющих собой единую информационную среду в сети Интернет (рис. 2).

Сеть Интернет образует глобальное информационное пространство, по праву считаясь основой для развития информационного общества. В 2011 году число пользователей, регулярно использующих Интернет, превысило 2 миллиарда человек [11].

Структура информационной среды ИСЭРТ РАН. Для научной организации наличие нескольких информационных ресурсов во Всемирной паутине скорее закономерность, чем исключение.

Рисунок 3 иллюстрирует структуру информационной среды ИСЭРТ РАН. Здесь представлены как успешно реализованные и функционирующие сайты [5, 6, 7], так и проекты, находящиеся в стадии разработки.

Идея представленной структуры ИП состоит в том, чтобы объединить все интернет-ресурсы ИСЭРТ РАН в единое информационное пространство, которое позволит предоставить пользователям простой и удобный доступ к информации любого типа.

Концепция формирования данного ИП учитывает все современные тенденции и явления интернет-культуры

- блоги, форумы, социальные сети, чтобы привлечь новых пользователей на сайты и обеспечить обмен информацией на достойном уровне. Но и этого может оказаться недостаточно для привлечения нужного числа пользователей.

Рисунок 3. Структура информационной среды ИСЭРТ РАН

Секрет успеха заключается не только в создании интернет-ресурса. Чтобы успешно реализовывать проект в вебпространстве и создавать конкуренцию, необходимо получать качественную и достоверную информацию о посетителях сайта1, визитах на сайт2, просмотрах3 и т. п. для осуществления анализа вебпространства.

Веб-аналитика информационного пространства. Говоря о том, почему так важны измерения и показатели, часто цитируют лорда Кельвина: «Если нельзя это измерить, то нельзя это улучшить». В этом высказывании выражена суть вебаналитики.

«Веб-аналитика - это метод изучения опыта пользователей в глобальном информационном пространстве для его улучшения» [3, с. 23]. Цель веб-аналитики

- выделить информацию, на основании которой можно принять осознанные решения об изменении стратегии работы в интернет-пространстве к лучшему. Это могут быть такие характеристики, как число посетителей на сайте в день, в неделю, в месяц; самые посещаемые страницы, средняя длительность пребывания на сайте [3, с. 4]. Очень важно уделять время на планирование ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators - KPI) [3]. «KPI - это ключевые факторы, характерные для организации, которые измеряют её успешность в глобальной сети» [3, с. 26].

1 Посетитель сайта - пользователь сети Интернет, просмотревший хотя бы одну страницу сайта.

2 Посещение или визит - процесс взаимодействия посетителя с сайтом в течение некоторого времени. Синонимом посещения сайта в разных системах сбора статистики является сессия.

3 Просмотр страницы - процесс загрузки стра-

ницы в браузер на компьютере посетителя сайта и дальнейший просмотр её содержимого; перед каждой загрузкой страницы сайта необходимо выполнить

переход или клик, набрать адрес сайта в адресной строке браузера или выполнить переход по ссылке с другой страницы.

Инструменты и методы веб-

аналитики. На смену традиционным методам получения статистических

данных с помощью «ручного» опроса пользователей сети Интернет приходит множество различных способов получения статистики автоматизированными и автоматическими методами (рис. 4).

Ручные способы предполагают непосредственный сбор информации путём изучения интересующих ресурсов [9]. Подобные методы связаны с большими затратами, требуют больше времени. Современные информационные технологии открыли широкие возможности для развития автоматизированных методов сбора статистических данных.

Пассивные методы предполагают получение информации с помощью фиксации необходимых данных по мере функционирования объекта исследования [9]. Пассивные методы сбора статистики породили два наиболее распространённых инструмента веб-аналитики

- счётчики (англ. counter, webrating) и лог-анализаторы (англ. log analyzer). Преимущества одного инструмента сбора данных компенсируют недостатки другого, но счётчики более распространены и широко применяются по причине простоты реализации и минимальной нагрузки на систему.

Организация Web Analytics Association уже ввела общепринятые стандарты, по которым могли бы производиться измерения и анализ веб-аналитики [12]. Выделяют такие методы веб-аналитики, как анализ посещаемости сайта, анализ юза-билити4, бенчмаркинг5.

4 Юзабилити (англ. usability - дословно «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность») - понятие в микроэргономике, обозначающее итоговый уровень удобности предмета для использования в заявленных целях.

5 Бенчмаркинг (англ. Benchmarking) - сравнение с общими тенденциями и с конкурентами при помощи независимых исследователей.

Рисунок 4. Классификация способов сбора статистической информации

На примере основного сайта ИСЭРТ РАН6 был проведён анализ эффективности данного ресурса по нескольким показателям с точки зрения веб-аналитики.

Google Analytics и анализ информационного пространства организации. Google Analytics (сокращённо GA)

- это бесплатный сервис, предоставляемый известной компанией для создания детальной статистики посетителей вебсайтов. Эта служба позволяет оценить трафик7 на веб-сайт и эффективность различных маркетинговых мероприятий. Весь сбор данных, обработка, поддержка

6 Адрес в Интернете: http://www.vscc.ac.ru/

7 Сетевой трафик - объём информации, передава-

емой по сети за определённый период времени.

и модернизация программ осуществляется как веб-сервис8 (рис. 5).

Основная задача показателя посещений - измерить, сколько людей зашло на сайт на протяжении определённого периода времени. Строго говоря, посещение - это период взаимодействия между браузером посетителя и определённым сайтом, завершающийся при закрытии окна браузера, прекращении работы программы браузера или неактивности

8 Веб-сервис (англ. web service) - программная система, идентифицируемая строкой URI, чьи общедоступные интерфейсы определены на языке XML. Описание этой программной системы может быть найдено другими программными системами, которые могут взаимодействовать с ней согласно этому описанию посредством сообщений, основанных на XML и передаваемых с помощью интернет-протоколов.

Рисунок 5. Схема работы Google Analytics

САИТ-ИСТОЧНИК ПЕРЕХОДА

Google

'ÿXHoo?

Яндекс

Yandex

О

шг

ВЕБ-САИТ ИСЭРТ РАН

л' Основан в 1900 году ^

▼ -« *®ЗРТ

/

ОТЧЕТЫ GOOGLE ANALYTICS

СЕРВЕРЫ СБОРА ДАННЫХ

пользователя на этом сайте в течение указанного периода времени. Показатель посещения часто путают с показателем уникальных посетителей (unique visitors).

Уникальный посетитель - это уникальный человек, который за некоторый промежуток времени посетил сайт. Если в последующем в этом же самом промежутке времени этот посетитель зайдёт на сайт ещё раз, то уже не будет являться уникальным. Как нетрудно догадаться, количество уникальных посетителей всегда меньше количества посещений. На рисунке 6 представлены данные за 2011 год.

Можно отметить положительный тренд в течение года как в посещениях, так и среди уникальных пользователей. Снижение посещаемости в летние месяцы связано с уходом посетителей в отпуска и общим снижением интернет-активности.

Следующий показатель - просмотр страниц (page view) - один из наиболее популярных со времён появления первых счётчиков до наших дней. Данный параметр измеряет количество страниц, просматриваемых или запрашиваемых посетителем в течение сеанса. Сравнительная информация по просмотрам сайта ИСЭРТ РАН в 2010 и 2011 годах представлена на рисунке 7. Отметим существенный рост количества просмотров в 2011 году. Это связано как с общим ростом числа посетителей, так и с количеством и качеством публикуемой информации.

Количество страниц, просматриваемых на сайте, характеризует лояльность посетителя. Если посетители просматривают большее количество страниц -содержимое веб-сайта привлекательно. Можно установить прямую зависимость между событиями, происходящими в Институте, и количеством просмотров сайта организации.

Рисунок 6. Посещения и уникальные посетители главного сайта ИСЭРТ РАН в 2011 году

Количество

□ Посещения I Уникальные посетители

Рисунок 7. Просмотры страниц главного сайта ИСЭРТ РАН в сравнении за 2010 - 2011 гг.

Количество

просмотров

2010 ■ 2011

Снижение показателей летом происходит из-за наступления периода отпусков, а всплеск активности в начале и в конце года связан с происходящими научными мероприятиями, крупными форумами и т. п.

Кроме количественных показателей веб-аналитика предлагает средства углублённого анализа просматриваемой информации, так называемого «потребления содержимого» (content consumption).

Выделяют два известных типа информации о страницах - самое популярное содержание, самые популярные страницы выхода [3].

Анализ главного сайта ИСЭРТ РАН показывает, что наиболее популярные страницы сайта ИСЭРТ РАН - это главная страница, информация об Институте, его структурных подразделениях, открытых вакансиях, аспирантуре и Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН.

Эти страницы могут служить примером качественного содержания и удачного визуального отображения.

Показатель выходов со страницы интерпретируется по-разному в зависимости от каждой страницы. Например, пользователи могут часто покидать сайт с его основной страницы.

Анализ главного сайта ИСЭРТ РАН показывает, что здесь сохраняются тенденции, характерные для большинства веб-ресурсов. Одни из самых популярных страниц выхода - главная страница сайта и информация об аспирантуре. Задача специалистов - подумать, как заинтересовать пользователя остаться на сайте, чтобы он не покидал ресурс, а переходил на другие веб-страницы.

Таким образом, правильная организация информационного пространства ИСЭРТ РАН будет способствовать успешности его интеграции в глобальное информационное пространство. Предлагаемая модель организации информационной среды ИСЭРТ РАН учитывает особенности организации ИП в научном учреждении, современные тенденции и явления интернет-культуры. Веб-ресурсы ИСЭРТ РАН занимают достойное место в интернет-пространстве, имея свою постоянную аудиторию, которая неуклонно растёт. Но для сохранения позиций, дальнейшего роста, создания конкуренции нужно продолжать оптимизировать онлайновую маркетинговую стратегию, содержание веб-страниц, в том числе и с помощью инструментов веб-аналитики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Извозчиков, В.А. Информология, информатика и образование [Текст]: справочное пособие /

B.А. Извозчиков; под ред. В.А. Извозчикова, И.В. Симоновой. - СПб.: КАРО, 2004. - 304 с.

2. Клименко, Э.Ю. Глобализация информационного пространства [Текст] / Э.Ю. Клименко // Мир транспорта. - 2009. - № 3. - C. 118-122.

3. Клифтон, Б. Google Analytics: профессиональный анализ посещаемости веб-сайтов [Текст]: пер. с англ. / Б. Клифтон. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. - 400 с.

4. Кошик, А. Веб-аналитика: анализ информации о посетителях веб-сайтов [Текст]: пер.

с англ. / А. Кошик. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2009. - 464 с.

5. Зеленин, А.С. Информационная система мониторинга научно-технического потенциала региона [Текст] / А.С. Зеленин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - № 13. - С. 132-139.

6. Зеленин, А.С. Организация ИТ-управления в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН

[Текст] / А.С. Зеленин // Молодые учёные - экономике: сб. работ молодёжной научной

школы. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. - Вып. 10. - С. 211-217.

7. Ригин, В.А. Информатизация образовательных процессов в учебном заведении на примере ИСЭРТ РАН [Текст] / В.А. Ригин // Экономика. Налоги. Право. - 2011. - № 2. - С. 232-237.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Русско-английский глоссарий по информационному обществу [Электронный ресурс] / О.Н. Вершинская, Ю.Д. Волынский, Т.В. Ершова [и др.]. - Режим доступа: http://www.iis.ru/ glossary/

9. Щербаков, С.М. Сеть Internet как инструмент получения статистических данных [Текст] /

C.М. Щербаков // Учёт и статистика. - 2005. - № 5. - С. 40-49.

10. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. wikipedia.org/

11. Internet World Stats [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.internetworldstats. com/stats.htm

12. Стандарты Web Analytics Association [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. webanalyticsassociation.org/?page=standards/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.