Научная статья на тему 'Организация информационного обеспечения систем управления'

Организация информационного обеспечения систем управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4266
672
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / INFORMATION SYSTEM / ORGANIZATION / MANAGEMENT SYSTEM / THE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрасов В. Г.

В статье рассмотрено значение организации информационного обеспечения системы управления предприятием, как необходимое условие оптимизации организационно-управленческих решений. Раскрыта сущность и взаимосвязь понятий информационное обеспечение и организация информационного обеспечения системы управления предприятием. Предложены подходы к решению задач организации информационного обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юрасов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OFINFORMATIONSECURITYMANAGEMENT SYSTEM

The paper considers the importance of the organization of information support systems of the enterprise, as a necessary condition for optimization of organizational and management decisions. The essence of the concepts and the relationship between information security and business information management systems of the enterprise. The approaches to solving the problems of the organization of information support

Текст научной работы на тему «Организация информационного обеспечения систем управления»

УДК 658.5

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В.Г. Юрасов

В статье рассмотрено значение организации информационного обеспечения системы управления предприятием, как необходимое условие оптимизации организационно-управленческих решений. Раскрыта сущность и взаимосвязь понятий информационное обеспечение и организация информационного обеспечения системы управления предприятием. Предложены подходы к решению задач организации информационного обеспечения

Ключевые слова: информационное обеспечение, организация, система управления, предприятие

Совершенствование организации

информационного обеспечения системы управления предприятием тесно связано с применением вычислительной техники и информационных систем, построенных на концепции баз данных. Наибольший эффект эти средства дают при использовании их в автоматизированных системах управления.

Под информационным обеспечением, в широком смысле слова, понимают целое направление, которое состоит в разработке методов и форм работы с информацией, отражающей в системе объекты, над которыми осуществляется контроль или управление, и организации этой информации в целях эффективного ее хранения, использования, а также обмена между системой и источниками или потребителями информации. История этого направления, связанного сприменением средств вычислительной техники, насчитывает

несколькодесятилетий. Заэтот период получены важнейшие теоретические и практические результаты, освещенные в отечественной и зарубежной литературе по таким вопросам, как классификация и кодирование информации, определение форм отображения внешней среды, разработка языковых средств представления информации проектирование баз данных и многим другим. Перечисленные результаты широко используются в организации информационного обеспечения обеспечение системы управления предприятием. Однако отсутствие

систематизированного обобщения накопленного опыта в этой области препятствует его широкому распространению, вследствие чего организация информационного обеспечения каждой конкретной системы управления в целом осуществляется индивидуально.

Важнейшая причина создавшегося положения, на наш взгляд, заключается в том, что до сих пор не существует единого общепринятого понятия смысла и содержания информационного обеспечения системы управления предприятием. Одни авторы подинформационным обеспечением (ИО) понимают совокупность единой системы классификации и

Юрасов Владислав Геориевич - ВГТУ, д-р.техн. наук, профессор, тел. (4732) 243-76-67

кодирования технико-экономической информации унифицированных систем документации и массивов информации, унифицированных систем

документации и массивов

информации,используемых в автоматизированной системе управления, другие авторы в определении делают акцент на средства и методы организации данных и управление ими;третьивключают в это понятие данные и средства и методы работы с ними; четвертые, кроме перечисленных элементов, вводят в состав ИО специалистов обеспечивающих выполнение всего комплекса работ с информацией.

Этообуславливает, в свою очередь, неоднородность в определении проблем, охватываемых понятием «организация

информационного обеспечения системы управления предприятием.

В специальной литературе по автоматизации управлениявопросы организации информационного обеспечения излагаются, как правило. фрагментарно, в зависимости от того, с какой точки зрения рассматриваетсятот или иной элемент информационного обеспечения. Так в справочнике разработчикаА СУПлокально рассматриваютсявопросы организации

нормативно-справочной базы, системы обработки данных, нормативно-справочного хозяйства, информации, интегрированной системы обработки данных и др., тогда как в разделе "Информационноеобеспечение" вопросы

организации вообще не затрагиваются. В литературе, при весьмачастом употреблении термина "организация" в области ИО, не раскрывается сущность и содержание данного понятия. Очень часто под организацией понимают непосредственно процессы ИО. Например,под организацией нормативной системы понимается процесссоздания и ведения нормативно-справочной информации. Если учесть, что любой процесс должен быть организован и что один и тот же процесс может быть организован по-разному, то данное определение и подобноеему нельзя считать строгими.

Наиболее конкретно и систематизировано определяютсодержаниеорганизации ИО

системыследующим образом. Организация ИО включает организацию: массивов информации;

потоков информации; процессов и средств сбора, хранения, обновления, переработки и передачи

информации, в том числе ведения нормативного хозяйства.

Однако, данная классификация

организационных проблем ИО также построена исходя из отождествления понятий "информационное обеспечение" и "организация информационного обеспечения", что следует из определения: "информационное обеспечение

состоит в организации массивов информации, информационных потоков. Кроме того, данная классификация не снимает вопроса о составе элементов ИО и не отражает активной роли человека в организацииэтого процесса.

Приведенные примеры показывают, что организация ИО в литературе рассматривается слишком широко, по сути,к ней относятся все вопросыИО. Это приводитпрежде всего к недооценке самостоятельной роли

совершенствования организации ИО в повышении экономическойэффективности системы управления предприятием и всей производственной системы в целом.

Неоднозначность трактовки терминов "информационное обеспечение" и "организация информационного обеспечения" делают

необходимымуточнение сущности данных понятий с последующим определением содержания и задачорганизации ИОсистемы управления

предприятием.

Обобщение важнейших моментов управления с выделением особенностей автоматизированного управления позволяет сделать следующие, важные, на наш взгляд, выводы по поводу ИО систем управления.

1. Сущность ИО любой системы управления, в том числеавтоматизированной состоит в получении (или фиксации), накоплении, ведении (хранении, обновлении, контроле), обработке и представлении органам управления знаний (сведений) о прошлом, текущем и будущем состоянии объекта управления и системы управления в целом и отдельных ее частей, а также внешней среды, в которой функционируют объект и система управления.

2. Информационное обеспечение любой системы управления в том числе автоматизированной, можно охарактеризовать как систему и как процесс.

Систему, как известно, составляют элементы, их свойства и связи. Поэтому, рассматривая ИО как систему, следует говорить о взаимосвязях ее элементов, к которым,кроме собственно данных описывающих производственную систему (ПС), несомненно, следует отнести все возможные элементы, способствующие фиксации, обработке и своевременномупредставлению органам управления разнообразных сведений о

состоянииПС:лингвистические, математические,программные, технические,

методические, организационные, ресурсные

(трудовые, денежные, материальные).

При этом необходимо учитывать, что даже из одних и тех же элементов путем их иного

взаиморасположения, т. е. различной организации можно подучить разные системы ИО.

Характеризуя ИО системы управления как процесс, именуемый в дельнейшем информационным процессом, в целях исследования можно условно выделить его различные стороны, в том числе: технологическую, техническую,

организационную, управленческую и

экономическую. Все стороны взаимосвязаны и взаимообуславливаютдруг друга.

Разделениеихявляется сложной задачей, чем и объ-ясняется,снашейточки зрения, отнесение различных проблем ИО вомногихпубликацияхк проблемам организации ИО. Разграничим различныестороны информационного процесса.

С точки зрения технологии, по единодушному мнению многих авторов, в информационном процессе можно выделить следующие основные и обязательные этапы (операции): сбор информации; представление информации в формализованном виде (подготовка данных к обработке); занесение информации на носители (перфокарту, перфоленту, магнитную ленту и т.д.) в форме,пригодной для восприятия ЭВМ; контроль;ввод и преобразование информации в машинную форму (формирование базы (баз) данных); ведение (корректировка) базы (баз) данных; хранение носителей; доступк хранимой информации; выдача информации пользователям.

Технический аспект информационного процесса заключается в решении вопросов "как", "какими способами", "с участием каких людей" (с какой квалификацией и подготовкой), "какими средствами(с использованием каких технических, программных и материальных и др. средств) должен осуществляться информационный процесс в целом и каждый из его этапов в отдельности.

Организация информационного процесса призвана решить вопросы кто, где и когда должен участвовать в осуществлении этапов нформационного процесса и их рациональной взаимосвязи. При этом при решении вопроса " где" определяется наилучшее место выполнения этапа. При решении вопроса "кто" обосновывается необходимость введения в структуру управления или в производственнуюструктуру специалиста по работе с информацией или возможность и целесообразность расширения функций и обязанностей специалистов

ужеработающихВпроизводственной системе. Вопрос "когда" не требует установления календарной даты выполнения этапов информационного процесса, а ставится в смысле "до", "после", "одновременно".

Установление календарных дат начала и конца этапов информационного процесса, отдельных мероприятий по его реализации, определение количества специалистов, необходимых для осуществления ИО в установленные календарные сроки, являются задачами управления информационным процессом.

Экономический аспект ИО заключается в повышении его эффектности при снижении затрат общественного труда на его создание.

Техническая сторона информационного процесса обуславливает его организацию: нельзя сказать "кто", "где" и "когда" будет участвовать в его осуществлении, если неизвестно,какими средствами и способами будет реализован процесс. Но имеет место и зависимость технической и других сторон информационного процесса от того, какие элементы включены в ИО, как они взаиморасположены и взаимосвязаны друг с другом.

Характеризуя ИО как процесс, мы понимаем под этимцелесообразную деятельность по получению, обработке и представлению органам управления информации, направленную на достижение определенной цели - обеспечение оптимального управления. В этом смысле, ИО -это процесс труда, обеспечивающийсохранение информационных связей между элементами системы управления и ПС в целом, благодаря которым создаются условия ее нормального функционирования.

3. Информационное обеспечение, как процесс труда, есть суть единства трех моментов: собственно труда, средств труда, которыми являются средства лингвистического, математического, программного и других видов обеспечения (именуемый в дальнейшем средствами работы с информацией)ипредметов труда, в качестве которых выступает сама информация.

Для того, чтобы получить и представить органам управления необходимую по составу и качеству информацию их надо соединить между собой, что и обеспечивает человек. Человек и ИО, как в производстве и в управлении является активным элементом, осуществляющим связи между собой, средствами работы с информацией и самой информацией. Этисвязи реализуются посредством определенных методови приемов, таких, как классификация, кодирование, унификация информации, программирования и многими другими.

Таким образом, чтобы ИО могло существовать и как процесс и как система, необходимо между его основными элементами обеспечить разнообразные связи: технологические, инфрасвязи, социальные, экономические и т. д., которые и будут являться объектом организационной деятельности. Все вышесказанное позволяет определить сущность организации ИО следующим образом.

Сущность организации ИО любой системы управления, в том числе и автоматизированной, заключается в рациональном сочетании в пространстве и времени труда, информации и средств работы с информацией, достигаемого в результате применения определенных методов и приемов труда с целью своевременного представления органами управления необходимой в качественной информации.

Анализ ИО и определение сущности организации ИО делают возможным выделить в

содержании организации ИО два тесно взаимосвязанных круга вопросов.

Первый круг охватывает вопросы определения и исследования структурысистемы ИО в целом и структуры отдельных ее элементови прежде всего структуры информационной базы (баз), как ядра информационного обеспечения. Содержание и структура информационной базы (баз)системы управления зависит с одной стороны от принципов построения к составу задач этой системы, а с другой стороны, от особенностей содержания и структуры информационной модели предприятия, под которой будем понимать совокупность всей информации, присущей производственной системе. Поэтому вопрос определениясостава и структуры информационной модели предприятия является одним из важнейших вопросов организации ИОсистемы управления предприятием.

Второй круг вопросов объединяет в себе вопросы организации информационного процесса вцелом и отдельных его этапов.

Таким образом, организовать ИО системы управления предприятием в общем случае означает решить следующие задачи: определить и обосновать составэлементов ИО; определить состав и структуру информационной модели предприятия; определить состав и структуру информационной базысистемы управления; определить и обосновать структуру элементов системы ИО, обеспечивающих реализацию информационного процесса; организовать движение информации по этапам информационного процесса (определить источники и потребителей информации, порядок получения, передачи, обработки и выдачи ее потребителям т. д.); организовать использование средств труда (отдельно по каждому виду) на этапах пpoцeccaс учетом их возможностей, взаимозаменяемости, стоимости; организовывать труд людей, занятых в реализации информационного процесса; установить различного рода связи между элементами ИО системы управления путем разработки соответствующих положений, инструкций и другой документации, регламентирующей действия, права и обязанности работников, участвующих вданном процессе, согласовать организацию ИО системы управления,с организацией производства и управления.

Характерными для современного состояния дел в области организации ИО являются следующие черты: отсутствие общейметодологии решения задач организации; индивидуальный подход к организации ИО каждой конкретной системы управления; изолированное решение задач без учета взамосвязи с другими задачами; неравнозначная степень проработки различных задач,

отсутствиеэкономического обоснования подходов к организации ИО системы управления.

Эти обстоятельства, а также постоянное совершенствование ИО, связанное с созданием интегрированных информационных систем управления, с совершенствованиемтехнических средств; появлением большого количества типовыхпроектных решений по разработкеи

реализации систем управления предприятия, делают актуальным решениеорганизационных задач ИО системы управления предприятием и поиск их типовых решений.

Литература

1. Волкова В.Н. Теория систем и системный анализ в управлении организациями / В.Н. Волкова, А.А.Емельянова// М.: ИНФРА-М. 2006. 848с.

2. Кастильоне К. Информационные и коммуникационные технологии как фактор повышения производительности итальянских фирм / К. Кастильоне, Ж.

Смирнова // Организатор производства №1(52), 2012. С. 136-140.

3. Мандрыкин А.В. Информационное обеспечение системы управления производственными рисками на промышленном предприятии / А. В. Мандрыкин // Вестник Воронежского государственного технического университета. Т.7, №12.1, 2011. С. 132-136.

4. Мельников В.П. Информационное обеспечение системы управления предприятием / В.П. Мельников. Изд-во «Академия», 2010. 336 с.

5. Фомичева С.Г. Интеграция распределенных информационных систем горнодобывающей корпорации / С.Г. Фомичева, М.В. Филенко, Р.И. Братухин // Организатор производства №1(36), 2008. С.76-83.

Воронежскийгосударственныйтехническийуниверситет

ORGANIZATION OFINFORMATIONSECURITYMANAGEMENT SYSTEM

V.G.Yurasov

The paper considers the importance of the organization of information support systems of the enterprise, as a necessary condition for optimization of organizational and management decisions. The essence of the concepts and the relationship between information security and business information management systems of the enterprise. The approaches to solving the problems of the organization of information support

Key words: information system, organization, management system, the company

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.