Научная статья на тему 'Организация и управление самостоятельной работой студентов в вузах'

Организация и управление самостоятельной работой студентов в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ЗАДАЧ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ "ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-СТУДЕНТ" / INTERACTION "TEACHER STUDENT" / INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE / COMPETENT FOCUSED SYSTEM OF TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Светлана Семеновна

В статье самостоятельная работа представлена как компонент формирования профессиональной компетентности выпускника вуза. Для успешной организации и функционирования самостоятельной работы студентов необходимо сочетание всех уровней и типов, выполнение которых предусмотрено требованиями к организации самостоятельной работы. Изучение языка проходит легче, если у обучаемого сформированы навыки самостоятельной работы по овладению ключевыми навыками в сфере говорения, чтения и письма, и соблюдается технологическая сторона взаимодействия преподавателя и студентов. Функции преподавателя при разработке заданий для самостоятельной работы предусматривают необходимость руководства требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью и ее «вкладом» в формирование конкретных компетенций, возможность не только углубления знания, а порождение нового на основе имеющегося. Контроль осуществляется преподавателем в нескольких видах: корректирующий, констатирующий, самопроверка и самооценка студентом полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Independent work is presented as a component of formation of professional competence of the university graduate. The successful organization and functioning of independent work of students requires a combination of all levels and the types which performance is provided by requirements to the organization of independent work. Studying of language takes place easier if at the trainee skills of independent work on mastering key skills in the sphere of speaking are created, readings and letters and the technological party of interaction of the teacher and students is observed. Functions of the teacher when developing tasks for independent work provide need of the management of the requirement of profiling of the discipline according to specialty and its «contribution» to formation of concrete competences, opportunity not only knowledge deepening, and generation new on the basis of the available. Control is exercised by the teacher in several types: correcting, stating, self-examination and a self-assessment of the received results by the student.

Текст научной работы на тему «Организация и управление самостоятельной работой студентов в вузах»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ

С. С. КОПЫЛОВА

В статье самостоятельная работа представлена как компонент формирования профессиональной компетентности выпускника вуза. Для успешной организации и функционирования самостоятельной работы студентов необходимо сочетание всех уровней и типов, выполнение которых предусмотрено требованиями к организации самостоятельной работы. Изучение языка проходит легче, если у обучаемого сформированы навыки самостоятельной работы по овладению ключевыми навыками в сфере говорения, чтения и письма, и соблюдается технологическая сторона взаимодействия преподавателя и студентов. Функции преподавателя при разработке заданий для самостоятельной работы предусматривают необходимость руководства требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью и ее «вкладом» в формирование конкретных компетенций, возможность не только углубления знания, а порождение нового на основе имеющегося. Контроль осуществляется преподавателем в нескольких видах: корректирующий, констатирующий, самопроверка и самооценка студентом полученных результатов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, профессиональная компетентность, компетентностно ориентированная система задач, взаимодействие «преподаватель-студент».

Самостоятельная работа - это планируемая работа студента, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. В качестве ведущей задачи университетского образования в данный период рассматривается такая организация образовательного процесса, которая способствует развитию и активизации профессионального самоопределения студентов [6].

Если рассматривать этот процесс в целом, то он является многоцелевым и способствует: расширению области приложения формируемых знаний и отношений на уровне реализации внутри и межпредметных связей (проектное, групповое обучение); повышению степени самостоятельности за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется самостоятельный поиск необходимых знаний и действий; такой организации работы, при которой осуществляется переход от отдельных операций выполняемых действий к формированию этого действия; возрастанию степени самостоятельности, обеспеченной переходом от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем; повышению степени самостоятельности, обеспеченной переходом от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера.

Для реализации этих положений, подчеркнем, требуется непрерывная педагогическая профессионализация преподавателей вуза. Данная работа многоаспектна, разнонаправлена, осуществляется в структуре научной подготовки кадров, в системе повышения квалификации преподавателей, во внутрикафедральной работе [1].

Приведем фрагмент такой работы, связанной с научной подготовкой кадров на кафедре теории и методики профессионального образования. В течение ряда лет реализуется одно из направлений научных исследований, связанное с профессионализацией преподавателя непрофильных дисциплин. Как уже отмечалось, такая возможность реализуется при условии обогащения содержания изучаемой (непрофильной) дисциплины профессионально-ориентированными заданиями профильной направленности. Как правило, такие задания, в структуру которых включаются профессионально-значимые задачи, ситуации, предусматривают выполнение их студентами на практических занятиях, педагогической (производственной) практике, но наибольшая целесообразность применения видится нам во внеаудиторной самостоятельной работе, не ограниченной строгими рамками учебного расписания, дефицитом необходимых дидактических, технических и других средств обучения.

Наиболее трудоемкая часть профессионализации содержания непрофильных дисциплин со-

стоит в их междисциплинарной интеграции с профильными.

Эта проблема решается непросто: во-первых, необходимо всестороннее изучение стандарта подготовки по профилю; во-вторых, предстоит вычленение из содержания профильных дисциплин таких дидактических единиц, которые позволят органично установить межпредметные связи с изучаемой непрофильной дисциплиной; в-третьих, следует на основе интегрированных элементов содержания двух (не менее) и более дисциплин спроектировать задание (задачу, ситуацию).

Приведем в качестве примера возможности междисциплинарной интеграции исследованные в кандидатской диссертации Т. И. Кулагиной на тему: «Развитие познавательной самостоятельности будущих экономистов в обучении иностранному языку». Одним из результатов данного исследования стала разработка профессионально-значимых заданий (задач, ситуаций) по дисциплине «Иностранный язык» на немецком языке, предназначенных для студентов экономических специальностей. Особенность изучения иностранного языка состояла в том, чтобы, не выходя за пределы стандарта, преподаватель, используя интерактивные методы обучения, моделировал: квазипрофессиональную коммуникативную ситуацию экономической направленности; деловую беседу экономистов на иностранном языке; публичный доклад экономиста (на конференции, симпозиуме, оперативном совещании). Кроме указанных способов, нашли применение активные формы контекстного обучения: ролевые и имитационные игры, учебные и социально-педагогические проекты экономической направленности, организация и выполнение которых была предусмотрена на иностранном языке.

Преподаватель, осуществляя подготовку экономистов, в настоящее время также активно работает над проблемой междисциплинарной интеграции. Специфика деятельности состоит в изучении способов взаимосвязи английского языка и профильных дисциплин в подготовке бакалавров экономики, как в аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работе. Одним из обучающих средств является пособие, включающее классифицированные по специфическому профессиональному назначению практико ориентированные задания.

Считаем важным описание предполагаемой работы кафедры по профессионализации содержания изучаемых дисциплин и деятельности преподавателя. Однако, прежде необходимо кратко охарактеризовать уровни и типы самостоятельной работы студента (СРС), поскольку они являются

источником и критерием анализируемой деятельности. Сложившиеся образовательные формы учебной деятельности (лекции, практические и лабораторные занятия) обуславливают формы самостоятельной работы и виды заданий [3].

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента [4]. В зависимости от этого различают 3 уровня самостоятельной деятельности студентов: репродуктивный, реконструктивный, творческий (поисковый). Репродуктивный тип деятельности заключается в том, что человек, по мнению Л. С. Выготского, воспроизводит или повторяет уже ранее создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений. Реконструктивный уровень аккумулирует элементы воспроизведения и поиска нового знания. К примеру, выбор из известных вариантов решения какой-либо задачи наиболее оптимального и его соответствующее обоснование. Творческий уровень деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке.

В зависимости от уровневой направленности заданий (задач, ситуаций) выделяют 4 типа самостоятельной работы студента. Первый тип позволяет сформировать у студентов умение выполнять заданный алгоритм действий. К нему относятся задания по образцу. Второй тип позволяет сформировать умения воспроизведения усвоенной информации по памяти на основе репродуктивного воспроизведения и частично самостоятельного поиска решения типовых учебно-познавательных задач. К этому типу относятся конструкторско-вариативные задания (конспект занятия, игры, проекты, модели и пр.). Третий тип заданий ориентирован на обучение студентов решению нетиповых поисковых задач на основе ранее наколенного опыта. Такие задания требуют выделения проблемы, ее формулировки, поиска и реализации способов решения. К этому типу относятся задания эвристического характера, к примеру, разрешение производственной ситуации. Четвертый тип заданий ориентирован на творческую деятельность, направленную на формирование способности устанавливать новые факты. К этому типу относятся исследовательские задания.

В изучении конкретного учебного предмета рекомендуется поочередное включение всех типов заданий. Для успешной организации и функционирования самостоятельной работы студентов

166

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

необходимо сочетание всех уровней и типов, выполнение которых предусмотрено требованиями к организации самостоятельной работы:

1. Учебно-познавательную самостоятельную работу студентов во внеаудиторное время необходимо ориентировать на формирование способности будущего работника (специалиста, магистра, бакалавра) действовать в различных проблемных (нетипичных, нестандартных) профессиональных ситуациях.

2. Организация внеаудиторной самостоятельной работы требует учета ее особенностей, акцентирования внимания преподавателя на результатах самостоятельной работы (способности действовать в различных ситуациях); понимание студентом не только предложенных преподавателем целей, но и их самостоятельное формирование и доведение до реализации, а также умение моделировать собственную деятельность (режим, условия, время, средства, методы, формы).

3. Необходимо повысить качество обратной связи. Преподавателю следует установить: выполняет ли студент именно то действие, которое запланировано, правильно ли его выполняет: формируется ли оно с должной мерой обобщенности, быстроты, точности и пр.

4. Основу внеаудиторной самостоятельной работы составляет новый для студента материал, новые познавательные задачи. При этом задания предусматривают постепенный переход от материальных действий к перцептивным, а затем к речевым. Планируется не только система действий, но и их качество (прочность, осознанность, разумность).

5. Понятие «качество аудиторной самостоятельной работы» ориентирует на системный подход, требующий учета факторов процессуальности и структуры: функционирования и развития; факторов соответствия определенной внешней среды, интересов человека ценностям общественной жизни.

6. Управление качеством организации самостоятельной работы необходимо ориентировать на образ (результат) деятельности, воплощенный в цели и соответствующий определенному типу качества деятельности.

7. Эффективная индивидуализация СРС предполагает наличие пакета домашних заданий по любой дисциплине, включающего все типы задач, методами решения которых студенты должны овладеть для успешного прохождения контроля; наличие четких методических указаний по ее выполнению; контроль выполнения; разработку учебных пособий междисциплинарного характера; четкое распределение заданий между членами группы при групповой работе.

Изучение языка проходит легче, если у обучаемого сформированы навыки самостоятельной работы по овладению ключевыми навыками в сфере говорения, чтения и письма. А. К. Макарова выделила основные приемы самостоятельной работы по иностранному языку, наиболее значимыми из которых представляются:

- приемы культуры речи и культуры слушания, приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

- общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);

- приемы сосредочения внимания, опирающиеся на использование разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т. д.

- общие приемы поиска дополнительной информации (работы с библиографическими справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями и ее хранение в домашней библиотеке [2].

С этой целью необходимо уточнить полномочия субъектов организации и исполнителей самостоятельной работы студента. Функции кафедры и ее профессорско-преподавательского коллектива состоят в том, чтобы:

- включить СРС в учебный план и расписание занятий с организацией консультаций на кафедре: разработать графики СРС с тем, чтобы приучить студентов постепенно к планированию собственной работы; организовать постоянные индивидуальные консультации и консультационную службу;

- ориентировать лекционные курсы на самостоятельную работу;

- создать систему заданий для самостоятельной работы по дисциплинам, включенным в перечень закрепленных за кафедрой: задания для СРС могут содержать 2 части - обязательную и факультативную, рассчитанную на более развитых и успешных студентов; разработать систему интегрированных межкафедральных заданий и заданий, предполагающих нестандартные решения;

- создать комплекс учебных и учебно-методических пособий для выполнения СРС, в том числе разработать инструкции и методические указания по выполнению заданий, список литературы;

- привлечь студентов к НИРС и по возможности - к созданию реальных

- проектов по заказам предприятий;

- организовать постоянный (рейтинговый) контроль.

Функции преподавателя при разработке заданий для самостоятельной работы предусматривают необходимость руководствования требованием профилирования своей дисциплины в соответствии со специальностью и ее «вкладом» в формирование конкретных компетенций (матрица компетенций), возможность не только углубления знания, а порождение нового на основе имеющегося. Профилирование заданий, таким образом, предусматривает в равной мере их прикладной характер, связанный со спецификой будущей профессии и методические особенности, связанные с формированием конкретного «профессионального мышления».

Технологическая сторона взаимодействия преподавателя и студентов предусматривает:

- разработку и выдачу заданий: создание задания, обеспечивающего познавательную деятельность студентов на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом или реконструктивном, творческом); индивидуализацию познавательной деятельности студентов; систему заданий, на основе задач постепенно возрастающей сложности; усиление внимания при определении вида задания на формы организации деятельности студентов (индивидуальное выполнение; выполнение в микрогруппе, паре, коллективно);

- уточнение цели, содержания задания при их выдаче;

- письменные методические рекомендации (инструкциями, указаниями) по их выполнению;

- консультацию по выполнению заданий в форме устного инструктажа, письменной инструкции, автоинструкции, которую дает себе студент в виде предписаний. В любом виде инструкции указываются время, отведенное для выполнения, требования к содержанию и оформлению, поощрения и санкции [5].

При повторной консультации осуществляется коррекция познавательной деятельности студентов, когда преподаватель оказывает им индивидуальную помощь.

Контроль осуществляется преподавателем в нескольких видах: корректирующий, констатирующий, самопроверка и самооценка студентом полученных результатов.

Таким образом, актуализация потенциала содержания самостоятельной работы студентов, организационно-педагогических условий и инструктивно-методической деятельности позволит эффективно формировать профессиональные компетенции работника.

Литература

1. Булынский Н. Н. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов вуза: проблемы организации и управления // Профессиональное образование: проблемы, поиски, решения: мат-лы III Межрегион. науч.-практ. конф. Челябинск; Магнитогорск, 1-2 нояб. 2005. С. 111-118.

2. Дронова О. А. Способы повышения эффективности самостоятельной работы по второму иностранному языку студентов профиля «мировая экономика»// XIX Державинские чтения. Институт управления и сервиса: мат-лы Общерос. науч. конф. февр. 2014 г. Тамбов, 2014. С. 235-239.

3. Копылова С. С. Развитие познавательной самостоятельности у студентов в процессе обучения иностранному языку // Язык профессиональной коммуникации в условиях межкультурного диалога: коллективная монография. Тамбов, 2013. С. 165-169.

4. Педагогика и психология высшей школы. Рос-тов/нД., 1998. С. 99-115.

5. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун [и др.] М., 2010.

6. Пидкасистый П. И. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения // Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей. М., 2002. С. 175-179.

* * *

ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

S. S. Kopylova

Independent work is presented as a component of formation of professional competence of the university graduate. The successful organization and functioning of independent work of students requires a combination of all levels and the types which performance is provided by requirements to the organization of independent work. Studying of language takes place easier if at the trainee skills of independent work on mastering key skills in the sphere of speaking are created, readings and letters and the technological party of interaction of the teacher and students is observed. Functions of the teacher when developing tasks for independent work provide need of the management of the requirement of profiling of the discipline according to specialty and its «contribution» to formation of concrete competences, opportunity not only knowledge deepening, and generation new on the basis of the available. Control is exercised by the teacher in several types: correcting, stating, self-examination and a self-assessment of the received results by the student.

Key words: independent work, professional competence, competent focused system of tasks, interaction «teacher student».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.