Научная статья на тему 'Организация и самоорганизация учебного времени студентов как ресурс современного высшего образования'

Организация и самоорганизация учебного времени студентов как ресурс современного высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1522
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипкина Алина Вячеславовна, Бойко Кристина Юрьевна

В статье рассматриваются проблемы организации и самоорганизации учебного времени студентов в процессе обучения в вузе с позиции интенсификации образовательного процесса, тайм-менеджмент, рассматривающего технологии организации времени и повышения эффективности его использования; представлены виды самоорганизации учебного времени: ситуативная (непосредственная, сиюминутная) и длительная (предварительная, заблаговременная, потенциальная).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и самоорганизация учебного времени студентов как ресурс современного высшего образования»

УДК 378

Скрипкина Алина Вячеславовна

доктор педагогических наук, доцент Краснодарского государственного университета культуры и искусств milena.555@mail.ru

Бойко Кристина Юрьевна

преподаватель Краснодарского президентского кадетского училища milena.555@mail.ru

Организация

И САМООРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ КАК РЕСУРС СОВРЕМЕННОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Alina V. Skripkina

doctor of pedagogical Sciences, associate professor. Krasnodar State University of Culture and Arts milena.555@mail.ru

Kristina Yu. Boiko

lecturer. Krasnodar Presidential Cadet School milena.555@mail.ru

Organization

AND SELF-ORGANIZATION OF EDUCATIONAL TIME OF STUDENTS AS RESOURCE OF MODERN HIGHER EDUCATION

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации и самоорганизации учебного времени студентов в процессе обучения в вузе с позиции интенсификации образовательного процесса, тайм-менеджмент, рассматривающего технологии организации времени и повышения эффективности его использования; представлены виды самоорганизации учебного времени: ситуативная (непосредственная,

сиюминутная) и длительная (предварительная, заблаговременная, потенциальная).

Ключевые слова: организация, самоорганизация, учебное время, интенсификация, тайм-менеджмент.

Annotation. The article deals with problems of organization and self-study time of students in the learning process at the university from the perspective of the intensification of the educational process, time management considering the technologies of time organizing and improving its use; types of self-study time are considered: situational (direct, momentary) and long (preliminary, advance, potential).

Keywords: organization, self-organization, educational time, intensification, time-management

Важнейшим элементом развития инновационного потенциала общества является высшее образование, которое формирует творчески активную социокультурную среду, запускает механизмы конструктивного отношения в региональном сообществе к инновациям как особо значимой личной и общественной ценности. Социокультурная ситуация в стране и регионе свидетельствуют, что в формировании эффективного образовательного учреждения важнейп^ является проблема развития личности студента. Успешность учёбы в высшем учебном заведении непосредственно сопряжена с личностным развитием студента, овладением им культурой самоорганизации. Процесс обучения в вузе рассматривается многими исследователями как переход из сферы репродуктивного обучения в сферу психических состояний и активного сознания, не доступных ни прямому, ни опосредованному внешнему контролю [1]. Это позволяет сделать вывод о том, что решающее значение в процессе обучения должно принадлежать контролю со стороны студента за собственными действиями, полному осознанию им целей и следствий своей деятельности, иначе говоря,

организации и самоорганизации своей образовательной деятельности.

В отечественной психолого-педагогической науке проблеме организации и самоорганизации времени уделено большое внимание [2]. По мнению ДБ. Эльконина, восприятие времени - это отражение в мозге объективной длительности, скорости, последовательности явлений и событий. Для восприятия времени у человека нет специального анализатора. В силу своих специфических особенностей (незримости, текучести, необратимости, непрерывности) время воспринимается через движение и ритм жизненных процессов или с помощью специального прибора.

В работах исследователей XXI в. широко обсуждается проблема, получившая название тайм-менеджмент, которая рассматривает технологии организации времени и повышения эффективности его использования [3]. Организация временЬ, как свидетельствует анализ источников, это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, потраченного на конкретные виды деятельности, при кото-

257

ром специально увеличиваются эффективность и продуктивность. Организация времени может помочь рядом навыков, инструментов и методов, используемых при выполнении конкретных задач, проектов и целей. Этот набор включает в себя широкий спектр деятельности, а именно: планирование, распределение, постановку целей, делегирование, анализ временных затрат, мониторинг, составление списков и расстановку приоритетов. Организация и самоорганизация времени включает сочетание процессов, инструментов, техник и методов [4], действие которых направлено на оптимизацию целостной образовательной системы в вузе. В качестве целей деятельности вуза, направленной на развитие учебного процесса, может рассматриваться некоторое идеальное состояние системы, связанной с интенсификацией учебного процесса, что требует грамотного управления процессами организации времени [5].

Анализ теоретических источников показал - исследователи едины во мнении: это понятие применимо по отношению к какому-либо процессу; процесс интенсификации тесно связан с качественными изменениями в деятельности. Поворот к интенсификации любой деятельности, в том числе и образовательной, означает, что в руководстве ею на всех уровнях регуляции внимание переключается на качество и эффективность, с промежуточных временных результатов на конечные, с количественных изменений за меньшее время на обновление, на использование наукоемких технологий, на инновационные интерактивные образовательные преобразования [6].

По мнению СИ. Архангельского, интенсификация учебного процесса в вузе означает повышение качества обучения и одновременно снижение временных затрат за счет использования активизирующих средств, форм и методов обучения, оптимальной содержательной наполненности времени для учебной и самостоятельной работы студентов с учетом физиологических и психических норм нагрузок [7]. И.А. Зимняя выделяет основные параметры, характеризующие интенсивное обучение: объем усваиваемого учениками или студентами материала; количество и вариативность усваиваемых приемов работы; плотность общения субъектов образования на уроке; активизацию психических резервов личности [8, с. 56]. Следовательно, эффект интенсификации заключается не только в увеличении объема информации за единицу времени, но и в повышении активности студентов при отсутствии утомляемости, при этом следует учитывать максимальное наполнение учебных предметов современными научными знаниями на основе специфического динамического взаимодействия, соединения учебного процесса с наукой, диалектического взаимодействия и взаимодополнения воспроизводящих и творческих процессов в структуре учения, развитие интереса и мотивации к учению.

Анализ проблемы в работах отечественных исследователей свидетельствует, что переход на интенсивный путь обучения в высшей школе должен осуществляться путем поиска более эффек-

тивных и рациональных способов организации и самоорганизации студентов. Следует учитывать, что самоорганизация - базовое свойство личности, заключающееся в её способности к саморазвитию, саморегуляции, организации и самоорганизации, это умение обучаемого без систематического внешнего контроля, без помощи и стимуляции преподавателя, самостоятельно и рационально организовать и провести свою учебную деятельность по осуществлению принятых целей обучения [9, с. 159].

Широко используется понятие «самоорганизация личности студента», «личностная самоорганизация студента», представляющая собой упорядоченную совокупность целей и мотивов саморазвития, навыков самоконтроля и саморегуляции психических состояний, способностей к самоанализу и адекватной самооценке, преимущественно самостоятельно и целенаправленно сформированную и развиваемую в процессе обучения в вузе [10, с. 61]. В основе самоорганизации личности студента находятся не только знаниевые и деятельностные характеристики, но и волевые и оценочные свойства. Самоорганизация определяет направленность личности на результаты своих образовательных усилий, на формирование позиции, на возможности взаимодействовать с другими людьми (преподавателями, сокурсниками и др.).

В контексте организации и самоорганизации студентов учебного времени значимой является самообразовательная деятельность, которая обладает ситуативной и длительной характеристиками. Ситуативная (непосредственная,

сиюминутная) самоорганизация представляет собой состояние соответствующей мобилизованности на решение конкретных задач в соответствующих обстоятельствах и условиях, при этом мобилизация и самомобилизация обуславливают процесс формирования профессиональных качеств обучаемых. Данный вид самоорганизации характеризуется высокой активностью, подвижностью и подвержен влиянию многих факторов, имеющих место в каждой конкретной ситуации, на каждом временном отрезки учебного процесса [11]. Длительная (предварительная, заблаговременная, потенциальная) самоорганизация формируется заранее в результате специально ориентированной деятельности. В отличие от ситуативной, она действует и проявляется постоянно и представляет собой важную предпосылку формирования готовности студентов к организации учебного времени. В педагогическом аспекте организации и самоорганизации учебного времени наибольший интерес представляет именно длительная самоорганизация, так как данное состояние может быть сформировано и способно развиваться при определенных условиях. Обладая устойчивостью, длительная самоорганизация позволяет достичь стабильных результатов, способствует развитию волевых качеств личности.

Таким образом, мы придерживаемся такой точки зрения, при которой элементы процесса самоорганизации рассматриваются в одном ряду с личностными характеристиками, детерминирующи-

258

ми способность к организации и самоорганизации как психологическое качество, при котором учитывают личностные качества субъекта, способные сыграть свою роль в результатах деятельности студентов в процессе обучения в вузе. Эффективная интенсификация организации и самоорганизации учебной деятельности студен-

Литература:

1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л. : ЛГУ, 1974. Вып. 2. С. 3-15.

2. Адлер Г. Практика эффективного использования времени. СПб. Питер, 2002. 125 с.; Архангельский Г. Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы. СПб. : Питер, 2003. 365 с.; Эль кин Д.Г. Восприяти е времени. М. : Изд-во АН РСФСР, 1962. 309 с.

3. Архангельский Г. Тайм-менеджмент. Полный курс / Г. Архангельский, М. Лукашенко, Т. Телегина, С. Бехтеров. М. : «^ьпина Паблишер», 2012. 312 с.; Горбачев А. Та йм-менеджмент в два счета. СПб. : «Питер», 2009. 256 с.

4. Скрипкина А.В. Педагогические условия и компоненты формирования готовности студентов к организации учебного времени в процессе самообразовательной деятельности / А. В. Скрипкина,

К.Ю. Бойко // Политематический сетевой электронный научный журнал. 2013. № 4.

5. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М. : Знание, 1987. 78 с.; Гусевская, О.В. Интенсификация процесса обучения в вузе как фактор личностно-профессионального становления будущего учителя : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2005. 21 с.

6. Туравец HP. Интерактивные формы обучения аспирантов в контексте межкультурной коммуникации // Культурная жизнь Юга России. 2012. № 4. С. 73-76.

7. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М. : Высшая школа, 1976. 200 с.

8. Зимняя ИЛ. Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы. 2-е изд., доп., перераб. М., 2003. 342 с.

9. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М. : Наука, 1980. 230 с.

10. Афанасьева НА. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности. Фундаментальные исследования. 2008. № 2. С. 60-61.

11. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М. : Нар. образование, 2001.493 с.

тов - способность научной организации умственного труда (НОУТ), само-менеджмента (персонального менеджмента) и тайм-менеджмента (управления временем), навыки и умения планирования своей жизни, своих дел как на день, неделю, месяц, год, так и на перспективу, в соответствии с вызовами нашего времени.

Literature:

1. Anan’ev B.G. K. To the psychophysiology of student's age / Under the editorship of B.G. Anan'ev, N.V. Kuzmina // Modern psychology and pedagogical problems of the higher school. L. : LSU Press, 1974. V. 2. P. 3-15.

2. Adler G. Practice of effective use of time. SPb.: Piter, 2002. 125 p.; Arkhangel'skii G. Time-management: from personal efficiency to development of firm. SPb. : Piter, 2003. 365 p.; Elkin D.G. Perception of time. M. : AS RSFSR Press, 1962. 309 p.

3. Arkhangel’skii G. Time-management. Full course / G. Arkhangel'skii, M. Lukashenko, T. Telegin,

S. Bekhterov. M. : Alpina Pablisher, 2012. 312 p.; Gorbachev I. Time-management in two twos. SPb. : Piter, 2009. 256 p.

4. Skripkina A. V. Pedagogical conditions and components of formation of readiness of students for the organization of school hours in the course of selfeducational activity / A.V. Skripkina, K.Yu. Boiko // Polythematic network electronic scientific magazine. 2013. № 4.

5. Babanskii Yu.K. Intensification of the process of training. M. : Knowledge, 1987. 78 p.; Gusevs-kaya O.V. Intensification of the process of training in higher education institution as a factor of personal and professional formation of future teacher : abstract of thesis ... cand. pedagogical sciences. Irkutsk, 2005. 21 p.

6. Turavets N.R. Interactive forms of education of graduate students in the context of cross-cultural communication // Cultural life of the South of Russia. 2012. № 4. P. 73-76.

7. Arkhangel'skii S.I. Lectures on the scientific organization of educational process at the higher school. M. : The higher school, 1976. 200 p.

8. Zimnyaya I.A. Strategy of education in educational system of Russia: approaches and problem. 2nd prod., add. and rev. M., 2003. 342 p.

9. Konopkin O.A. Psychological mechanisms of regulation of activity. M. : Science, 1980. 230 p.

10. Afanas’eva N.A. Self-organization - a factor of success of educational activity // Basic researches. 2008. № 2. P. 60-61.

11. D’yachenko V.K. New didactics. M. : Public education, 2001.493 p.

259

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.