Научная статья на тему 'Организация и проведение учебной практики десятиклассников в рамках программы «Оптоинформатика в средней школе»'

Организация и проведение учебной практики десятиклассников в рамках программы «Оптоинформатика в средней школе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Н. В., Златов А. С.

Функционирование программы «Оптоинформатика в средней школе» в рамках факультета фотоники и оптоинформатики направлено на профессиональное ориентирование школьников и стимулирование их интереса к изучению физики оптических явлений, в особенности тех ее разделов, которые определяют развитие информационных технологий нового поколения. Методика проведения занятий по данной программе разработана для школьников разного возраста и уровня подготовки. Неотъемлемым элементом повышения интереса к физике является участие школьников в научно-исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Н. В., Златов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение учебной практики десятиклассников в рамках программы «Оптоинформатика в средней школе»»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ОПТОИНФОРМАТИКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ» Н.В. Андреева, А.С. Златов

Функционирование программы «Оптоинформатика в средней школе» в рамках факультета фотоники и оптоинформатики направлено на профессиональное ориентирование школьников и стимулирование их интереса к изучению физики оптических явлений, в особенности тех ее разделов, которые определяют развитие информационных технологий нового поколения. Методика проведения занятий по данной программе разработана для школьников разного возраста и уровня подготовки. Неотъемлемым элементом повышения интереса к физике является участие школьников в научно-исследовательской работе.

Важным компонентом профориентационных занятий по программе «Оптоинфор-матика в средней школе» факультета фотоники и оптоинформатики является ежегодная летняя учебная практика 10-х классов. Основной контингент участников представлен учащимися физико-математического лицея № 30 и классической гимназии № 610, являющихся базовыми школами факультета фотоники и оптоинформатики, и участниками программы «Оптоинформатика в средней школе», проявившими наибольший интерес к научной деятельности факультета, в особенности к кафедре фотоники и оптоин-форматики. Существует четкий критерий отбора участников данной практики. В течение учебного года проводится подготовительная работа с заинтересованными учителями физики и школьниками 10-х классов для более успешного проведения практики.

Фото 1. Проведение эксперимента в учебной лаборатории

Летняя учебная практика учащихся 10-х классов состоит из трех основных этапов: лекционный курс «Оптоинформатика» для школьников, выполнение научно-исследовательских работ и выступление на школьной конференции в ФМЛ № 30. Лекционный курс «Оптоинформатика», разработанный для студентов Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики и адаптированный к уровню знаний школьников 10-х классов, дает представление об идеях, направлениях и достижениях в данной области. Лекторы, высококвалифицированные сотрудники кафедры фотоники и оптоинформатики, уделяют большое внимание вопросам терминологии данной научно-технической области, описанию физических явлений, связанных с лабораторными работами. Неотъемлемым компонентом практики является посещение учебных лабораторий и теоретических занятий не только на кафедре фотоники и оптоинформатики, но и на кафедре оптоинфо-мационных технологий и материалов факультета фотоники и оптоинформатики. Участники практики распределяются по группам, у каждой из которой есть индивидуальный куратор. Распределение по группам ведется в соответствии с предварительными пожеланиями участников практики и уровнем подготовки к тематике данной работы. После знакомства с теоретической основой данных практических работ, доступной литературой, участники приступают к выполнению лабораторных работ (фото 1).

Фото 2. Обработка результатов эксперимента в компьютерном классе

После обработки полученных экспериментальных данных участники практики приступают к подготовке презентаций и выступлений на конференции. Большим плюсом комплекса «Оптоинформатика» является удобное расположение основных помещений комплекса - лаборатории, лекционного зала и компьютерного класса, что позволяет значительно повысить результативность проводимой практики. При подготовке

докладов и презентаций участники используют последние публикации в областях физики, связанных с темой их работ. Обработка результатов производится на современном оборудовании в компьютерном классе кафедры фотоники и оптоинформатики под руководством кураторов групп. Подготовка к презентации идет под руководством общего куратора по подготовке докладов (фото 2).

Ежегодная летняя учебная практика десятых классов заканчивается выступлением на школьной конференции. Перед школьной конференцией проводится выступление перед преподавателями кафедры с обсуждением результатов практики. Каждая группа выступает со своим докладом, после которого участниками практики и кураторами других групп задаются вопросы. После этого подводится предварительный итог летней практики. В 2006 году это мероприятие проводил декан факультета фотоники и опто-информатики Сергей Аркадьевич Козлов.

Далее представлены темы практических работ, выполняемых школьниками десятых классов:

• полупроводниковые лазерные источники излучения;

• оптический световод;

• световой жгут;

• демультиплексор оптической линии связи;

• изобразительная голография;

• полупроводниковые приемники оптического излучения в устройствах оптоинфоматики;

• стекла для волноводных оптических усилителей света.

Конференция проводится на территории ФМЛ № 30 с участием преподавателей и участников других учебных практик (фото 3).

Фото 3. Выступление на конференции в ФМЛ №30

По итогам работы на учебной практике и выступления на конференции выставляется оценка за практику. Всем участникам выдаются свидетельства об участии в практике (фото 4).

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Златову Андрею

ученику Физико-математического лицея №30 г, Санкт-Петербурга б том, что он принимал участие и успешно закончил учебную практику «оптоинформатика» на факультете Фотоники и Оптоннформатнки ИТМО-ГОИ.

За время учебной практики изучил физические принципы работы и исследовал основные характеристики лазерных модулей, изготовленных на основе полупроводниковых гетероструктур. Выступил с сообщением о проделанной работе на школьной конференции и представил материалы для публикации трудов практики.

Благодарим за активное участие, желаем дальнейших успехов!

Руководители практики

Зам. директора ФМЛ.№30 В.О. Шурухин

Зам. декана ФФиОИ О.В. Андреева

июнь 2004г.

Фото 4. Свидетельство об окончании учебной практики

Как показывают ежегодные отзывы, летняя учебная практика оставляет яркий след в воспоминаниях школьников, которые в 11 классе становятся абитуриентами, а впоследствии - и студентами факультета фотоники и оптоинформатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.