Научная статья на тему 'Организация и проведение педагогического эксперимента по изучению рефлексии'

Организация и проведение педагогического эксперимента по изучению рефлексии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИЯ / REFLECTION / РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / REFLECTIVE ACTIVITY / УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / PRIMARY SCHOOL TEACHER / УРОВНИ РЕФЛЕКСИИ / LEVELS OF REFLECTION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ / TEACHING EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султаналиева Шайыркул Карыпбековна

В данной статье описываются ход и этапы педагогического эксперимента по изучению рефлексии студентов будущих педагогов. Приводятся результаты определения уровней рефлексирования учителей начальных классов, участвовавших в констатирующем эксперименте. Определяется соотношение уровней рефлексирования и педагогического стажа учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение педагогического эксперимента по изучению рефлексии»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Организация и проведение педагогического эксперимента по изучению рефлексии Султаналиева Ш. К.

Султаналиева Шайыркул Карыпбековна /Sultanalieva Shaiyrkul Karypbekovna - старший

преподаватель, кафедра педагогики и технологии обучения, Нарынский государственный университет имени С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье описываются ход и этапы педагогического эксперимента по изучению рефлексии студентов - будущих педагогов. Приводятся результаты определения уровней рефлексирования учителей начальных классов, участвовавших в констатирующем эксперименте. Определяется соотношение уровней рефлексирования и педагогического стажа учителей начальных классов. Abstract: this article describes the course and stages of teaching students to study the reflection of the experiment - the future teachers. The results determine the levels reflexing primary school teachers involved in ascertaining experiment. Determine the ratio of reflexing levels and experience in teaching primary school teachers.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная деятельность, учитель начальных классов, уровни рефлексии, педагогический стаж.

Keywords: reflection, reflective activity, a primary school teacher, the levels of reflection, teaching experience.

Для эффективного решения задачи формирования у студентов - будущих педагогов основ рефлексивной деятельности надо провести педагогический эксперимент, который был своевременно и успешно проведен.

В соответствии с целью и задачами нашего научного исследования педагогический эксперимент был проведен в три этапа:

Первый этап. В целях определения исходного состояния научной проблемы в педагогическом эксперименте было проведено тестирование среди учителей начальных классов, прошедших курсы повышения квалификации в Центре повышения квалификации и переподготовки при НГУ имени С. Нааматова.

Второй этап. С целью определения комплексных знаний по педагогике (Педагогика 1) проведено исследование среди студентов первого курса, обучающихся по направлению «Педагогика и методика начального образования» в Иссык-Кульском государственном университете имени К. Тыныстанова, Нарынском государственном университете имени С. Нааматова и Кыргызско-узбекском университете. Кроме этого, проведено исследование по определению уровня рефлексии студентов.

Третий этап. С целью определения комплексных знаний по педагогике (Педагогика 2) проведено исследование среди студентов второго курса, обучающихся по направлению «Педагогика и методика начального образования» в Иссык-Кульском государственном университете имени К. Тыныстанова, Нарынском государственном университете имени С. Нааматова и Кыргызско-узбекском университете. Провели диагностику изменений уровня рефлексии у студентов экспериментальных и контрольных групп.

В рамках социологического исследования среди учителей начальных классов, прошедших курсы повышения квалификации в 1999-2000 учебном году и в 2000-2001 учебном году, было проведено анкетирование. В указанных учебных годах различия в

результатах тестирования учителей были минимальны, поэтому общие результаты даны по двум учебным годам. Разделение учителей начальных классов, участвовавших в социологическом исследовании по педагогическому опыту, дано в таблице 1.

Таблица 1. Учителя, участвовавшие в анкетировании

Общее количество Педагогический стаж

участвовавших учителей до 5 лет с 6 до 10 лет с 11 до 15 лет больше 16 лет

123 18 33 43 29

(15 %) (27%) (35%) (23 %)

Учителям, участвовавшим в анкетировании, в целях определения уровня рефлексивной деятельности, был предложен тест А. В. Карпова [1]. В этом тесте всего 27 вопросов, направленных на всестороннее раскрытие рефлексивных умений и навыков человека.

Определение результатов теста, разработанного А. В. Карповым, осуществляется следующим образом. 15 вопросов из предоставленных 27 вопросов являются прямыми. Они: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25 вопросы. А остальные 12 вопросов являются обратными. В определении результатов ответы прямых вопросов слагаются, ответы обратных вопросов слагаются с учетом их отражения (обратности) [1, с. 42-43].

Таблица 2. Интервалы определения уровней рефлексии

Интервал 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Балл от до 80 81 101 108 114 123 131 140 148 157 выше 176

до 99 107 113 122 130 139 147 156 171

Рефлексию разделяют на три уровня:

1. Низкий уровень, если результаты приходятся к 4 интервалу или интервалу ниже от него.

2. Средний уровень, если результаты приходятся от 5 до 7 интервала.

3. Высокий уровень, если результаты приходятся к интервалу выше 7. Согласно этой методике было определено, что уровни рефлексирования учителей

начальных классов зависят от их педагогического стажа. В нашем случае были получены следующие результаты, которые отражены в таблице 3.

Таблица 3. Уровни рефлексирования учителей начальных классов, участвующих в анкетировании

Уровни рефлексирования, в %

№ Педагогический стаж низкий средний высокий очень высокий

1 До 5 лет 36 44 20

2 От 6 до 10 лет 22 48 23 7

3 От 11 до 15 лет 28 46 21 5

4 Выше 16 лет 30 48 19 3

Всего 29 47 20 4

Как показывают результаты эксперимента, уровни рефлексирования учителей начальных классов изменяются в зависимости от их педагогического опыта. Большинство молодых учителей, только приступивших к работе в школе (до 80%) не анализируют свою деятельность регулярно, непрерывно. Ни один из них не может проводить рефлексию на самом высоком уровне. Рост педагогического опыта учителей начальных классов сначала оказывает положительное влияние на

47

рефлексию, но к сожалению, обнаруживается, что педагогический опыт после десяти лет отрицательно влияет на рефлексивную деятельность. Значит, в деятельности по рефлексированию, молодые учителя и учителя с многолетним стажем испытывают трудности.

Литература

1. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии. М.: ИП РАН, 2002. 303 с.

Предпосылки исследования профессиональной рефлексии студентов - будущих учителей начальных классов Султаналиева Ш. К.

Султаналиева Шайыркул Карыпбековна /Sultanalieva Shaiyrkul Karypbekovna - старший

преподаватель, кафедра педагогики и технологии обучения, Нарынский государственный университет имени С. Нааматова, г. Нарын, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье рассматриваются предпосылки исследования профессиональной педагогической рефлексии студентов - будущих учителей начальных классов. Проводится экскурс истории изучения рефлексии в системе науки. Особое внимание уделяется формированию рефлексии у студентов в процессе обучения.

Abstract: this article discusses the research background of professional pedagogical reflection of students - future teachers of initial classes. There are guided tours exploring the history of reflection on the system of science. Particular attention is paid to the formation of reflection among students in the learning process.

Ключевые слова: рефлексия, студент - будущий педагог, профессиональная рефлексия, рефлексивная деятельность, педагогическая рефлексия. Keywords: reflection, the student - the future teacher, professional reflection, reflective activity, pedagogical reflection.

В последнее время в психолого-педагогических исследованиях возрастает интерес к профессиональной рефлексии в педагогической деятельности преподавателей общеобразовательных школ, в том числе и учителей начальных классов. Эта актуальная проблема современной педагогики активно изучалась в Российской Федерации, результаты исследований опубликовывались, и это создало весьма благоприятные предпосылки для проведения исследований в данном направлении. Например, Б. З. Вульфов, Н. И. Гуткина, Г. И. Давыдова, Г. П. Звенигородская, А. В. Карпов, В. В. Пономарева, Е. Н. Ткач, Т. Ф. Ушева, Г. П. Щедровицкий и многие другие ученые в своих трудах исследовали различные аспекты рефлексии, рефлексивной деятельности. Однако корни этого понятия уходят в древние, глубинные слои философской мысли человечества.

В философской литературе интересующему нас понятию дается следующее определение: «РЕФЛЕКСИЯ - понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; деятельность самопознания, раскрывающая специфику душевно-духовного мира человека» [2, с. 445]. Таким образом, рефлексия охватывает внутренний мир человека, его деятельность по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.