Научная статья на тему 'Организация и проведение дидактических игр в технологическом вузе'

Организация и проведение дидактических игр в технологическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2683
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ИМИТАЦИЯ / МОДЕЛЬ / НОМЕНКЛАТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханнанова-фахрутдинова Л. Р., Хацринова О. Ю., Иванов В. Г.

Рассмотрена сущность дидактических игр как одной из форм активи-зации обучения и интеллектуального развития студентов; психолого-педагогические и методические принципы организации и проведения дидакти-ческих игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ханнанова-фахрутдинова Л. Р., Хацринова О. Ю., Иванов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of didactic games is examined as one of the activating forms of education and intellectual development of students; psychological pedagogical and methodical principles of organization and performing of didactical games.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение дидактических игр в технологическом вузе»

Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова, О. Ю. Хацринова, В. Г. Иванов

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Ключевые слова: организация, компетенция, дидактическая игра, имитация, модель,

номенклатура.

Рассмотрена сущность дидактических игр как одной из форм активизации обучения и интеллектуального развития студентов; психологопедагогические и методические принципы организации и проведения дидактических игр.

The essence of didactic games is examined as one of the activating forms of education and intellectual development of students; psychological pedagogical and methodical principles of organization and performing of didactical games.

В сфере образования сегодня происходит процесс модернизации. В связи с переходом человечества в новую постиндустриальную эпоху своего существования, в течение нескольких следующих столетий инженерное образование, очевидно, изменится больше, чем за все триста с лишним лет, прошедших с момента возникновения.

Ежегодно обновляется значительная часть профессиональных знаний, которыми должны овладеть инженеры, учителя, врачи и другие специалисты. Поэтому современное образование должно быть ориентировано на формирование профессиональных компетенций, а также готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе. Для разделения общего и частного в часто используемых в педагогической литературе понятиях компетенция и компетентность, дадим их определения. Так, по мнению А.В. Хуторского, «компетенция это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [1].

Как показывает вузовский опыт, традиционные формы обучения как лекции, лабораторные и семинарские занятия в значительной степени исчерпали себя. По мнению П.И. Пидкасистого, « период полураспада компетентности специалистов (своеобразная единица устаревания знаний специалистов) для инженера, сокращается в каждом десятилетии» [2]. Кроме того, эта компетентность, обусловлена новыми требованиями рыночной экономики: необходимость проявлять предприимчивость, инициативу, конкурентоспособность; умение гибко реагировать на конъюнктуру рынка, быстро выдвигать всевозможные решения и выбирать из них самое рациональное.

Для формирования этих качеств личности специалиста необходимо использовать методы и формы активного обучения. Одной из таковых является игровая технология. В настоящее время накоплен большой опыт создания и применения игр в учебном процессе. Сущность дидактической игры состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а также в том, что она переводит указанные цели в реальные результаты.

В игре развивается продуктивное творческое поисковое мышление студентов, но не вообще, а применительно к выполнению будущих должностных обязанностей и функций.

В ходе игры имеется возможность отменить решение, которое оказалось неудачным, вернуться назад и принять другое, для того чтобы определить его преимущества и недостатки по сравнению с уже опробованными. При этом одна и та же игровая ситуация может проигрываться несколько раз, для того чтобы дать возможность студентам побывать в разных ролях и предложить для них свои решения. Возможности применения игр рассматриваются нами для подготовки специалистов легкой промышленности.

Учебные дидактические игры развивают и закрепляют у студентов навыки самостоятельной работы, умение профессионально мыслить, решать задачи и вести управление коллективом, принимать решения и организовывать их выполнение. В ходе игры у обучающихся вырабатываются не только общеучебные, но и профессиональные умения и навыки:

- сбора и анализа информации, необходимой для принятия решений в легкой промышленности;

- принятие решений в условиях неполной или недостаточно достоверной информации, оценка эффективности принимаемых решений, необходимых для создания новых моделей одежды;

- анализ определенного вида творческих (дизайнерских, конструкторских, технологических, экономических и др.) задач;

- установление связей между различными сферами будущей профессиональной деятельности, а именно дизайнерским эскизом, конструкцией модели, технологией ее изготовления и способами продаж;

- работы в коллективе, выработке коллегиальных решений с использованием приемов группового решения;

- абстрактного и образного мышления как основы эффективного творческого использования системного подхода к исследованию процессов и явлений.

С позиции системного анализа игра является открытой системой. В которой деятельность участников основана на информации, поступающей по линии обратной связи с постоянным диагностированием реакций партнеров. Игра может быть рассмотрена и как саморегулируемая система. Она вырабатывает основу свободных, творческих отношений равноинформированных партнеров.

Для более четкого определения рассмотрим понятия игра, модель и имитация более подробно.

В отечественной психологии и педагогике «игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры» [3].

Понятие модель трактуется в отечественной литературе, как «система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы - оригинала» [3]. Модель - это всегда замещение реально существующего объекта, процесса, явления, осуществляемое с помощью различных средств.

Что касается термина имитация, то в педагогической литературе его часто используют как эквивалент слов модель, моделирование. Однако имитация - это «есть не что иное, как машинная реализация полностью формализованной модели»[4].

Процесс имитации реально включается в наше поведение в повседневной жизни, а отсюда становится интересным использование его для дальнейшего развития метода моделирования.

В современной литературе разными авторами приводится большое множество классификаций типов и видов игр. В основном они носят поверхностный, эмпирический характер, и как таковые мало, что могут дать для теории игрового обучения.

На наш взгляд важной является позиция следующих авторов С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнникова, С.М. Тюнниковой. В вопросе классификации учебных игр основным для них является критерий содержания. Содержательные признаки, включаемые в классификацию учебных игр, являются одновременно формальными определениями содержания понятия об игровом обучении. Цель анализа эмпирического материала заключается в составлении перечня определений, используемых при формальном описании учебных игр (номенклатура игр). Для удобства пользования номенклатура разбита на три группы с тематическими заголовками. Группировка проводилась по типологическому принципу так, чтобы определения, входящие в одну группу, нельзя было бы подвести под рубрику другой (рис.1) [5].

Учебные игры

1 г

Дидактич< (академические, обучаюп питательные и еские игры ще, образовательные, вос-педагогические)

Мотивация

- развлекательные игры

- азартные игры

-актерские игры

-индивидуальные игры (игры с природой)_______________

- коллективные (командные) игры

- соревновательные (игры-состязания)

- результативные игры

Рис. 1 - Схема номенклатуры учебных игр

Механизмы

- имитационные игры

- проблемные (эвристические) игры

- сюжетные игры (драма, инсценировки)

- ситуационные игры________________

- творческие игры (манипуляционные, строительные)

- настольные игры

- языковые игры

- абстрактные игры

Процесс

-ролевые (организационные и функциональные) игры

- военные игры

- деловые игры

(управленческие, операционные, экономические)_________

- производственные (технологические, технические) игры

- спортивные игры (игры с правилами)

- формальные игры

Как любой другой метод, игра в обучении полифункциональна и может быть использована для формирования и развития разных психологических свойств и качеств личности. Так, среди функций игрового обучения можно выделить инструментальную - формирование умений и навыков; гностическую - формирование знаний и мышления; социальнопсихологическую - формирование коммуникативных качеств студента. Наряду с названными в игровом обучении чаще всего реализуются диагностическая, мотивационная, моделирующая, организационная и креативная функции, а также функции контроля и коррекции.

Игра как метод обучения отличается не только активностью участников, но и большим, по сравнению с традиционными методами, интеллектуальным и психическим напряжением студентов. Преподаватели разрабатывая, планируя и проводя игровые занятия, должны ясно представлять себе и учитывать их психофизиологические особенности.

Для преподавателя дидактические игры являются довольно трудоемким видом учебных занятий. Подготовка к проведению требует как глубокого понимания процесса обучения в новых условиях, так и больших временных затрат педагога. Однако если взвесить все преимущества игр, то окажется, что выгода от их применения значительно перекрывает затраты на их разработку. Разумеется, целесообразность разработки игры необходимо ставить в соответствии с объемом дисциплины, целями и задачами, решаемыми при ее изучении, вкладом в профессиональную подготовку студентов.

В подготовке дидактической игры можно выделить следующие операции [6]:

- выбор темы и диагностика исходной операции;

- формирование целей и задач;

- определение структуры;

- диагностика игровых качеств дидактической игры;

- диагностика объективных обстоятельств.

Д.В. Чернилевский [6] и Н.В. Борисова [7] считают, что важными параметрами структуры дидактической игры являются ее конструктивные свойства, отражающие функциональное единство целей, структуры и содержания игры (рис.2).

Компонентами игровой модели являются сценарий, правила, цель, роли, функции игроков. Игровая модель (рис.2) имеет игровые цели - дидактические (обучающие) и воспитывающие.

Стержнем игровой модели является сценарий. Одним из основных элементов сценария является предмет игры. Он отражает предмет той деятельности, которую участники игры реализуют в рамках осваиваемой профессии.

Следующим элементом игровой модели является комплект ролей и функции игроков. Они адекватно отражают профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Для того чтобы игра носила организационный характер и протекала как управляемая форма учебной деятельности, она должна иметь определенные правила. Неотъемлемым структурным элементом игровой модели должна быть система оценивания.

Методическое обеспечение дидактической игры представляет собой ее текстовое и графическое оформление. На наш взгляд обязательными материалами в методическом обеспечении дидактических игр должны быть:

- исходная информация об игре (проспект игры), позволяющий участникам игры быстро составить представление о ее содержании и направленности;

- методические рекомендации к подготовке и проведению игры, как общие по всей игре, так и по отдельным ее этапам;

- набор различных форм бланковой и другой документации, необходимой для выполнения и фиксации участниками всех действий в игре и их оценке.

ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

Цель игры Сценарий игры

Конспект ролей и функций игроков Предмет игры

Правила игры Содержание противоречений или конфликта

Содержание сценария Графическая модель и последовательность ролевого взаимодействия участников игры

Методическое обеспечение игры

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ

Модель предмета профессиональной деятельности Модель процесса профессиональной деятельности

Объект имитации

Рис. 2 - Структурная схема дидактической игры

При практической реализации дидактических игр возможна адаптация выше описанных элементов игры, за исключением трех: объекта имитации, целей игры и содержания конфликтных ситуаций.

В литературе по дидактическим играм практически нет единства в вопросе и организации этапов дидактических игр, поэтому попытаемся сформулировать их с позиции имеющегося опыта.

Структура дидактической игры обычно предусматривают несколько стадий: подготовительный этап, вводная часть, собственно дидактическая игра, анализ результатов и подведение итогов игры (рис.3) [8].

Решение о включении игры в учебный план принимается на этапе разработки общего графика обучения по специальности. Перед этим выявляются и устанавливаются узловые точки в подготовки специалистов, в которые целесообразно ввести игровые методы обучения. Лучше размещать их в учебном плане так, чтобы каждое занятие требовало накопления знаний не по одной, а по нескольким смежным дисциплинам. Педагогическая практика ведущих вузов России показывает, что целесообразно планировать и проводить в каждом семестре 1-2 игры и не менее 2-3 игровых занятий типа имитационных упражнений, анализа конкретных ситуаций, разыгрывания профессиональных ролей.

Планировать время проведения игры следует после прочтения основного лекционного курса, а также необходимо согласовать время ее проведения с общим графиком работ, выполняемых в семестре.

Важно при проведении учебных игр их информационное обеспечение, которое включает: описание закладываемой в игровое занятие ситуации, регламент проведения и критерии оценки игры, нормативные и справочные документы.

Этап подготовки Разработка игры - разработка сценария - план дидактической игры - общее описание игры - подготовка материального обеспечения

Ввод в игру - постановка проблем, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей -формирование групп -консультации

Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником

Межгруппо-вая дискуссия - выступление групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов

Этап анализа и обобщения - вывод из игры - анализ, рефлекация - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации

Рис. 3 - Этапы организации дидактической игры

Существенную роль в увеличении эффективности игрового процесса играет заключительный этап игры. Обсуждение итогов игры целесообразнее проводить методом конференции, чтобы каждый имел возможность высказать свое мнение о занятии. Конференция заканчивается выступлением преподавателя и экспертов, которые не только подводят общий итог, но и дает оценку работе каждого участника.

Таким образом, нами был проведен анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме организации и использования дидактических игр в учебном процессе. Это позволило выявить наиболее общие педагогические и организационные моменты в реализации дидактических игр применительно к условиям технологического университета в рам-

ках подготовки специалистов легкой промышленности. Разработанные нами дидактические игры внедрены в учебный процесс подготовки данных специалистов.

Литература

1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002г. - Центр «Эйдос».www.eidos.m/news/compet.htm.e-mail/:info@eidos.m.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидка-систый. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 144 с.

3. Краткий психологический словарь. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

4. Прюдом, Р. Имитационные модели города/ Р. Прюдом, Ж. Брюнетьер, Г. Дюпю. - М.: Про-

гресс, 1979. -185 с.

5. Занько, С.Ф. Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения. В 2-х ч. Ч. 1 /

С.Ф. Занько, Ю.С. Тюнников, С.М Тюнникова. - М., 1992. - 269 с.

6. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов/ Д.В. Чернилевский. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437 с.

7. Новые методы и средства обучения (Вып. 2(6)). Конструирование деловых игр и т.д./ под ред. Н.В.Борисовой. - М.: Знание, 1988. - С.54-78.

8. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко //Народное образование. - 1998. - №3. - С.43.

© Л. Р. Ханнанова-Фахрутдинова - ст. преп. каф. конструирования одежды и обуви КГТУ; О. Ю. Хацринова - канд. техн. наук, доц. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ; В. Г. Иванов - д-р пед. наук, проф, зав. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.