ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гусева С. Г. Организация и проведение дебатов на английском языке со студентами языкового профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76212. htm.
ART 76212 УДК 372.881.1
Гусева Светлана Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Института иностранных языков ФБГОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск [email protected]
Организация и проведение дебатов на английском языке со студентами языкового профиля
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением дебатов на английском языке со студентами языкового профиля. Обозначается актуальность использования дебатов как образовательной технологии в области иноязычного образования. Анализируется ряд ключевых терминов, на основе их анализа предлагается унифицированное определение дебатов как вида учебной и внеучебной деятельности. Дается подробное описание структуры дебатов, в основу которых положен формат Карла Поппера. Разъясняются функциональные обязанности и зоны ответственности команд и других участников дебатов. Уточняются ожидаемые результаты проведения дебатов на английском языке в области иноязычного образования. Перечисляются умения, навыки и компетенции, которые формируются параллельно. Анализируется потенциал дебатов с точки зрения организации самостоятельной работы. Представлены ожидания с позиции студента - участника дебатов. Подводятся итоги.
Ключевые слова: иноязычное образование, образовательная технология, дискурсивная компетенция, самостоятельная работа, аргументация, критическое мышление, творческое мышление.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Несмотря на долгую историю существования, дебаты как образовательная технология находятся в центре внимания методистов сравнительно недавно. Популяризация дебатов как элемента демократии и как вида молодежной деятельности происходит на уровне государственной политики, во время предвыборных кампании и так далее. Однако нас больше интересует потенциал использования дебатов на английском языке в области языкового профиля. Занимаясь этой проблемой с 2000 года, мы пришли в ряду важных выводов, которые позволили нам обобщить потенциал данной образовательной технологии с различных точек зрения [2], [7] и подготовить учебно-методическое пособие в соавторстве с С. А. Филон [3]. В настоящий момент мы используем опыт работы для организации и проведения дебатов на английском языке в рамках дисциплины по выбору «Основы риторики и публичного выступления». Используются тренинги и открытые дебаты, в которых участвуют студенты языковых профилей подготовки Петрозаводского государственного университета.
Для того чтобы унифицировать формат и выработать единое понимание принципов и подходов, мы предлагаем придерживаться следующего определения. Дебаты - публичный спор (обсуждение) с заранее намеченными оппонентами, в котором представлены две противоположные точки зрения на какую-либо общественно важную проблему; целью обсуждения является представить свое ви-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гусева С. Г. Организация и проведение дебатов на английском языке со студентами языкового профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76212. htm.
дение проблемы, при этом точка зрения должна быть подкреплена доказательствами в виде аргументов. Данное определение было сформулировано нами на основе изучения ряда дефиниций. Приведем некоторые. «Дебаты» (от фр. débats) представляют собой: прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании [6, с. 191]; прения, обсуждение вопроса [5, с. 157]; аргументированное обсуждение спорного вопроса или формальное и официальное обсуждение вопроса [8, с. 349]. Глагол «дебатировать» обозначает «обсуждать, вести дебаты» [5, с. 157]; обсуждать вопрос формально в процессе принятия решения или нахождения выхода из сложившейся ситуации или обдумывать вопрос перед принятием решения [8, с. 349].
В основу дебатов на английском языке, который мы используем в своей работе, положен формат К. Поппера. Он не противоречит основным принципам ведения дебатов, но, как показали наши наблюдения, является эффективным с точки зрения временной экономичности и процесса подготовки. Структурно процедура дебатов выглядит следующим образом. Две команды - the Affirmative и the Negative -рассматривают тезис (proposition) c противоположных точек зрения. Перед началом дебатов ведущий (the Chair) проводит голосование среди зрителей или членов жюри/экспертов, выясняя, сколько человек поддерживает тезис, сколько настроено против, кто не имеет собственного мнения по обсуждаемому вопросу. Голосование необходимо для определения команды-победителя по окончании дебатов.
Во вступительном слове представители команд определяют актуальность темы; дают пояснение терминам, рассматриваемым в общей канве обсуждения; обосновывают аспекты рассмотрения данной темы; представляют аргументы, которые будут доказываться командой; переходят к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности); заканчивают четкой формулировкой общей линии команды.
Затем начинается презентация аргументов от каждой команды (2 или 3 аргумента в зависимости от количества участников). После каждого аргумента команде-оппоненту предоставляется возможность задать вопросы. Цель вопросов - доказать некомпетентность участника в данной проблеме. После презентации аргументов предоставляется слово зрителям. Это могут быть вопросы из зала, адресованные конкретному выступающему или команде в целом. Зрители высказывают свое впечатление либо о проблеме, либо о выступлениях той или иной команды. В заключительном слове суммируются аргументы. После окончания дебатов (the Chair) вновь проводит голосование среди зрителей или членов жюри/экспертов, определяет, как изменились мнения и настроения зала, и объявляет победителя. Побеждает та команда, чьи аргументы оказались более убедительны и смогли изменить результаты первичного опроса перед началом события.
Все выступления ограничены по времени: 3 минуты на вступление и заключение, 7-8 минут на аргументы. Общее количество времени на проведение дебатов -от 40 до 60 минут. Временные затраты на подготовку к дебатам (тренингу или открытым дебатам) варьируются от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от того, планируется ли использовать элементы данной образовательной технологии во время аудиторной работы, или участники проводят подготовку к внеклассному мероприятию.
Во время подготовки и проведения дебатов для участника важными представляются заинтересованность поднятой проблемой, умение мыслить критически, найти информацию, позволяющую аргументировано представить свою точку зрения, равно как умения понять оппонента, воздействовать на него, используя продуманные сообщения, логически и структурированно. Благодаря данной технологии происходит развитие подготовленной и неподготовленной речи в ситуациях, требующих
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гусева С. Г. Организация и проведение дебатов на английском языке со студентами языкового профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76212. htm.
четкости выступления. Студенты учатся конструировать сжатые высказывания и аргументы, содержащие личное мнение. Противопоставление различных точек зрения позволяет адекватно оценить полученную информацию. Параллельно происходит формирование личностно аргументированной позиции, навыков и умений критически воспринимать информацию; прививаются организационные навыки, формируется умение структурировать свое выступление в канве общей темы или относительно выступлений других участников; студенты учатся работать в команде.
Дебаты предоставляют возможность студентам заранее подготовиться в рамках самостоятельной работы, которая носит поэтапный характер. В процессе сбора информации развиваются и совершенствуются информационные умения, происходит восприятие и анализ информации из различных источников, формируются основные мнения и суждения. Ведется активная работа по преобразованию информации, в основе которой лежат критический и творческий типы мышления. Гибкий механизм подготовки позволяет вовлечь в работу значительное количество студентов, что способствует становлению межличностных отношений внутри коллектива и прививает умения работать в команде, где каждый принимает на себя ответственность за общий результат.
Как показывает практика нашей работы, организация и проведение дебатов на английском языке позволяют реализовать ряд конкретных целей в области изучения иностранного языка. В области говорения развиваются умения подготовленной и неподготовленной монологической и диалогической речи, студенты учатся использовать различные виды высказываний: они информируют, аргументируют, выясняют. В области аудирования происходит восприятие иноязычной речи на слух, общее и детальное ее понимание с последующим использованием информации для формулировки вопросов. Конспектирование во время выступления команды-соперника для последующего использования информации, написание собственного выступления, тезисов или опоры способствуют формированию навыков и умений письменной речи. Во время подготовки к дебатам студенты работают с информацией, представленной в различной форме. Анализ текстов различных типов развивает изучающее, просмотровое, поисковое виды чтения. Так как темы для обсуждения варьируются от бытовых до общественно политических, значительным образом увеличивается словарный запас студентов. Помимо этого, их речь обогащается различными речевыми клише, позволяющими, например, привлечь внимание собеседника, извиниться, задать вежливый вопрос и так далее. Правильное фонетическое и интонационное оформление выступления способствует более высокому уровню понимания его со стороны команды-соперника и слушателей; обучаемые осознают значимость речи, грамотно оформленной фонетически, в том числе влияние эмфатического ударения и так называемых драматических пауз, интонем, позволяющих усилить воздействие на зрителей. Использование сложных по структуре предложений, формулировка уточняющих (закрытых), восполняющих (открытых) и провокационных (улавливающих) вопросов помогает сделать высказывание более сложным с точки зрения синтаксиса; аналогично, применение риторического вопроса позволяет обогатить высказывание, стимулируя речемыслительную деятельность участников.
Как образовательная технология дебаты направлены на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков. Помимо этого, дебаты способствуют формированию дискурсивной компетенции, которая представляет собой знание различных типов дискурсов и владение правилами их построения с учетом ситуации общения [4, с. 9] или способность воспринимать и порождать тексты различных жанров в соответствии с коммуникатив-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Гусева С. Г. Организация и проведение дебатов на английском языке со студентами языкового профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S19. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76212. htm.
ным намерением говорящего или пишущего в рамках определенной ситуации общения [1, с. 77].
Таким образом, организация и проведение дебатов на английском языке решает целый комплекс задач и служит формой работы, приобщающей студентов к требованиям как современной системы образования, так и вызовам повседневной жизни. Вне всякого сомнения, дебаты как образовательная технология могут и должны стать основой для формирования риторической компетенции, концепция которой в настоящий момент находится в стадии формирования в методике преподавания языков и культур.
Ссылки на источники
1. Головина Н. П. Формирование дискурсивной компетенции у учащихся старших классов при обучении письменной речи // Методики обучения иностранным языкам в средней школе / [отв. ред. М. К. Колкова] - СПб.: КАРО, 2006. - С. 77-93.
2. Гусева С. Г. Формирование гражданской позиции будущих учителей на основе технологии «дебаты» // Сб. материалов научно-педагогического конгресса «Воспитание духовности и любви к Отечеству: наука, образование, культура, религия. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. - С. 165-167.
3. Гусева С. Г., Филон С. А. Дебаты: за и против: учебное пособие для студентов старшей и высшей школы, изучающих английский язык // Дебаты: за и против: учеб. пособие для студ. старшей и высшей школы, изучающих английский язык. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. - 59 с.
4. Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - С. 9-13.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.- М., 1993. - 960 с.
6. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Сов. энцикл., 1964. - 784 с.
7. Guseva S. G. Debate as an Extra-Curricular activity and an element of lesson planning in teaching English as a foreign language - Languages with no borders. - Joensuu, 2003. - P. 32-34.
8. Longman Dictionary of Contemporary English. Third Edition with New Words Supplement. - Longman: Pearson Education Limited, 2001. - 1668 p.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЛ
Поступила в редакцию Received 08.10.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.10.16
Принята к публикации Accepted for publication 10.10.16 Опубликована Published 18.10.16
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Гусева С. Г., 2016
www.e-koncept.ru
977230412016670