Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОДВИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОДВИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1021
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РЫНОК КНИГОТОРГОВЛИ / МАРКЕТПЛЕЙС / МАРКЕТИНГ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / BOOK TRADE / DIGITALIZATION / BOOKSELLING MARKET / MARKETPLACE / MARKETING / ONLINE STORE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова Н.А., Изотова А.Г.

В данной статье рассматривается организация книжной торговли в сети Интернет и способы ее продвижения. В результате проведенного анализа данной отрасли выявлена тенденция стабильного роста продаж печатной книги в Интернет-канале, роста продаж электронных и аудиокниг. Сделан вывод о значимости интернет-канала, как одного из перспективных направлений сбытовой политики книжной торговли, в частности маркетплейсов - как крупнейших торговых площадок. В работе даны рекомендации по продвижению интернет-магазина книжной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND PROMOTION BOOK TRADE IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

This article discusses the organization of book trade on the Internet and its ways to promote it. As a result of the analysis of this industry, the trend of stable growth in sales of printed books in the Internet channel, growth in sales of electronic and audiobooks was revealed. The conclusion is made about the importance of the Internet channel as one of the promising areas of sales policy of the book trade, in particular, marketplaces - as the largest trading platforms. The paper provides recommendations for promoting an online book store.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОДВИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОДВИЖЕНИЕ КНИЖНОЙ ТОРГОВЛИ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВИЗАЦИИ

Н.А. Литвинова, магистрант А.Г. Изотова, магистрант Университет ИТМО (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10801

Аннотация. В данной статье рассматривается организация книжной торговли в сети Интернет и способы ее продвижения. В результате проведенного анализа данной отрасли выявлена тенденция стабильного роста продаж печатной книги в Интернет-канале, роста продаж электронных и аудиокниг. Сделан вывод о значимости интернет-канала, как одного из перспективных направлений сбытовой политики книжной торговли, в частности маркетплейсов - как крупнейших торговых площадок. В работе даны рекомендации по продвижению интернет-магазина книжной продукции.

Ключевые слова: книжная торговля, цифровизация, рынок книготорговли, маркет-плейс, маркетинг, интернет-магазин.

В результате распространения сети Интернет и цифровых технологий в последние годы наблюдается падение спроса на печатную продукцию, и наоборот возрастает доля продаж электронных и аудио-книг. Торговля печатными книгами в розничных магазинах становится менее выгодной, так как издержки продавцов оказываются более высокими чем затраты при торговле через Интернет. Торговля книгами через Интернет сводит к минимуму затраты, так как не нужно арендовать торговые помещения, тратить средства на большой штат, оборудование и т.д.

Сегодня у большинства издательств продажи книг через интернет-магазины составляют от 17% до 33% объёма реализации. Так, например, у издательства

«Росмэн» - 17%, «Эксмо» - 33%. Для быстрорастущих компаний доля интернет-продаж может доходить до 35-44%; для издателей книг учебно-методического направления, напротив, опускаться до 5-7%. Ведущие игроки рынка школьных учебников («Просвещение», «Дрофа» и др.) только 1,5-4,7% от объёма реализации книг продают через Интернет. Доля Интернет-торговли в целом по стране составляет 23,2% от общего оборота рынка книг [3]. Эта доля растет с каждым годом и будет расти дальше с повышением уровня циф-ровизации экономики.

Далее рассмотрим динамику продаж печатной книги в Интернет-канале за последние 8 лет, она представлена на рисунке.

% 30

20

10

-10

-20

21,0 16,6 P 29,3 / 19,0

7,9 10,t 10,5 5,8 > 11,?/

5,3 11,4 10,9

4,9 s,a >

2012 2013 \2Q14 J * 201S 2016 2017 2018 2019

-9,2

■В денежном выражении

"В натуральном выражении

Рис. Динамика продаж печатной книги через интернет-магазины, в % к предыдущему году [1]

Journal of Economy and Business, vol. 10-2 (68), 2020

В 2019 г. сохранилась отрицательная динамика выручки в несетевой книжной рознице, которая наблюдается на протяжении ряда последних нескольких лет. Причина этого во многом заключается в усилившемся «оттоке» покупателей в интернет-каналы, а также росте популярности электронных книг [1]. Сегодня отечественные издательства используют интернет-канал в качестве одного из перспективных направлений сбытовой политики, однако не все из них сотрудничают со специализированными интернет-

магазинами, ограничиваясь возможностями собственных интернет-ресурсов.

Основным трендом развития торговли книгами через Интернет в последние годы стало усиление популярности маркетплей-сов - то есть непрофильных интернет-магазинов. Эти торговые площадки имеют огромные ресурсы, как финансовые, так и иные, конкурировать с ними на рынке издательствам и другим магазинам становится все сложнее. Лидерами по прадажам книг в 2019 году стали компании: «OZON», «Лабиринт» и «Wildberries» [3]. Несмотря на непрофильность маркетплей-сов в сфере книготорговли, они проводят различные маркетинговые мероприятия по пропаганде чтения, например: рассылку информации о книжных новинках, проведение тематических книжных недель на сайте, проведение конкурсов рисунков детей.

Рассмотрим более подробно какие книги пользуются наибольшим спросом при торговле через интернет. Данные статистики свидетельствуют о том, что наибольшую долю в обороте книг через интернет занимает детская литература, на втором месте художественная, далее учебная. Из этих данных можно сделать вывод, что продажи именно этих категорий литературы может быть наиболее эффективной при организации интернет-магазина по продаже книг [4].

Далее рассмотрим содержание страниц интернет-магазина печатной продукции. На сайте страницы интернет-магазина по продаже книг можно получить полную информацию об издании, так же, как если бы мы находились в магазине, но, кроме

этого, присутствует и дополнительная информация. Например, мы можем прочитать отзывы читателей об этой книге, получить рекомендации экспертов чем эта книга может быть интересна, прочитать сторонние рецензии. Так же, можно получить информацию какие книги покупают вместе с этой, за сколько дней она может быть прочитана, у кого она вызвала интерес и т.п. Все эти маркетинговые мероприятия способствуют продвижению книги на рынке [2].

Кроме рынка бумажной книги в Интернет-канале есть еще 2 ниши: рынок электронных и аудиокниг. Рассмотрим их более подробно. Говоря о рынке электронных книг в России, следует отметить, что его объём в 2019 г. достиг отметки в 6,51 млрд руб. и составляет уже 8,4% от оборота печатной книги в России. Самым быстрорастущим сегментом рынка электронных книг не только в России, но и в мире является рынок аудиокниг. Сегодня его оборот в России составляет 1,4 млрд. руб., при этом его прирост в 2019 г. по отношению к 2018 г. составил 59% [5].

В результате проведенного анализа сделаем выводы о том, как продвигать собственный интернет-магазин книг. В среде книготорговли между интернет-магазинами ведется ожесточенная конкурентная борьба за лидерство. Конкурировать с крупными торговыми площадками сложно, поэтому лучше выбирать узкую нишу. Охват всех категорий требует широкого и разнообразного ассортимента. Это является большим первоначальным вкладом. Можно также сузить целевую аудиторию, чтобы повысить углубленность и специализацию, например продавать только детские книжки. После создания интернет-магазина по продаже книг и его запуска необходимо его правильно продвигать, а именно: создавать качественный контент, использовать кросс-маркетинг, мероприятия оффлайн, продвижение через социальные сети.

Таким образом, торговля книгами через интернет-канал в настоящее время осуществляется по следующим направлениям: торговля печатными изданиями, электронными книгами и аудиокнигами. Во всех

Journal of Economy and Business, vol. 1Q-2 (öS), 2Q2Q

этих нишах идет рост в последние годы, в нескольких дел одновременно. В отноше-отличие от обычных книжных магазинов. нии продвижения собственного интернет-Особенно интересен в мировой статистике магазина можно сделать вывод о предпоч-факт существенно роста продаж аудио- тительности выбора узкой ниши, так как книг. Это может свидетельствовать о том, конкурировать на рынки с крупными мар-что люди заменяют чтение прослушивани- кетплейсами в настоящее время достаточ-ем, совмещая таким образом выполнение но сложно.

Библиографический список

1. Журнал «Книжная индустрия». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bookind.ru.

2. Ленский Б.В. Книжная торговля: прошлое, настоящее и будущее. - М.: Моск. гос. унт печати, 2010. - 154 с.

3. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ. ред. В.В. Григорьева. - М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2019. - 97 с.

4. Кубышко М.В. Перспективы развития электронного книгоиздания в России / М.В. Кубышко, И И. Ординарцев // Вестн. Моск. ун-та МВД России. - 2018. - №5. - С. 5863.

5. Компания «ЛитРес». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litres.ru

ORGANIZATION AND PROMOTION BOOK TRADE IN THE CONTEXT

OF DIGITALIZATION

N.A. Litvinova, Graduate Student A.G. Izotova, Graduate Student

Saint Petersburg State University of Information Technologies, Mechanics and Optics (Russia, St. Petersburg)

Abstract. This article discusses the organization of book trade on the Internet and its ways to promote it. As a result of the analysis of this industry, the trend of stable growth in sales of printed books in the Internet channel, growth in sales of electronic and audiobooks was revealed. The conclusion is made about the importance of the Internet channel as one of the promising areas of sales policy of the book trade, in particular, marketplaces - as the largest trading platforms. The paper provides recommendations for promoting an online book store.

Keywords: book trade, digitalization, bookselling market, marketplace, marketing, online store.

Journal of Economy and Business, vol. 1Q-2 (öS), 2Q2Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.