Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ПРЕРОГАТИВЫ КРЕСТЬЯНСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ПРЕРОГАТИВЫ КРЕСТЬЯНСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВЫЕ ПРЕРОГАТИВЫ КРЕСТЬЯНСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX В.)»

суда приговорен к наказанию розгами, то подвергнуть его телесному наказанию без разрешения земского начальника никто не имел права, а земский начальник имел право заменить осужденному наказание розгами арестом.

Волостной суд находился под постоянным надзором земского начальника, который его и ревизовал не менее 2 раз в год. Председатель и судьи находились в его полном подчинении, как и все лица крестьянского самоуправления, и подлежали ответственности наравне с ними1. Волостные суды неправильно принимали некоторые решения, которые затем отменялись по решению суда.

В 1902 г. прокурор Симбирского окружного суда, расследовав факт незаконного сноса по требованию станового пристава Тронова надворных строений крестьянки П.Г. Лазаревой, проживающей в селе Порецком Алатырского уезда, отменил его. Решение о сносе было принято на основании незаконного решения волостного суда. В результате вмешательства прокурора справедливость была восстановлена2.

Таким образом, волостные суды были важнейшим элементом крестьянского сельского самоуправления, сыгравшими значительную роль в развитии других институтов.

1 См.: Общественное положение. 1902. Ст. 139, 123, 200; Положение о Земских Начальниках.

Ст. 68.

2 См.: Государственный архив Ульяновской области, ф. 108, оп. 50, д. 83, л. 73.

С.Т. Артемова,

кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова И.А. Чуканов,

доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой Ульяновского государственного университета М.М. Ионеско,

доцент Ульяновского государственного педагогического университета им.И.Н. Ульянова

Организация и правовые прерогативы крестьянского самоуправления в дореволюционный период (конец XIX - начало XX в.)

Для современной историко-правовой науки немаловажным является опыт организации исполнения должностных обязанностей выборными лицами крестьянского общинного самоуправления в середине XIX — начале XX в. Главным управляющим и организующим деятельность крестьянской общины лицом являлся сельский староста1, в его же ведении находились и

1 См.: Общественное положение. 1902. Ст. 62, п.1.

другие лица, избранные для разных общественных нужд, такие, например, как сборщик податей, смотритель хлебозапасного магазина, опекуны малолетних сирот, лесные, ночные, полевые сторожа, — лица, несущие то или иное общественное дело, общественную обязанность. Эти люди избирались сходом к исполнению своих обязанностей, и общество платило им небольшие денежные средства. После избрания и утверждения начальством староста давал клятву перед сходом в присутствии местного священника с обязательством «творить возложенную на меня обязанность по чистой совести без всякого в чью-либо пользу лицеприятия, поступать во всем соответственно званию, мною принимаемому, памятуя, что я во всем должен буду давать ответ перед законом и перед Богом на страстном суде Его. В удостоверении сего целую слова и Крест Спасителя моего. Аминь»1. Кроме того, сходом избирались: кандидаты (кандидат) в волостные судьи, кандидаты на волостной сход, уполномоченные обществом в разные места для ведения всякого рода общественных дел. Исследование показывает, что от 15 до 25% всех членов схода были охвачены общественно полезной деятельностью.

По закону лицо, которое могло быть избрано в сельские старосты, должно быть обязательно одним из домохозяев данной общины, он не должен быть моложе 25 лет, обязательно отличаться хорошим поведением, не находиться под следствием и судом и не должен быть наказанным по суду телесно. Любой крестьянин, избранный обществом в старосты, от предложенного выбора отказаться был не вправе, кроме некоторых случаев. Он мог отказаться, если: 1) был старше 60 лет; 2) уже служил старостой по выбору общества; 3) был тяжело болен и поэтому не в силах исполнять свои обязанности. Нельзя было выбрать общинника, отсутствующего в селении, по паспортной книжке, если прошло больше года после того, как ему выдана книжка. Существовали ограничения по выбору старостами лиц со стороны, т.е. не входящих в состав членов конкретного схода. Их можно было выбирать только тогда, когда больше некого выбрать из числа находящихся постоянно дома2. Избранное лицо вступало в свои права и обязанности тотчас после избрания, если только земский начальник не посчитал нужным приостановить избирательный приговор. В таком случае до разрешения дела нес службу старосты бывший выборный или его кандидат3.

Кандидатура старосты всегда тщательно обговаривалась среди крестьян. На эту должность старались выбрать уважаемого и смекалистого крестьянина, но в то же время способного прислушиваться к чужим советам. В своих обществах сельские старосты были хозяевами, и крестьяне признавали их власть4.

Существовал и механизм, позволяющий отрешить от должности старосты некомпетентное лицо либо лицо, избранное ошибочно. Неправильно избранного на должность старосты имел право по его просьбе или по собственному усмотрению освободить от службы или же ходатайствовать об отмене избира-

1 Центральный Государственный архив Республики Мордовия (далее — ЦГА РМ), ф.р. 472, оп. 1, д. 2, л. 13.

2 См.: Общественное положение. 1902. Ст. 189 (прим.).

3 См.: Высоч. Утв. Мнение Государственного Совета 28 декабря 1892 г. по делу Шамардина.

4 См.: Архив Интерцентра. Материалы историко-социологического исследования «Социальная структура советского села» / рук. Т. Шанин и В.П. Данилов.

о

тельного приговора перед уездным съездом мировых судей земский начальник. Был и другой путь. Проштрафившегося или «неправильно» выбранного старосту по просьбе земского начальника, прибывшего на сход, могло освободить от должности и само общество1. Если выборами недовольна 1/5 часть домохозяев, то они могут подать земскому начальнику жалобу на избрание, но не позднее 7 дней со дня выборов. Тогда земский начальник может назначить вторые выборы в своем присутствии.

Сельский староста являлся хозяином сельского общества, вел весь общественный распорядок, имел над избравшими его власть наложения взысканий без суда. Другие выборные должности тоже были важны: сборщик постоянно имел на руках общественные деньги, сторожа несли серьезные обязанности, добросовестное исполнение которых было очень важным для общества, и т.д. Старо- 1 ста, избранный обществом, должен был служить 3 года, по истечению которого " необходимо было проводить перевыборы, а срок службы избираемого сборщика X податей составлял 1 год2. Назначенное обществом жалование выборному не могло и 5 быть уменьшено сходом раньше конца срока выборов3, но могло быть увеличе- о -о но, если общество решало это сделать4. В очень большом количестве мелких ш о обществ сельский староста являлся одновременно и магазинным, и сборщиком. Однако были случаи, когда в старосты обществом назначали людей без их желания, с целью досадить им, чтобы заставить назначенных на эти должности лиц откупаться от вновь приобретенных обязанностей. Такие случаи доходили до Правительствующего Сената, вызывали озабоченность и ответные меры. Для того ф ш чтобы поднять ответственность обществ за избрание на должности старост неком- о

петентных людей, на общества была возложена коллективная ответственность Л ф

0 а

5 ф

: -о : ф : "о . о

ф ^

за финансово-экономические результаты их деятельности5.

Исследование показывает, что некоторые старосты находились на должности многие годы без замены. В этих обществах и порядка было больше: служа ° § долго, староста и закон узнавал, и общественное дело, и каждого отдельного | ^ человека, был способен дать хороший совет благодаря большому опыту. Таких о | старост и начальство очень ценило, просило вышестоящие инстанции (уезд- ш •§ ные и губернские правления) о награждении их похвальными листами, меда- ° ш лями, почетными кафтанами. х ф

Следует особо подчеркнуть, что, имея право освободить старосту до срока ) 1 выборов по его просьбе, общество не имело права уволить его до срока выборов только потому, что обществу староста не понравился6. Уволить старосту досрочно имел право только уездный съезд мировых судей по представлению уездного начальника или по жалобам на него домовладельцев.

Структурная организация сельского общинного управления сложилась за- Ц . .

долго до крестьянской реформы 1861 г. и оставалась практически неизменной .

-

1 § & 3

См.: Положение о Земских Начальниках. 1902. Ст. 31. ® § 5

2 См.: Там же. Ст. 186, 188. § § §

3 &

См.: Общественное положение. 1902. Ст. 195 (прим.).

См.: Решение Правительствующего Сената. 1891. № 4689 (В.143).

См.: Решение Правительствующего Сената. 7 марта 1877 г. № 2418 (В.52); Уложение о наказаниях. Ст. 360.

6 Общественное положение. 1902. Ст. 199, 194.

до революции 1917 г. По закону оно состояло из сельского схода и сельского старосты. Кроме сельского старосты общество могло выбирать и других должностных лиц: сборщиков податей, смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц, лесных и полевых сторожей и т.п. Староста выбирался сходом на 3 года, имел печать, должностной знак, и общество платило ему жалование. Плату получали писарь и сборщик подати, остальные сельские должностные лица исполняли обязанности без оплаты и в большинстве случаев, по данным обследования Вольного экономического и Русского географического обществ, освобождались от несения мирских натуральных повинностей1.

Как отдельные крестьяне были соединены между собою в селения и общества для управления и разрешения общих хозяйственных дел, так и сельские общества для управления общими для всех хозяйственными делами и осуществления крестьянского суда были соединены в волости. В волость соединялись смежные между собою сельские общества одного уезда, отстоящие от волостного села не дальше 12 верст, в которых было не менее 300 ревизских душ мужского пола и не более 2000 всех остальных членов семей2. Бывали, конечно, и исключения из этого правила, когда волости были более малочис-I ленные по населению, особенно в малонаселенных местностях России.

Хозяйственные нужды обществ, входящих в волость, разрешались во-^ лостным сходом, который находился под председательством им же выбран-

< ного волостного старшины (последний выбирался из всех должностных лиц

0 волости и из выбираемых ежегодно крестьян — по одному от каждых

< 10 дворов). Созывался волостной сход волостным старшиной только с ведо-с ма и с разрешения земского начальника3. Собравшиеся члены волостного ^ схода должны были соблюдать тот же порядок, что и на сельском сходе, т.е. ^ не употреблять спиртные напитки, вести себя прилично, обсуждать дела н без ругани, шума и беспорядков. Волостной сход имел право решать только

1 те вопросы, которые ему были предоставлены законом, в противном случае с подлежал наказанию и волостной сход, как и всякий сход, ведущий себя

5 иначе4.

<

^ Вопросы, рассматриваемые на волостном общинном сходе, отличались от ^ тех, которые рассматривались на поселенных сходах. На волостных сходах рас-^ сматривались следующие дела:

1) выбор должностных лиц волости и назначение им жалованья;

2 2) избрание гласных от крестьян в уездное земское собрание и назначение им жалованья;

3) опека над сиротами лиц, приписанных к волости, жительствующих не

§ в сельских обществах, но в пределах волости, или же безземельных; ° 4) все общественные и хозяйственные дела, касающиеся целой волости;

5) обеспечение призрения и открытие новых школ в масштабе целой волости;

6) избрание уполномоченных для хождения по делам всей волости;

1 См.: Российский Государственный исторический архив (далее — РГИА), ф. 91, оп. 2, д. 768, л. 3 об; д. 777, л. 7 об., 17, 19, 21, 30, 36, 48, 86 об., 175, 358 об.

2 См.: Общественное положение. 1902. Ст. 50 (прим. 2).

3 См.: Там же. Ст. 86, 87, 92.

4 См.: Решение Правительствующего Сената. 1889. № 5089 (В.71).

7) назначение денежного сбора в интересах волости и раскладка его между обществами, входящими в волость;

8) учет должностных лиц волости;

9) выдача письменной доверенности представителям волости, которым было доверено хождение по делам волости;

10) утверждение приговоров сельских обществ, имеющих менее 300 душ, связанных с удалением из общества порочных членов;

11) рассмотрение всех прочих дел, по которым по закону требовалось согласие или ведение волостного схода.

Волостные правления на свои нужды собирали по 3 коп. в год с каждой души мужского пола. В 1871 г. по Чердаклинской волости было собрано 1328,3 руб., по селу Чердаклы — 859,3 руб. Они были израсходованы по следующим статьям: годовое жалованье волостного старшины — 120 руб.; годовое жалованье волостного писаря — 210 руб.; годовое жалованье помощника писаря — 60 руб.; двум сторожам волостного правления — 144 руб.; караульщику у околицы — 35 руб.; ш полицейскому сотнику — 28,3 руб.; церковному караульщику — 196 руб.; на наем въезжего дома (квартиры) — 41,6 руб.; на содержание 3-х волостных лошадей — 290 руб.; на сдачу рекрутов — 74 руб.

Наиболее ответственной была должность волостного старшины. Как правило, старались выбрать на эту должность человека честного, состоятельного, § ф чтобы он мог покрыть возможные убытки из своих личных средств. Выбирали ш 3 человека грамотного для того, чтобы старшина мог работать самостоятельно и не зависел от волостного писаря. Кроме того, по закону требовалось, чтобы он § ш был постоянно деятелен и энергичен, добросовестен1. (-5

Так как должность волостного старшины отнимала у него почти все время § р от своих собственных дел, ему устанавливалось хорошее жалование (как пра- ш | вило, это были суммы не менее 150 руб. в год). Законом был четко определен x о круг обязанностей волостного старшины. Общая его обязанность состояла в том, что он был ответственен за сохранение общего порядка, спокойствия и х| благополучия в волости. Кроме того, он исполнял целый ряд серьезных поли- ¡ц цейских обязанностей, был обязан следить за правильностью осуществления

в =1

о "о

"о ш

ф со

со о

о со

3 г

5 5

о

о "о

ш

крестьянских проектов, утвержденных сходами, следил за действиями всех х 5

§

• а

сельских старост, чтобы они делали свое дело, но своею властью их наказывать он не имел права. Волостной старшина наблюдал за отбыванием всех повинностей, выдавал паспорта и вообще имел огромное количество самых разнообразных дел.

Старшина, как и всякое должностное лицо крестьянского самоуправления, был подчинен непосредственно земскому участковому начальнику. Как и всякое ^ ^ ц другое должностное лицо, старшина мог быть оштрафован земским начальником ' ^ или арестован в дисциплинарном порядке, без суда. Однако для того, чтобы о ° попасть под арест, волостной старшина должен был совершить серьезный просту- о § § пок. Как правило, это были ставшие достоянием случаи поборов и превышения ° й § своих должностных полномочий. За серьезные правонарушения участковый

143

1 См.: Общественное положение. 1902. Ст. 98.

земский начальник имел право отдать проштрафившегося волостного старшину под суд1. Такие случаи бывали нередко. Проштрафившийся волостной писарь, немедленно отсидев срок назначенного ареста, мог быть уволен земским начальником без права подачи всяких жалоб.

31 мая 1887 г. имел место факт непристойного поведения волостного старшины Федора В., который незаслуженно оскорбил нецензурными словами крестьян и незаконно их арестовал на 3 суток. По ходатайству прокурора Сыз-ранский уездный съезд мировых судей Симбирской губернии на своем заседании отменил незаконное решение волостного старшины, а по факту допущенных им в отношении крестьян злоупотреблений возбудил против нерадивого руководителя дисциплинарное производство2.

Существовало и такое понятие, как волостное правление. По закону волостное правление — это сбор всех должностных лиц волости, с которыми по многим делам старшина в своих действиях советовался, а по некоторым делам даже не имел права действовать без постановления волостного правления. Некоторые постановления волостного правления должны были записываться в особую книгу. Писарь по закону никакой власти не имел, он должен был I только ясно и четко записывать распоряжения волостного старшины, схода, правления и суда, если в нем участвовал; наблюдал же за ним во всех отноше-^ ниях волостной старшина. Волостному правлению было предоставлено право

< увольнения волостного писаря, если он проштрафился или не должным обра-

0 зом выполнял возложенные на него обязанности3. ш

< Таким образом, до революции существовала стройная система сельского с самоуправления, должностные лица которого четко знали как свои права, так

^ обязанности, возложенные на них крестьянскими обществами.

< -

1 1 См.: Общественное положение. 1902. Ст. 98, 100, 101, п. 5, 201, 103, 198, 200-204, 205. 2 См.: Государственный архив Ульяновской области, ф. 108, оп.1, д. 24, л. 105.

^ 3 См.: Общественное положение. 1902. Ст. 29, 105,107,108,112, 107, п. 3; Указание Прави-с тельствующего Сената. 1887. № 482 (В. 77).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ск <

ш О

ш <

о. а

144

о о о сч

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.